Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.Национально-культурные особенности Киевской Руси.

  • 13. Возвышение Московского княжества.

  • Предпосылки возвышения Москвы.

  • Экономика Москвы.

  • Политика Московских князей.

  • Причины возвышения Москвы.

  • вопросы и ответы история экзамен. ист экс. Происхождение славян. Выделение восточного славянства


    Скачать 324.3 Kb.
    НазваниеПроисхождение славян. Выделение восточного славянства
    Анкорвопросы и ответы история экзамен
    Дата08.03.2021
    Размер324.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаист экс.docx
    ТипДокументы
    #182632
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    10. роль православия в формировании национального сознания русского средневекового общества.

    Крупнейшим событием в политической и духовной жизни Древней Руси стало принятие христианства. Утверждение новой религии было обусловлено ходом исторического развития. Социальное и политическое развитие славянских племен, образование государства, постепенный рост его международного влияния входили в противоречие с языческим мировоззрением. Определенная часть славян знала о христианской вере задолго до крещения Руси. Прежде всего, это были участники походов в Малую Азию, Византию. Возвращаясь из походов, дружинники рассказывали не только о красоте и величии византийских храмов, но и об обычаях этой страны. При князе Игоре в Киеве была построена христианская церковь Св. Ильи. Княгиня Ольга сама приняла христианство и заставила сделать этот шаг многих своих дружинников. Распространению знаний о византийской культуре и религиозных представлениях среди славян-язычников способствовали постоянно расширявшиеся внешнеторговые связи. Другие духовные верования – иудейское, мусульманское, западное христианское (католическое) – были знакомы русскому населению благодаря близости Хазарского каганата, Волжской Болгарии и проповедникам из Западной Европы. Однако все они были отвергнуты князем Владимиром Святославовичем, а православный (византийский) вариант христианства в 988-989 гг. стал государственной религией в Киевской Руси. Существует несколько преданий о крещении Руси.

    Крещение Руси стало поворотным этапом в развитии русской культуры: появился славянский алфавит (кириллица), начался перевод церковных книг на славянский язык, стали развиваться книжное просвещение, литература, появились исторические повествования (летописи), развивались архитектура, строительное искусство, живопись. Церковь оказала огромное влияние на развитие социальных отношений. Христианская мораль не признавала неравенства между людьми, осуждала холопство (рабство), грубое отношение и убийство холопов. Принимая христианство и становясь церковными людьми, холопы получали свободу. По сравнению с холопами князя они были относительно свободны. С крещением Руси в жизни людей утверждались морально-этические нормы христианской религии. Среди верующих церковь провозглашала благотворительность и милосердие. При монастырях устраивались приюты для больных, бездомных и престарелых (богадельни). Христианская мораль и церковь серьезно влияли на семейные отношения – заключение брака, неодобрение разводов, запрет многоженства, взаимоотношения в семье. Под влиянием христианства постепенно в прошлое уходили обычаи кровной мести, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству.

    Постепенно в быт внедрялись новые, христианские праздники и обряды. Нередко они как бы подстраивались под языческие. Так в народном праздничном календаре появились пары: Коляда – Рождество Христово, Семик – Троица, Иван Купала – Иоанн Креститель и др. Привычные, традиционные языческие верования смешивались с новыми, христианскими. Происходили напластования, поскольку на христианских святых переносились свойства и дела языческих персонажей. Для большинства населения страны, которое не могло воспринимать православную религию во всей сложности ее вероучения, новая вера выступала в виде некоторого набора доступных понятий и образов, ставших привычными обрядов, повседневных молитв, регулярных посещений церкви.

    Христианская церковь, хотя и вела борьбу с язычеством, на самом деле немало восприняла от него, от его миросозерцания и обрядности. Люди Древней Руси не могли не ощущать сходства новой веры со старой, которое проявлялось прежде всего в понятиях о высшей силе, создавшей мир и управлявшей им, о постоянной борьбе добра и зла, о возможности посредством религиозных обрядов и молитв воздействовать на них. По мнению большинства ученых, в народном сознании произошла не перемена веры, а присоединение новой веры к старой. Язычество частью отмирало, частью сохранялось, постепенно изменяясь, частью внедрялось в народное православие. В результате столь сложных взаимодействий язычества и православия на Руси сложилось такое религиозное, духовное образование, которое принято называть двоеверием.

    11.Национально-культурные особенности Киевской Руси.

    Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно. Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси. Письменность Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность. На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства. Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала. Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды». Зодчество Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви. 989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве. 1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси. Живопись На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре. Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами Декоративно-прикладное искусство Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Фольклор Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое. В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве». С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться. В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события: • Появление письменности; • Зарождение государственности; • Становление христианства.


    12. Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начался постепенный упадок Киевского государства. Он был обусловлен определенными обстоятельствами. В период становления и подъема Киевской Руси существовала постоянная внешняя угроза для ее границ со стороны кочевых племен. Сначала хазары и печенеги, впоследствии половцы были опасными врагами Руси. Могущественным противником молодого государства была также Византия. Она внимательно следила за тем, чтобы Киевская Русь не получила значительной силы. Постоянная вооруженная борьба требовала немалых усилий и тем самым ослабляла Русь. Согласно нормам феодального права все князья Киевской Руси как потомки великого киевского князя имели равные права на наследство предка. Это сыграло большую роль в истории Киевского государства. С одной стороны, равные права поддерживали у князей идею общности и равной ответственности всех за судьбу страны. С другой - приводило к междоусобной феодальной борьбы, поскольку каждый князь, считая себя юридически равным с другими, пытался и фактически сравняться с киевским князем. Постепенно вторая тенденция брала верх, тем более, что князья опирались на экономическое могущество отдельных районов, которая росла с развитием феодального производства. К тому же упадок значение Киева как крупного торгового центра, вследствие международных изменений, ослабление его главных партнеров - Византии и Багдадского халифата. Все это привело к упадку Киевского государства. Все попытки княжеских съездов (1097, 1100, 1101, 1107 гг.) Заблокировать негативные тенденции и прекратить междоусобицы закончились неудачей. Последнее попытки восстановить былое величие и могущество Киевской Руси приходится на княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Многочисленные удачные походы на половцев, активная законодательная деятельность (разработка знаменитого "Устава" - своеобразного дополнения к "Русской правды"), преодоление сепаратистских тенденций, объединения ¾ территории Руси временно стабилизировали положение государства и вернули ее в ряды самых могущественных стран Европы. После смерти Владимира Мономаха его сыну Мстиславу (1125-1132 гг) лишь в течение короткого времени удалось поддерживать единство русских земель. Конец XI - середина XII в. вошли в историю Руси как период феодальной раздробленности. Все больше углубляется распад Киевской Руси, набирают силу центробежные тенденции. Уже в XII в. На терне Руси появляются отдельные княжества и земли: Галицкое, Волынское, Киевское, Муромское, Переяславское, Полоцко-Минское, Ростове-Суздальское, Смоленское Тмутараканское, Турово-Пинское, Чернигово- Северское княжества и Новгородская и Псковская земли. Феодальную раздробленность обусловило несколько факторов: экономический подъем отдельных княжеств; большие пространства государства и этническая неоднородность населения, рост крупного феодального землевладения, отсутствие четкого неизменного механизма преемственности княжеской власти, изменение торговой конъюнктуры и упадок торговли; перманентные нападения кочевников (печенегов, половцев, монголо - татар). Раздробленность - чрезвычайно, противоречивое явление: с одной стороны, она серьезно ослабила государство в политической и военном отношении, с другой - органически способствовала развитию экономики и культуры на местах. Надо заметить, что это не означает полного политического распада единой государственной структуры Киевской Руси. Древнерусское государство просто меняет форму: на смену единоличные монархии приходит монархия федеративная (опираясь на принцип "коллективного суверенитета", Русью правила группа сильнейших и самых влиятельных князей из династии Рюриковичей). Даже в период раздробленности государство характеризуется определенной внутренним единством, о чем свидетельствуют сохранения внутренних установленных связей, одинаковая действие обще русского законодательства во всех княжествах (землях), существование единых для всей Руси религии и культуры. Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в развитии общества ведь раздробленность - не особенность Киевской Руси, а общеевропейская тенденция. Именно в это время произошло окончательное формирование феодальной системы (четко определились права феодалов и повинности крестьян, завершился процесс становления феодально-сословной иерархии, сложился и усовершенствовался государственный аппарат и т.д.). Княжества Среднего Поднепровья - Киевское, Чернигово-Северское и Переяславское силу ряда причин (бесконечные княжеские усобицы, определенное изменение мировых торговых путей, активизацию кочевников, отток населения из южных районов и т.д.) экономически и политически упадок и теряют свою былую роль и значение. Следовательно, особенностью периода истории Киевской Руси в конце XI - середине XIII в. были, с одной стороны, усиление центробежных тенденций, потеря государственного единства, княжеские междоусобицы, ослабления государства, снижения обороноспособности, усиление давления на Русь соседних государств, с другой - формирование крупного землевладения, прогресс в сельском хозяйстве, подъем городов, значительный рост численности населения, развитие восточнославянской культуры. XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов – шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике. А с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников – монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники – печенеги и половцы.

    13. Возвышение Московского княжества. Возвышение Москвы – процесс роста экономического влияния и политической власти Москвы и Московского княжества на другие княжества и постепенное объединение Руси вокруг новой столицы.

    Предпосылки возвышения Москвы. В начале 13 века на Руси образовалась сложная политическая ситуация (междоусобицы, набеги иноземцев, татаро-монгольское иго), которая привела к тому, что начали формироваться новые центры власти, отличные от Киева. Русь нуждалась в объединении. От возможной новой столицы требовалось удобное географическое положение вдали от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, принадлежность к Владимирской княжеской династии. На место центра объединения влияния претендовали Москва, Тверь, Переяславль.

    Экономика Москвы. Москва имела крайне выгодное географическое положение, так как была расположена на перекрестке дорог, ведущих из южной части государства в северную, а также на пути из Новгорода в Рязань. Такое расположение означало, что город мог активно вести торговлю, что, в свою очередь, давало широкие возможности для экономического роста и политического влияния. Помимо этого, выгодное расположение привлекало большое количество новых жителей, что также способствовало росту экономики региона. Чем больше жителей было в уделе, тем большую прибыль мог получить князь.

    Немаловажную роль играл и тот факт, что Москва находилась на берегу реки. Водная артерия была еще одним торговым путем, по которому перевозились хлеб, мед, воск из Рязани в Новгород.

    Москва, благодаря своему расположению, заселялась очень быстро и также быстро наращивала свои богатства. Имея огромные средства, московские князья теперь могли принимать участие в политической жизни Руси и диктовать свои условия другим княжествам.

    Политика Московских князей. Несмотря на изобилие денежных средств, Москва не смогла бы стать новой столицей, если бы не грамотное управление первых московских князей. Возвышение Москвы проходило в несколько этапов.Первые два князя, Даниил Александрович и Юрий Даниилович значительно увеличили территории княжества, отобрав у своих соседей все течения Москвы-реки, включая все города, которые находились на этих территориях. Таким образом, Москва единолично стала владеть всеми землями на реке, что позволяло ее князьям диктовать свои условия в политике и экономике региона.

    После того, как владения и богатства княжества достигли небывалых высот, князь Юрий Даниилович отправился в Золотую Орду, чтобы получить ярлык на великое княжение во Владимире, однако попытка не увенчалась успехом, и князь погиб. После смерти Юрия Москвой правил его брат Иван, получивший прозвище Калита. Именно ему удалось добиться получения ярлыка на княжение, и с тех самых пор Московское княжество уже не упускало своего права никогда. С 13 века начинается усиление Москвы, которое в итоге приведет к тому, что вокруг Москвы соберется новое централизованное государство.

    Причины возвышения Москвы. Особое географическое положение; Грамотное управление и умелая политика Московских князей; Ослабление власти Киева;

    14. Православная церковь и ее политика консолидации русских княжеств.

    Монголо-татарское нашествие было самым тяжким испытанием для Руси. В результате монгольского нашествия и установившегося ордынского ига обезлюдели русские города, утратились многие ремёсла, пришла в упадок культура, замедлилась централизация русских земель. Татары грабили, убивали, уводили в плен многих русских людей. Из-за постоянных междоусобиц князья не могли объединиться и отразить набеги татар. Церковь не раз обращалось с призывом к единению, и хотя сами татары были веротерпимы и не представляли никакой угрозы Православной Церкви и вере и даже освободили от дани духовенство и церковные земли, церковь активно боролась против татар. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить великую Русь, принимала большое участие в борьбе с игом. Поскольку татары с уважением относились к церкви, то некоторые священнослужители часто ездили в Орду с просьбами. Яркий пример тому – святитель Алексий, который не раз заступался за Русь. Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволила начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

     Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.
       Куликовская битва, как следует из вышеизложенного, произошла после победы князя Дмитрия Донского над татаро-монгольскими войсками под предводительством Бегича на р. Воже в 1378 г. Сразу же после этого события новый ордынский военачальник Мамай начал интенсивную подготовку к усмирению русских. Русь также начала готовиться к сражению. И в этой подготовке большое значение имело создание соответствующего духовно-нравственного настроя Сергием Радонежским. Именно в это время подготовки Руси к великим испытаниям Сергию пришло видение. Ему во сне явилась Богородица и обещала свою заботу и покровительство русской земле. Такого рода духовные откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей. Весть о “явлении Богородицы” Сергию быстро распространилась по русским землям, что способствовало подъему патриотического чувства, единения русского народа. Обещание Богородицы оберечь русскую землю соединилось в народном сознании с подготовкой к отпору новому золотоордынскому нашествию.
       Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения “на битву за землю русскую”. Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение.
       Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта