произведения о природе в детском чтении. Произведения о природе в детском чтении
Скачать 41.61 Kb.
|
Произведения о природе в детском чтении Одной из задач современной системы образования является пробуждение в ребенке чувства радости от осознания себя живущим, частью живой природы; формировать у него основы понимания своего единства с ней; воспитывать уважение, интерес и бережное отношение к живому, умение видеть красоту природы, желание познавать. Эту задачу невозможно реализовать без использования в работе художественных произведений природоведческой тематики. Мир детской литературы очень разнообразен, и именно произведения о природе делают знакомство детей с окружающим миром более живым, эмоциональным и незабываемым. Если проанализировать детскую литературу в целом, то мы вряд ли сможем найти автора, у которого нет произведения, где бы не затрагивалась тема природы. Большую часть своего творчества посвятили природе многие поэты и писатели: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, Б. Житков, Н. Сладков и многие другие. И одной из особенностей детской природоведческой литературы является то, что природа отображается в ней различными художественными средствами. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материалистического миропонимания. Так, Н.М. Павлова — ученый-растениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков — топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу. Нравственность природоведческой литературы заключается также и в особой любви к природе тех, кто о ней пишет, любви искренней, заражающих других: «Я очень люблю все живое – зверей и птиц, насекомых и рыб, деревья и цветы. Знаю, как они мало изучены, какой окружены тайной их повадки, жизнь, строение. И как интересно, как увлекательно проникнуть в эти тайны. А человек ведь так устроен: то, что он любит сам, должны, как ему кажется, любить и другие. Вот так и я – люблю природу и хочу, чтоб все любили ее. И не просто любили – чтоб берегли и защищали, ценили и радовались. Потому что, не любя природу, не ценя ее и не восхищаясь, невозможно быть счастливым по-настоящему человеком» (Ю. Дмитриев) . Природоведческая литература является универсальным средством в познавательном развитии ребёнка, выполняя следующие функции : Расширяет представления о мире. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в разных обстоятельствах. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам действительности. Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго. Анализ повести Михаила Пришвина «Лесная капель» "Лесная капель" - это одно из ярких произведений замечательного автора, певца природы. Михаил Пришвин создал цикл из 116 небольших рассказов, в каждом из которых чувствуется любовь к окружающему миру, ко всему живому, ко всякой травинке ли, цветку, деревцу или зверьку, птичке, рыбке, которых упоминает автор, поэтому в его произведении много героев, кроме него самого. Автор описывает пробуждение природы по весне и делится наблюдениями ярко, красочно, в строчках присутствует много приемов выразительности, которые делают текст насыщенным, содержательным, интересным, глубоким. Вот приходит весна, еще несмелая, робкая, оттаивают снега, стекая в водоемы, а когда вода застывает по морозу, тогда получаются красивые узоры. Вот она "Весна света" - необыкновенная, сказочная, прекрасная. Радуются люди, что начинается новая пора после зимних холодов. Все еще приходится передвигаться в санях, но известно наперед, что вскоре настанет другое время, более теплое. Постепенно все вокруг преобразуется, - это "Медленная весна" с "Весенними ручьями", "Зеленый шум". Но может неожиданно нагрянуть мороз даже в мае (в настоящее время в Средней полосе климат более теплый, такого мороза в конце весны практически не бывает). И потом весну сменяет лето, а затем наступит осень, придет зима. Пришвин все это передает вместе с чувствами и эмоциями. Основным персонажем является сам автор, Михаил Михайлович. Он отражает все наблюдения, которые ведет, показывает красочно, живо образно, дает читателю увидеть весь мир, который открывается с приходом весны, вплоть до наступления зимы. Михаил Михайлович повествует о преобразованиях, малейших изменениях, которые детально и последовательно фиксирует. Это наблюдательный, любознательный человек, которого занимает все то, что происходит вокруг, от каждой мелочи, будь то травинка, листочек, маленькие муравьи или землеройка до более масштабных, будь то река с глыбами льда, звездное небо или стая гусей и т. д. А еще автор открывается, как опытный рыбак и охотник, неравнодушный к жизни лесных жителей. Часто Пришвин берет с собою камеру, с помощью которой можно снять птичку ли, травинку, пробившуюся из земли. Петя - это сын автора, он едет по дороге в санях со своим отцом. Мальчик такой же наблюдательный, любознательный и жадный до природных явлений. Он радуется приходу весны, призывает папу послушать пение овсянок, замечает проталины, о которых сразу же говорит отцу,- "земля показалась", зовет из дома посмотреть на это чудо Леву. Мама, услышав, тоже выбегает из полюбоваться. Главные герои - другие люди, кроме автора, рыбаки или охотники, например, художник Борис Иванович, который подбирался к лебедям с ружьем, но разглядев дивную красоту этих птиц, сразу любуется ими. В рассказе "Первое кукование" упоминается лесник. Также, героем в отдельности можно назвать в произведении автора - Природу. Она оживает, раскрывается в разных особенных проявлениях, у нее свой характер, манеры, привычки. Главные герои - это не только человек. Это птицы, рыбы, звери, которые встречаются рассказчику. Так, по весне начинают петь разные пернатые - автор упоминает дроздов, иволгу, а еще грачей, тетеревов, галок, кукушку, журавля, чаек, луня, гусей-лебедей, ворон. А самой голосистой из всех птичек посвящена глава "Первый соловей". Еще в рассказе встречается выпь, которая "ухает" до шести раз. Осенью оказывается, что галки провожают грачей перед перелетом. Автор говорит о явлениях, которые для человека остаются загадкой, почему так происходит в природе. Есть в рассказе белки, барсуки, лисица, которая охотится на лебедей, зайцы, которые по весне оставляют клочки шерсти, а поздней осенью слишком рано обрели белую шубку. У каждого зверька свои повадки, которые изучил главные герой. Например, белочка любопытная, она наблюдает за человеком, который стоит под деревом и что-то пишет в блокнот, спускается пониже рассмотреть, что же он делает, бросает на него сверху шелуху. У этих пушистиков необыкновенная память. Особенная "беличья память" помогает находить зимой свои запасы, которые были спрятаны заранее. Из рыб говорится про окуня, щуку. Отдельной главе посвящено пробуждение после зимы лягушек, которые потянулись в одну большую лужу. Они у Пришвина "любопытные", потому что с интересом поглядывали на автора, когда он их рассматривал. Кроме зверей или птиц, есть насекомые, например, майский жук, бабочка-лимонница. Деревья, кустарники, цветы автором одушевляются, он говорит о них образно. Например, березу видит "плачущей" каплями из растаявшего снега - это "Весна воды": Автор пишет про березку, которая "плачет" и пригибается книзу зимой, образуя арку и сливаясь ветвями со снегом. А вот ель невозможно так согнуть, разве что только переломить, потому что она более стойкая, чем береза. Пришвин пишет, как "умирают" деревья - береза прогнивает изнутри, а у хвойного дерева сначала отходит кора, обламываются ветви. Рассказчик с нежностью рассматривает заледеневший цветочек, хочет, чтобы тот оттаял, согревая, но растеньице ломается в руках. А вот озимые всходы желает запечатлеть на кадре и, не опасаясь грязи, укладывается на землю, но хорошего снимка сделать не удается. Как интересно пишет автор про осень! Он находит "Иван-да-Марью", вот только Марьи уже не видно. Цветок сделал свою работу - отдал земле семена, теперь где желтая Марья? Главные герои Пришвиша - это и неодушевленные предметы и явления, которые наделяет душой. Например, ручей, у которого есть свой "голос" - тот торопится попасть в океан и знает, что это произойдет и случится рано или поздно, поэтому журчит и повторяет "рано ли, поздно ли". Еще можно сказать, что есть такие герои, как Весна - "Весна света", "Весна воды". Есть Лето, Осень и Зима, им каждому присущ свой собственный характер. Например, Пришвин сравнивает весну и осень - они похожи - та же небольшая снежная пороша на земле. Только весной чувствуется запах земли, которую приоткрывает снег, а осенью чувствуется запах снега, поскольку привыкаешь к запаху земли, а снег, едва выпадет, сразу заметен. Главная мысль в том, что надо любить природу, бережно относиться к ней и ее богатством, видеть красоту и очарование, пытаться рассмотреть небольшие детали, потому что тогда открывается совсем другое видение и понимание, совершенно иное отношение. Пришвин понимает, что человек - это часть природы. Все вокруг узнаваемо, близко, потому что люди когда-то в процессе эволюции были и птицами, и семенами деревьев, которые разбрасывает ветер. Люди узнают себя в этом мире, который окружает, - все такое знакомое. Надо умело использовать те ресурсы, которые дает окружающий мир, любить его и действовать с пониманием, только во благо, без ущерба другим существам, которые окружают, не нанося увечий природе. Когда смотришь на мир с лаской и добром, то он отзывается, его можно чувствовать, понимать душу природы. Список литературы Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982. – 307 с. Костюхина, М.С. Природоведческая литература. Детская литература / Под ред. Путиловой О.Е. – М., 2010. – 345 с. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981. – 298 с. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972. – 152 с. Рожина, Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977. – 176 с. Светловская, Н.Н. Научно-популярная литература для младших школьников // Н.Н.Светловская. обучение детей чтению. Детская книга: уч. пособие для студентов. – М., 1999. – 287 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009. |