Традиции Москва Вече
Скачать 19.12 Mb.
|
Swart-Runor), т.е. Чёрные Руны, находящие применение в некромантии и близких к ней Искусствах для установления связи с духами ушедших. Со Сварт-рунами связано двенадцатое заклинание Одина: Двенадцатым я, увидев на дереве в петле повисшего, так руны вырежу, так их окрашу, что он оживет и беседовать будет. Владение Турс-рунами, как и Рунами Пива, является частью Искусства Vardlokkur. Biarg-Runor Повивальные Руны Анссуз Йера Манназ «Речи Сигрдривы»: Повивальные руны познай, если хочешь быть помощью при родах! На ладонь нанеси их, запястья сжимай, к дисам взывая. Название группы связано с именем Берхты, богини деторождения, а также с именем руны Беркана, посвященной Богине-Матери. Главное назначение этой рунической группы — родовспоможение и благословение новорожденного; кроме того, Повивальные руны могут использоваться для поддержания новых начинаний. С Повивальными рунами связано тринадцатое заклинание Одина: Тринадцатым я водою младенца могу освятить, — не коснутся мечи его, и невредимым в битвах он будет. Brun-Rimor Руны Прибоя Райдо Эйваз Лагуз «Речи Сигрдривы»: Руны прибоя познай, чтоб спасать корабли плывущие! Руны те начертай на носу, на руле и выжги на веслах, — пусть грозен прибой и черны валы, — невредимым причалишь. Головная руна — Эйваз. С рунами этой группы связано девятое заклинание Одина: Знаю девятое, — если ладья борется с бурей, вихрям улечься и волнам утихнуть пошлю повеленье. Lim-Runor Целящие Руны Кано Перт Ингуз «Речи Сигрдривы»: Целебные руны для врачеванья ты должен познать; на стволе, что ветви клонит к востоку, вырежи их. Головная руна — Кано, руна Огня. С огнем в скандинавской традиции вообще связано многое, имеющее отношение к целительству. Заклинание Одина: Знаю второе, — оно врачеванью пользу приносит. Mal-Runor Руны Речи Гебо Альгиз Ингуз «Речи Сигрдривы»: Познай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! Их слагают, их составляют, их сплетают на тинге таком, где люди должны творить правосудье. Руны Речи — малопонятная ныне группа, объединяющая, тем не менее, весьма сильные руны. Иногда считается, что Мал-руны эффективны в тех областях жизни, где слово имеет большое значение. Могут быть начертаны на стенах или на различных предметах там, где решаются важные общественные вопросы. Hug-Runor Руны Мысли Вуньо Соул Дагаз «Речи Сигрдривы»: Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать! Хрофт разгадал их, он их измыслил из влаги такой, что некогда вытекла из мозга Хейддраупнира и рога Ходдрофнира. Название этой группы — Хуг-руны — связано с именем одного из священных воронов Одина — Huginn, что и означает «мысль». Это руны силы ума Найджел Пенник указывает, что эти руны часто изображаются на сундуке с принадлежностями и инструментами рунемейстера. Чаще всего считается, что их функция — приносить ментальную силу и способствовать умственной концентрации, однако мы склонны видеть в Хуг-рунах нечто значительно большее. С Хуг-рунами связано, вероятно, четырнадцатое заклинание Одина: Четырнадцатым число я открою асов и альвов, прозванье богов поведаю людям, — то может лишь мудрый. * * * Разумеется, описания групп Сигрдривы, данные на этих страницах, упрощены и неполны и тем более не исчерпывают всей полноты рунической магии. Восемнадцатое ни девам, ни женам сказать не смогу я, — один сбережет сокровеннее тайну, — тут песнь пресеклась — откроюсь, быть может, только жене иль сестре расскажу... Речи Высокого, 163 * * * Отмечу, что значение указаний Сигрдривы отнюдь не ограничивается чисто практической стороной. Да, конечно, восемь советов валькирии — это восемь прямых указаний по практическому использованию магии рун, но — не только. Присмотримся — троично-восьмеричное разбиение Футарка таит в себе огромные потенциальные возможности, в частности — связанные с наработкой «тропинок к рунам», к связанным с ними концептам и ассоциативным рядам. Нераскрытые связи внутри приведенной выше схемы расположения Футарка столь сложны и многочисленны, что сама эта схема действительно может послу- жить предметом своего рода ментальной медитации. Обратите, например, внимание: некоторые оттенки некоторых рун в каждой тройке как бы дополняют друг друга. Так, в Рунах Победы — руна Фе (Файху) имеет значение сохранение, а руна Хагалаз — разрушение. В Рунах Речи: руна Гебо — единение, руна Отал — разделение... Почему так? С другой стороны имеет смысл поразмыслить, чем вообще объединены руны в пределах одной тройки, одной группы Сигрдривы. Для некоторых групп это очевидно. Вот, например, Руны Прибоя: Рэйд Дорога; Странствие Эйваз Защита [Преодоление препятствий] 159 Лагуз Движущаяся Вода [То, Что Ведет] Как видим, все три руны оказываются «завязанными» на один и тот же мотив — дорога, движение, странствие. Значительно сложнее дело обстоит с некоторыми другими группами. Так, возьмем, к примеру, четвёртые руны в аттах, т.е. Повивальные руны: Ансуз Бог [Получение] Йер Год [Урожай, результат, завершение] Манназ Человек Казалось бы, между тремя этими рунами нет никакой связи. Но, присмотревшись, её вполне можно увидеть: руна Йер — рождение, завершение цикла действия сил плодородия; руна Ансуз — получение, проявление в физическом мире; руна Манназ — человек, конечный результат! 159 В квадратных скобках здесь дается значение руны, не входящее непосредственно в ее имя. Приложение 3 Новейшая руническая эпиграфика на территории Москвы и Подмосковья Эта статья была опубликована в «Мифах и Магии» в 1998 году. Многие, вероятно, помнят, какое это было время. В остальном — пускай эта статья «проходит по категории» современной этнографии... Текст приводится по изданию: Платов А.В. Новейшая руническая эпиграфика на территории Москвы и Подмосковья/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7. М., 1998. — Они используют старые знаки, чтобы создать новый смысл, или это сам старый смысл знаков диктует им новые слова? — Ты знаешь, когда речь заходит о магии, я часто теряю грань между причиной и следствием... Андрей Артов. Азень Они вырезают ножами рисунки на посохах. Руны? Откуда им знать тайный смысл нанесенных узоров — Всего лишь игра. А тонкие лица пугают глухим отраженьем Сбежавших в себя... ...Дети ждут. Они знают, что нечто случится вот-вот. И терзают бессмысленно посохи, веря в их мощь... Станислав Ермаков. Нечто случится вот-вот Рост интереса к древним волшебным искусствам привел в последние годы к появлению на книжном рынке ряда популярных изданий, посвященных тем или иным аспектам древней магии Европы. Не является исключением и руническое искусство. В свою очередь, широкое распространение экзотерической части магических знаний приводит к тому, что всё чаще нам доводится сталкиваться, нередко в совершенно неожиданных ситуациях и местах, с применением отдельных магических технологий — чаще, разумеется, применением профаническим, но иногда и профессиональным. Одним из наиболее очевидных свидетельств такого рода «возрождения» является новейшая руническая эпиграфика на территории России — рунические надписи, датируемые последним десятилетием. Следуя собственному профессиональному интересу, я собирал такого рода надписи везде, где мне доводилось с ними сталкиваться. Сборы нескольких лет составили своего рода коллекцию, относительно представительную. Мне показалось интересным обобщить эти данные и представить их читателям нашего альманаха в виде небольшого исследования — исследования отчасти в шутку, но отчасти и всерьез... Итак, новейшая руническая эпиграфика Москвы и Подмосковья. I. Рунические граффити на территории Москвы Одним из мест, в которых можно обнаружить рунические «настенные» граффити, являются здания комплекса Московского государственного университета на Воробьевых горах. В большинстве своем это короткие (в несколько знаков) сочетания рун, о назначении большинства которых судить весьма затруднительно. Такова, например, одна из рунических надписей, обнаруженная мною на стене главного здания МГУ: В данном случае любопытно, что употреблены не Старшие руны, что указывает на более глубокое, нежели обычно, знакомство автора надписи с руническим искусством. Еще одним интересным в отношении рунической эпиграфики местом является, как и следовало бы ожидать, центральный район Нескучного сада, в просторечии именуемый «Эльфятником». Здесь, среди довольно стандартных надписей типа: «Мелькор жив», «Варда — дура» или «Зачем закрасили старые надписи?» можно обнаружить рунические граффити, аналогичные универси- тетским. В целом, московские рунические настенные надписи не отличаются большим разнообразием. Практически везде превалируют руны Альгиз и Зиг; несколько реже встречаются Тейваз, Ансуз, Перт. Некоторые руны (Эйваз, Ингуз, Йер и др.) не встречаются вообще. Несколько выделяются надписи, представляющие собой связные тексты, записанные на русском языке, но выполненные скандинавскими рунами. Каюсь, при встрече с подобными памятниками у меня всегда возникает желание приписать чуть ниже что-нибудь вроде транскрибируемое со странным кавказским акцентом: «Сдэс бил Васьа». Только профессиональная гордость и уважение к труду уборщиц удерживают меня от подобного магического действа... II. Надписи на деревьях Отдельную обособленную группу образуют надписи, вырезанные на коре деревьев. Такого рода памятники можно обнаружить в окрестностях многих общеизвестных подмосковных сакральных мест, а также собственно в Москве и населенных пунктах Подмосковья. В большинстве случаев содержание надписей аналогично коротким «настенным» граффити Москвы, хотя в целом надписи на деревьях отличаются большим разнообразием. Очень грубо памятники данного типа можно следующим образом классифицировать по цели вырезания: 1. Прямые магические действия, требующие использования живого или мертвого дерева (например, воздействие на погоду). 2. Послания: дерево служит своего рода «почтовым ящиком» для разного рода групп людей. 3. Руны и рунические надписи, вырезанные «просто так» (например, от скуки). 4. Прочие, в том числе абсолютно не поддающиеся анализу, надписи. К числу последних следует, например, отнести нахабинскую надпись, вырезанную на стволе березы в районе Нахабино (см рис.). Руны прорезаны четко, общая высота надписи около 35 см; надпись выполнена не ранее весны 1997 г. Из всего набора знаков однозначной интер- претации поддается только один — это руна Альгиз, ствол которой перечеркнут короткой горизонтальной линией таким образом, что образуется прямой равно- конечный крест. Любопытно, что действительно известен традиционный магический символ такого начертания; однако, он никогда не был широко распространен. Остается вопросом, был ли автор надписи профессионалом, знающим малоупотребительные магические околорунические символы, или же появление на этой руне креста суть своего рода «реверанс» в сторону христианства?.. III. Фундаментальные памятники Еще одну, наиболее интересную, группу составляют памятники, выполненные фундаментально, «на века», и часто — со знанием дела. Здесь мы рассмотрим два таких памятника: рунический камень на берегу Плещеева озера и «святилище» близ пос. Новый Быт Московской области. Плещеевский «рунический» камень находится неподалеку от знаменитой Александровой горы, древнего святилища богов плодородия. Камень не очень велик (менее полутора метров в длину и около полуметра в высоту) и представляет собой типичный для этих мест ледниковый валун красного гранита. На западном, обращенном к озеру, фасе камня вытесаны руны: Альгиз Перт Альгиз ( Z P Z ) 160 Гравировка неглубокая, хотя и довольно четкая. Вполне вероятно, что надпись представляет собой трехчастное руническое сакральное слово 161 , интерпретация которого очевидна. Второй памятник — новобытское «святилище» — находится на юге Московской области, близ пос. Новый Быт, известного разного рода исследователям в связи с различными происшествиями и феноменами. Комплекс, условно обозначаемый нами здесь как «святилище», расположен на крутом склоне гряды холмов, обращенном в сторону безлесой равнины. В укромной лощинке, прорезающей склон, на стволах почти десятка сосен глубоко и широко прорублены топором рунические и околорунические знаки — как правило, по одному на каждое дерево. Знаки имеют высоту от 30 до 50 и более см., глубину — от 2 см до 5 см. Все знаки опалены, некоторые имеют характерные следы копоти от горящих свечей. Судя по тому, как «заплыли» знаки, их возраст можно оценивать как десятилетие или около того. Очень сложно пытаться предполагать что-либо относительно происхождения и назначения «святилища». В отличие от предыдущего фундаментального памятника, явно выполненного «язычествующим» или «магствующим» автором, в той или иной степени владеющим рунической магией, функции новобытского комплекса остаются неясными. Конечно, вырубить почти десяток знаков такого размера — труд немалый, который вряд ли кто-либо может совершить «просто так», но, с другой стороны, разве стал бы настоящий язычник рубить столь глубокие знаки по живому дереву?.. 160 У автора вкралась опечатка – на фотографии ясно видно, что надпись читается как «Ансуз-Перт- Ансуз» (A P A) 161 См.: Платов А.В. Трехчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4. М., 1997. Этим мы завершаем наш небольшой обзор новейшей рунической эпиграфики в центре России. К чему было сказано все это? Очевидно, в нашей жизни происходят ныне серьезные и глубокие изменения, и руны, появляющиеся на стенах домов и на береговых валунах, — один из отзвуков этих перемен и, возможно, лишний повод задуматься о них… Приложение 4 Рунические надписи Северной Америки Текст приводится по изданию: Платов А.В. Рунические надписи Северной Америки/ /Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9. М., 2000. Ныне прекрасно известно не только то, что Христофор Колумб не совершил географического открытия, проложив морской путь в Новый Свет, но и то, что он вовсе не искал «морского пути в Индию», прекрасно зная, куда и зачем плывет 162 К 1492 году в распоряжении Колумба уже находились карты побережья Нового Света, составленные безвестными его предшественниками. А за пять веков до этого скандинавские мореплаватели уже основали на побережье Америки одно из первых европейских поселений — Лейфсбудир... Вместе с викингами появились в Америке и руны, а вместе с рунами, как всегда, тайна.. Дорога на Запад: Исланд, Гринланд, Винланд... (а также Маркланд и Хеллуланд) Никогда норды не отличались спокойным нравом. Иногда это приводило к гибели королевств, иногда — к рождению новых... А иногда... Во второй половине IX века Харальд Прекрасноволосый, конунг Норвегии, вел долгую войну за объединение своей страны, сражая свободолюбивых ярлов: Кровью рыгали раны В грохоте и громе Скёгуль — с кем сражался Конунг в буре копий, Пали те... Это фрагмент драпы (хвалебной песни), сложенной о Харальде его скальдом Торбьерном Хорнклови 163 . К семидесятым годам того столетия конунгу удалось подчинить себе довольно значительные земли, но, увы, часто земли эти доставались ему без лучших воинов и вождей. Свободные ярлы снимали родовые столбы своих домов, грузили их на драккары и уводили свои дружины, домочадцев, рабов и даже скот прочь из Норвегии. Основной поток переселенцев направился в Исландию, а точнее — в Исланд, «Ледовую Землю», уже известную к тому времени скандинавам, но ещё необжитую. К началу следующего века население Исландии составляло уже около двух десятков тысяч человек — число для конца первого тысячелетия довольно внушительное. ...Можно подумать, что нечто влекло викингов на закат Солнца — туда, где, по кельтским сказаниям, лежат обетованные волшебные острова. В первых годах нового — десятого — столетия шторм отбросил далеко на запад драккар Гунбьерна Ульфсона, шедший из Норвегии в Исландию. Совершенно неожиданно он встретил в океане неизвестную доселе землю и тяжелые льды, и скалистые острова на подходах к ней. Гунбьерн не сумел высадиться на новой 162 Этот факт был установлен еще Д.Я. Цукерником. 163 Перевод СВ. Петрова. земле, и его рассказ о ней превратился в полулегенду о «шхерах Гунбьерна». Следующий шаг на запад был сделан Эйриком Рыжим, сыном Торвальда. Будучи изгнан из Норвегии, он перебрался в Исландию, но не прижился и там, снова заслужив изгнание, на сей раз — на три года. Ведомый легендой о шхерах Гунбьерна, за которыми лежит большая неведомая земля, он отправился еще дальше на запад, и в 981 году действительно достиг виденных Гунбьерном островов и большой земли за ними. На этой большой земле он и провел три года своего изгнания, а вернувшись в Исландию, назвал эту новую страну Гринланд, «Зеленая Земля». Как говорится в одной из саг, «он назвал ее Гринланд, потому что думал, что люди будут больше стремиться в страну с красивым именем». И действительно, в 985 году вместе с Эйриком в Гренландию из Исландии вышло еще две дюжины кораблей. Лишь половине из них суждено было добраться до Зеленой Земли, но начало ее освоения было положено. Очень скоро скандинавское население Гринланда, или Гренландии, составляло уже несколько тысяч человек. И в том же 985 году норвежец Бьярни Херюльфсон фактически повторил приключение Гунбьерна Ульфсона. Однако на сей раз драккар шел уже из Исландии в Гренландию. Как и Гунбьерна, шторм отнес Бьярни далеко на запад от намеченного пути, как и Гунбьерн, он увидел неизвестную большую землю, но повернул к Гренландии, так и не достигнув её берегов. Рассказ Бьярни увлек гренландских викингов не меньше, чем прежде — рассказ о шхерах Гунбьерна, и приблизительно в 1000 году на поиски этой новой земли отправился на запад сын Эйрика Рыжего Лейф. Следуя рассказу Бьярни, драккар Лейфа действительно достиг неизвестной земли. Она была названа Хеллуланд — «Страна Плоских Камней». Далее Лейф направил судно к югу и, двигаясь вдоль берега, добрался до большой земли, получившей имя Маркланд, «Лесная Земля», — это был остров Ньюфаундленд у восточного побережья Северной Америки. Спустившись еще более к югу, Лейф вошел в большой залив, на берегу которого дружинники Лейфа нашли растение, которое и дало имя этой новой земле — Винланд, «Земля Вина» или «Земля Винограда». Здесь же и было выстроено одно из первых скандинавских поселений в Америке — Лейфсбудир, что значит просто «Жилище Лейфа». Быть может, не стоило бы называть «поселением» единственный (согласно сагам) рубленый дом, в котором дружина Лейфа провела лишь одну зиму, но это всё- таки был первый дом, построенный здесь викингами крайнего запада... В холодной и голодной Гренландии рассказ вернувшегося Лейфа о чудесах прекрасного Винланда произвел, надо думать, огромное впечатление. Следующим же летом в Винланд на нескольких драккарах ушли Торвальд Эйриксон и Торфинн Карлсефни. Спустя несколько лет (в 1007 году) Торфинн привёл в основанное ими поселение новых переселенцев. Норманнские поселения в Америке — только по сохранившимся свидетельствам — существовали, по крайней мере, до начала — середины XIV века... ...Это — то, что известно из исландских саг. Реально же, разумеется, путешествий скандинавов в Америку было гораздо больше. Об этом свидетельствуют и данные археологии: так, например, известны находки скандинавских боевых топоров и наконечников стрел, а также других предметов северноевропейского происхождения на территории штатов Айова, Миннесота, Южная Дакота и др. Вся совокупность данных позволяет определить как минимум три пути, по которым продвигались на запад викинги. (Этот вопрос подробно разрабатывался, например, Глорией С. Фарлей и освещён в ряде опубликованных ею работ: Farley G. In Plain Sight: Old World Records in Ancient America, etc.) Первый из этих путей шел через Гудзонов залив в Великие озера и, возможно, далее вглубь континента. Второй — к Ньюфаундленду (Маркланду) и континентальному побережью за ним. И, наконец, следуя третьему пути, драккары викингов оставляли за кормой Ньюфаундленд, огибали оконечность Флориды, входя в Мексиканский залив, и поднимались далее, по некоторым данным, вверх по Миссисипи и ее притокам. Именно на этом, третьем, пути осталось больше всего материальных свидетельств присутствия викингов. В числе таких свидетельств — рунические камни, находящиеся в Оклахоме. И вот что любопытно: надписи на них датируются даже не концом X, а серединой VIII века… |