Традиции Москва Вече
Скачать 19.12 Mb.
|
Урд, «Судьба». Последовательность событий и их причинно-следственная связь; действующие силы, определившие развитие событий и сложившуюся к настоящему моменту ситуацию. 2. Верданди, «Становление». Происходящее; ситуация, как она есть; существующее. 3. Скульд, «Долг». То, что должно; можно рассматривать этот определитель, как собственно совет богов, или — как вызов, который должен быть принят. Несвязанные заклятья «Несвязанными», как уже указывалось, я условно называю рунические заклятья, созданные вне связи с такими магически статичными «вещами», как сила Земли или символы традиционной космографии. При этом не подразумевается рунологической специфики (одна и та же руническая формула нередко может быть использована и как связанное, и как несвязанное заклятие), но — подразумевается специфика ритуальная. В абсолютном большинстве случаев ритуалы создания несвязанных заклятий представляют собой нанесение рун (рунических формул) на мобильные объекты, которые в данном контексте можно классифицировать следующим образом: 1. Не-амулеты. Воздействие оказывается на сам материальный объект с целью — в общем случае — изменения тех или иных его качеств. В качестве простых примеров можно было бы привести некоторые образцы холодного оружия с руническими надписями, многие бытовые предметы и т.д. Более сложный пример — важный для нас с точки зрения описания ритуала — мы встречаем в исландской Саге об Эгиле — там, где на пиру у конунга Эрика ему подносят рог с отравленной брагой: «Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал: Руны на роге режу, Кровь их моя окрасит. Рунами каждое слово Врезано будет крепко. Брагу девы веселой Выпью, коль захочу я. Только на пользу ль будет Брага, что Бард мне налил? Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому». 2. Амулеты, т.е. магические «посредники», носители воздействия. Нам известно несколько исторически достоверных описаний ритуальных действий, связанных с созданием при помощи рун предметов — носителей магии. Самый известный пример такого описания — рассказ о том, как Эгиль Скаллагримссон исцелил больную женщину, уничтожив неправильные руны на костяном амулете и вырезав на нем новые. Другое — гораздо более подробное — описание ритуала создания несвязанного рунического заклятья мы встречаем в Саге о Греттире: «Так идет осень, и остаются три недели до начала зимы. Тогда старуха попросила отвезти ее к морю. Торбьёрн спросил, что ей там нужно. — Дело-то маленькое, но, может статься, предвещает большие события, — говорит она. Сделали, как она просила. И, выйдя к морю, она заковыляла вдоль берега, как будто ей кто показывал дорогу. На пути у нее лежала большая коряга — ноша как раз по плечу одному человеку. Она взглянула на нее и попросила перевернуть. Снизу коряга была как бы обуглена и обтёрта. Она велела отколоть щепочку с гладкого места. Потом взяла нож, вырезала на корне руны, окрасила их своею кровью и сказала над ними заклинания. Она обошла корягу, пятясь задом, и нашептала над ней много колдовских слов. После этого она велела столкнуть корягу в море и заговорила ее, чтобы плыла она к Скале Острову, Греттиру на погибель. Оттуда она направилась домой, в Лесной Залив. Торбьёрн сказал, что не возьмет в толк, к чему все это. Старуха сказала, что скоро, мол, узнает. Ветер дул с моря, но старухина коряга поплыла против ветра и быстрее, чем можно было ждать. А Греттир, как рассказывалось, жил на Скале Острове со своими сотоварищами и ни о чем не тужил. На другой день после того, как старуха заколдовала корягу, Греттир и Иллуги спустились со скалы за дровами для костра. И, подойдя к западной стороне острова, они увидели, что прибило к берегу корягу. Тогда Иллуги сказал: — Вот сколько сразу дров, родич. Отнесем-ка корягу домой. Но Греттир толкнул ее ногой и сказал: — Злая коряга и послана злым. Поищем лучше других дров. — И, отпихнув корягу в море, сказал, чтобы Иллуги остерегался брать ее домой, «ибо она послана нам на беду». Потом они пошли к хижине и ничего не сказали об этом рабу. На другой день они снова наткнулись на эту корягу, и она была уже ближе к лестницам, чем накануне. Греттир отпихнул ее в море подальше, говоря, что никак нельзя брать ее домой. Прошла ночь. Тут поднялся сильный ветер, да еще с дождем. Им не захотелось выходить, и они велели Шумиле пойти за дровами. Тот был очень недоволен, говоря, что это сущее мученье — мерзнуть в такую непогоду. Он спустился с лестницы и нашел старухину корягу, и решил, что ему здорово повезло. Поднял он корягу, доволок её еле-еле до дому и бросил с грохотом наземь. Греттир услышал: — Шумила раздобыл что-то. Надо сходить посмотреть, что это такое. Берёт топор и выходит. А Шумила сказал: - Ну-ка, разруби так же ловко, как я дотащил её сюда. Греттир рассердился на раба и со всего маху ударил топоромпо коряге, не разглядев, что это такое. И топор, ударившись, в тот же миг повернулся плашмя, отскочил от дерева и прямо по правой ноге Греттиру, и разрубил её до кости. Тут Греттир взглянул на корягу и сказал: — Вот и пересилил тот, кто хотел зла. И на этом дело не кончится. Ведь это та самая коряга, которую я два дня подряд отпихивал в море...» 3. Магические инструменты. Третий тип мобильных магических объектов, с созданием которых связаны рунические ритуалы, — это магические инструменты, т.е. предметы, сами являющиеся средством творения магии. В этой книге мы рассматривали немало примеров таких инструментов (Крагехулльское копье, рунические жезлы и т.д.), но вот описаний связанных с ними ритуалов, увы, не сохранилось. * * * Впрочем, я полагаю, что сама структура ритуалов создания амулета и создания магического инструмента различаются не столь сильно. Давайте попробуем отследить ключевые точки этой структуры на только что приведенном примере из Саги о Греттире. Итак... 1. «И, выйдя к морю, она заковыляла вдоль берега, как будто ей кто показывал дорогу». Первый принципиальный момент; текст саги характеризует его предельно недвусмысленно, — речь идет об умении следовать Силе. Предмет, который станет амулетом или (тем более) магическим инструментом, не может быть случаен. 2. «Потом взяла нож, вырезала на корне руны». Rísta, применение Первого Навыка мастера рун. 3. «Окрасила их своею кровью»... Fáa, применение Третьего Навыка мастера рун. 4. «...и сказала над ними заклинания. Она обошла корягу, пятясь задом, и нашептала над ней много колдовских слов». Biðja, Пятый Навык. Вероятно, здесь мы должны понимать его несколько шире, чем в эддической интерпретации; так или иначе, огласовка, озвучивание магии, совершаемой с помощью рун, является обязательным элементом рунического ритуала — он присутствует практически во всех известных нам описаниях. Три классических примера из Саги об Эгиле: каждый раз вырезание рун сопровождается произнесением соответствующей висы. Пример из Саги о Босе, рассмотренный нами в предыдущей главе, — перед тем, как начертать руны, колдунья Бюсла произносит стихотворное заклинание. Ещё один пример, поздний и несколько наивный, зато прямо указывающий на роль произнесения заклинания вслух, можно видеть в одном из вариантов известной исландской сказки о королевиче Хлинике, где девушке удается спасти своего жениха из плена у сестер- великанш, обманом заставив их расшифровать выполненную рунами магическую надпись и затем прочитав ее вслух. Связанные заклятья Специфика ритуалов создания «связанных» рунических заклятий заключается в том, что руническая магия выступает в данном случае не «сама по себе», но в связи с определенными статичными магическими реалиями. Классический пример такого ритуала — знаменитое описание нида Эгиля Скаллагримссона против Эйрика и Гуннхильд (Сага об Эгиле): «Но когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря: — Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. — Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии. Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил её там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди рунами вырезал сказанное им заклятие. После этого Эгиль вернулся к своим спутникам на корабль. Они подняли паруса и вышли в море». Текст этого заклинания, как в свое время было показано М.Ульсеном, сохранился в двух висах Эгиля: Да изгонят гада на годы строги боги у меня отнявша нудой ношу судна! Грозный вы на гнусного гнев на святотатца рушьте, Тор, и края ас Фрейр и Ньёрд скорее! Гонит меня ныне князь поправший право братобойцу буйством блазнит баба злая верит он наветам ветру речи вредной смолоду умел я месть вершить по чести 155 Как мы уже указывали ранее, каждая из этих двух вис, будучи записанная рунами, содержит 72 знака — трижды число рун Футарка, но сейчас нас интересует не структура заклинания, а сам совершенный Эгилем ритуал. Мы видим здесь два специфических элемента. Во-первых, это использование магии Земли: именно этим обусловлен и выбор места (пустынный остров в море), и сам акт вонзания жерди с заклятьем в землю. Во-вторых, это очевидная привязка к космографической символике: вертикально установленная на скале жердь не может не ассоциироваться с Мировой Осью, и насаженный на ее верхний конец лошадиный череп дополнительно подчёркивает эту параллель. (Вспомним, что архетипически конь связан с переходами между мирами, и что скандинавское имя Древа Мира — Иггдрасиль — в дословном переводе означает «Скакун Игга», т.е. Одина.) Магическое значение этой операции довольно очевидно — в её результате руническое проклятие оказывается вырезанным не на случайном куске древесины или кости, а на стволе аналога Мирового Древа, его отражения. О том, что перед нами не одиночный случай, а использование специфического подхода к реализации ритуала рунического Искусства, можно судить по тому, что аналогичные описания мы встречаем и в других источниках. Так, например, практически совершенно подобный ритуал используют в Саге о людях из Ватнсдаля братья Ёкулль и Факсабранд. Воткнутые в землю жерди (столбы, копья и т.д.) с нанесенными на них руническими заклинаниями использовались, согласно упоминаниям в ряде источников, и в других специфических северных ритуалах. Так, например, они задействованы в обряде побратимства, как его описывает Сага о Гисли: «Вот идут они на самую середку косы и вырезают длинный пласт дерна, так, чтоб оба края его соединяются с землей, ставят под него копья с тайными знаками такой длины, что стоя как раз можно достать рукой до того места, где наконечник крепится к древку. Им, Торгриму, Гисли, Торкелю и Вестейну, надо было, всем четверым, пройти под дерном. Потом они пускают себе кровь, так что она течет, смешиваясь, в землю, выкопанную из-под дерна, и перемешивают все это, кровь и землю. А потом опускаются все на колени и клянутся мстить друг за друга, как брат за брата, и призывают в свидетели всех богов». Здесь сила Земли играет особенно большую роль: Земля выступает еще и свидетелем клятвы (аналогичные обряды принесения клятв на Земле известны у 155 Стихотворный перевод С.В. Петрова. всех североевропейских народов); кроме того, описанный ритуал имеет еще и очистительную функцию, и функцию испытания. В этом качестве мы встречаем его, например, в Саге о людях из Лаксдаля: «Это очистительное испытание состояло тогда в том, что нужно было пройти под полоской дёрна, отделённой от земли. Оба конца этой полоски дёрна были закреплены в земле, и тот человек, который подвергался испытанию, должен был пройти под этой полоской. Язычники чувствовали не меньшую ответственность, когда им приходилось подвергаться этому обряду, чем теперь христиане, когда они проходят через очистительное испытание. Тот считался чистым, который проходил под полоской дёрна так, что она не обрушивалась на него». Послесловие Примерно так же, как многие люди, оказавшись в беде или в состоянии кризиса, осознанно или инстинктивно ищут поддержки у родителей, у старых друзей, иногда — просто у места, где они родились и выросли, — так же народы, столкнувшиеся с опасностью увядания, старости или культурной катастрофы, обращаются к своему героическому прошлому, иногда — пытаясь найти и оживить прежний источник силы, иногда — стремясь «подкормить» чувство собственной значимости, не находящее более подтверждения в реальном положении дел. В этом отношении интерес к историческому, культурному и духовному наследию дохристианских времен, интенсивно просыпающийся сейчас в европейских странах, симптоматичен. «Старая добрая» Европа умирает. Это очевидно, и очевидно уже пару десятилетий. Сможет ли обращение к Традиционной, дохристианской культуре дать Европе тот импульс, который необходим для начала настоящего Возрождения, для пробуждения новой Силы и перехода к новому расцвету? Может быть, да. Может быть, нет. Это зависит от слишком многих факторов. В конечном итоге, если мы говорим о Северной Традиции, боги лишь предлагают нам возможности, но не ограничивают нашу свободу использовать их или отвергать. Так во многих сагах герой встречает Одина — Всеотца, — и принимает или отвергает помощь, узнав или не узнав Бога в страннике, одетом в синий плащ и надвинутую на глаза шляпу. И получает выбранное — княжеский стол или смерть, иногда доблестную, а иногда и бесчестную. Мы не знаем будущего; не знаем, что выберет поглощённая обыденными хлопотами Европа, когда перед ней явится странник в синем плаще. Однако мы уверены, что возможность предложена будет. Собственно, она уже предложена... ...Давно известно, что приятие культуры как формальной схемы ничего не меняет. Кто-то из известных путешественников позапрошлого века, занимавшийся этнографией сохранившихся традиционных сообществ индейцев, писал, что индейцы считают целебную магию бессмысленной до тех пор, пока больному не объяснено божественное происхождение и сакральный смысл заклятий и снадобий. Так же обстоит дело и с культурой: она ничего не значит, пока мы принимаем ее формально, но становится непреодолимой силой, будучи воспринята «нутром», сердцем... Но чтобы это произошло, нужно — как и в примере с целебной магией индейцев — понимать происхождение культуры и Силы, её питающей, видеть её истоки. Когда мы говорим о европейской сакральной Традиции — шире, о европейской традиционной культуре, — мы обращаемся к огромному по протяженности историческому этапу, в течение которого и происходило на самом-то деле реальное формирование европейской цивилизации. Раннее Средневековье, принесшее с собой христианство и новую культуру, фактически застало нашу цивилизацию уже сформировавшейся. Да, мы многое пережили с тех пор и во многом изменились, однако развитие цивилизации подобно развитию человека: как бы ни менял его опыт, приобретаемый во взрослой жизни, основой личности все равно остается то, что заложено в детстве. (Особенно если вспомнить, что эпоха Традиции длилась существенно дольше, чем все последующие эпохи вместе взятые.) Очень многие европейские мыслители склонны видеть истоки европейской культуры в классической античности. Но это не так. Древняя средиземноморская культура — прекрасный камень в короне матери-Европы, но не её исток. Словами А.А. Хлевова, автора ряда замечательных работ по культуре и истории древнего Севера, «Средиземноморская цивилизация является приемной матерью по отношению к Европе, в то время как глухие леса тацитовой Германии и "острова Скандза" — ее природная, биологическая прародительница... Главной и магистральной линией преемственности европейской цивилизации является германо-кельто-славянская, но не античная, и она гораздо в большей степени, чем последняя, близка нашему восприятию». Древнее руническое Искусство — определившее столь многое в сакральной Традиции Европы I тысячелетия н. э. и само ставшее развитием ещё более древних представлений и практик, — один из камней, лежащих в фундаменте европейской культуры. Именно с этой мыслью я работал над этой книгой, и надеюсь, что сумел её передать. Библиография Монографии Бычков А.А., Громов Д.В. Славянская руническая письменность: факты и домыслы. М, 2005. Вебер Э. Руническое Искусство. СПб., 2002. Георгиев Е. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия. София, 1952. Дирингер А. Алфавит. М., 1963. Доблхофер Э., Фридрих И. История письма. М, 2002. Кораблёв Л. Графическая магия исландцев. М., 2002. Кораблёв Л. Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев. М., 2003. Кораблёв Л. Рунология Иоуна Оулафс-Сона из Грюнна-Вика. Исландские трактаты XVII века. М., 2005. Леннурт Л. Мёд Поэзии. М., 1998. Лоукота Ч. Развитие письма. М., 1950. Макаев Э.А. Язык древнейших рунических надписей. М, 1965. Маш А.Г. Сокровища Ретры: перевод А.А. Бычкова. М, 2006. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1970. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. М., 2001. Неменьи Г. фон. Священные руны. Магические символы Севера. М., 2005. Пенник Н. Магические алфавиты. Киев, 1996. Платов А.В. Магические Искусства Древней Европы. М., 2002. Платов А.В. Руническая магия. М., 1994. Платов А.В. Славянские руны. М., 2001. Платов А.В., Дарт А. ван. Практический курс рунического искусства. М., 1999. Почерников А.Ю. Вендица: Возвращение славянских рун. М., 2008. Серяков М.А. Русская дохристианская письменность. СПб., 1997. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., 1967. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. Суровецкий Л.И. О рунах у славян. Б.м.., 1822. Торссон Э. Северная магия. М., 1997. Хлевов А.А. Предвестники викингов. Северная Европа в I—VIII веках. СПб., 2002. Черепнин А.В., Чаев Н.С. Русская палеография. М., 1946. Antonsen E.H. Runes and Germanic Linguistics. N.Y., 2002. Amtz H. Handbuch der Runenkunde. Halle, 1944. Barnes M.P. and Page R.I. The Scandinavian Runic Inscriptions of Britain. Uppsala, 2006. Branston B. The Lost Gods of England. L, 1957. Bugge S. Tolkning of runeindskriften Rokstenen i Ostergotland. Stockholm, 1878. Campbell J, et al. The Anglo-Saxons. Penguin, 1991. Chadwick H.M. The Cult of Othin. Cambridge, 1899. Cumming J. G. The Runic and Other Monumental Remains of the Isle of Man. Chedwick Press, 1857. Davidson H.R.E. Myths and Symbols in Pagan Europe: Early Scandinavian and Celtic Religions. Syracuse, 1988. Davidson H.E. The Lost Beliefs of Northern Europe. N.Y., 1999. Derolez R. Runica Manuscripta. Brugge, 1954. Dorneseiff F. Das Alfabet in Mystic und Magie. Lpz.-B., 1925. Duczko W. Viking Rus. Studies on the Prescence of Scandinavians in Eastern Europe. Leiden, 2004. Düwel K. Runenkunde. Stuttgart, 1968. Elliot R.W.V. Runes: An Introduction. N.Y., 1959. Flowers S.E. Galdrabók. An Icelandic Grimoire. N.Y., 1989. Flowers S.E. Runes and Magic: Magical Formulaic Elements in the Older Runic Tradition. N.Y., 1986. Grimm W. Ueber deutsche Runen. Gottingen, 1821. Herschend F. The Recasting of a Symbolic Value. Three Case Studies on Rune- Stones. Stockholm, 1994. Jackobsen L. and Moltke E. Danmarks Runeindskrifter. Copenhagen, 1942. Jansen S.B. Runes of Sweden. N.Y., 1962. Jessup R, Anglo-Saxon Jewellery. Aylesbury, 1974. KingB. The Elements of the Runes. Shaftesbury, 1993. Krause W. Runen. Berlin, 1970. Krause W. Runeninschriften im älteren Futhark. Halle, 1937. Larsson F. Runhangen. En studie av de tidiga runblecken. Uppsala, 2005. Leciejewski J. Runyi runiezne pomniki clowanskie. Lwow, 1906. List G. von. Das Geheimnis der Runen. Wien, 1912. Looijenga J.H. Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions. Boston, 2003. MacLeod M., Mees B. Runic Amulets and Magic Objects. Wood-bridge 2006. Marby F.B. Der germanische Einweihungsweg in Sinnbildern und Symbolen mittels der germanischen Runen-Gymnastik. Stuttgart, 1989. Marby F.B. Die drei Schwane. Stuttgart, 1987. Masch A.G. Die Gottesdienstlichen Alterthümer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771. Moltke E. Runerne i Danmark og deres oprindelse. Copenhagen, 1976. Moltke E. Runes and their origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen, 1985. Morris R.L. Runic and Mediterranean Epigraphy. Odense, 1988. Norden A. Magiska runinskrifter. Stockholm, 1943. Page R.I. An Introduction in English Runes. L., 1973. Page R.l. Runes. L., 1989. Page R. I. The Icelandic Rune-Poem. L., 1999. Pennick N. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989. Pennick N. Rune Magic. L., 1992. Pennick N. The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L, 1991. Potocki J. Voyage dans quelques de la Basse Saxe pour la Recherche des antiquites Slaves ou Vendes. Hambourg, 1795. Robinson O.W. Old English and its Closest Relatives: A Survey of the Earliest Germanic Languages. Stanford, 1992. Ruzicka J. Slovanska Mythologie. Praha, 1924. Spurkland T. Norwegian runes and runic inscriptions. Wood-bridge, 2005. Stenton E.M. Anglo-Saxon England. Oxford, 1971. Stephens G. The Old-Northern Runic Monuments of Scandinavia and England, 4 vols. L., Copenhagen & Lund, 1866—1901. Storms G. Anglo-Saxon Magic. Hague, 1948. Taylor J. Greeks and Goths: a Study on the Runes. L., 1879. Thorsson E. Futhark: A Handbook of Rune Magic York Beach, 1984. Thorsson E. Runelore: A Handbook of Esoteric Runology. York Beach, 1987. Todd M. The early Germans. Oxford, 1995. Weber E. Kleine Runenkunde. В., 1941. Weber E. Runenkunde. Berlin, 1941. Wuson DM. The Vikings and their origins. Scandinavia in the First Millennium. L, 1999. Wilson D.R. Anglo-Saxon paganism. L., 1992. Wimmer L. Die Runenschrift. В., 1887. Wimmer L. Runeskriftens oprindelse og udvikling i Norden. Copenhagen, 1874. Wirth H. Die Heilige Urschlift der Menschheit. Leipzig, 1934. Žunkovic D. Die slavische Vorzeit Maribor, 1918. Диссертационные работы Hupfauf P.R. Signs and symbols represented in Germanic, particularly early Scandinavian, iconography between the Migration P eriod and the end of the Viking Age. Thesis submitted for the degree of PhD. University of Sydney, 2003. Looijenga J.H. Runes around the North Sea and on the Continent AD 150—700; texts and contexts. PhD Diss. Groningen, 1997. Nowak S. Schrift auf den Goldbrakteaten der Völkerwanderungszeit. Untersuchungen zu den Formen der Schriftzeichen und zu formalen und inhaltlichen Aspekten der Inschriften. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines PhD. Universität zu Gottingen, 2003. Olesen R.S. Fra biarghrunar til Ave sanctissima Maria. Studier i danske runeindskrifter fra middelalderen. PhD-afhandling. Køben-havn, 2007. Senra Silva I. The Significance of the Rune-Names: Evidence from the Anglo- Saxon and Nordic Sources. PhD dissertation. University of Sevilla, 2003. Периодика и сборники Браун Ф.А. Шведская руническая надпись, найденная на о. Березань // ИАК, 23, СПб., 1907. Бычков А.А. Вендские руны // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 7, 1998. Дарт А. ван. Некоторые практические аспекты работы с рунами // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 8,1998. Ганина Н.А. Надпись на шлеме из Негау: проблемы языковой и культурной интерпретации // Индоевропейское языкознание и классическая филология — IX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора И.М. Тройского. СПб., 2005. Городцов Б.А. Заметка о глиняном сосуде с загадочными надписями // АИЗ, V, 12,1897. Гуревич Е.А. Руны, руническое письмо. В кн.: Словарь средневековой культуры. М., 2003. Дучиц А.Б., Мельникова Е.А. Надписи и знаки на костях с городища Масковичи (Северо-Западная Белоруссия) // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования 1980 года. М.. 1981. Климка А.А. Рунические календари в Литве // Историко-астрономические исследования. М., 1986. Лецеевский В. Рунические надписи на алекановских урнах // Древности, XIX, 2. М, 1901. Майстров Л.Е. Рунический резной календарь Петрозаводского музея // Историко-астрономические исследования. М., 1986. Макаев Э.А. Руническая надпись из Новгорода // Советская археология, № 3,1962. Мельникова Е.А. Скандинавские амулеты с руническими надписями из Старой Ладоги и Городища. В кн.: Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исследования, 1991 г. М., 1994. Мельникова Е.А., Носов Е.Н. Амулеты с рунической надписью с Городища под Новгородом. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования, 1986 г. М., 1987. Петренко В.П., Кузьменко Ю.К. Рунические надписи с территории СССР. В кн.: Е.А.Мельникова. Скандинавские рунические надписи. М., 1977. Платов А.В. Гвидо фон Лист и концепция Арманического Футарка // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 5,1997. Платов А.В. Знак Даждьбога. Несколько слов о руне Ингуз // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3,1996. Платов А.В. Культовые изображения из славянского храма в Ретре // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 2,1996. Платов А.В. Несколько слов о футарках Эдды // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4,1996. Платов А.В. Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып.6,1997. Платов А.В. Работы мастеров западной школы рунической магии на территории Руси // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 3,1996. Платов А.В. Рунические надписи Северной Америки // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9,1998. Платов А.В. Трёхчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4,1996. Равдоникас В.И., Лаушкин К.А. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 году. В кн.: Скандинавский сборник, IV, Таллин, 1959. Смирницкая О.А. Древнейшие рунические надписи как памятник протостиха // Эпос Северной Европы. Пути эволюции. М., 1989. Смирницкий A.M. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Учёные записки Института языка и литературы, т. 4,1931. Срезневский И.М. Древние письмена славянские // Журнал министерства народного просвещения, 1, IX, 1848. Суровецкий А. Нечто о рунических письменах // Северный архив, 1822, № 24. Тихонова М.А. Следы рунической письменности в Черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976. Шумовский А. Острие с рунической надписью, найденное в дер. Сушично // Вестник археологии и истории, VII, СПб., 1888. Энговатов Н.В. Древнейшая русская азбука // «Знание — сила», №11,1960. Энговатов Н.В. Находки рунических надписей на территории СССР // Скандинавский сборник, VI. Таллин, 1963. Энговатов Н.В. Руническая эпиграфика с территории СССР и норманизм // Советская археология, № 4,1964. Ягич И.В. Вопрос о рунах у славян // Энциклопедия славянской филологии. Изд-ие Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып. 3: Графика у славян. СПб., 1911. Antonsen E.H. On the Mythological Interpretation of the Oldest Runic Inscriptions. In: Languages and Cultures: Studies in Honor of Edgar С Polome, 1988. d'Apremont A. Odin, Maitre des Runes // IRMIN, No 1,1994. Bammesberger A. Runeninschriften auf dem Ruthwellkreuz // Anglia, No 121,2003. Bremmer R.H. Hermes-Mercury and Wodin-Oden as Inventors of Alphabets: A Neglected Parallel. In: Old English Runes and their Continental Background. Heidelberg, 1991. Derolez R. Runic Literacy Among the Anglo-Saxons. In: Britain 400—600: Language and History. Heidelberg, 1990. Dulmann F.X. Runenmeister. In: Reallexikon der Germanischen Altertumskunde, vol. 25, 2003. Düwel K. Germanische Schriftzeugnisse: Runen. In: Der Turmbau zu Babel: Ursprung und Vielfalt von Sprache und Schrift, vol. ЗА: Schrif. Milano, 2003. Düwel K. Magische Runenzeichen und magische Runenin-schriften // Runor och ABC. Stockholm, 1997. Eriksson M., Zetterholm D.O. En amulett fran Sigtuna. Ett tolkningsforsok // Fornvannen, No 27,1933. Fell C.E. Runes and Semantics. In: Old English Runes and their Continental Background. Heidelberg, 1991. Flowers E. How to do things with runes: a semiotic approach to operative communication. In: Runes and their secrets: studies in runology. Kabenhavn, 2006. Fuglesang S.H. Viking and medieval amulets in Scandinavia // Fornvannen, No 84,1989. Griffits A. Rune-names: the Irish connection. In: Runes and their secrets: studies in runology. København, 2006. Hagland E.R. Runic writing and Latin literacy at the end of Middle Ages: A case study. In: Runes and their secrets: Jensen J. The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets. In: Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969. Jensen J. The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets. In: Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969. MacLeod M. Ligatures in Early Runic and Roman Inscriptions. In: Runes and their secrets: studies in runology. Kabenhavn, 2006. Mees B. Runes in First Century. In: Runes and their secrets: studies in runology. Kabenhavn, 2006. Must G. The Problem of the Inscription on Helmet В of Negau // Harvard Studies in Classical Philology, 1957, vol. 62. Nedoma R. Noch einmal zur Runeninschrift auf der Gürtelschnalle von Pforzen // Allemanien und der Norden. Berlin, 2004. Nielsson B.E, The runic 'fish-amulet' from Öland: a solution // Mediaeval Scandinavia, No 9,1976. Okasha E. Anglo-Saxon inscribed rings. In: Leeds Studies in English, New Series XXXIV, 2003. Okasha E. Literacy in Anglo-Saxon England: the evidence from inscriptions // Anglo-Saxon Studies in Archaeology and History, 8, 1995. Polomé E. The Names of the Runes. In: Old English Runes and their Continental Background. Heidelberg, 1991. Price N. The Arhaeology of Seiðr: Circumpolar Traditions in Viking Pre-Christian Religion // Brathair Journal, No 4 (2), 2004. Runfynd 1965 — Runfynd 1992. Av olika författare // Forvannen, No 60,1966 — No 88,1994. Starkey K. Imagining an Early Odin: Gold Bracteates as Visual Evidence // Society for the Advancement of Scandinavian Studies, 71,1999. Westlund B. Kvinneby — en runenskrift med hittills okända gudanamn? // Studia anthroponimica Scandinavika, No 7,1989. |