Главная страница

Лекции. Происхождение философии. Философия как наука Этимология термина философия


Скачать 183.12 Kb.
НазваниеПроисхождение философии. Философия как наука Этимология термина философия
Дата25.06.2022
Размер183.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекции.docx
ТипЛекция
#614592
страница2 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема: «ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

  1. Философия Древнего Египта и Вавилона.

Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия до н.э. к государствам Ближнего Востока -Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах протекало неоднородно, под воздействием двух процессов: возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины и космогонической мифологией. Именно древневавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы.

Основные черты ближневосточной философии:

  1. Представления о материалистической первооснове мира. В качестве таковой выступала вода – источник всех живых существ. В египетских памятниках часто упоминался воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах».

  2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы.

  1. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

Письменные источники:

  1. «Книга мертвых» -самая древняя книга мира

  2. «Диалог господина и раба о смысле жизни»

  3. «Песня арфиста»

  4. «Беседа разочарованного со своим духом»

И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады. В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, Центральная Азия, Иран) и на север - в Древнюю Грецию.

  1. Философия Древней Индии.

В Древней Индии зачатки философского мышления относятся ко II - началу I тыс. до н.э. (2500 – 2000 гг. до н. э.). Это связано с вторжением ариев (скотоводческих племен) с северо-запада, они покорили оседлое население страны, произошло разложение первобытнообщинного строя, формирование государственности и классового общества в рамках жесткого кастового строя.

Развитие древнеиндийской философии делится на три этапа.

I этап. Ведический (1500 – 600 гг. до н.э.)

Веды обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений за природными циклами, «наивных» представлений о происхождении мира. В ведах зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п., в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.

II этап. Эпический (600 - 200 гг. до н.э.)

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»

Появляются философские школы, которые делятся на две группы:

  1. Ортодоксальные – признающие авторитет Вед.

  1. Санхья (6 в. до н.э.)

  2. Вайшешика (5 в. до н.э.)

  3. Миманса(5 в. до н.э.)

  4. Веданты (4 – 2 вв. до н.э.)

  5. Ньяя (3 в. до н.э.)

  6. Йога (2 в. до н.э.)

Данные школы являются материалистическими с ярко выраженной тенденцией к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.

  1. Неортодоксальные – не признающие авторитет Вед.

1. Буддизм (6 – 5 вв. до н.э.) Основоположник – Сиддхартха Гуатама (Будда) (583-483 гг. до н.э.)

2. Джайнизм (4 в. до н.э.)

3. Чарвака - Локаята (3 – 2 вв. до н.э.)

Буддизм и джайнизм - идеалистические системы индийской философии, во многом сходны между собой:

  1. признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца

  2. исходят из принципа перерождения души, согласно которому жизнь и смерть - две фазы единого цикла развития

  3. признают карму как вечный нравственный закон мира, карма – сумма добрых и злых поступков человека, она предопределяет форму будущего перерождения души

  4. высшей целью жизни объявляется освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства (Нирваны у буддистов)

  5. жизненными принципами являются: аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние, смирение.

Школу чарваков (локайятов) принято считать наиболее распространенной из материалистических школ. Больших успехов добилась в разработке вопросов логики, диалектики и гносеологии. Она учит, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание, рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.

В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды.

III этап. Написание Сутр (3 – 7 вв. н. э)

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.

  1. Философия Древнего Китая.

Древнекитайская философия складывалась во II – начале I тыс. до н. э. в тесной связи с религиозным мировоззрением и зачатками научных знаний. Древние книги “Го юй”и “Цзю чжуань” свидетельствуют о развитии философской мысли в Древнем Китае. Особенностью китайской философии является ее нравственно-политическая направленность в рамках иерархически-чиновничьей деспотии.

Китайцы полагали, что все существующее и происходящее в мире зависит от воли Неба. Поэтому Китай называли «Поднебесной», а главу государства – «сыном неба». Жители Китая верили, что жизнь зависит от влияния некоторых духов, поэтому имели место жертвоприношения.

По мнению древнекитайских философов, мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: Инь (женское, темное начало) и Янь (мужское, светлое начало) упорядочили бесформенный хаос путем соединения с эфиром, состоящем из материальных частиц ци и породили пять первоначал: воду, огонь, древо, металл и землю.

В философских взглядах Древнего Китая складывается представление о Дао. Дао – безличная мировая закономерность, которой подчиняются и природа, и люди.

Наиболее влиятельными философскими школами были:

  1. Школа «Инь – Янь» (Натурфилософия) Представители: Цзы – вэй, Цзоу Янь.

Нахождение гармонии (Цзы) между началами.

  1. Даосизм (Лао – Цзы)

Вселенная является источником гармонии, поэтому все в мире, от растения до человека, прекрасно в своем естественном состоянии. Лучший правитель тот, который оставляет людей в покое.

  1. Конфуцианство (Конфуций / Кун – Цзы)

Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила и регулирование управления деспотическим централизованным государством.

  1. Моизм (Мо Ди / Мо – Цзы)

Идея всеобщей любви и преуспеваемости. Все должны заботиться о взаимной пользе.

  1. Фа – цзя / Легисты (школа закона). Представители: У Ци, Шан Ян.

Разработка проблем социальной теории (изначально заложенная в человеке звериная злая сущность не может быть изменена воспитанием, но ее проявления могут быть предотвращены строгими едиными законами) и государственного управления (жесткое с единым военно-бюрократическим аппаратом).

  1. Мин – цзя (школа имен). Представители: Дэн Си, Мао – гун.

В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию. Несоответствие названий сущности вещей ведет к хаосу.

Предание гласит, что первым крупным философом Древнего Китая был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), его учение даосизм носит атеистический характер и проникнуто элементами наивной диалектики. Лао-Цзы считал, что жизнь развивается по естественному пути - Дао, который мыслился как универсальная закономерность, вместе с первовеществом ци составляет основу мира. Вещь, достигнув в своем развитии определенного уровня, превращается в свою противоположность. Само развитие совершается по кругу. Это учение, впервые сформулировавшее логическую категорию закономерности, носило, однако, созерцательный характер: оно утверждало, что люди способны только понимать вещи, но не распоряжаться ими; усердие людей бесполезно, поскольку оно приводит к результатам, противоположным замыслу. Находить удовлетворение в спокойствии, умеренности и недеянии - вот принцип разумного поведения.

Родоначальником систематизированного нравственного нравоучения и идеалистического направления в философии был Конфуций / Кун - Цзы (551 – 479 гг. до н.э.). Основной этической категорией его учения - конфуцианства является “гуманность” - нравственный принцип, согласно которому должны определяться отношения между людьми в обществе и семье: нормы «Сяо» - уважение и любовь к старшим по возрасту и положению, взаимное великодушие, соблюдение культа предков; субординация - действие в соответствии со своим общественным положением, послушание; нравственное и умственное самосовершенствование. Основой порядка в стране признавались нормы «Ли»: церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность. Конфуций стремился к устранению четырех зол: жестокости, грубости, разбоя и жадности. Подчеркивается идея «Чжун» (преданности) – идея покорности. Конфуцианство заимствовало из древней религии понятие неба как верховного божества, являющегося первопричиной, диктующей свою волю человеку.

Таким образом, в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были либо слабы, либо заимствованы из других школ.

Все последующее развитие китайской философии характеризуется борьбой между основными направлениями в китайской философии - конфуцианством, даосизмом и буддизмом.

Лекция №5

Тема: «РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ»

    1. Особенности античной философии.

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретомримского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.

Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.

Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

    1. Периодизация философии античности.

Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

- «Из чего все возникает?»

- «К чему все возвращается?»

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)

IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)

3.Характеристика периодов античной философии.

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)

Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.

На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:

  1. Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)

Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.

Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).

Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, тораспадается. Полагал, что подобное познается подобным.

  1. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).

Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.

  1. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай).

Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.

  1. Атомисты(Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).

По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.

II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ совершил в философии коренной переворот. В своей философии ставит на первое место не физику, а этику, считая, что именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. Поэтому он первостепенное значение придает тому, что человек есть существо познающее. Человека отличает от других существ душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным. Тело человека не довлеет над душой, наоборот, оно является инструментом души. Является родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - майевтика (буквально, - повивальное искусство) – метод извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов. Излагал свое учение устно; главный источник – сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие«материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.)

Аристотель - ученик Платона, наставник Александра Македонского. В 335 г. до н.э. основал Ликей (перипатетическую школу). Колебался между материализмом и идеализмом. В «Первой философии» (позднее названной метафизикой) содержится учение об основных принципах бытия. Аристотель пересмотрел многие концепции философии Платона. Перенес акцент с идеи на форму. Выделяет в каждой вещи материю (субстрат) и форму. Утверждает, что форма важнее материи. Следовательно, форма есть главная причина бытия. Бытие, по Аристотелю, есть синтез материи и формы. Форма выражается понятием. Понятие принадлежит уму человека. Бог для Аристотеля – это не только перводвигатель, источник движения и изменчивого бытия, но еще и «ум». Утверждает, что в душе человека самое важное – ум, следовательно, и Бог. «Ум», разум отличает человека от животного, человек – существо общественное. Аристотель впервые систематично изложил формальную логику как науку о законах мышления и этику как практическую науку, целью которой является счастье, где счастье - это не жизнь, потраченная на удовольствия, развлечения и наслаждения, не успех и богатство, это добродетели человека: разумное поведение, умеренность (метриопатия), мудрость, рассудительность, правдивость, дружелюбие, любезность, щедрость, мужество. Его политические взгляды совпадают с идеями Платона. Формы государственного устройства делил на правильные (достигается всеобщая польза) и неправильные (польза для некоторых). Наилучшие формы государства: монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия»); наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии – «очищение» духа (катарсис).

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)

Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.

Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой). 

Получили расцвет четыре школы:

  1. Кинизм (цинизм)

  2. Эпикуреизм

  3. Скептицизм

  4. Стоицизм

Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее —арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.

Кинизм (цинизм).

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Эпикуреизм («Счастье- это умеренное наслаждение»).

Основателем является Эпикур. По мнению сторонников этого учения, мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Подлинные познавательные реалии – это не идеи Платона или формы Аристотеля, это чувства. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств. Человек существо свободное. Боги безразличны к человеческим делам, что доказывает существование зла в мире.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

IV период. Римская философия (1 в. до н.э. - 5/6 вв. н.э.)

Греческая философия периода Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже – развивающегося христианства. Основные школы:

  1. Неопифагореизм (Аполлоний Тианский)

  2. Средний и поздний платонизм (Плутарх, Ксеанф, Цельс)

  3. Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик)

  4. Перипатетики (Александр Афродиссийский, Фемистий)

  5. Неоплатонизм (Плотий, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий)

  6. Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген Августин Аврелий Блаженный, Боэций)

Неоплатонизм.

Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.

4.Значение философии античности

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски, - теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Но все же теория (философская) наиболее адекватно отражает потребности уходящего XX века. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь.

Кратко значение античной философии можно обозначить следующим образом:

  1. Космоцентричная: охватывает весь космос, в том числе и человека.

  2. Достигла многого на понятийном уровне: концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

  3. Функциональная: помогает людям в решении жизненных проблем.

  4. Актуальная: по сей день сохраняет свое значение.

Лекция №6

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта