Главная страница
Навигация по странице:

  • Волчий крюк

  • Руна Вальда Имеет фризское происхождение; фонетическое значение ие. Посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald

  • Yule)

  • Руна Зиу Четвертой внеалфавитной руной (немецкого, вероятно, проис- хождения) является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu)

  • Свастика Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского *su/swa

  • Fylfot

  • Крест Посвящения

  • Двенадцатиконечный крест

  • Приложение 2 Группы рунической магии

  • Sig-Runor Руны Победы Феху Хагалаз Тейваз

  • Öl-Runor Руны Пива Уруз Науд Беркана

  • Thurs-Runor Руны Волшбы Турс Иса Эваз

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница27 из 31
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
    Приложение 1
    Внеалфавитные руны и субрунические
    символы
    Текст приводится по изданию: А.В.Платов, А ван Дарт. Практический курс рунического
    Искусства. М., 1999.
    Арсенал рунической магии отнюдь не ограничивается рунами, входящими в рунический ряд, используемый тем или иным рунемейстером. Существует довольно значительное количество рунических символов, не входящих в рунические ряды, но находящих применение в области активной магии. Такие руны, не имеющие фонетических соответствий, называются вне-алфавитными.
    Следует отметить, что само по себе выделение вне-алфавитных рун в отдельную группу — вещь достаточно относительная. Многие руны, не используемые в качестве знаков письма в одних областях, оказываются алфавитными рунами в других. Так, например, руна Ингуз, принадлежащая
    Старшему Футарку и соответственно являвшаяся алфавитной в Скандинавии в I тысячелетии н. э., не входит в северовендский рунический строй — т.е. является внеалфавитной руной по отношению к славянским рунам. Наоборот, руна
    Вальда, внеалфавитная по отношению к Футарку, во Фризии являлась, по существу, алфавитной и передавала на письме звук ue.
    Иногда считается, что многие внеалфавитные руны обладают магической силой, превосходящей силу рун Футарка. Мы полагаем, что это далеко не всегда так, но то, что внеалфавитные руны могут быть применяемы в магии с не меньшим успехом, чем алфавитные, сомнений не вызывает.
    Итак, некоторые внеалфавитные руны.
    Волчий крюк (нем. Wolfsangel)
    Руна повторяет форму специального орудия — «волчьего крюка», с помощью которого в древности ловили волков. Предполагается, что руна могла передавать звук ai. Магическое назначение — охрана, пленение, сковывание движений и намерений противника, обеспечивающее собственную свободу. Нередко руна требует весьма осторожного обращения.
    В Средневековье руна использовалась для магической охраны от волков. В
    XV веке эта руна оказалась эмблемой крестьянского восстания в Германии; в XX веке некоторое время была символом немецкой нацистской партии, затем — знаком одной из дивизий СС.
    Руна Вальда
    Имеет фризское происхождение; фонетическое значение ие. Посвящена богу зимы и неба (фриз. Wald, сканд. Ullr).По мнению Найджела Пенника, «является руной личной силы». Насколько это так, судить сложно, а вот то, что руна
    Вальда связана с зимним Солнцеворотом (сканд. Yule), можно утверждать однозначно.

    Руна Эрды
    Руна Земли и земной богини, носящей в германских языках то же имя (Earth, Erda и тд.).
    Символизирует, с одной стороны, собственно Землю, ее святость и ее магию, с другой — родную землю, Родину и Род. Благодаря этому руна Эрды оказалась эмблемой расового отдела СС (В
    Германии нередко не делают различия между рунами Эрда и
    Отал.)
    Руна Зиу
    Четвертой внеалфавитной руной (немецкого, вероятно, проис- хождения) является руна Зиу, одного из древнейших германских богов. Имя Ziw (Ziu) практически совпадает с именем античного
    Зевса; действительно, Зиу долгое время оставался верховным небесным богом, властелином молний, пока не был лишен этой функции новопоявившимся Тором и не превратился во второсте- пенного бога воинских искусств — скандинавского Тюра. Руна объединяет начертания руны Зиг и руны Тюра и считается руной силы, сосредоточения энергии, справедливости и воздаяния по заслугам.

    * * *
    Помимо внеалфавитных рун, арсеналу рунической магии принадлежат и так называемые субрунические символы. Мы говорили о формировании древних священных алфавитов из накопленного массива сакральных символов; очевидно, что далеко не все такие знаки оказались вовлечёнными в алфавиты, — многие из них продолжали существовать и использоваться как самостоятельные знаки. После создания классического Футарка и других рунических рядов такие символы превратились в их «субруническое окружение», т.е. стали тем фондом, из которого рунемейстеры черпали при необходимости магические знаки, дополняющие руны используемых ими рядов.
    Многие субрунические символы (свастика, например) гораздо древнее отдельных рун Футарка; рунемейстеры Европы использовали такие символы наряду с собственно рунами, зачастую не делая между ними принципиального различия. Отметим, что и граница между внеалфавитными рунами и субруническими символами носит довольно условный характер.
    Ниже мы приводим описания некоторых из сакральных субрунических символов.
    Свастика
    Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского *su/swa и может быть переведено как «связанный с благом»
    (к этому же корню восходит русское свет). У германских народов свастика была известна под именем Fylfot (ст.-англ.) или Fyrfos (нем.). Насколько это можно установить, во все времена у всех индоевропейских народов свастика была символом огня и света, иногда — плодородия. В Скандинавии свастику нередко трактовали как универсальный символ единства статики и динамики и ассоциировали с веретеном Фригг, вращение которого служило символом времени и судьбы.

    Магия знает различные виды свастики, содержащие разное количество ветвей; помимо общеизвестной четырехветвевой, существуют свастики и трех-, пяти-, семи- и более ветвевые.
    Когда свастика содержит всего две ветви, она вырождается в руны Эйваз или Йер.
    Вот некоторые специфические варианты свастики:
    Трискель — трехветвевая свастика, известная многим народам Европы. На Севере использовался в основном разомкнутый «ломаный» трискель, на
    Британских островах — замкнутый в круг. В Уэльсе известен также вариант трискеля, называемый там
    «Глаз Дракона» и используемый в магии Земли.
    Отметим, что северный (разомкнутый) вариант трискеля представляет собой соединение трех рун
    Лагуз, связанных с магией «внутреннего круга».
    Зонненрад (солнечная свастика) — символ Солнца
    (как, впрочем, и обычная свастика). Некоторое время
    Зонненрад был эмблемой знаменитого германского ордена Туле, который, после прихода к власти в
    Германии национал-социалистов, благополучно пере- дал этот символ некоторым подразделениям и северным дивизиям СС.
    Крест Посвящения — усложненный вариант четырехветвевой свастики, возникший в начале
    Средних Веков.
    Крест
    Обыкновенный четырехконечный крест наряду со свастикой является одним из древнейших и наиболее распространенных священных знаков. Само название знака происходит от общеиндоевропейского корня *cru со значением «искривленный». Этот корень мы можем видеть в русских словах круг, кривой, в лат. crux — «крест».
    С древнейших времен крест был известен всем индоевропейским народам, и у каждого из них был символом жизни, неба и вечности. Многие исследователи соглашаются с тем, что равноконечный крест, помимо всего прочего, отражает и принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).
    Кельтский крест
    Еще один глубоко магический знак — «кельтский крест» — крест, заключенный в круг. Как и прямой крест и свастика, этот знак известен практически всем индоевропейцам, и также восходит как минимум к временам, отстоящим от нас на 8—9 тысячелетий. Название же «кельтский» связано с тем, что именно кельты особенно почитали этот символ.
    Двенадцатиконечный крест
    Еще один магический знак из серии четверочастных символов — двенадцати- конечный крест, иногда рассматриваемый как комбинация четырех рун Альгиз.
    Назначение его реконструируется как защита от внешних воздействий.
    Интересно, что это пересекается с параллельными исследованиями: некоторые
    специалисты, рассматривая славянскую языческую символику, говорят об изображении близкой формы как о волшебном знаке Рода.

    Восьмиконечный крест
    Традиционно считается солярным знаком, хотя в Скандинавии, например, этот символ имел название «звезда небес» и ассоциировался, по некоторым данным, с
    Одином.
    Валькнут
    Древний скандинавский магический символ, имеющий вид взаимного переплетения трех равносторонних треугольников.
    Название символа — Валькнут — означает «узел павших» или
    «узел избранных». Валькнут является символом Одина и связанной с ним магии, а также — переходов между мирами; мы встречаем его на поминальных рунических камнях рядом с
    Одином или с изображениями павших воинов. В графическом отношении Валькнут связан с трехветвевой свастикой — трискелем.
    Громовой знак
    Еще один магический символ, который непременно должен быть упомянут,
    — это «громовой знак», знак Перуна и Тора, заключенный в круг шестиконечный крест. Символ известен очень широко — его знают и славяне, и скандинавы, и кельты.

    Приложение 2
    Группы рунической магии
    Триадные рунические группы, выделяемые по текстам Старшей Эдды и представляющие
    собой «оборот» трехчастного деления Футарка {на три атта), вещь более чем спорная. Я
    не настаиваю на своем видении данного вопроса; более того, я в нем не уверен.
    Тем не менее, я привожу здесь эти, впервые опубликованные более десятилетия тому назад,
    размышления, надеясь, что, возможно, для кого-то они окажутся ещё одной точкой понимания
    рунического Искусства.
    Текст приводится по изданию: Платов А.В., Дарт А. ван. Практический курс рунического
    Искусства. М., 1999.
    Мы упоминали уже не раз, что любой рунический ряд, а Старший Футарк тем более, это не просто набор символов, но сложная система, обладающая внутренними связями; это именно рунический строй, в котором последовательность и взаимное расположение знаков имеют особое магическое значение.
    Необходимо признать, что знание Футарка как системы символов — и соответственно концепций и магических принципов, — во многом утеряно.
    Однако некоторые отрывки этого знания сохранились до наших дней, и не использовать их было бы значительным упущением.
    Одно из важнейших наших представлений о магической структуре Футарка
    — это знание о традиционном разбиении его на три группы по восемь рун. На многих древних памятниках, содержащих полную запись Футарка (а такая запись сама по себе считалась сильнейшим магическим заклятьем), строй двадцати четырех рун разбит на три группы. Эти группы носят название атт
    (др.-сканд. aett, мн. ч. aettir). В Исландии в конце прошлого тысячелетия три атта Футарка назывались соответственно атт Фрейи, атт Хагал и атт Тюра.
    Младшие скандинавские руны также делились на три атта, в первом из которых было шесть рун, а во втором и третьем — по пять. Однако сейчас нас интересует
    Старший Футарк как рунический строй, сохранивший более прочих древнюю магическую структуру.
    Разобраться в этой структуре нам могут помочь древние тексты, и прежде всего, конечно, Старшая Эдда. Две песни Старшей Эдды будут интересовать нас при рассмотрении данной темы. Первая из них — это не раз уже упомянутые
    «Речи Сигрдривы».
    «Речи Сигрдривы» резко выделяются среди прочих произведений Старшей
    Эдды — прежде всего, смешением двух стилей: эпического (песнь посвящена рассказу о судьбе Сигурда) и «стиля советов». Последний стиль нередок для скандинавской традиции; произведение, выполненное в его рамках, представляет собой перечесление разного рода советов, указаний и т.п. В нашем случае перечень советов по применению рунической магии оказывается внедренным в повествование о Сигурде. Сами «советы» произносятся
    Сигрдривой, валькирией, посвящающей своего избранника Сигурда в тайны рунического искусства:
    Клёну тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие
    и радости руны.
    Речи Сигрдривы, 5
    Небольшое примечание, необходимое для понимания этого отрывка: клён
    тинга кольчуг — это воин на сложном языке скандинавских поэтических иносказаний (тинг кольчуг — битва, клён битвы — воин)
    156
    Сигрдрива дает Сигурду восемь советов по магии рун. Случайно ли их число?
    Задумаемся — ведь речь идет о рунах, а для рунического искусства число восемь сакрально: это число рун в атте. И упоминает Сигрдрива не об отдельных рунах, но о неких рунических группах: «целящие руны», «руны прибоя»...
    Раз древние маги разбили Футарк на три атта по восемь рун, значит они видели в этом некий смысл. Но при линейной (в строчку) записи Футарка это разбиение теряет свое значение — все знаки выстраиваются в одну нить.
    Перепишем Футарк иначе — так, чтобы атты были отделены друг от друга: в такой записи мы явно видим три группы по восемь рун... или восемь групп по три руны!
    Слишком поразительно для случайного совпадения — в первом «совете» в числе Рун Победы указана руна Тейваз, и она действительно оказывается в первой тройке; во втором совете одной из Рун Пива названа руна Науд, и она оказывается во второй тройке!
    Перед нами явная система. Действительно, было бы странным предположить, что советы Сигрдривы, выглядящие столь практичными, не связаны с конкретными рунами Футарка. Эта связь перед нами.
    Восемь групп, объединяющие три руны имеющие одинаковые номера каждая в своем атте, получили сейчас название «групп Сигрдривы»
    157
    . Вот эти группы:
    1.
    Руны Победы
    2.
    Руны Пива
    3.
    Руны Волшбы
    4.
    Повивальные Руны
    5.
    Руны Прибоя
    6.
    Целебные Руны
    7.
    Руны Речи
    8.
    Руны Мысли
    При дотошном анализе древних источников и иной информации по магии рун обнаруживается, что с каждой из этих групп связаны не только указания валькирии, но и иные данные. Это позволяет говорить уже не просто о «группах
    Сигрдривы», но о своего рода группах рунической магии, и рассматривать это представление как источник дополнительной информации...
    Второй эддический текст, который будет задействован нами в данной теме, это песнь «Речи Высокого», самая сложная в Эдде по составу и структуре. Песнь состоит из нескольких отдельных блоков, явно различных по происхождению.
    Некоторые из этих блоков представляют собой тексты, написанные от лица самого Одина; один из них и интересует нас сейчас.
    Этот фрагмент часто выделяют в самостоятельное произведение и даже присваивают ему собственное имя — «Перечисление заклятий Одином».
    Начинается он так:
    156
    Тинг — в Скандинавских странах собрание свободных людей, аналог новгородского вече.
    157
    См.: Тороп В.В. Футарк Сигрдривы//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2, 1996. Платов А.В.
    Несколько слов о Футарках Эдды//Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4,1996.

    Заклинанья я знаю — не знает никто их, даже конунгов жены...
    Речи Высокого, 146
    Далее следуют восемнадцать строф, в которых Один перечисляет восемнадцать заклятий, которыми он владеет. Такое количество заклятий, приближающееся к количеству рун в рядах, переходных от Старшего Футарка к Младшим скандинавским рунам, многих исследователей наводило на мысль о том, что
    «Перечисление заклятий Одином» — это описание некоего рунического строя.
    Так, например, эта идея стала основой разработанного Гвидо фон Листом
    Арманического ряда. Мы, однако, не склонны к такому мнению, поскольку заклятья в том порядке, в каком следуют они в «Перечне», мало сопоставимы с известными руническими рядами.
    На наш взгляд, Один перечисляет именно заклятья, а не отдельные руны, причем «тематика» многих заклятий оказывается аналогичной «тематике» групп
    Сигрдривы.
    Итак, восемь групп рунической магии.
    Sig-Runor
    Руны Победы
    Феху Хагалаз Тейваз
    Этим рунам посвящена следующая строфа «Речей Сигрдривы»:
    Руны победы, коль ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти и дважды пометь имен именем Тюра!
    Головная руна в этой группе — Тейваз. Руны Победы традиционно наносятся на оружие и магические инструменты. С Рунами Победы связано одиннадцатое
    Заклинание Одина:
    Одиннадцатым друзей оберечь в битве берусь я, в щит я пою, — побеждают они, в боях невредимы, из битв невредимы прибудут с победой.
    Öl-Runor
    Руны Пива
    Уруз Науд Беркана
    «Речи Сигрдривы»:
    Руны пива познай, чтоб обман
    тебе не был страшен!
    Нанеси их на рог, на руке начертай, — руну Науд — на ногте.
    Основное назначение Рун Пива — магическая защита как от чужих вредоносных чар, так и от опасностей физического плана. Головная руна —
    Науд. Владение Рунами Пива многие авторы считают частью Искусства
    Vardlokkur,
    т.е. Искусства варлоков
    158
    С Рунами Пива связано шестое заклинание Одина:
    Знаю шестое, — коль недруг корнями вздумал вредить мне, — немедля врага, разбудившего гнев мой, несчастье постигнет.
    Thurs-Runor
    Руны Волшбы
    Турс Иса Эваз
    В «Речах Сигрдривы» нет фрагмента, жестко привязанного к Рунам Волшбы, но из восьми строф только одна остается без привязки к той или иной «группе
    Сигрдривы». Вероятно, именно его и следует соотнести с Рунами Волшбы:
    Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу, тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят.
    Головная руна — Турс/ Врата. В ряде источников эта руническая группа именуется Тролль-рунами или Турс-рунами (что, по сути, одно и то же). Это очень сложная группа рун, связанная с чародейством, с общением с иными мирами и предсказаниями. Некоторые авторы указывают, что название группы происходит от того, что в древности верили, будто искусство предсказаний было получено от троллей, которые ведали будущее.
    С Рунами Волшбы, возможно, связано пятнадцатое заклинание Одина:
    Пятнадцатое Тьодрерир пел пред дверью Деллинга; напел силу асам, и почести — альвам, а Одину — дух.
    Упоминание об использовании Рун Волшбы есть в эддической песне
    «Поездка Скирнира», где Скирнир, слуга бога Фрейра, сначала угрожает девушке всевозможными несчастьями, а потом реализует свои угрозы, вырезая на дубовой жерди Турс-руны:
    158
    Варлок (англ. warlock) — одна из «специализаций» в традиционной магии.

    Безумье и муки,
    Руны я режу — бред и тревога,
    «турс» и еще три: отчаянье, боль похоть, безумье пусть возрастают!
    и беспокойство;
    Сядь предо мной —
    но истреблю их, нашлю на тебя так же как резал, черную похоть когда захочу, и горе сугубое!
    Поездка Скирнира, 29, 36
    Частью Рун Волшбы являются Сварт-руны (др.-сканд.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


    написать администратору сайта