Главная страница
Навигация по странице:

  • Князь: Божественный Человек

  • Платов Антон Валерьевич РУНЫ: ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница31 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    alu:
    s a r
    Прочтение этой формулы как с учетом особенностей построения трехчастных рунических заклинаний
    181
    , так и без такового дает нам: «Странствие под водительством богов в поисках Силы».
    Это Странствие-поиск, как уже говорилось, не имеет цели, только направление. И это направление — Святой Грааль, познав который рыцарь становится Князем.
    Князь: Божественный Человек
    Многие исследователи сходятся в том, что в артуровской традиции реальность исторического Артура, военного вождя и кельтского короля, противостоявшего натиску германских племен с востока, отходит на задний план по сравнению с архетипическим образом Повелителя Мира, единственного
    Истинного Короля, каким выступает Артур в сказаниях. Точно так же историческая реальность Владимира Святого не играет никакой роли в былинах киевского цикла, рисующих великое царство солнечного Владыки. Оба этих образа являют собой отражение традиционных представлений о божественном
    Князе
    182
    , человеке, принадлежащем третьей ступени развития, обладающем
    дивья-бхавой, используя терминологию Тантры.
    Нордическая мифология отражает дуальность пути человека, поднявшегося на эту ступень. Так, сам Один, верховный бог скандинавского пантеона, выступает перед нами как божественный Князь и как божественный Маг. О той же дуальности говорят буддийские сказания, говорящие, что Сиддхартхе
    181
    Платов А.В. Трехчастные рунические заклинания//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4,1997.
    182
    См., напр.: Эвола Ю. Мистерия Грааля//Милый ангел, т. 1. М., 1991.

    (будущему Будде Шакьямуни) было предсказано стать либо буддой, про- буждённым учителем, либо чакравартином—«тем-кто-вращает-колеса [бытия]»,
    Повелителем Мира. Таким образом, второй путь человека, достигшего третьей ступени традиционного нордического посвящения, — это путь великого Мага, какими были, вероятно, Мирддин Эмбрэйс Вледиг (Мерлин), Аполлоний
    Тианский и другие.
    ...С образом короля Артура связано еще одно пророчество, дополняющее пророчество Старшей Эдды (заколосятся хлеба без посева). ARTHURUS REX
    QUODAM REXQUE FUTURUS
    «Артур, Король Былого и Грядущего» — так называют легендарного короля источники...
    Приложение 7
    К вопросу о рунической письменности у балтов: несколько памятников
    Данная небольшая заметка не имеет цели всестороннего рассмотрения вопроса, вынесенного
    в её название; напротив, она, скорее, предназначена для того, чтобы всего лишь обозначить сам
    данный вопрос и кратко обсудить некоторые связанные с ним исторические памятники.
    В целом, проблема существования дохристианской письменности у балтских народов не является новой; она обсуждалась, хотя и не так жарко, как проблема славянских рун. Предположение о наличии у балтов эпохи позднего железа и раннего Средневековья некоей сакрализованной системы письма имеет ряд
    «теоретических» предпосылок, среди которых необходимо отметить, например, принадлежность балтов к североевропейской группе индоевропейских народов, для которой характерно использование рунического письма, и их вовлечённость в культурную жизнь циркум-балтийского региона, в рамках которого формировалась и развивалась руническая письменность. И то, и другое, разумеется, — именно «теоретические предпосылки».
    Несколько большее значение имеет факт наличия у литовских и латышских племен развитой системы руноподобных сакральных символов — именно
    системы. Возможно, одно из поздних «отражений» этой системы мы видим на так называемом «скипетре Гедимина» — деревянном литовском календаре XIV века, описанном еще М.М. Гусевым
    183
    . В отличие от более поздних деревянных календарей Литвы (XVII век и позднее), на которых использованы знаки, несомненно, восходящие к Младшим скандинавским рунам
    184
    , знаки, обозначающие месяцы на «скипетре Гедимина», не могут быть соотнесены с германским руническим письмом. Но и это — не более чем пример использования определенной системы знаков.
    Конечно, единственным однозначным доводом в пользу существования письменности могут служить только памятники письменности. Такие памятники на землях, искони и по сей день занимаемых балтскими народами, существуют; в большинстве своем — это надписи на литовских священных камнях, описан-
    183
    М.Гусев. Древний литовский календарь// Известия Императорского Русского Археологического
    Общества, т. V, вып. 5, 1865.
    184
    См., напр.: Л.А.Климка. Рунические календари в Литве. В кн.: Историко-астрономические исследования. М., 1986.
    ные в работах, например, П. Тарасенки
    185
    и Р. Матулиса
    186
    (см. рис.). Необходимо отметить, что, говоря о памятниках дохристианской письменности из балтских земель, мы — в данном контексте — намеренно оставляем в стороне целую группу памятников, заведомо определяемых как скандинавские или созданные под скандинавским влиянием. Однако, и отобранные таким образом памятники, как можно видеть и на приведённых прорисовках, во-первых, — совершенно явно представляют несколько разных систем письма, а во- вторых, — лишь очень немногие из них могут быть атрибутированы как рунические. Для того, чтобы делать какие-либо выводы — даже самые предварительные, — необходимо доскональное исследование происхождения и истории каждого из этих камней с надписями.
    Литовские священные камни с надписями являются важной отправной точкой в изучении вопроса о дохристианской письменности балтов — важной, но не единственной. Существует и ряд других примеров использования балтами письма, предположительно рунического, два из которых мы кратко охарактеризуем, постаравшись остаться беспристрастными в отношении степени их актуальности.
    Первый из этих примеров — известное «знамя Вайдевута» («Видевута» — в немецкой транскрипции). Его описание приводится Симоном Грунау в
    «Прусской Хронике», составленной в конце первой четверти XVI века; не имеет смысла лишний раз комментировать изображение на знамени, приведем лишь мнение В.И. Кулакова, считающего, что данное полотнище, несущее изображение триады высших богов пруссов, могло представлять собой храмовую завесу святилища Ромувы
    187
    Старейшая прорисовка «знамени Вайдевута» — как предполагается, на основании описания Грунау — сделана в 1585 году Каспаром Хенненбергером, знаменитым немецким ученым и картографом (в частности, создавшим первую полноценную с современной точки зрения карту Пруссии). Позднее прорисовка
    «знамени» была опубликована Кристофом Гарткнохом в 1684 году в его труде
    185
    P.Tarasenka. Pedos amenyje (Lietuvos istoriniai akmenys). Vilnius, 1958.
    186
    R. Matulis. Istoriniai akmenys. Vilnius, 1990.
    187
    В.И. Кулаков. История Пруссии до 1283 года. М., 2003. — Prussia Antiqua. Том 1.

    «Старая и новая Пруссия»
    188
    . Приводимая им гравюра (см. рис.) содержит описываемые Симоном Грунау изображения богов и — неидентифицируемую надпись вдоль края «знамени».
    В отношении данной надписи несомненный авторитет в прусской археологии и истории В.И. Кулаков пишет: «Надпись на "знамени Видевута" находит аналогии как в англо-саксонской, так и в тюркской рунических системах»
    189
    . На мой взгляд — если говорить о гравюре в издании Гарткноха — ни о какой аналогии с англо-саксонскими рунами речи идти не может; более того, надпись вообще не является рунической. Однако это не единственная прорисовка
    «знамени»; на гравюре, опубликованной Теодором Нарбуттом в первой книге его девятитомного труда «История древнего народа Литвы»
    190
    , надпись не просто отличается, но имеет совершенно иной характер, и оказывается явно рунической.
    Вероятно, на настоящее время любые выводы относительно значения надписи на «знамени Вайдевута» будут безосновательны. Прежде всего, необходим подробный анализ тех источников, которыми могли пользоваться — помимо собственно описания, приводимого Симоном Грунау, — К. Гарткнох и Т.
    Нарбутт при составлении своих прорисовок, а также — рассмотрение всего
    188
    С. Hartknoch. Altes und Neues Preussen. Frankfurt, Konigsberg, 1684.
    189
    В.И. Кулаков. История Пруссии... Подробнее см.: В.И. Кулаков. Элементы письменной культуры населения земли пруссов // КСИА, вып. 208,1993.
    190
    Т. Narbutt. Dzieje starozytne narodu litewskiego, t. 1 — Mitologia litewska. Wilno, 1835.
    комплекса таковых
    191
    Ещё один памятник, который должен быть здесь упомянут, это печать князя
    Миндовга (середина XIII века), изображение которой опубликовано Вацлавом
    Ластовским в1910 году
    192
    . Центральная часть печати содержит известное гербовое изображение, называемое современными беларусами «Погоней»; по двум краям ее идет надпись. В.У. Ластовский писал о данном памятнике:
    «Печать эта находится в частных руках и принадлежит собранию редкостей, назначенных в белорусский научный музей. Букв, вырезанных на этой печати, до сих пор никто не мог ещё прочитать». Судьба самого памятника сейчас неизвестна.
    По своему характеру надпись на «печати
    Миндовга» вполне может оказаться рунической, но дешифровка ее — в отсутствие оригинала печати
    — представляется весьма затруднительной. Тем более невозможно что-либо говорить о языке, на котором сделана надпись, хотя само её наличие на печати балтского князя ещё раз заставляет задуматься о существовании в раннем
    Средневековье дохристианской — возможно, рунической, — балтской письменности, краткий обзор вероятных реликтов которой мы только что совершили.
    191
    Всего известно около десяти прорисовок «знамени Вайдевута», датируемых XVI—XIX веками; некоторые из них вообще не содержат надписи.
    192
    В.У. Ластовский. Короткая история Беларуси. Вильно, 1910.

    Содержание
    Предисловие автора
    ……………………………………………..3
    Глава 1
    ВВЕДЕНИЕ В РУНЫ ......................................................... ……………4
    Введение ............................................................................. ……………4
    Слово «руна»...................................................................... ……………7
    Руническое письмо ........................................................... ……………9
    Руны как знаки силы ...................................................... ……………14
    Владыка рун .....................................................................…………....20
    Мастера рун ..................................................................... ……………24
    Глава 2
    ИСТОРИЯ ВОПРОСА .................................................... ……………28
    Начало .............................................................................. ……………28
    Новая эпоха. .................................................................... ……………37
    Современность ................................................................ …………...46
    Глава 3
    ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ РУН .................................. ……………63
    Происхождение рун ........................................................ ……………63
    Классическая эпоха ......................................................... …………...72
    Руны «младшей» эпохи ................................................... …………...90
    До нашего времени ......................................................... …………...97
    Глава 4
    ФУТАРК ......................................................................... ……………106
    Рунический строй ......................................................... ……………106
    Триадность Футарка ..................................................... ……………110
    Имена рун ...................................................................... ……………112
    Базовые значения ............................................................................ 118
    Взаимосвязи ................................................................................... 131
    Глава 5
    АНГЛОСАКСОНСКИЕ РУНЫ ................................................... 13 5
    Бритты, англосаксы, викинги ....................................................... 135
    Руны Семи Королевств ................................................................. 139
    Описания рун Нортумбрийского строя ...................................... 149
    Глава 6
    СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ ................................................................... 155
    Несколько слов в качестве введения ........................................... 155
    «Вопрос о рунах у славян...» ........................................................... 160
    Виндланд, Земли-у-Моря ............................................................... 171
    Venda Runis, руны Виндланда ...................................................... 175
    И о волшебном... (описания рун вендского ряда) ...................... 190
    Глава 7
    РУНЫАРМАНОВ ......................................................................... 203
    Гвидо фон Лист ............................................................................. 203
    Руны Арманов ............................................................................... 210
    Немного о последствиях и последователях ................................. 220

    Глава 8
    АРТЕФАКТЫ: ВОПЛОЩЕННАЯ МАГИЯ .................................. 226
    Рунические артефакты в истории магии ..................................... 226
    Холодное оружие ............................................................................ 228
    Брактеаты ....................................................................................... 246
    Волшебные кольца ......................................................................... 254
    Другие типы волшебных предметов ............................................ 269
    Глава 9
    ТЕКСТЫ И ЗАКЛИНАНИЯ ......................................................... 275
    О текстах и заклинаниях ............................................................... 275
    Магия начертанных рун. Одиночные руны ................................ 277
    Последовательности рун .............................................................. 282
    Рунические сакральные слова....................................................... 290
    Триадные заклинания и палиндромы .......................................... 295
    Вязаные руны и гальдраставы ...................................................... 302
    Рунические коды ............................................................................ 317
    Руническая нумерология ............................................................... 333
    Текстовые заклятья ........................................................................ 336
    Глава 10
    РИТУАЛЫ ...................................................................................... 350
    Ритуалы руническою Искусства ................................................... 350
    Восемь навыков мастера рун ......................................................... 353
    Руническая мантика ....................................................................... 361
    Несвязанные заклятья .................................................................... 366
    Связанные заклятья ....................................................................... 370
    Послесловие
    ……………………………………………………..373
    Библиография
    Монографии .................................................................................... 376
    Диссертационные работы ............................................................. 379
    Периодика и сборники .................................................................. 3 80
    Приложения
    Приложение 1
    Внеалфавитные руны и субрунические символы.. ....................... 385
    Приложение 2
    Группы рунической магии ............................................................ 393
    Приложение 3
    Новейшая руническая эпиграфика на территории
    Москвы и Подмосковья ................................................................. 40 5
    Приложение 4
    Рунические надписи Северной Америки .................................... ..411
    Приложение 5
    Древняя Богиня и руна посвящения…………. ............................. 420
    Приложение 6
    Путь и три ступени посвящения в Северо-Западной Традиции
    ............................................................................................. ……….423
    Приложение 7
    К вопросу о рунической письменности у балтов: несколько памятников ....................................................... ………4 3 7

    Научно-популярное издание
    Сакральная история
    Платов Антон Валерьевич
    РУНЫ:
    ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ МАГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
    Выпускающий редактор В.А. Ластовкина
    Корректор О.Н. Богачева
    Дизайн обложки Д.В. Грушин
    Верстка Н.В. Гришина
    ООО «Издательский дом «Вече»
    Почтовый адрес: 129348, Москва, ул. Красной
    Сосны, д. 24, а/я 63.
    Фактический адрес: 127549, Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корпус 1.
    E-mail: veche@veche.ru http://www.veche.ru
    Подписано в печать 09.03.2010. Формат 84x108 '/„.
    Гарнитура «LazurskiC». Печать офсетная. Бумага офсетная.
    Печ. л. 14. Тираж 3000 экз. Заказ 0-433.
    Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного электронного оригинал-макета в типографии филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресо.
    420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2.
    E-mail: idelpress@mail.ru

    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта