Доклад. Происхождение древнерусских городов
Скачать 21.72 Kb.
|
Доклад: Происхождение древнерусских городов История любых населенных пунктов на планете начинается с момента появления в данном месте первых людей. В период энеолита поселения приобретают все более укрепленный характер, огораживаются или располагаются на возвышенных местах у водоемов. В начале железного века (задолго до нашей эры) всевозможных городищ различных археологических культур на территории будущей России -- сотни. Непосредственными предшественниками русских городов раннего Средневековья были укрепленные святилища и убежища типа детинца или кремля, которые воздвигали жители ряда соседских селений, разбросанных среди окружающих их полей и лугов. В IX--X вв., наряду с городами-убежищами появляются и небольшие заселенные крепости, возле которых не ранее конца X в. появляются городские посады -- поселения ремесленников и купцов. Ряд городов представлял собой главные поселения того или иного «племени», так называемые племенные центры, на деле -- центры «своих княжений», что подчеркивали летописи. Отсутствие письменных источников за VII--VIII в. и летописные свидетельства за IX--X вв. не позволяют установить хотя бы приблизительное количество городов Руси той эпохи. С XI в. начинается бурный рост количества городского населения и количества древнерусских городов вокруг существующих городов-центров. О причинах массового появления городов создано немало теорий. Одна из теорий принадлежит русскому историку Ключевскому и связывает возникновение древнерусских городов с развитием торговли вдоль пути «из варяг в греки». Эта теория имеет своих противников, которые указывают на зарождение и рост городов не только вдоль этого торгового пути. На основе синтеза письменных источников, иллюстративных и археологических материалов Попов выделяет пять групп построек, входивших в комплекс резиденций русских князей. В первую группу объединены постройки репрезентативного характера, предназначенные для княжеских церемоний, приемов и пиров. Постройки отличались богатым интерьером и украшались роскошной утварью. Вторая группа построек -- собственно жилые помещения княжеской резиденции -- «хоромы», составлявшие целый комплекс зданий. В состав хором могли входить отапливаемые избы, холодные горницы -- «повалуши», небольшие спальни -- «ложницы», полифункциональные «клети», бани-«истопки», роскошные «полати», тюрьмы -- «порубы». В третью группу строений княжеского двора входили хозяйственные постройки (разнообразные кладовые, погреба, житницы). Четвертая группа построек носила военно-оборонительный характер и представляла собой, скорее всего, постройки башнеобразного типа. Пятую группу построек княжеской резиденции составляли дворцовые храмы. «[№9]» Роль городов в экономической политической и духовной жизни РусиСтановление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации. В городах исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях". Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси. «[№4]» Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие. «[№5]» Хозяйство в древнерусских городахАрхеологические раскопки в русских городах IX--XII вв. подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. Большое значение в хозяйстве имело животноводство -- археологи обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т. д. В городах было хорошо развито ремесленное производство. Ниже приводится список специальностей, которые наименее спорны и признаются большинством специалистов: · кузнецы, в том числе, кузнецы-гвоздочники, замочники, котельники, кузнецы по серебру, по меди; · оружейники, хотя наличие этой специальности иногда ставится под сомнение, но термин можно употребить здесь для обобщения различных ремесленников, связанных с изготовлением оружия; · ювелиры, «златари», серебряники, эмальеры; · «древоделы», в понятие которых входили архитектура, зодчество и собственно плотничество; · «огородники» -- строители городских укреплений -- городников; · «корабльчии» -- строители кораблей и лодок; · каменщики-строители, с которыми связывался подневольный труд и холопство; · «зиждители», «каменозиждателями» -- архитекторы, связанные с каменным строительством; · мостники · ткачи, портные (шевцы); · кожевники; · гончары и стеклянники; · иконники; · книжные писцы Иногда ремесленники занимались производством одного определённого предмета, рассчитанного на постоянный спрос. Таковы были седельники, лучники, тульники, щитники. Можно предположить существование мясников и хлебников, как, например, в городах западной Европы, но письменные источники это не подтверждают. Обязательной принадлежностью городов -- как и в античности Северного Причерноморья -- был городской рынок. Однако, розничная торговля в нашем смысле слова на рынке была слабо развита. Население древнерусского городаОбщее население Новгорода в начале XI века измеряется приблизительно в 10-15 тыс., в начале XIII века -- в 20-30 тыс. человек. В XII--XIII столетиях население Киева, в период его расцвета, считалось десятками тысяч; для средневековья это был город-гигант. Среди больших городов выделяется также Чернигов, оба Владимира (Волынский и Залесский), Галич, Полоцк, Смоленск. К ним до известной степени примыкали по размерам Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль Русский. Численность населения других городов редко превышала 1000 человек, что доказывается небольшими площадями, которые занимали их кремли, или детинцы. В составе городского населения значительную роль играли феодальные элементы: князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. Появление городского патрициата имело важное значение для истории русских городов, что будет нами рассмотрено в дальнейшем. Однако наше внимание привлекают в первую очередь «горожане», в основном ремесленники и купцы, с которых мы и начнём изучение городского населения. «[№6]» Развитие городовВ советской историографии развитие городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, то есть с так называемым вторым крупным разделением труда. Объясняет развитие древнерусских городов В.П. Даркевич: «Именно всеобщая заинтересованность в возведении непреступной цитадели, а не принудительный труд, двигала огромными массами строителей. «Город ставили» коллективно - «всем миром»: отсюда удивляющий и поныне колоссальный размах работ» «[№7, с.128]» Некоторые исследователи отмечают, что в генезисе древнерусского города выражена дуальная связь «городище-город». Ярким примером может служить Городище, которое предшествовало появлению Новгорода как протогородское поселение. Городище продолжало существовать параллельно с развитием Нового Города, но как «экстерриториальная резиденция» князя, подчёркивая дуализм древних вечевых властей и княжеского правления «[№8]» Подвергается сомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этом подчеркивается роль агрокультуры в городе, жители которого (как, впрочем, и западноевропейские горожане) вели полукрестьянское существование и занимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологические материалы: охотой, рыболовством, бортничеством. Однако древнерусский город представлял собой не столько экономическое (ремесленное, слободское), сколько культурное пространство. Своеобразными доминантами (ориентирами) культурного пространства славянских городов выступали церкви, во многих случаях организации архитектурного облика они играли главную роль. Так, в Киеве, по свидетельствам летописцев, было более четырёхсот церквей. С момента принятия на Руси православия возникновение города неотъемлемо связано с основанием церкви. Таким образом, новорождённый город обретал небесное покровительство. На Русском Севере особо почитался святитель Николай, поэтому сложно найти город на «студёном побережье», в котором бы не было храма во имя Николая Чудотворца. Этот небесный защитник был так популярен на Севере, что среди поморов бытовала поговорка «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». И, действительно, по всему побережью Белого моря стояли храмы и часовни в честь этого святого» «[№2]» ЗаключениеДревнерусские города -- это постоянные поселения восточных славян, сформировавшиеся как торгово-ремесленные центры, культовые центры, защитные крепости, либо княжеские резиденции. Другой разновидностью городских поселений были погосты -- пункты для сбора дани, полюдья, посредством которых великокняжеская власть закрепляла за собой подвластные племенные территории. Сейчас можно считать доказанным тот факт, что древнерусские города есть порождение сельской стихии. Органически связанные с селом, они не противостояли ему, но, напротив, являлись как бы ступенью в развитии сельских институтов «[№1, с.5]». Древнерусский город представлял собой не столько экономическое (ремесленное, слободское), сколько культурное пространство. Становление древнерусской государственности было теснейшим образом связано с процессом преобразования природы, освоения мира. Город представлялся «отвоеванной», «очеловеченной», «окультуренной» территорией. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации. |