Программа вокального ансамбля Сударушки
Скачать 43.23 Kb.
|
Утверждаю: Директор МАУ ТМР «Центр культуры и досуга «Вернисаж» ____________ С.В. Горецкая «01» _января 2019 г. Программа вокального ансамбля «Сударушки» на 2019 год Разработал: руководитель клубного формирования МАУ ТМР «Центр культуры и досуга «Вернисаж» Шлык Е.С. д. Железный Перебор, 2019 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Как сделать свою жизнь интересной, насыщенной? Есть масса способов. Немногим счастливчикам удаётся найти себя в любимой работе. Другие занимаются спортом. Третьи с упоением отдаются искусству. Вокальный ансамбль является одним из предметов, входящих в специальный цикл дирижерско-хоровых дисциплин, цель которого – повышение качества подготовки специалистов и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. Ансамблевое пение, как и хоровое, – наиболее распространенная форма музыкального воспитания. В условиях современной жизни ансамблевое пение приобрело довольно широкую популярность, поэтому профессиональная подготовка певцов и руководителей вокальных ансамблей является одной из актуальных задач обучения молодых специалистов, оканчивающих дирижерско-хоровые отделения музыкальных училищ. Вокальный ансамбль является промежуточным звеном между сольным и хоровым пением. В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы. Участие пожилых людей в самодеятельных певческих коллективах не только разнообразит их жизнь, но и приносит пользу здоровью. Во время пения тело начинает вибрировать. При хорошо поставленном голосе вибрирует все тело. Вибрация охватывает в том числе и внутренние органы, оказывая благотворное, целительное воздействие на каждый из них. Ансамблевое пение положительно влияет на обмен веществ. Пение – активный умственно-физический процесс, а основа пения – дыхание. Часто во время дыхательных упражнений (каждое хоровое занятие мы начинаем с дыхательной гимнастики) у недавно пришедшего артиста хора начинает кружиться голова. Это связано с активным поступлением кислорода и притоком крови к органам. Ансамбль – это эмоциональное единение душ. Исполнение произведения в едином эмоциональном порыве, на единой волне усиливает его влияние, как на слушателей, так и на самих артистов ансамбля. Каждый умножает энергию музыки, проводя ее через свое тело, свое восприятие, свой опыт и свои травмы. Ансамблевым пением занимаются в удовольствие и исключительно по собственному желанию. Ансамбль – это коллектив, а каждый – равноправный участник. Занимаясь в ансамбле, пожилые люди отдыхают от повседневных обязанностей. Любое занятие сопровождают позитивные мысли, хорошее настроение, прекрасный жизненный тонус. Программа: реализуется с 2019 года; краткосрочная (1 год); малозатратная. Целевая группа – пожилые люди и инвалиды в возрасте от 55 лет, не утратившие способность к самообслуживанию. Цели: развитие музыкально-певческих, вокальных навыков; содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей личности; поддержание творческой активности пожилых людей; преодоление социальной изоляции граждан старшего поколения, установление новых контактов, укрепление ощущений собственной значимости, собственного достоинства; нахождение новой формы работы с пожилыми людьми. Задачи: улучшение общего состояния здоровья, поддержание здорового образа жизни и активного долголетия; создание условий для удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан пожилого возраста; формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить музыкальный кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру; повышение общего тонуса и улучшение психо-эмоционального состояния; сохранение и развитие человеческого потенциала; развитие творческих способностей и возможности для выступления на сцене; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке; воспитание чувства коллективизма, товарищества, формирование ансамблевых качеств; воспитание чувства сопричастности к прекрасному. В основе реализации программы лежат следующие принципы: Обучение всех граждан пожилого возраста без отбора; Методика вокальной работы строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом; Основу репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народная песня. По окончанию обучения участники ансамбля должны: иметь представление о ансамблевом исполнении; применять практические навыки вокального и ансамблевого исполнения; слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения; исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога; вести здоровый образ жизни. Режимные моменты: Программа предполагает групповые занятия с ансамблем и солистами индивидуально. Состав вокального ансамбля 7 человек. Занятия ансамбля проводятся с гражданами пожилого возраста один раз в неделю по два часа (45мин.+ 45 мин), и 1раз по одному часу (45 мин.), между занятиями следует делать перерыв для отдыха 10 минут. Специальное время следует уделять на занятиях ансамбля расширению музыкального кругозора участников коллектива, формированию их слушательской культуры. Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, прослушиваний музыкальных произведений в записи, но и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спектаклей. Репертуар вокального ансамбля: Репертуар коллектива очень разнообразен и рассчитан на зрителя любого возраста. Это и нежные лирические песни, и откликающиеся в сердце военно-патриотические, и веселые шуточные, и душевные народные, и задорные плясовые. Учебно-тематический план на 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, режимом работы, правилами личной гигиены хориста. Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки. Характер произведения. Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками. Работа по развитию ритмических навыков. Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование некоторых музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.). Вокально-ансамблевая работа. Дыхание. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды техники на свободном ровном вдохе и медленном экономном выдохе. Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа. Певческая установка и дыхание. Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звуковедение и дикция. Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Ансамбль и строй. Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе. Артикуляция и звукообразование. Наработка умений артикуляционной подвижности. Продолжение работы по формированию навыков грамотного, правильного речевого произношения. Отслеживание свободной работы артикуляционного аппарата и гортани во время пения. Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром. Этот вид деятельности делится на несколько этапов: Подготовительный этап - прослушивание и знакомство с новой музыкой и анализ нотного текста, мелодии, начало разучивания. Основной этап - впевание в музыкальный материал по группам ансамбля (сопрано, альты) с выявлением трудных интонационных мест (скачки, звуковедение в распевах), а также отработка дикционных погрешностей. Работа в произведениях a capella. Вокальная работа без помощи дирижёра (наработка умений самоконтроля). Завершающий этап - работа над художественным образом. Сценическое воплощение музыкального образа. Ансамблевая работа с солистами без участия дирижёра, что требует самоконтроля и саморегуляции в коллективе поющих. Способы диагностики результативности: тесты, беседы; наблюдение за участием ансамбля на смотрах, концертах, музыкальных конкурсах и праздниках, Критерии эффективности обучения хоровому пению: Для определения эффективности обучения важно, чтобы участники хора получили следующие вокально-интонационные навыки: певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у каждого поющего; певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе; пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение, развитие певческого диапазона от ре¹ - ре² октавы; дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки. Вокальные упражнения: смена гласных на повторяющемся звуке, мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении. трезвучия вниз и вверх, небольшие мелодические обороты, простые поступенные секвенции. Выразительностью исполнения: выражение глаз, лица, мимика. многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур. Навыки строя и ансамбля: чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и поющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка; сольфеджирование доступных по трудности песен; упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, трезвучий, звукорядов. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы По программе «Хоровое пение» осуществляются следующие виды контроля: предварительный – выявляющий подготовленность группы к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей, текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения, итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, праздниках. Формы проверки Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются: открытые занятия, ансамблевые выступления на праздниках, отчетные концерты. Методическое обеспечение программы Основные формы работы с пожилыми людьми в ансамбле: каждый участник вокального ансамбля проходит не менее двух раз в год прослушивание с целью отслеживания динамики музыкального развития и выявления проблемных моментов (слуховые или интонационные трудности и др.) для оказания своевременной помощи; теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений; в каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс. данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у людей старшего поколения. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого хориста требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в ансамбле. участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста вокального коллектива и объективной оценки его возможностей. Список используемой литературы Александрова, Е. Режиссер работает с хором/ Е. Александрова. — М.: Культурная Революция, 2013. — 200 с. Анисимов, А. Дирижёр–хормейстер: тв.–метод. зап./ А. Анисимов. – Л.: Музыка, 1976. - 159 с. Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей/ Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1980. - 216 с. Виноградов, К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. - 148с. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. - 367с. Дмитриевская, К.Н. Анализ хоровых произведений/ К. Н. Дмитриевская. – М., 1965. Дмитриевский, Г.А. Хороведение и управление хором / Г. А. Дмитриевский. – М., 1957. (переиздание: Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором / Г. А. Дмитриевский. – М.: Лань, 2007. - 112 с.) Егоров, А. А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин/ А. А. Егоров. – Л., 1958. Егоров, А.А. Теория и практика работы с хором/ А. А. Егоров. – Л.; М.: Госмузиздат, 1951. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996. Живов, В. Л. Интерпретация хоровой музыки/ В.Л. Живов. – М, 1991. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения/ В.Л. Живов. – М., 1987. Живов, В.Л. О музыкально–выразительных средствах в хоровом исполнительстве/ В. Л. Живов// Хоровой коллектив.– М.: Музыка, 1976. Живов, В. Л. О выразительности дирижёрского жеста/ В.Л. Живов // Работа в хоре. – М., 1977. Живов, В. Л. Трактовка хорового произведения/ В. Л. Живов. – М., 1986. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2003. – 272 с. Зиновьева, Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании/ Л. П. Зиновьева. – СПб. : Композитор, 2007. – 152 с. Иконникова, Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера/ Л.Н. Иконникова; науч. ред. Ю.Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с. Казачков, С.А. Дирижер хора – артист и педагог/ С.А. Казачков ; Казан. гос. консерватория. – Казань, 1998. – 308 с. Казачков, С.А. Дирижерский аппарат и его постановка: учебное пособие/ С.А. Казачков. – М., 1967. – 111 с. Казачков, С.А. От урока к концерту/ С.А. Казачков. – Казань: Изд–во Казан. ун–та, 1990. – 343 с. Кан Э. Элементы дирижирования/ Э. Кан. — Л.: Музыка, 1980. — 216 с. Когадеев, А.П. Техника хорового дирижирования. Элементарные основы / А.П. Когадеев // Учебное пособие для музыкальных и музыкально-педагогических училищ. — Мн.: Вышэйшая школа, 1968. — 252 с. Копытман, М. Хоровое письмо/ М. Копытман. – М.: Советский композитор, 1971. – 200 с. Краснощёков, В.И. Вопросы хороведения/ В.И. Краснощёков. – М.: Музыка, 1969. – 300 с. Кузнецов, Ю.М. Практическое хороведение. Учебный курс хороведения/ Ю.М. Кузнецов. — М.: 2009. — 158 с. Кузнецов, Ю.М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора/ Ю.М. Кузнецов. — М.: 2007. — 198 c. Левандо, П.П. Анализ хоровой партитуры/ П.П. Левандо. – Л.: ЛГИК, 1971. Леонарди, Е.И. Дикция и орфоэпия : сб. упражнений по сцен. речи/ Е. И. Леонарди. – М.: Просвещение, 1967. – 237 с. Максимов, С.Е. Певческий строй. — М.: Музыка, 1967. — 153 с. Оголец, А.С. Слово и музыка в вокально–драматических жанрах/ А.С. Оголец. – М., 1960. Оголец, А. С. Специфика выразительных средств музыки/ А.С. Оголец. – М., 1959. Ольхов, К.А. О дирижировании хором: Кратк. пособие/ К.А. Ольхов. – Л.: Музгиз, 1961. – 108 c. Пигров, К.К. Руководство хором/ К. К. Пигров. – М.: Музыка, 1964. — 220 с. Семенюк, В.О. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства. – М.: ООО Издательство «Композитор», 2008. – 328 с. Соколов, В.Г. Работа с хором/ В.Г. Соколов. – М.: Музыка, 1967. Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио. М., 1988. Хакимова, А. Хор a capella (исторические, эстетические и теоретические вопросы жанра). – Ташкент, 1992 Статьи из журналов. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа.// Музыкальное воспитание в школе, № 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77. Урбанович, Г.И. Певческий голос учителя музыки.// Музыкальное воспитание в школе, № 12. М.: Музыка, 1977. С. 23-33. |