Главная страница

Музыкальное воспитание. Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в образовательном учреждении


Скачать 69.61 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в образовательном учреждении
АнкорМузыкальное воспитание
Дата19.10.2020
Размер69.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМузыкальное воспитание.docx
ТипРабочая учебная программа
#144120

1 Понятие программы как документа по музыкальному воспитанию дошкольников. Виды программ.

Рабочая учебная программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в образовательном учреждении.

Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Раннее детство - период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев. 

Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. Так П.Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, говорил, что умелое использование мелодического и ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, правильная поза регулирует и углубляет дыхание. Занятие ритмикой, основанное на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку, координацию.

Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников.



2 Структура программы принцип её построения

Учебная рабочая программа разрабатывается в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012» № 273-ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

(приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155);

3. Национальной доктриной образования в РФ;

4. Концепцией содержания непрерывного образования

(дошкольное и начальное звено)- 2003 год;

5. Концепцией дошкольного воспитания – 1989 год;

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Но основной целью работы является позитивная социализация  и  индивидуализация  развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание рабочей учебной программы музыкального воспитания становится условием и средством этого процесса. Таким образом, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.

Программа составляется на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учётом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным  направлением развития и соответствует:

•    принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•   сочетает принципы научной обоснованности и практической приме­нимости (содержание Программы соответствует основным положе­ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

•   соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходи­мом и достаточном материале, максимально приближаться к разумно­му «минимуму»);

•   обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и на­выки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до­школьников;

•   строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•   основывается на комплексно-тематическом принципе построения об­разовательного процесса;

•   предусматривает решение программных образовательных задач в сов­местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель­ности дошкольников не только в рамках непосредственно образова­тельной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•   предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с до­школьниками и ведущим видом их деятельности является игра.
3 Анализ раздела по музыкальному восприятию и развитию в комплексных программах

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А. «Радуга»

1.Знакомить дошкольников с музыкальными понятиями.

2.Развивать музыкальные способности.

3. Формирование навыков пения и музыкально-ритмических движений.

4. Развитие художественного воображения и детского творчества.

 Музыкальное занятие

 Музыка пронизывала всю жизнь детского сада.

1.музыкально - дидактические игры

2. художественная самостоятельная деятельность

Под рук. Дороновой Т.Н. «Детство»

Цель: Формирование эстетических переживаний

Задачи:

1.Обогащение музыкальных впечатлений

2.Развитие эмоциональной отзывчивости.

3.Формирование выразительных певческих и пластических способностей.

Музыкальное занятие

Занятия должны быть радостными, отвечать потребностям ребенка.

Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, посещения театров.

Под рук. В.И.Логинова, «Детство»

Цели:

1. развитие музыкальной культуры

2.накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями

3.развитие позиции активного исполнителя - создателя музыкальных произведений

Музыкальное занятие и игры

Успешная реализация программы становится возможной при создании предметно - пространственной музыкальной среды, организации доброжелательного взаимодействия взрослого и ребенка и тесного взаимодействия детского сада и семьи.

слушание - интерпретация

«От рождения до школы»

Задачи:

- социальное развитие

- познавательное развитие

- эстетическое развитие

- физическое развитие

- слушание музыки

- движение

- пение

- игра на детских музыкальных инструментах

-музыкальная игра - драматизация

Серьезное внимание обращается на музыкальное воспитание детей от 1 до 3 лет.

- формирование художественных способностей

- детское творчество

- интеграция различных видов деятельности

4 Парциальные программы по музыкальному воспитанию

Программа «СИНТЕЗ» К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.

В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия» музыкального репертуара, «Методические рекомендации», аудиозаписи и набор слайдов.

Программа «ГАРМОНИЯ» К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Программа «КАМЕРТОН» Э. П. Костина

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.

Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.

Программа «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ» М. А. Трубникова

Цель программы - обучение детей трех - шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.

Программа «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ» О. П. Радынова

Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Программа «Хореография для дошкольников» Н.В.Курнаева

Программа предназначена для дополнительного образования в средней, старшей, подготовительной группы. Дошкольники знакомятся с историей танца, некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии от классики до современности. Развивается способность к танцевальной импровизации. Формируется умение выразить услышанный музыкальный образ в рисунке, пластилине. Предполагается итоговое занятие с присутствием и непосредственным участием родителей. Обучение строится последующим разделам:

Экзерсис у опоры и в середине зала.

Партерная гимнастика.

Танцевальный образ.

Слушаем и фантазируем.

Танцы.

Первые 3 раздела имеют обучающую цель, два последних направлены на развитие творческих способностей.

Программа «МАЛЫШ» В.А. Петрова

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Кроме того, предлагаются авторские пляски с текстом на популярные народные мелодии. Новизна программы в том, что собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.


написать администратору сайта