Главная страница
Навигация по странице:

  • Даждьбог [д]

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница14 из 31
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31
    Ветер [в]
    Ключевые слова: Вершина; Ведать; Ветер-Сила; Велес
    Руна Ветра принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и
    Силы — Велесу. Это — руна Духа; руна Ведания и восхождения к вершине;
    руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического. Графически руна
    Ветра напоминает сдвоенную руну Воина Духа — это не случайно: как руна
    Треба представляет собой архетип Воина Пути, странника на Дороге к Алатырю, так руна Ветра являет архетип Божественного Мага — направление и итог работы Воина над собой...
    В сакральной Традиции Ветер — устойчивый образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии — тот круг внутреннего знания и внутренней Силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного Я.
    Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем
    Мира?..
    Итак, на уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер и внутренний магический круг; на уровне эмоциональном — вдохновение, творческую ярость
    (сканд. odr, откуда происходит скандинавское имя Велеса — Один); на уровне событийном — божественную Игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными события, отражающие извечный танец Шивы-
    Велеса...
    10.
    Берегиня [б]
    Ключевые слова: Береза; Судьба; Мать; Земля; Макошь
    Берегиня в славянской Традиции — женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом; в архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать. Поэтому руна Берегини
    — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям Богиня-Мать дает жизнь душам,
    приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. И с равной правотой можно называть руну Берегини руной
    Жизни и руной Смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, — суть ипостаси одной и той же Богини.
    Эта же руна является руной Судьбы, как она понимается в нордической
    Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь — супруга
    (читай: женская ипостась) бога Велеса. И так же, как руна Ветра, руна Берегини является руной силы — но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила
    Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини... Если, обращаясь к восточным традициям, Сила Ветра связана с верхними энергетическими центрами человека, то сила Берегини — с нижними...
    Лишь отчасти значение руны Берегини передается германской руной Беркана.
    11.
    Уд [у]
    Ключевые слова: Ярь; Любовь; Юность; Огонь; Яровит
    Славянское слово «уд», имеющее, вообще, значение «конечность, член», в контексте сакральном приобретает конкретное значение phallus'a. Во всех без исключения ветвях индоевропейской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос.
    Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь (эти слова однокоренные).
    Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина — скандинавами. Его славянское имя — Яровит

    (Ярило), а скандинавское — Бальдр. Руна Уд воплощает его силу — Ярь, то, что делает мужчин мужественными, а женщин — женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противо- положности, оплодотворяющая пустоту Хаоса...
    В германских рунических рядах руне Уд соответствуют руны Уруз и отчасти
    Ингуз.
    12.
    Леля [л]
    Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля
    Богиня этой руны — Леля — почиталась славянами как дочь Великой
    Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как
    ляля («дитя, девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила
    «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее — живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.
    В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, — подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой — хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в сла- вянских и многих других обрядовых мифах.
    В магии руна Лели — это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
    В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и отчасти
    Вуньо.
    13.
    Рок [х/ъ]
    Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок
    Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы — Örlög, древние англосаксы — Wyrd.
    Нет смысла говорить об этом — есть смысл только ощущать. Нордический
    Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопределенного судьбой не может
    избежать даже бог — это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд,
    Орлёг — это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто —
    Все-Что-Есть...
    При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации
    Непознаваемому.
    Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт, Эваз и Хагалаз. В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако, повторим, однозначного соответствия здесь нет.
    14.
    Опора [о]
    Ключевые слова: Боги; Родина; Столб; Кол и Коло.
    Это — руна оснований Мироздания; руна богов. Именно опорами, столпами

    Мира почитаются боги в Традиции; в древних северных языках два эти слова —
    бог и столб — звучали одинаково: ass/ans. Сонм богов суть и центр, и периферия Мира, поэтому в русском языке и Ось, символизирующая Мировое
    Древо, и Окружность, ее охватывающая, означаются почти одним и тем же словом: Кол и Коло. Опора, столб — это еще и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо; и этот шест — тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясывающая, — это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов; это — Родина, наследие предков.
    В Старшем Футарке отдельные аспекты значения руны Опоры частично передают руны Одал и Ансуз.
    15.
    Даждьбог [д]
    Ключевые слова: Добро; Дар; Плодородие
    Руна светлого Даждьбога, символизирующая благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.
    Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем
    Фрейра, а кельты — под именем Дагды, — это рог изобилия или, в более древней форме, котел неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представляет руна Даждьбога.
    Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим рунам Фе и Йер; кроме того, некоторые аспекты ее значения соответствуют рунам Ингуз, Гебо и Дагаз.
    16.
    Перун [п]
    Ключевые слова: Покрытие; Мощь
    Руна Перуна — нордического бога-громовержца, защищающего миры богов и людей и сохраняющего Правду и Порядок от наступления сил Хаоса.
    Символизирует мощь, могущество, мужскую прямолинейность и жизненную силу.
    Символизирует также личное могущество, но в некоторых негативных ситуациях — могущество, не отягощенное мудростью. Но это также и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от разрушительного воздействия психических, материальных или любых иных разрушительных сил.
    В Старшем Футарке более других приближается к значению руны Перуна руна Турисаз, хотя между ними нет полного соответствия.
    17.
    Есть [е]
    Ключевые слова: Естество; Жизнь; Движение
    Руна Жизни, или Живы, подвижности и естественной изменчивости бытия, ибо неподвижность мертва. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это — руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
    В Старшем Футарке этой руне соответствуют руны Эваз и Беркана.

    18.
    Исток [и]
    Ключевые слова: Лёд; He-движение; Первооснова
    Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что в нордической
    Традиции лёд суть одна из творческих изначальных стихий, символизирующая
    силу-в-покое, потенциальность, движение в неподвижности. По некоторым вариантам северных легенд Мир возник из одной-единственной градины — ледяного зерна. Следует помнить, что состояние замороженности, не-движения заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной
    Есть) — так же, впрочем, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание...
    В скандинавских рунических рядах руна Истока соответствует Старшей руне
    Иса и отчасти Младшей руне Хагал.

    Глава 7
    Р
    УНЫ
    А
    РМАНОВ
    Гвидо фон Лист рманический Футарк», созданный австрийцем Гвидо фон Листом в самом начале XX столетия, не имеет прямого отношения к исторической традиции — в том смысле, что этот рунический ряд был именно создан.
    Тем не менее, он имеет сегодня большое распространение — и не только в
    Германии и Австрии, и, несомненно, заслуживает внимания. «Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведен к настоящему времени на большинство европейских языков
    93
    . С этого труда и с трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии; огромное число людей по всему миру используют руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.
    Для того чтобы разобраться в арманических рунах, недостаточно просто прочитать их описания (впрочем, это верно в отношении любого рунического строя). Необходимо понять атмосферу, в которой они родились, проникнуть в их идеологический контекст. И, разумеется, познакомиться с создателем этой системы и его философией.
    * * *
    Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. С.Е. Флоуэрс, например, прямо говорит
    94
    , что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипулировать ими...
    Гвидо Карл Густав Антон фон Лист родился 5 октября
    1848 года в Вене. Отказавшись от карьеры коммерсанта, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драматургии, в прозе, в необычном литературном жанре, определяемом иногда как «мистиче- ская журналистика». В семидесятых-восьмидесятых годах фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произ- ведшими на него большое впечатление.
    Их идеи вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоромантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохновения и творчества фон Листа.
    93
    Русские переводы книги выходили дважды: первый, под моей редакцией, в 2001 году (Лист Г. фон. Тайна рун. М.,
    2001), а второй — перевод С. Кормилицына — был опубликован как часть его книги, посвященной рунам
    (Кормилицын С. Тайны рун. Наследники Одина. М., 2005).
    94
    Flowers S.E. Introduction for English edition of Das Geheimnis der Runen. Rochester, 1988.
    А

    Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь
    Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.
    Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззрения будущих поколений. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формирующиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь работы самого фон
    Листа, немедленно после выхода в свет ставшие классикой исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями и мыслителями, шедшими вслед за ним, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.
    Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких организациях, как «Аненербе» и
    «Общество Туле»
    95
    , пользовались трудами фон Листа. И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Берлине в 1919 году) не поддерживали связей с национал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после прихода в 1933 году к власти национал- социалистов. Так, выдающийся исследователь рунической традиции, автор целой серии трудов о практических аспектах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был арестован и девять лет провел в концлагерях.
    * * *
    Если говорить по сути, то фон Листа можно назвать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопровождали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрасте четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину
    96
    . Под знаком этого бога-Князя, бога-Мага прошла его жизнь.
    Одним из важнейших источников формирования мировоззрения фон Листа — мировоззрения языческого — была древняя мифология германских народов, причем он равно уделял внимание как мифологии «высшей», связанной со старыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, преданиям, народным легендам.
    Второй источник — индийская философия и теософия, влияние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и понятия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.
    Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и достаточное количество христианских чувств и настроений, что вообще характерно для ариософского движения того времени, большинство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов,
    95
    «Аненербе» («Наследие Предков») — основанный Гиммлером исследовательский институт, проводивший разыскания в области арийской и германской магии, философии, истории и тд. «Общество
    Туле» — германский магический орден, один из многих, возникших на границе XIX—XX веков; членами
    «Братства Туле» являлись Гиммлер и Гитлер.
    96
    Это произошло в 1862 году, в катакомбах (вероятно, еще дохристианских) под собором Св. Стефана, которые юный Гвидо посетил вместе с отцом. Позднее сам фон Лист, описывая чувство мистического озарения, охватившее его перед разрушенным подземным алтарем, говорил об этом случае как о своем первом Посвящении.
    предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показывают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллировал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс.
    Хотя фон Лист и использовал иногда библейские цитаты, чтобы пояснить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного единства христианства и того неоязычества, провозвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в своей известной работе «Оккультные корни нацизма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассматривал католическую церковь в качестве основного противника.
    * * *
    Сейчас Гвидо фон Лист известен в основном благодаря изданной им в 1908 году книге «Тайна рун»
    97
    , ставшей, по сути дела, первым в Европе трудом по магии рунических знаков и до сих пор не потерявшей свое значение. Между тем фон Лист был гораздо более широким специалистом, и издание «Тайны рун» — далеко не единственная из его заслуг.
    Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в
    Европе сформулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и мифологии — хотя он и говорил при этом только о древних германцах, возможно, не осознавая до конца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Традиции (по крайней мере, в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтер- нативных истин, исключающих одна другую, не приводит в логический тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная
    Воля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверждению о том, что «следо- вать воле богов — обязанность человека».
    Этот принцип
    «непротиворечивости противоречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трёх вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множественном. Фон
    Лист полагал, что из этих трёх основных принципов могут быть получены все остальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.
    Одним из первых фон Лист объявил, что представление о реинкарнации
    (перерождений человеческого «Я»), знакомое нашим современникам по восточным учениям, являлось некогда важнейшей частью древней языческой религии, и культуры. С его твердой верой в реальность реинкарнационного процесса связано одно из самых знаменитых его пророчеств, а многие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мистиком, магом, но и пророком или провидцем. Пророчество, о котором идет речь, было опубликовано им в одной из статей в 1917 году и гласит о грядущем примерно в 1932 году приходе Сильного Свыше (der Starke von Obeii). На первый взгляд может показаться, что пророчество касается появления некоего спасителя или лидера; на самом же деле речь идет совершенно о другом.
    Сильным Свыше фон Лист называл мощный коллективный дух тех, кто был убит в Мировой войне 1914 года, когда они возродятся вновь и достигнут
    97
    List Guido von. Das Geheimnis der Runen. Vienne, 1908.
    подросткового и юношеского возраста... Фон Лист определил время пришествия
    Сильного Свыше 1932 годом и не ошибся: пришествие Сильного состоялось и привело, как известно, к победе НСДАП на выборах в Германии в 1933 году, последствия которой... Знал ли о них фон Лист? — вопрос, который, как и многие другие, навсегда, вероятно, останется неразрешенным...
    Однако фон Лист — как говорят об этом его последователи и биографы —
    «был пророком не только будущего, но и прошлого». Иначе говоря, фон Лист провидел не только грядущее, но и былое. Д-р Стивен Е. Флауэрс так пишет об этом: «Еще до того, как он разработал свою сложную, тщательно продуманную систему эзотерических исследований, он интуитивно вглядывался в отдалённое прошлое своей родной местности. Эти видения вылились в его ранние попытки "мистической журналистики" и ранние "исторические" романы, фактически более поздние эзотерические исследования Листа были лишь подтверждением этих ранних чисто интуитивных набегов в отдаленную старину. Раскритиковать его методы с научной точки зрения было бы слишком просто. Мне кажется, что более честным и беспристрастным было бы классифицировать Листа как оккультного провидца и пророка, который первым использовал интуитивные методы и развил упорядоченные и отрегулированные сакральные методы и технические приемы более глубокого прочтения тех же самых основных мистических источников...»
    98
    Одной из точек приложения исследовательских усилий фон Листа, сопровождавшихся и дополнявшихся мистическими прозрениями, стал тот аспект древней социальной истории, который мы сейчас, возможно, назвали бы
    «сакральной социологией» или, быть может, «эзотерикой социума». Фон Лист гораздо больше, чем современные ему оккультные деятели (за исключением разве что, упомянутого уже выше Ланца фон Либенфельса), уделял внимания сакральной, мистической стороне социологии: оккультным истокам того или иного социального и расового порядка, государственного устройства, общественного строя, — стремясь восстановить утраченные знания, сочетая научный и магический подходы к изучению истории.
    Согласно фон Листу, древнее германское общество делилось на три класса, или касты: 1) интеллигенция (Lehrstand), 2) воины (Werhstand) и 3) крестьянство
    (Nahrstand).
    Это кастовое деление он сопоставлял с описанным у Тацита делением германцев на три группы: Неrтiопеп (или Аrтапеп), Istvaeonen и
    lngvaeonen.
    Именно первая из этих трех каст, интеллигенция (Armanen) — короли и князья, маги и ученые, жрецы, — имела реальную духовную и социальную власть в древнегерманском обществе. Фактически фон Лист одним из первых указал на аналогии между кастовым устройством древнеиндийского общества и общества древних германцев. От названия касты арманов, аналогичной касте брахманов в Индии, и было образовано имя основанного фон
    Листом оккультного ордена — Ордена Арманов. Отсюда же произошло и название предложенного Листом рунического строя — Футарк Арманов или
    Арманический Футарк.
    98
    Flowers S.E. Ibid.

    Руны Арманов
    Как справедливо отмечают биографы Гвидо фон Листа, большинство его исследований и выводов не могут быть признаны полностью обоснованными с научной точки зрения. В полной мере это относится и к предложенному им
    Арманическому Футарку: неизвестно ни одного памятника, содержащего древнескандинавский рунический строй в том виде, который имеет рунический ряд фон Листа.
    Первое отличие Футарка Арманов от классического состоит в том, что ряд фон Листа содержит только восемнадцать рун: остальные шесть знаков старшего строя были отброшены Листом как более поздние и не являющиеся исходными.
    Вторая черта: каждая руна нового Футарка жестко привязана к одному из так называемых Заклинаний Одина, содержащихся в Старшей Эдде.
    Возможные корреляции текстов Старшей Эдды с руническими строями постоянно привлекают внимание исследователей, но работа, проделанная фон
    Листом, является, вероятно, самой первой попыткой связать не всегда ясные указания древних текстов с конкретными рунами.
    «Заклинания Одина» представляют собой один из многих независимых фрагментов в составе песни «Речи Высокого» (т. е. Одина). Начинаются
    Заклинания следующими строками:
    Заклинанья я знаю — не знает никто их, даже конунгов жены...
    Речи Высокого, 146
    Далее следует перечисление восемнадцати заклинаний, которые могут быть применены Одином в различных ситуациях. Каждому из этих заклинаний фон
    Лист ставит в соответствие одну из рун своего строя таким образом, что порядковый номер руны в строе совпадает с номером заклинания.
    Так, например, первой руне — Фа — посвящено, по фон Листу, такое заклинание:
    Помощь — такое первому имя — помогает в печалях, в заботах и горестях.
    Девятой руне — Ис:
    Знаю девятое, — если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье.
    Одиннадцатой руне — Зиг:
    Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, — побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.
    И так далее.

    Нужно также отметить, что рунический строй фон Листа отличается от классического не только количеством знаков и их расположением. Сами по себе руны, повторяя, в целом, начертания рун Старшего Футарка, несколько отличаются от последних графикой. Так, необычно выглядят руны Фа, Ас, Хагал и др., заимствованные в большинстве своем из частных вариантов Старшего
    Футарка.
    Многие современные западные авторы предпочитают формализовывать графику рун Арманического строя, вписывая их в шестиугольную «руническую матрицу».
    Арманический Футарк мало, на наш взгляд, удобен для прямых магических действий, но зато содержит в себе развитую эзотерическую систему, основанную на рунах. Поэтому мы полагаем весьма полезным привести здесь перечень рун Арманенов с краткими их описаниями, повторяющими — с некоторыми сокращениями и некоторыми дополнениями — описания, данные самим фон Листом. l.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31


    написать администратору сайта