Традиции Москва Вече
Скачать 19.12 Mb.
|
УДК 29+94(3) ББК 86.4 П37 Платов, А.В. П37 Руны: два тысячелетия магической Традиции / Антон Платов. — М.: Вече, 2010. — 448 с. — (Сакральная история). ISBN 978-5-9533-4466-1 Руны — древнейший магический алфавит Северной Европы, загадкам которого посвящено множество трудов. Книга, которая открывает новую серию «Сакральная история», выделяется одновременно обоснованностью подхода и интересом автора к сакральной стороне рунического Искусства, некогда бывшего важнейшей частью магической Традиции Севера. Автор книги Антон Платов хорошо известен читателям по многочисленным публикациям, посвященным традиционной магии и языческому наследию народов Европы. Новая книга является обобщением современных знаний о рунах. Читатель найдет в ней и общую информацию об использовании рун и руническом Искусстве, и специальные разделы, посвященные заклинательным руническим техникам и другим аспектам рунической магии. УДК 29+94(3) ББК 86.4 ISBN 978-5-9533-1466-1 © Платов А.В., 2010 © ООО «Издательский дом «Вече», 2010 Предисловие автора Эта книга задумывалась как своего рода summa spectatorum, обобщение опыта исследований и практики в области древнего рунического Искусства — опыта, накопленного не только автором этой книги, но и многими другими авторами и исследователями — до него и одновременно с ним. Фактически, книга содержит три части: • общую, включающую первые четыре главы и представляющую собой обзор применения и изучения рун и описание рун классического рунического строя — Футарка; • дополнительную (главы 5—7), в которой рассматриваются варианты рунических рядов, сложившиеся в процессе развития рунического Искусства, — англосаксонские, славянские и арманические руны; • специальную (главы 8—10), включающую подробный анализ рунических артефактов в истории европейской магии и описания заклинательных и ритуальных технологий рунического Искусства. Я стремился к тому, чтобы книга оказалась максимально полной, как в отношении направлений и областей рунического Искусства, так и в отношении рассмотренных памятников рунического письма и рунической магии. Насколько мне это удалось, судить читателю. Антон Платов, Москва, 2009 Глава 1 Введение в руны Введение так, эта книга будет посвящена рунам. Я постараюсь отобразить в этой книге все аспекты рунического искусства — известные и доступные мне, — но прежде чем начнется рассказ, я считаю необходимым четко обозначить место, которое занимают руны в сакральной Традиции Севера Некоторые люди считают, что руны — это система письменности, бытовавшая у древних германцев. Некоторые думают, что руны — это древнескандинавская гадательная система И то и другое верно, но — предельно ограниченно. В свое время руны были стержнем северной сакральной Традиции, и для того чтобы увидеть это, не требуется даже скрупулезных научных изысканий. Просто представьте себе жизнь — жизнь человека Традиции... ...Его рождение будет предсказано броском рун, который сделает захожий маг, а может быть — просто старшая женщина дома. Его смерть — если она заслужит того — будет отмечена рунами на памятном камне, который родня не забудет поставить. Его жизнь пройдет с мечом, имя которого будет нанесено рунами на клинок. Когда ему придет время дать жизнь новому поколению северян, он возьмет нож и вырежет охранные руны на люльке, в которой будет спать его сын... Это — больше, чем система письменности или гадательная система. Это — мировоззрение, выраженное в знаках, каждый из которых отмечает, символизирует одну из мифологем Севера. Это — путь в мир Традиции. Путь, проторенный нашими предками, и у нас нет оснований отказываться от него. * * * Итак, руны — в самом общем, эпиграфическом смысле — это североевропейская система алфавитного письма, окончательно оформившаяся к первым векам н. э. Древнейшие археологические находки, позволяющие судить о существовании сформированного и достаточно распространенного рунического письма, датируются серединой — второй половиной II века н. э. и происходят с юга Скандинавии: из Дании и южных областей Швеции и Норвегии. Древнейшие континентальные находки лишь немногим моложе. И Более или менее единый рунический алфавит, сформировавшийся к тому времени, получил название Футарк — по звучанию первых шести рун данного строя. Классическим примером древнейших надписей, выполненных Футарком, можно считать наконечник копья из Эвре Стабю (Норвегия), датируемый самым началом III века. Короткую надпись на нём, читаемую как raunijaz, иногда переводят как «ранящий» («наносящий ранения»), иногда — как «испытывающий» или «нападающий», но в любом случае это — имя оружия. Несмотря на то, что Футарк действительно сложился в южной Скандинавии не раньше I—II веков н.а, сейчас известен ряд суще- ственно более древних предметов с руническими или прото-руническими надписями. Мы вполне можем говорить, что руническая письменность существовала в виде неких протовариантов уже к последним векам I тысячелетия до н.э. Находки, подобные бронзовым шлемам из Негау (IV век до н. а), несущие такие надписи, свидетельствуют о том, что руническая традиция гораздо древнее первых артефактов со знаками Футарка, и о том, что она не возникла в одночасье, но формировалась в течение многих веков. Это тем более вероятно, что, как мы знаем, и в более поздние времена существенная часть предметов с рунами изготовлялась из дерева, и, конечно, наиболее древние из подобных деревянных артефактов до нас просто не дошли. Тем не менее, Футарк как система письма и как магическая система сложился на юге Скандинавии в конце I — начале II века н.а. С того времени рунами Футарка — Старшими рунами, как еще говорят, было, вероятно, выполнено немало надписей. Из них сохранилось немногим более двухсот; это надписи на оружии, на украшениях и амулетах и, конечно, на знаменитых рунических камнях. Необходимо сказать несколько слов и о языке, которым выполнены старшерунические надписи. Дело в том, что этот язык оставался практически неизменным как минимум до VII века. Такого не могло быть, если бы авторы надписей выполняли их так, как говорили в обыденной жизни: за те шесть веков германские языки изменились весьма существенно. В свое время замечательный советский рунолог Э.А.Макаев предположил 1 , что для составления надписей рунами Футарка использовался специальный язык (который потому и сохранялся неизменным более полутысячелетия), отличавшийся от быстро меняющегося обыденного так же, как сейчас литературный язык отличается от бытового. Мастера, владевшие руническим искусством, использовали этот «рунический» язык, намеренно сохраняя его архаичную стилистику и стараясь оставаться в рамках канона, возникшего вместе с самим Футарком. Это еще раз подчеркивает сакральную сущность Футарка. Уже в третьей четверти I тысячелетия н. э. параллельно с Футарком возникают и распространяются новые рунические ряды. Скандинавские их варианты — Младшие руны — представляют собой упрощения Старшего ряда, созданные с целью упростить процесс вырезания рунических знаков, а главное — привести фонетику рун к соответствию с существенно отличающимися от «рунического канона» скандинавскими языками раннего Средневековья. Эти новые алфавиты также считаются сакральными, и все же для сугубо магических целей продолжает использоваться Футарк. Надписей, выполненных Младшими рунами, сохранилось гораздо больше, чем старшерунических: их более шести тысяч. Большая часть этих памятников обнаружена в Норвегии, несколько меньшая — в Дании и Швеции. Вообще же география находок рунических артефактов более чем обширна — даже если говорить только о германских рунах. Ареал этих находок на западе 1 Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М, 1965. достигает Гренландии и Британских островов; на востоке — Русского Севера, Украины и Беларуси; на юге — Крыма и Константинополя. И в этом мы снова видим подтверждение огромного значения рунического искусства в европейской истории — и, разумеется, в европейской сакральной Традиции. Слово «руна» Несколько вопросов, которые мы должны рассмотреть здесь, в вводной части книги, включают в себя, в том числе, вопрос о значении и происхождении самого слова «руна». Древнейшие примеры его употребления мы встречаем в надписях на рунических камнях, где оно и обозначает знаки рунического письма. Как правило, это фразы, содержащие упоминание имени мастера: Надпись из Эйнанга (Норвегия, середина IV века) 2 : ...dagastiR runo faihido «...Дагастиз руны начертал» Надпись из Ярсберга (Швеция, середина V века): ...harabanaR hait ek erilaR runoR waritu «Храбнар называюсь, я, эрилъ, вырезаю руны» ...Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rûna — «тайна» (это слово встречается в готском переводе Библии VI века) и с др.-нем. глаголом rûnen (совр. нем. raunen) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл. run «тайна»; шотл.-гэльск. run «жребий». Предположительно, существуют и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале XX столетия Д. Жунковичем. Эти возможные параллели связаны с глаголом ранить/рунить (т.е. осуществлять надрез, вырезать). Любопытно, что, смотря на вопрос с совершенно другой стороны, к выводу, косвенно подтверждающему гипотезу Жунковича, пришли Р. Моррис и Э. Антонсен, предложившие в 1989 году новую этимологию и связавшие др.-исл. rún с индоевропейским корнем, имеющим значение «царапать», «делать насечки» (ср. нем. ritzen, «царапать»). Руническое письмо Руническое письмо в Традиции само по себе считается искусством, и искусством сакральным. Это связано, разумеется, и с сакральностью собственно рунических знаков, но нельзя забывать и о том, что в глубокой древности любое искусство письма почиталось магическим. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Как 2 Здесь и далее в книге приняты международные латинские обозначения для рун. В частности, «R» (в отличие от «r») — руна Альгиз и (в Футарке) звук, близкий к z; «th» или «ϸ» — руна Турисаз и межзубный согласный звук, подобный звуку th в англ. three. алфавитное письмо оно имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим. Прежде всего, следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо), так и справа налево (левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными (см. рис.). Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи. Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она ни имела, оказывается выполненной одной строкой — и в этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохра- нение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края, отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обычные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и тд. Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбиения на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, пред- ставляющими собой одну или несколько точек. В процессе развития рунического Искусства было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, очень непросто. Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция исполь- зования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha. Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR=Ra, wR=Rw, ne=en и тд.). Нередко маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун, симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня). Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия рун. Считается, и, вероятно, небезосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды. Отмечу, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем, такой подход позволяет создавать ёмкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова. Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как «Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной j, Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах и используемых как в целях сокрытия смысла текста, так и в магических целях. Но к этим техникам мы вернемся, когда будем говорить о сложных рунических текстах и заклинаниях * * * Следует отметить, что использование рунического письма не ограничивалось сугубо сакральными (амулеты и др.) и мемориальными (памятные камни) целями. Саги и эддические тексты содержат немало примеров использования рун для передачи важных сообщений. Так, Сага о Грегтире содержит эпизод, в котором Греттир выслеживает и убивает великаншу, принесшую смерть многим людям. Обнаружив в ее пещере кости убитых ею людей, Греттир приносит их в церковь, где оставляет и деревянный посох с вырезанными на нем рунами, повествующими о случившемся. Пришедший наутро священник читает послание Греттира и узнает все, что тот хотел ему сообщить. В относительно позднее время руны использовались и для письма на пергаменте. Сохранился, например, свод законов Сконе (одна из провинций Дании), датируемый примерно 1300 годом и называемый сейчас Codex Runicus — именно в связи с тем, что его текст записан рунами. Любопытно, что этот манускрипт содержит (на последней своей странице) древнейшую скандинавскую нотную запись музыкального фрагмента, сделанную, вероятно, позднее основного текста. Руны как знаки силы Как уже говорилось, повсюду в местах своего распространения руны воспринимались как священные символы, обладающие магической силой. Некоторые рунические надписи прямо говорят об этом: шведские надписи из Нолебю (VI век), из Спарлёсы (рубеж VIII—IX веков) и другие. Так, надпись на камне из Нолебю начинается следующим образом: runo fahi ragina kudo... Перевод начала надписи: «[Я] начертал руны, происходящие от Сил...» Этимологически, использованный здесь термин ragina (позднее в скандинавских языках — reginn, rogn) означает именно «сила», но использовался в Традиции для обозначения богов. Таким образом, перед нами древнее свидетельство самого носителя рунического искусства о его видении значения рун. Вообще, существует множество самых разных указаний на руны как на священные и магические символы — и среди данных археологии, и в скандинавских этнографических материалах, и, разумеется, в древних текстах. Нет смысла собирать все многообразие таких указаний в этом разделе (тем более что вопросу о магии рун посвящена в конечном итоге вся эта книга), но привести несколько примеров для знакомства стоит. Возможно, первым человеком, владевшим магией рун, — человеком мифа, конечно, — следует считать Кона юного, внука бога Рига (Хеймдалля), мифологического прародителя скандинавских властителей. «Песнь о Риге» (Старшая Эдда) говорит о нем так 3 : Кон юный ведал волшебные руны, целебные руны, могучие руны; мог он родильницам в родах помочь, мечи затупить, успокоить море. Знал птичий язык, огонь усмирял, дух усыплял, тоску разгонял он; восьмерым он по силе своей был равен. Песнь о Риге, 43—44 Другой пример, который стоит привести, связан с именем величайшего исландского скальда Эгиля Скаллагримссона (X век). Согласно Саге об Эгиле, оказавшись однажды вместе со своими людьми в гостях, Эгиль увидел больную истощенную женщину, лежащую в доме, и спросил о ней у хозяина. Тот ответил скальду, что это его дочь, у которой уже давно сильная лихорадка, и спросил в свою очередь, не может ли Эгиль чем-либо помочь. Тогда Эгиль поговорил с больной, потом попросил приподнять ее со скамьи и подстелить ей чистые одежды. Затем он обшарил то место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль прочел их, соскоблил и бросил в огонь. После этого он сказал вису, первые строки которой часто цитируют (а потом столь же часто забывают): Рун не должен резать Тот, кто в них не смыслит. В непонятных знаках Всякий может сбиться. Десять знаков тайных Я прочел и знаю, Что они причина Хвори этой долгой. После этого Эгиль вырезал другие руны и положил их под подушку больной. «Ей показалось, будто она проснулась ото сна, и она сказала, что теперь здорова, хотя и совсем без сил. Ее отец и мать очень обрадовались». Та же исландская Сага об Эгиле содержит и другой — столь же классический — пример использования рун как волшебных знаков. Некогда Эгиль Скаллагримссон был в гостях у конунга Эрика и его супруги Гуннхильд. По некоторым причинам Гуннхильд и один из присутствовавших мркчин по имени Бард разозлились на Эгиля и решили отравить его. Они подмешали яд в рог с брагой и дали служанке, а та поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. 3 Здесь и далее тексты Старшей Эдды приводятся в переводе А. Корсуна. «Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал: Руны на роге режу, Кровь их моя окрасит. Рунами каждое слово Врезано будет крепко. Брагу девы веселой Выпью, коль захочу я. Только на пользу ль будет Брага, что Бард мне налил? Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому». Конкретные указания на практическое использование магии рун содержатся, например, в эддической песни «Речи Сигрдривы», где разбуженная героем (Сигурдом) от колдовского сна валькирия передает тому священные знания: Руны победы, коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь имен именем Тюра! Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, — руну Науд — на ногте. Речи Сигрдривы, 6—7 Здесь упоминаются две конкретные руны Футарка: Тейваз, руна Тюра, и Науд. Собственно, именно использование отдельных рун, рун как таковых (а не их комбинаций), и является, несомненно, наиболее древней и распространенной ветвью рунической магии. Суть искусства применения отдельных рун заключается в том, что каждая руна, будучи начертана, оказывает определенное воздействие на мир. Чертили руны на чем угодно. В случае опасности можно, например, начертить руну защиты — руну Альгиз — просто в воздухе перед собой. Каждый знак рунического строя представляет собой магический символ, который может быть употреблен в тех или иных целях при изготовлении магиче- ского предмета или для придания предмету обыденному необходимых волшебных качеств. Известно немало археологических примеров такого применения рун. Так на наконечнике копья англо-саксонской работы, найденном в Холборо (Англия) и датируемом VI веком, выгравирована руна Тюра — Тейваз, в полном соответствии с «Речами Сигрдривы». Еще более древние подобные памятники были обнаружены при раскопках в Нидамском болоте, где были погребены четыре скандинавских корабля. На борту одного из них было найдено более сотни обоюдоострых мечей с деревянными рукоятями, покрытыми серебром, бронзой или костью. Там же было найдено около полутысячи наконечников копий и стрел, древки многих из которых несли руны Тейваз и Альгиз. Захоронение датируется примерно рубежом III и IV веков. Разумеется, применение рунических знаков не ограничивается теми областями, где эти знаки использовались как литеры алфавитного письма. Пример тому — довольно многочисленные древние кельтские и славянские амулеты, на которых начертаны рунические или близкие к ним символы. Это не может вызвать удивления, если вспомнить о том, что сами по себе знаки, вошедшие в раннесредневековые рунические алфавиты, на несколько тысячелетий старше любой известной системы письма. Интересно, что в относительно поздние времена, уже после распространения латинского алфавита, нередки примеры включения отдельных, обособленных Старших рун в надписи, выполненные латиницей. Цель такого смешения латинских и рунических литер очевидна — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать, тем не менее, «гашения рун» друг другом или возникновения их комбинации с непредсказуемым действием. Во многих случаях чем меньше в надписи активных рун, тем чётче и направленнее их действие; отсюда и идея — выполнить саму надпись латиницей, сохранив лишь необходимые для магии руны. Таковы англосаксонская надпись из Честер-ле-Стрит, где в имени Эдмунд сохранены две руны (Манназ и Науд), или надпись на известном ланкаширском волшебном кольце, где рун сохранено несколько больше. Отметим также, что аналогичная традиция существовала и в отношении включения отдельных Старших рун в младшерунические тексты. Владыка рун Мы уже говорили, что знаки Футарка восходят к еще более древним европейским алфавитам и неалфавитным магическим символам. Но — это верно только в отношении самих знаков. Футарк как магическая система — а он является таковой — имеет другое происхождение. Этому вопросу посвящено несколько строф в эддических «Речах Высокого» (т.е. самого Одина), которые, как полагают исследователи, являются более древним, чем остальной текст «Речей», фрагментом культовой поэзии: Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул Речи Высокого, 138—139 Возможно эти строфы из «Речей Высокого» — одни из важнейших в Старшей Эдде, хотя, конечно, сравнивать «важность» сакральных текстов — занятие бессмысленное. В них сосредоточено и понимание настоящего происхождения рун как магической системы, и определенные ключи к работе с рунами, которые открываются после размышлений и опытов, и даже некие глобальные характеристики северной идеологии в целом. Стремясь постигнуть руны, к этим строфам придется возвращаться, возвращаться неоднократно, — и каждый раз открывать что-то новое... ...Подходя формально, происхождение рун, как его видит Северная Традиция, можно описать «в двух строках». Бог Один принес себя в жертву себе самому, пронзив себя копьем на Древе Мира — священном ясене Иггдрасиль, — и, проведя в таком состоянии девять дней и девять ночей, обрел знание рун как магической системы, превратив, таким образом, известные с древнейших времен символы в сложный и могущественный магический инструмент. Собственно, это все. И все это, собственно, — правда. Только очень узкая. Формальная, как я уже и отметил. А формального подхода в вопросах, относящихся к сакральной Традиции, разумеется, недостаточно. |