Главная страница

Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных


Скачать 85.65 Kb.
НазваниеИсточники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Дата23.03.2022
Размер85.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1_2.docx
ТипРассказ
#411878
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1. Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы: 1) памятники древневосточной письменности, 2) памятники материальной культуры и 3) свидетельства античных авторов.

Геродот посвятил истории греко-персидских войн. Геродот тщательно описывает природу, обычаи, религиозные верования, культуру и историю стран и народов, входивших в состав персидской деспотии. рассказы жрецов и проводников, а также собственные наблюдения, которые он вёл во время своих путешествий по Востоку.

Диодор описывает легендарную жизнь и деятельность основателей Ассирийского царства Нина и Семирамиды. Некоторый интерес в труде Диодора представляет описание Вавилона

В своём труде Страбон дал описание естественных условий Месопотамии, обратив внимание на периодические разливы Тигра и Евфрата и на необходимость организации сети искусственного орошения.

Труд Бероса состоял из трёх книг. В первой книге, были изложены вавилонские мифы. Во второй книге излагалась история Месопотамии от легендарного потопа до царствования царя Пула (т. е. ассирийского царя Тиглатпаласара III). В третьей книге описывалась история Месопотамии до смерти Александра Македонского.

Изучение керамики показывает. Плоско-выпуклыми кирпичами. По сохранившимся глиняным сосудам можно судить о развитии гончарного дела. Но особенно показательна для развития техники металлургия.

документальные источники, клинообразной письменности, начертанные чаще всего на глиняных табличках, фиксируют самые разнообразные факты хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни народов древней Месопотамии и поэтому дают возможность изучить историю и культуру этих народов.

документы хозяйственной отчётности, найденные в архивах различных городов древнего Шумера, в архивах Лагаша, Уммы, Ура, Ларсы и др сводки учёта «производства операций с рабочей силой», договоры на продажу рабов, договоры на продажу земельных участков, а также документы отчётности торговцев, арендные договоры.

кодекс Хаммурапи, важнейший источник для изучения древневавилонского права. Многочисленные договоры и контракты этой эпохи показывают, как применялись на практике отдельные статьи кодекса, и в значительной степени дополняют его.

надпись Эаннатума, правителя Лагаша, сохранившаяся на «Стэле коршунов» и описывающая победу над Уммой. Такова надпись Энтемены, представляющая большой интерес для изучения дипломатических отношений в древнем Шумере. Такова надпись Гудеа, правителя Лагаша, подробно повествующая о сооружении храма богу Нингирсу в Лагаше.

Первым русским исследователем истории древней Месопотамии был М. В. Никольский совместно с А. А. Ивановским. + струве
2-3. Ур - обширные земельные владения, принадлежавшие государству, обрабатывались при помощи труда рабов, рабынь и свободных наёмных работников. Очевидно, классовое расслоение. Разложение старых сельских общин привело к выделению из их среды, с одной стороны, зажиточных средних слоев, с другой стороны — разорившихся бедняков, Эти бедняки, должны были работать за скромное вознаграждение натурой в поместьях крупных аристократов или в государственном хозяйстве. Постепенно, попадали в долговую рабство. развивается как внутренняя, так и внешняя торговля. применяются весовые металлические деньги, сельского хозяйства, в частности скотоводство и садоводство, развитие ремесленного производства Государство строго централизуется и находится под властью единого обоготворявшегося царя. Внешним выражением силы царей Ура является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе божеские почести. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. жители Двуречья знали культуры ячмоня и эммера, среди домашних животных были быки, овцы, козы, свиньи и ослы. при раскопках Урука были найдены сравнительно крупные здания, сложенные из кирпича-сырца. второй половине IV тысячелетия, относятся первые (рисуночные) надписи на глиняных плитках древнейшие памятники письменности Двуречья здесь значительного развития достигло гончарное производство. ЛАРСА - ирригационная система.
4. Саргон I, основатель семитского государства Аккада, подчиняет себе Шумер и объединяет под своей властью значительную часть Месопотамии. Саргон насильственно захватил государственную власть, основал новую династию объявил себя ставленником верховной богини Иштар. Царствование Саргона было временем не только образования, но также внутреннего и внешнего усиления Аккадского царства. При Саргоне была значительно расширена и усовершенствована ирригационная сеть, были проведены новые каналы. Объединение Шумера и Аккада дало возможность регулировать в общегосударственном масштабе всю речную и оросительную систему. С целью укрепления торговли была установлена единая система мер и веса, основанная отчасти на десятичной системе исчисления. Саргон организовал постоянное войско. Первой задачей Саргона было укрепление его власти в Аккаде. С этой целью он покоряет сильнейший город Аккада — Киш, но сохраняет за ним его независимость. Для укрепления своего авторитета как властителя всего Аккада Саргон именует себя «царём Киша» и «царём Аккада. Саргон разбил войска Лугаль-заггиси. Захватив и опустошив важнейшие города Шумера — Урук, Ур, Лагаш и Умму, — Саргон овладевает всем Шумером. Поход в Элам. Он вторгся в Элам с юга, одержал победы над эламскими войсками, захватил ряд эламских городов. Затем Саргон обращает своё оружие против Субарту, покорив и объединив почти всю Месопотамию. «Энлиль дал ему Верхнюю Страну,Маер (или Мари. — В. А.), Ярмути и Иблу вплоть до Кедровых лесов и Серебряных гор. Таким образом, Саргон основывает крупное военное государство, которое претендует на полную гегемонию во всей Передней Азии. Свои претензии на проведение широкой военно-торговой политики Саргон отчётливо выражает в своём титуле «царь четырёх стран света»

Период расцвета Аккада Своего расцвета государство Аккада достигло во время долгого царствования Нарамсина. Царь Аккада, подавивший восстание и укрепивший единство рабовладельческой державы, требовал себе божеских почестей. Своими походами он захватил большую территорию (победе над луллубеями и другими племенами гор Загра. Область Мари, на среднем течении Евфрата, подчинил мелкие государства и племена Элама) Его сын Шаркалишарри унаследовал тяжёлую борьбу с наступавшими на Аккадскую державу врагами с запада племена амореев, с северо-востока — гутеев.

Около 2200 г. до н. э. Двуречье было завоёвано горными племенами гутеев, разгромившими и разграбившими при своём вторжении богатые города Шумера и Аккада.
5. После изгнания гутеев господство в Месопотамии переходит к могущественным царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Объединение всей Месопотамии в единое и централизованное государство дало новый толчок развитию земледельческого хозяйства. Используя крупные хозяйственные ресурсы всей объединённой Месопотамии, цари III династии Ура проводят энергичную завоевательную политику, целью которой является установление гегемонии могущественного Шумеро-Аккадского царства во всей Передней Азии. Своего наивысшего расцвета эта политика достигла при царе Шульги (2100—2042 гг. до н. э.), который совершает 9 походов против восточных горцев, племён сумуру и лулубеев, вторгается в Элам, опустошает Аншан и оставляет там в качестве своего наместника шумерийского патэси. Укрепив свою власть на востоке, Шульги обращает своё оружие на север, завоёвывает страну Субарту и области, расположенные по верхнему течению Тигра. Наконец, Шульги проникает далеко на северо-запад, завоёвывает Сирию и даже проникает в восточную часть Малой Азии, которая в те времена находилась под сильным влиянием Шумера и шумерийской культуры. Внешним выражением силы царей Ура является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе божеские почести. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы. В честь Гимиль-сина, обоготворённого царя Ура, совершались торжественные богослужения даже в далёкой Эшнунне. Однако господство Ура было недолговечным. Грозные тучи собрались на западе. Степные и кочевые племена аморитов всё чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Двуречья. Гимиль-син ведёт с ними упорную борьбу и даже строит для защиты от их набегов «стену аморитов». Но ничто уже не может удержать их стремительного натиска, В борьбе с нашествиями аморитов, двигавшихся с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно всё больше и больше слабеет царство Ура. Наконец, войска последнего царя Ура по имени Иби-син были разбиты войсками объединившихся против Ура государств Мари и Элама. Сам Иби-син был уведён пленником в Мари. Так рушилось могущественное государство III династии Ура (2007 г. до н. э.), на развалинах которого образовались небольшие царства Исина и Ларсы.

Законы Ур-Намму — старейший из сохранившихся сводов законов составленный шумерским царём Ур-Намму, основателем III династии Ура приблизительно в 2100—2050 гг. до н. э. на шумерском языке и сохранившийся на дошедших до наших дней полуразрушенных табличках.

В преамбуле к статьям законов содержится описание, восхваливающее деяния Ур-Намму, а также описывающее некоторые из них, как то: реорганизация армии, налоговой системы, установка нормы жертвоприношений, урегулирование системы мер и весов, а также описывающие его легитимность как с Божественной точки зрения, так и с точки зрения успехов в политике, внутренней и внешней.
6. Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны. Завоеватели-амористы основали несколько государств. Этими государствами были Исин и Ларса. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Ларса находилась к тому же под сильным влиянием соседнего Элама, цари которого сажали на престол этого города-государства своих ставленников. Самостоятельную роль играли аморитские царства за пределами собственно Двуречья. Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитский город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы). Наконец, возвышается город, Вавилон (точнее Бабили — «врата бога»). До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами. В дальнейшем, однако, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей — Киша и Аккада. Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморитских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи. 2. Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью. Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря. Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом. Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени, о чем мы можем судить по руинам, вскрытым французскими археологами). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.
7. Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи. Свод законов разделялся на три основных части(введение, основные статьи законов, заключение). Экономика базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, сногообразных ремесел, внешней и внутренней торговли. Существовали такие тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности ираздача царских земель, мастерских, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам. Наблюдается расширение посевных площадей(целина), получение больших урожаев злаковых и масличных культур. Это достигалось за счет расширения ирригац. Каналов по всей стране. Спец. Чиновники обязаны были следить за их состоянием. В законах неск. Статей предесматривают различные случаи небрежности или невнимания земледельца-общинника к оросительным сооружениям на своем участке. Ремесло: строитель домов, кораблей, столяр, плотник, камнерез, портной, ткач, кузнец, кожевник. Также к ремесленникам относились врачи, цирюльники, ветеринары, трактирщики. Оплата труда устанавливалась твердая, а также имела место быть суровая ответственность за сделанную работу. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу об-ва. За неудачную операцию, сделанную своб человеку, врачу отрубали кисть руки.
8. Структура общества- рабовладельческая. Своб. Гражданин именовался авилум, но своб граждане не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев. Основную массу населения составляли мелкие производители и мелкие собственники, в законах нашли отражение и их права. Нек. Стаьи защищали их от произвола ростовщиков. Сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником, долговая кабала ограничивалась 3 годами. Кроме свободных в вавилонском обществе имелась такая категория как мушкенумы. Они работали в царском х-ве. Получали землю за царскую службу в условное влдение, обладали огр. Гражданскими правами. Но из законов видно, что мушкенумы обладали имуществом и рабами. Низший класс вавилонского общества – рабы (вардум). Источники рабства: война, долговая кабала, продажа в рабство, самопродажа, обращение в рабство за нек. Преступления, наследственное. Различались рабы частновладельческие, гос-ные, рабы мушкенумов, храмовые рабы. Все они имели право иметь небольшое имущество, могли вступать в брак со свободными, дети от таких браков считались свободными. Вавилонская семья была патриархальной. Браки заключались на основе договора. Жена сохраняла права на свое приданое, на дары мужа. И после его смерти свободно распоряжалась имуществом до совершеннолетия детей.
9. Вавилон под властью Халдейской династии вновь достигает экономического и культурного расцвета. Тяжелые потрясения, вызванные двукратным разгромом города (при Синахерибе и Ашшурбанипале), не могли сломить его. Каждый раз он быстро восстанавливался и притягивал к себе все новых и новых поселенцев. Падение важнейших городов Ассирии и Урарту способствовало возрождению Вавилова как основного международного центра Передней Азии. Держава, основанная Набупаласаром, получила название Нововавилонского или Халдейского царства. Надо при этом иметь в виду, что халдеи были народом, близкородственным вавилонянам по происхождению и языку, и быстро слились с коренным населением. В дальнейшем термины вавилонянин и «халдей» становятся синонимами.

Навуходоносор II.После смерти Набо¬паласара в 605 г. Навуходоносор был провозглашен царем Вавилонии. Он возобновил военные действия на западе: в 605 г. завоевал финикийский город Аскалон, в 598 г. захватил в свои руки контроль над важными караванными путями в Северной Аравии. Тем временем от Вавилонии отпала Иудея. В 597 г. осадил и взял Иерусалим. побудили Иудею к новому мятежу против Вавилона. Вавило¬нянам удалось оттеснить египетское войско. Навуходоносор ликвидировал Иудейское царство, присое-динив его к Вавилонской державе в качестве провинции. Затем вавилоняне осадили фини¬кийский город Тир, который им удалось взять лишь через 13 лет, в 574 г. В Царствование Навуходоносора II. Вавилон превратился в крупнейший город на Древ¬нем востоке

Набонид (556—539 гг.) конфликт со жречеством (бог Син). Набонид завоевал область Тейма и овладел караванным путем, шедшим в Египет. Набонид перенес в Тейму царскую резиденцию, по¬ручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру, упоминаемому в Библии как Валтасар. Однако у Вавилонии появился мощный противник – персы. Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны. Положение Вавилонии было безнадежно трудным: она почти со всех сто¬рон была блокирована персами. Жреческие круги готовы были помочь любому его противнику. Подавляющее большин¬ство населения Вавилонии безучастно относились к во¬енным приготовлениям. Вавилонская же армия, измотанная в многолетних войнах, вряд ли была в состоянии отразить натиск во персид¬ской армии. Весной 539 г. персы выступили в поход. Мощные оборонительные соо¬ружения, возведенные Навуходоносором II, и хорошо укрепленный Вавилон могли бы отсрочить падение Вавилонии на продол¬жительное время. Но эти укрепления мало помогли Набониду. В августе 539 г. персы разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел-шар-уцур. Затем персидская армия окружила Сиппар, оборону которого решил возглавить сам Набонид. 12 октября 539 г. вражеская армия вступила в Вавилон, а через семнадцать дней туда торжественно въехал персидский царь Кир П. Набонид был взят в плен и сослан в почетную ссылку правителем области Кармания а его сын Бел-шар-уцур казнен. Вавилония лишилась всякой самостоятельности.
10. Письменность: изобретение письменности, шумерийская письменность первоначально возникла из рисунка, затем изобр. Принцип заменяется принципом передачи при помощи письменных знаков звуковой стороны слова. наряду с ними сохранялись древние изобразительные идеограммы, что ясно показывает застойность древневавилонской культуры. выработке системы клинописи. Знаки, выжимавшиеся на мягкой глине, теряют свой прежний картинный облик и с течением времени принимают форму различных сочетаний из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев

Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное специальное образование. Общее образование включало изучение письменности и языка, элементарные знания в области арифметики, геометрии и астрономии, а также уменье предсказывать будущее по звёздам (астрология) и уменье гадать по печени. Наконец, в систему специального образования входило изучение различных отраслей богословия, права, медицины и музыки

религиозная идеология насквозь пронизывала всю литературу. Большинство литературных произведений являлось лишь художественным оформлением религиозных мифов, легенд, догматов и идей. Эти литературные произведения служили целям религиозного поучения, объясняя людям явления природы, тайны бытия и смерти, мироздания и человеческой жизни. Гимны, молитвы, псалмы и заклинания, облечённые в художественную форму, служили целям религиозного культа, пелись или произносились в храмах при выполнении религиозных или магических обрядов.

Архитектурные сооружения строились главным образом из кирпича-сырца. Камень и дерево употреблялись в незначительном количестве, и притом для выполнения отдельных деталей (каменная облицовка, деревянные двери и пр.). Своеобразной особенностью большинства храмов была многоступенчатая башня (зиккурат) в пять или семь этажей, считавшаяся лестницей, соединяющей землю с небом и земных владык с небесными. гробницы представляли собой малопримечательные шахты, выложенные кирпичом. В круглой скульптуре, рельефах и живописи преобладали та же простота, симметричность и однообразие, как в архитектуре. В массовых сценах на плоскости фигуры располагались поясами и обычно оказывались монотонными и симметричными. Боги и цари выделялись своими увеличенными размерами, что должно было подчеркнуть их превосходство над простыми людьми.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта