ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ. Документ Microsoft Word (7). Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на синтезе искусств
Скачать 18.65 Kb.
|
ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА СИНТЕЗЕ ИСКУССТВ Произошедшее в следующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства — драматический и музыкальный театр, кино и др. потребность соединения всевозможных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно целую картину мира. Дополняя друг друга, всевозможные виды искусства основывают особо цельный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций. Особенно эффективно реализовывать воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. Тарасова, Р. Чумичева и др. Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и внешний характер имеет его художественно-творческая активность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь). При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребенку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком. Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление наибольшего количества соответствующих образовательных программ. ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В искусствоведении выработалась точка зрения, говорящая о том, что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, - музыкально - речевых интонаций, с другой — изящных интонаций, передающих эмоциональное содержание движений. Очевидно, что ритм существу¬ет в природе и присущ любым природным и жизненным процессам (смена дня и ночи, времен года, и т. , ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т. Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении зако-номерностей окружающей действительности, ритм является опреде¬ляющим средством музыкальной выразительности. Если любую ме¬лодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков преображается в мелодию с ясным и четким строением музы¬кальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе. В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимают основное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку -— более легкий и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего воз¬раста реакция ребенка на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свиде¬тельствует о доминировании ритмического начала на первых стади¬ях развития музыкальности. Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр. Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической на ранних этапах музыкального развития ребенка. Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально-ритмической деятельности интересуют многих специалистов, ис¬пользующих в своей педагоги ческой деятельности движение под музыку как всепригодное средство целого развития личности ребенка. ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ЭЛЕМЕНТАРНОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ МУЗИЦИРОВАНИИ По утверждению психологов ребенок-дошкольник находится на стадии сенсомоторного развития, поэтому одно из основных направлений развивающей работы в дошкольном детстве является его моторное и сенсорное развитие. В соответствии с этим необходимой задачей музыкального воспитания дошкольников является музыкально-сенсорное развитие, поскольку данный возраст благоприятен для развития музыкальной сенсорики, без которой будет недостаточно сенсорное развитие ребенка в целом. Кроме того, музыкальная сенсорика помогает развитию умственных способностей ребенка, потому в процессе обследования различных выразительных отношений музыкальных звуков ребенку приходится вслушиваться в них, сравнивать, выделять, обобщать их свойства. Большой потенциал и для моторного, и для сенсорного развития заложен в элементарном инструментальном музицировании, так как ребенку предоставляется возможность для экспериментирования со звуками. Именно манипулирование, игра со звуками, в том числе музыкальными как объектами познания, помогает ребенку чувственным путем познать окружающий мир, начать ориентироваться в характере музыки, накопить первоначальный музыкальный опыт. Овладение же музыкальными инструментами содействует развитию моторики (особенно мелкой). Именно поэтому в практике современного музыкального воспитания встречается достаточно большое количество программ, основанных на таком виде музыкальной деятельности, как игра на детских музыкальных и инструментах. ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В настоящее время замечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству. главной функцией искусства вообще и народного искусства в частности является воспитательная. Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней традиции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, важная в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает усвоение ребенком фольклорного наследия одним из важных направлений. Это обусловлено следующими факторами. Кроме того, народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, содействует формированию художественного вкуса, музыкальной культуры, эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности, что способствует решению задач музыкального развития. Сказанное позволяет утверждать, что народное творчество является базой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Вместе с тем большие художественные и воспитательные возможности народного искусства не реализуются в полной мере. В связи с этим проблема построения образовательного процесса дошкольного учреждения на основе многолетных традиций и богатого культурного наследия русского народа является в настоящее время особенно актуальной, о чем указывает появление большого количества программ музыкального развития дошкольников, основанных на применении музыкального фольклора. |