Главная страница
Навигация по странице:

  • Философское мировоззрение

  • познавательная, ценностная и поведенческая

  • Лекции. Происхождение философии. Философия как наука Этимология термина философия


    Скачать 183.12 Kb.
    НазваниеПроисхождение философии. Философия как наука Этимология термина философия
    Дата25.06.2022
    Размер183.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции.docx
    ТипЛекция
    #614592
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Мифология - это исторически первая, универсальная и единая форма общественного сознания, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни.

    Мифология характеризуется тем, что она позволяет воспринимать и осознавать мир в синкретическом, нерасчлененном виде, порою смешивая в одно целое реальную действительность и выдумку. Архаичность мифологии состоит в том, что в ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить. Но мифы сыграли очень важную роль в истории формирования сознательной духовности человечества. Миф функционировал в качестве способа по организации мыслительного процесса как устойчивой последовательности суждений, приучающей древнего человека понимать и сохранять в памяти наиболее значимые явления. Прежде всего это те явления, которые связаны с такими ценностями как любовь, справедливость, героизм. Вот почему и современный ребенок любит послушать сказки, которые подсознательно формируют у него навыки для позитивно-творческого, чувственно-образного и понятийно-логического мышления.

    Все мифы можно разделить на две большие группы. Первая группа - это естественные мифы, которые возникают на основе народного творчества, фольклора. Вторая группа - это искусственные мифы, возникающие в системе особых информационно-интеллектуальных технологий, функционально направленных на решение политических, идеологических, экономических и других задач.

    В естественных мифах исходную роль играют мироощущения, которые позволяют осознавать мир на основе живого созерцания и здравомыслия. Для обыденных мироощущений всегда характерно подсознательное сведение всей реальности, к той ее части, которая доступна в непосредственном виде, отражающем лишь поверхность, внешность, очевидность вещей, не проникая в их сущность, причины и законы. Вот почему мифология формирует мозаичную картину мира, состоящую из отдельных мифов-фрагментов, между которыми появляются значительные пробелы, пустоты. Последние, в свою очередь, требуют какого-то интуитивного заполнения, суеверного вымысла, иррационального толкования. В результате, мифологическая картина мира поставлена перед необходимостью сочетания отражаемой реальности с выдумкой, иллюзией и фантазией.

    Поскольку древние мифы возникали в общественном сознании естественным образом, на основе народного художественного творчества, то они, как живительный источник, имеют особое значение в решении педагогических и образовательно-просветительских задач, не травмирующих детскую психику, в отличие от современных реклам "масс-медиа" и "супер-фильмов" с элементами насилия и поведенческими кодами опасного непродуманного содержания.

    Большинство современных искусственных мифов (например, реклама) возникают на основе знания законов психики, экономики, политики. Эти мифы создаются на основе психотехнических эффектов для ориентации и переориентации общественного сознания на ту или иную систему ценностей. Например, в экономической сфере общества, как правило, возникают конъюнктурные интересы, для реализации которых используется не только внешний, но и внутренний механизм, принуждающий человека к подсознательным потребительским действиям. Политические мифы разрабатываются для решения проблем власти, для решения задач господства одних социальных групп над другими. Таким образом, современное общество не отказалось от мифологических взглядов на мир и использует их потенциал в разных жизненных сферах и ситуациях для решения определенных задач и проблем.

    Религия, в отличие от мифологии, представляет собой систематизированную форму понимания мира с опорой на веру в идеальный, сверхъестественный мир. Религиозное мировоззрение изначально опирается на психологические механизмы внушения и самовнушения, которые формируют на уровне убежденности представления о том, что истинным реальным и вечным существованием обладает лишь сверхъестественный мир, вне которого существует мнимый, преходящий, меняющийся, естественный мир. Сверхъестественный мир недоступен для чувственного познания (в форме ощущения, восприятия, представления), поэтому в него можно верить (в форме абсолютного убеждения и надежды), о нем можно мыслить (в форме умозрительных понятий, суждений, умозаключений), его можно постигать иррациональным, мистическим путем (в форме интуиции, пророчества, озарения).

    Религиозное мировоззрение играет в истории как негативную, так и позитивную роль. Позитивная историческая роль состоит в том, что религия способна усиливать естественные духовные силы человечества, дополнять их сверхъестественным потенциалом. Это было особенно важно в то время (эпоха средневековья), когда основной "массив" человеческой духовности совершал прорыв, скачек, качественный переход из бессознательного бытия в сознательное бытие. В дальнейшем, ( в эпоху Нового времени) когда духовная жизнь приобрела воображаемую опору в сверхъестественных силах, - и по мере того, как естественные духовные слабости человечества были преодолены, роль религии стала идти на убыль.

    Каждый отдельный человек на протяжении всей своей жизни в кратком виде как бы повторяет всю предшествующую историю своих предков, всего человечества. Поэтому, современная религия, как бы она не менялась, имеет под собой глубокие исторические корни. Современная религия более тесно связана с духовным богатством философского мировоззрения.

    Философское мировоззрение по своей структуре состоит из трех уровней. Первый уровень - мироощущение ("живое созерцание"), в котором возникают ситуативно и непосредственно связанные с окружающей действительностью чувства, эмоции и настроения. Второй - это уровень мировосприятия, на котором формируются познавательные образы и опосредованные наглядные представления. Третий уровень - миропонимание, в котором возникают и используются понятия, суждения, идеи, принципы и концепции.

    Основными сферами, образующими системное единство философского мировоззрения, являются три взаимосвязанные подсистемы - познавательная, ценностная и поведенческая. Исключение из философии одной из них, нарушает единство и целостность, ибо философия призвана не только отражать мир, определять его различные значения в жизни, но и творить этот мир таким, какой он нужен человечеству, в той мере, в которой это возможно.

     В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.

    Между предметом и структурой философии складываются прямые и обратные связи. Предметная специфика привносит в структуру философии идею концептуального единства мира, а структура философии раскрывает в предметности мира его конкретное богатство и бесконечное многообразие.

    Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

    1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

    2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

    Структура философии.

    Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

    В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:.

    1. Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

    2. Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

    3. Логика как учение о нормах и законах мышления;

    4. Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

    5. Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.

    На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

    В общей структуре философии выделяются следующие элементы:

    1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

    2) философские идеи (выражения концептуальных замыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа, идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

    3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единствамира; принцип детерминизма (причинности);

    4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

    5) философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Свое концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философскиетеории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта