Главная страница
Навигация по странице:

  • Елены и Анатолия Адити «Руны: толкование Старшего Футарка, основанное на руническом оракуле и практической магии»

  • Найджела Пенника «Магические алфавиты».

  • Эдреда Торссона «Северная магия: мистерии германских народов».

  • «Магия рун» Кеннета Медоуза

  • Лизы Пешель «Практическое руководство по рунам»

  • Период второй: «СОФИЙСКАЯ» СЕРИЯ (2000—2002 годы)

  • Ральф Блюм В 2000 году вышла в свет его знаменитая «Книга рун»

  • Гвидо фон Лист «Тайна рун»

  • Антон Платов В том же 2001 году вышли в свет мои «Славянские руны».

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница3 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
    Период первый: НАЧАЛО (до 1999 года)
    Вероятно, «первой ласточкой» можно считать статью «Рунический оракул
    Ральфа Блюма», опубликованную в 1990 году в журнале «Наука и религия»
    Виктором Пелевиным. Это был очень краткий пересказ известной книги
    Блюма, содержащий в основном сокращенные блюмовские толкования значений рун. Нет смысла обсуждать достоинства и недостатки этой публикации
    (обусловленные качеством работ самого Блюма), но роль она сыграла, на мой взгляд, огромную: именно с нее начался интерес к рунам у очень многих людей моего и более старших поколений. Но собственно книгой это, разумеется, еще не было.
    Первой книгой по эзотерике рун стала тоненькая брошюра Елены и
    Анатолия Адити «Руны: толкование Старшего Футарка, основанное на
    руническом оракуле и практической магии», изданная в 1993 году неким
    «Обществом духовной и психической культуры» в Санкт-Петербурге. В книге было несколько страничек по истории рун, несколько — по рунической магии и по гадательным раскладам. Остальная часть — описания рун, довольно своеобразные, местами заимствованные из Блюма, местами непонятные, местами достаточно интересные... Не знаю, каков был тираж брошюры, но вне собственной библиотеки я видел ее лишь раз или два
    В 1994 году вышла в свет моя «Руническая магия». Ну... что можно говорить о собственной книге, впервые увидевшей свет вот уже полтора десятилетия тому назад? Сейчас я нахожу в ней множество недостатков, неточностей, вижу много такого, чем можно было бы ее дополнить. Но в том-то и дело, что это — сейчас... А тогда, я надеюсь, книга помогла кому-нибудь познакомиться с рунами и Северной Традицией. Книга пережила два законных переиздания (в 1995 и 1996) и как минимум два контрафактных (примерно тогда же), а суммарный ее тираж — около 30 000 экз. — удивляет меня самого.
    В 1996 году в киевском издательстве «София», широко известном тогда благодаря первым изданиям Карлоса Кастанеды, увидела свет книга Найджела
    Пенника «Магические алфавиты».
    Несомненно, это было подарком для всех, интересующихся Традицией. Книга хороша и для знакомства с европейскими системами письма и их сакральной
    «подоплекой», и в качестве своего рода «справочника» по этой теме. Помимо рун, книга затрагивает огам, греческую и древнееврейскую письменность, алхимические алфавиты и т.д. Говоря вообще, Найджел Пенник — автор около двадцати замечательных книг по европейской сакральной Традиции, в том числе — и отдельной книги о рунах (Rune Magic, 1992). Жаль, что «София» не сумела в то время издать и эту его книгу.
    В 1997 году в той же «Софии» вышла книга Эдреда Торссона «Северная
    магия: мистерии германских народов». Книга была встречена российскими читателями весьма неоднозначно. Кто-то нашел в ней едва ли не откровение
    (действительно, многие вопросы, затронутые Торссоном в «Северной магии», вообще поднимались в русскоязычной литературе впервые). Кто-то довольно жестко ругал автора за сугубо американский прагматизм в описании магических обрядов, за излишне свободное обращение с фактами и за многое другое. Все это в определенной мере действительно имеет место. Ещё один важный недостаток книги — её бросающийся в глаза компилятивный характер (она составлена автором из фрагментов других своих книг). Ну и, разумеется, нужно упомянуть о концепции, с которой я лично никогда не смогу согласиться, — о том, что Младшие руны являются более сакральным и магическим строем, чем
    Футарк. (Правда, в некоторых других своих книгах Торссон не настаивает на этой
    «идее» настолько прямолинейно.) В целом, отлично видя все недостатки книги, я все-таки совершенно не согласен с теми, кто считает ее абсолютно бесполезной, а самого Торссона — «плохим» автором (здесь нужно также
    учитывать, что «Северная магия», мягко говоря, далеко не лучшая его книга).
    Эдред Торссон — хорошо известный на Западе (в основном в США) исследователь и деятель языческого возрождения; он является основателем и главой американской «Рунической Гильдии». Перу Торссона принадлежит целый ряд книг по Северной Традиции; некоторые из них позднее также были переведены на русский язык.
    В том же 1997 году в издательстве «Фаир» вышла первая после «Рунической магии» книга, посвященная исключительно рунам, — «Магия рун» Кеннета
    Медоуза, Большинство знакомых мне специалистов по рунам единодушно утверждает, что главное достоинство этой книги — ее «простой, понятный язык» и доступность. Возможно. Главное же ее отличие от других книг по данной теме —
    это «шаманистский» взгляд (весьма популярный в движении New Age) не только на руническое искусство, но и на Северную Традицию в целом. На самом деле соотношение шаманских и не-шаманских элементов в европейской сакральной
    Традиции — сложнейший вопрос, которому посвящены десятки, если не сотни исследований, и вот так запросто объявлять ВСЮ Традицию шаманизмом, легко- мысленно, на мой взгляд. Книга имеет и ряд более конкретных недостатков, которые я просто перечислю:

    Искажение священного порядка рун Футарка. По каким-то собственным соображениям Медоуз меняет порядок рун в строе, заявляя, что тот должен начинаться с руны Уруз (он не первый в этом, но дела это не меняет). Одного этого факта, ломающего традицию длиной в два тысячелетия, достаточно, чтобы перечеркнуть любые достоинства книги (включая ее «доступность»),

    Использование «пустой руны», придуманной Ральфом Блюмом.

    Искажение имен рун — причем я даже представить себе не могу, где автор обнаружил такие имена рун, как Петра, Йо и т. д.

    Есть и другие недостатки, возможно, менее существенные. Так, например, подгоняя начертание рун к собственной графической «системе», Медоуз нередко деформирует их, отклоняясь от традиционных начертаний.
    Устанавливая связи между рунами и деревьями, автор нарушает очевидные зависимости, сопоставляя, например, руну Беркана («Береза») — которая у него называется «Бьярка» — с грабом, и т. д.

    Ну и, конечно, особенно следует отметить перевод (никогда не понимал, почему издателям переводных книг не приходит в голову с кем-нибудь проконсультироваться). Именно с качеством перевода связано, например, появление «связующих рун» вместо «вязаных».
    Тем не менее, книга действительно написана понятно и просто. Вероятно, именно с этим связано то, что, в отличие от Пенника или Торссона, она как минимум дважды переиздавалась, и суммарный тираж ее достигает нескольких десятков тысяч экземпляров.
    Надо сказать, что 1997 год вообще оказался «плодовитым» на книги о рунах.
    В том же году была переведена и опубликована книга Лизы Пешель
    «Практическое руководство по рунам»
    (издательство ЦАИ). Любопытно, что аннотация книги почти дословно повторяет описание достоинств книги Медоуза в рецензиях — «изложена простым и ясным языком». И еще одно совпадение — оба автора уж очень подробно рассматривают процесс изготовления мешочка для рун, описывая даже то, как именно надо делать стежки и как именно вставлять завязки (отдельно — в случае замшевого мешочка, и отдельно — в случае полотняного). Из каких, интересно, исторических источников они почерпнули эту информацию?
    Главный недостаток книги Лизы Пешель — очень странные трактовки рун.
    Конечно, никакого стандарта в этом вопросе нет и быть не может, но всё же предлагать использовать руну Хагалл (разрушение) для защиты и привлечения удачи, руну Перт (потаённое) — для хорошего душевного здоровья, а Науд
    (нужда) — для счастья в любви... Еще книга просто пестрит афоризмами. Вот, например: «Магия это хорошо продуманное научное упражнение,
    результаты, которого известны заранее». Ну-ну...
    «Практическое руководство...», несомненно, принадлежит к категории «магия для домохозяек». И, тем не менее, я не могу не отметить, что это какая-то очень
    добродушная книга, сделанная, несомненно, с любовью и к рунам, и к читателям.
    Книга пережила как минимум одно переиздание; еще одно, насколько я понимаю, было сделано под несколько измененным названием.
    Вышедшая в следующем 1998 году в издательстве «Астролокид» книга «Руны»
    представляет собой своего рода сборник, организованный по принципу «с мира по нитке» (составитель — Анна Кайа). В книгу вошли и фрагменты того, что выходило на русском языке раньше (попали туда и куски моих статей и
    «Рунической магии»), материалы других изданий; вероятно, и собственные наработки составителей (над книгой работало несколько человек). Определенный интерес сборник представлял наличием фактического материала (в том числе изображений), ранее в России не публиковавшегося, однако структура книги получилась несколько излишне хаотической.
    Наконец, в 1999 году в издательстве «София» выходит в свет наш с Алексом
    ван Дарт «Практический курс рунического
    искусства». В предисловии к первому изданию мы писали: «Приступая к этой работе, авторы поставили
    перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для
    последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости
    Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу
    отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по
    возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты, рунического
    Искусства, а с другой стороны постарались не опуститься до уровня
    распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных
    как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства.
    Насколько это удалось авторам судить критикам и читателям...»
    Насколько это нам удалось, я действительно не возьмусь судить сам, но воспользуюсь любезным разрешением Сигвальда Годи, руководителя Общества возрождения северной языческой Традиции «Рагнар», использовать здесь материалы его обзора литературы по рунам
    13
    . Итак, из рецензии Сигвальда
    Годи:
    «В этой книге Антон Платов в соавторстве с Алексом вон Аартом, в целом
    повторяя материалы своею более раннего труда "Руническая магия", частично
    вошедшего в "Магические искусства Древней Европы", представляет читателю
    практическое руководство по самостоятельному освоению основ искусства
    рунической магии. В книге вместе с теоретическими сведениями, изложенными в
    простой и доступной форме и порядке, оптимальном для поэтапного изучения
    рун, приводятся практические советы по освоению, закреплению и применению
    знаний, полученных в результате изучения теоретического материала. После
    экскурса в историю возникновения и применения рун, даются сведения о
    руническом письме, различных рунических рядах, включая славянские руны, и о
    практике рунической мантики (гадания). Вторая часть книги посвящена
    собственно основам практической магии рун: рассказывается о различных видах и
    способах применения рун, о предметах и материалах, используемых для
    нанесения рун (здесь приводится мнение
    автора о магических свойствах
    деревьев и металлов редкость среди литературы о рунах), о рунических
    текстах и, достаточно кратко, о "рунической йоге". Заслуживает внимания
    руководство по составлению рунических формул различного типа, встречаю-
    щихся на древних памятниках.
    Эта книга не просто рассказывает о существующем Пути под названием
    "руническая магия", как большинство других книг "о магии". Она позволяет
    читателю сделать несколько шагов в этом направлении, почувствовав его вкус,
    ощутить малую толику радостей и трудностей, ждущих его на этом Пути, и
    решить для себя, идти ли дальше. Разумеется, прочитавший эту книгу тут же
    не станет мастером рун и всемогущим магом сведений, изложенных в ней и
    времени, затраченного на описанную практику, явно будет недостаточно для
    этого. Но прошедший этот курс уже будет знать и на собственном опыте
    понимать, что руническая магия есть не где-то у кого-то, а в его собственной
    13
    Обзор называется «О рунах по-русски»; он достаточно широко известен в сети Internet, исходная публикация — на сайте общества «Рагнар»: www.ragnar.ru.

    жизни, и её дальнейшая роль в его жизни зависит от него самого. И от воли
    богов, разумеется».
    Он же, в другом месте своего обзора, критикует нашу концепцию «групп рунической магии»:
    «Спорным является вопрос соотнесения Старшего Футарка с "группами
    рунической магии" в тексте эддической песни "Речь Сигрдривы". Разумеется, в
    Старшем Футарке всё имеет значение, в том числе возможность разделить
    его на восемь групп по три руны в каждой, но соотнесение этих групп с теми,
    что описаны в "Речах Сигрдривы", многим исследователям рун кажется
    ошибочным зачастую далеко не очевидны соответствия значений рун в
    группах и смысловых значений названий групп, как и их описания в эддическом
    тексте».
    Книга пережила два переиздания (оба в 2000 году); общий тираж ее составил около 15 000 экземпляров.
    Период второй:
    «СОФИЙСКАЯ» СЕРИЯ (2000—2002 годы)
    К 2000 году общее число русскоговорящих людей, более или менее серьезно интересующихся рунами, стало достаточно велик для того, чтобы издатели в свою очередь проявили интерес к подготовке и изданию целого ряда книг о рунах, которые могли бы познакомить читателя с разными концепциями и разными авторами. Мне довелось быть составителем и редактором такой серии книг, вышедших все в той же «Софии» в 2000—2002 годах. Я выделяю это время в отдельный период постольку, поскольку именно тогда русскому читателю была представлена возможность работать не с пересказами известных авторов, а непосредственно с их книгами, и это, полагаю, во многом изменило общую ситуацию. В этой серии нам удалось издать Блюма, фон Листа, Торссона, мою работу по славянским рунам. К огромному сожалению, не оказалось возможным перевести и издать посвященные рунам работы Найджела Пенника, и наше с ним общение ограничилось интересной перепиской и обменом книгами.
    ...Непросто рецензировать книги, редактором которых ты выступал, но я попытаюсь сделать это, хотя бы коротко — и, опять же, используя подробный обзор, выполненный Сигвальдом Годи.
    Ральф Блюм
    В 2000 году вышла в свет его знаменитая «Книга рун», в 2001-м —
    «Целительные руны». Обе книги неоднократно переиздавались, и судить об их суммарном тираже затруднительно. Далее — предоставляю слово Сигвальду
    Годи:
    «Именно с него (т.е. с Блюма. — А. П.) началось новое массовое увлечение
    рунами, позже перекинувшееся и на территорию бывшего СССР. Ральф Блум,
    автор книг "Книга рун" и "Целительные Руны", не был ни серьезным рунологом,
    ни историком, ни приверженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом,
    открывшим для себя мир древних магических знаков и показавшим дорогу в
    этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно
    переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые
    ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий
    авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и
    пресловутая "пустая руна", и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме
    собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее
    сомнительный способ установления им описанных в его трудах значений рун
    путем параллелей с совершенно чуждой рунике китайской системой И Цзин.
    Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый
    рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здравому смыслу.
    Однако по праву первого и по масштабности роли книги Блума, несмотря на все
    его заблуждения, достойны почетного места на книжной полке современного
    рунолога».

    Гвидо фон Лист
    «Тайна рун» фон Листа, несомненно, является классикой эзотерической рунологии - как бы мы ни относились к его идеям и выводам. К моменту выхода в свет русского издания книги (2001) она давным-давно была переведена почти на все европейские языки. Собственно говоря, о фон Листе и его «Тайне рун» так много сказано и написано (в том числе и на русском языке), что вряд ли имеет смысл как-то комментировать его работу. Другое дело, сама книга, и прежде всего качество перевода и комментариев (а надо сказать, что переводить фон Листа — занятие сложнейшее). Надеюсь, что в этом отношении мы не ударили в грязь лицом.
    Антон Платов
    В том же 2001 году вышли в свет мои «Славянские руны».
    Я видел немало критики этой книги, но, к сожалению, ни одной полноценной рецензии (творения Гриневича и Чудинова не в счет, это вообще не имеет отношения к рунам), поэтому не могу привести здесь таковую.
    Большинство нападок сводится к обвинениям в «неисторичности» материала и «недоказанности» выводов. Между тем книга намеренно разбита на две части.
    Первая, «Историческая», посвящена обзору доступной информации по докириллической письменности славян и анализу северовендских рун, — и опирается на данные археологии и академические источники. До сих пор мне не доводилось видеть корректных указаний на конкретные ошибки, допущенные в этой части.
    Название второй части книги — «Волшебная» — по-моему, говорит само за себя. Эта часть содержит описания значений рун вендского ряда и представляет собой (что, к слову, оговорено во введении к части) результат моей собственной практики и мое видение вопроса. В «волшебной» части и не может быть прямых доказательств, просто для кого-то мое видение близко, а для кого-то — неприемлемо.
    Книга переиздавалась в 2002 году.
    Эдред Торссон
    В 2002 году в этой серии вышли две книги Торссона, в отличие от изданной в
    1997 году «Северной магии», посвященные непосредственно рунам. Это серьезный объемистый труд «Руническое учение: введение в эзотерическую рунологию» и небольшая книжка «Источник судьбы», представляющая собой руководство по рунической мантике.
    О признаваемых большинством понимающих людей недостатках книг
    Торссона мы уже говорили выше, и повторяться не стоит. В любом случае,
    «Руническое учение» — фундаментальная работа, выгодно отличающаяся доскональностью и объемом рассматриваемого исторического материала (что, увы, редкость среди выходящих в России книг о рунах), а также — рассмотрением рун непосредственно в контексте Северной Традиции.
    Несомненно, книга заслуживает всяческого внимания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта