Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Скачать 85.65 Kb.
|
37. Середина I тысячелетия до н.э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях. Одной из характерных черт этой эпохи явилось возникновение и распространение новой религии - буддизма. В середине I тысячелетия до н.э. происходит некоторая унификация материальной культуры в долине Ганга. Распространяется железная индустрия. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце "ведийского" периода, а к V-IV вв. до н.э. относится основание важнейших городских центров древней Индии. Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Отличительной чертой периода являлось интенсивное строительство городов. Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н.э. монетной чеканки. упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины – кварталы. Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Задолженность-долгового рабства.Постепенно складывался административный аппарат. Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами3, шире применялись конница и особенно боевые слоны. В середине I тысячелетия до н.э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию. Еще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие. Среди населения всячески поддерживался культ царя. 38. При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. при Ашоке в основном сложилась охарактеризованная выше административная система. Идеологической основой разноплемённого государства Ашоки стал буддизм, который к этому времени уже доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии. Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению. В 253 г. до н. э. им был созван в Паталипутре буддийский собор. На соборе были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, единые организационные принципы буддийской общины и т. д.) в том виде, в каком он к этому времени сложился в Индии, а также были осуждены возникшие к этому времени ереси. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ — сооружений, хранящих какую-либо реликвию, связанную с Буддой. Важным историческим источником этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе буддийской морали, Кроме того, в надписях подчёркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. Для усиления политического влияния державы Маурьев использовались буддийские миссионеры . война с Калингой — сильным государством на восточном побережье Бенгальского залива.В своем эдикте Ашока сообщает, чго во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи. Империя Маурьев включала огромною территорию. В рамках единого государственного образования были объединены пароды и племена, разные в этническом, лингвистическом. Для определения границ империи Маурьев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. западных границ империи большое значение имело открытие в Кандагаре — центре Арахосии эдиктов Ашоки. факт вхождения Паропамиса в империю. часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. области Непала. Южн. границу империи. На юге империя граничила с государствами Чола, Кералапутра кот упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурьи поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы. Вскоре после смерти Ашоки — в 236 г. — начался распад империи Маурьев; вероятно, уже сыновья Ашоки начинают делить её между собой. 39. II тыс. до н.э., повествуется о развитии рабовладельческих отношенийВ «Законах Ману», отражающих общественно-государственный строй Индии VI в. до н.э. находят обоснование общественное разделение труда, отношения господства и подчинения. Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословьям - Варны (их четыре), по профессиональной деятельности - касты (их 3,5 тыс.). брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные Варны - брахманов (представителей знатных жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и кшатриев (военная знать. Трудовое население входило в Варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельность земледелием, ремеслом и торговлей. Доля шудр безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых профессий, касты «неприкасаемых». В процессе окончательного формирования рабовладения варновый строй объявлялся извечно существующим порядком, результатом божественного промысла, освещался религией. Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней. Обозначившиеся со временем границы между Варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной Варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах. кастовый строй тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны Индийская община имеет ряд особенностей: -замкнутость -не контактирует с общиной -коллективная собственность на землю, рабов -независима -отдельные общины даже не знают о существовании общины Рабство. Появление рабства явилось ярким показателем процесса развития имущественного и общественного неравенства. Рабами (даса) вначале становились .В «Атхарваведе» имеются интересные данные об использовании труда рабынь для помола зерна. Законы Ману: явл источниками рабства: это захват пленных, рожденные рабами, подаренные, купленные, в силу наказания и др. Имущество рабы имели, но им мог свободно распоряжаться рабовладелец. Рабами становились за долги и штрафы, между собой рабы или точнее будет даса, были неравны. попасть чел из любой касты. Права у даса существовали, хотя их и называют рабами, некоторые имели право на собственность, право быть освобожденным, после отработанного срока или уплаты выкупа и т.д. закономерно появление сословий - варн связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. 40. Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн основал династию, получившую название Шан.с 16 по 11в. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, стали обозначать иероглифом «инь». Чэн стал первым китайским царем (ваном). Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытно-общинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. переворот в социальных отношениях. Династия Ся (2070-1600 до н.э.) Первая китайская цивилизация была создана вокруг плодородных районов Хуанхэ В это время начинают приобретать форму первые китайские иероглифы. Различные типы растительности постепенно вырабатывались и культивировались, и в скором времени, люди могли наслаждаться плодами сотен апельсиновых деревьев и экстрактов из различных видов чайных растений.Но значение этого в китайском культурном развитие не определяется. С Севера было ввезено просо, из юго-Восточной Азии — рис, которые сделали этот район историческим. Просо и соевые бобы играли важную роль в сельском хозяйстве. Династия Шан (1600 — 1027 до н.э.) была одной из величайших династий древнего Китая, также известна как Шан Инь. Ее земли были расположены в Бассейне реки Хуанхэ, жизнь и экономическое развитие ее людей зависело от климата и плодородности почв, поэтому такое соседство с рекой поддерживало на должном уровне аграрное развитие государства. Цивилизация Шан была основана на сельском хозяйстве, охоте и выращивании животных. Рыбная ловля в пресных водах. Широко использовалась бронза. Люди были великолепными мастерами по бронзе, знание основ металлургии. использовали изделия из нефрита и фарфора. использовали календарь. сложную форму написания. самые ранние письменные записи Китая, которые были обнаруженны, относятся к династии Шан. Археологи обнаружили в пригороде Аньяна музыкальные инструменты Династии Шан: барабаны и медные тарелки. Скульптура этого периода была превосходна. Различные формы были высечены на бронзе, нефрите и гончарных изделиях. На камнях, костях животных и рогах, можно также увидеть различные картины рук мастеров. Также впервые был изобретен шелк, а позже он стал основным продуктом на экспорт. Царство Шан было разделено на ряд крупных регионов. В каждом династия Шанрегионе были введены свои законы и свои дворяне, только член императорской семьи мог быть назначен на эту должность. 41. Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Перед чжоускими вождями встала нелегкая задача организовать управление многочисленным подчиненным им гетерогенным населением, Чжоу значительную часть их разместил в центре созданного им военно-политического образования, в районе Лои, где была выстроена новая столица Чэнчжоу.ставшая местопребыванием немалой части чжоуской администрации, главным военным центром: армий, из перешедших на службу профессиональных иньских воинов. Ост часть администрации, еще шесть армий и сам ван со всем его двором продолжали, однако, жить в Цзунчжоу, т. е. на западе страны, в районе прежних родовых поселений чжоусцев, откуда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу). Усилиями первых правителей сумели укрепить и легитимизировать свою власть. выработана концепция этически права на власть, т. е. учение о Мандате Неба согласно кот Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, как источник лигитимизации прав династии. раво их на власть оказалось неоспоримым потому, что оно было санкционировано самим Небом, ставшим верховным божеством в Китае. защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. В ф-ии этой админ, представленной сановниками и чиновниками входили управление земледельческим хозяйством на общих совместно обрабатывавшихся полях ,руководство ремеслом и строительством, обеспечение притока налогов и дани с нечжоуских племен, включая иньцев, а также выполнение военных, судебных обязанностей. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. обычно было наследственным, но это не являлось строгой нормой: способных администраторов передвигали вверх по служебной лестнице. решение проблемы власти на местах чжоусцы нашли в частично заимствованной у иньцев, частично разработанной ими самими системе наследственных уделов. Сущность системы сводилась к тому, что вся гигантская периферия Чжоу, т. е. та часть заселенной различными племенами территории, которая не примыкала к обеим столицам, но считалась находившейся под непосредственным политическим контролем чжоусцев, делилась на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Источники упоминают о 70 .-братьям.вместе с ним направлялась и дружина воинов-чжоусцев кот призвана являть собой социально-политическую опору. Тем самым немногочисленный чжоуский контингент создавал господствующее ядро связанных друг с другом родственников и соплеменников. Эффективность аппарата центра была достаточна для контроля в рамках двух столиц и общего руководства. Руководство же на местном уровне должны были взять на себя как раз те чжоусцы, которым и были пожалованы уделы. Владельцы уделов- администраторов-наместников ,связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки. 42. Восточное Чжоу - эпоха упадка власти чжоуских ванов, длившаяся свыше полутысячелетия. Она подразделяется на два важных исторических периода - Чуньцю и Чжаньго. Первый из них, Чуньцю, был ознаменован борьбой между уделами, превращавшимися в мощные политически независимые царства. феодализации. Суть этого явления (речь идет лишь о социально-политическом феномене, но не о социально-экономических отношениях.в раний период до вост Чжоу выд 2 внутр полупериода:Чунь-гзю весныи осени 8-5в и чжань-во периож борющихся царств 5-3 в. 1.в 8-5 в внутр м/у уделами шла жестокая борьба в результ кот разработан моизм полит гос-ва. (фил воззрение кот разнообразие объектов в конечном счете сводится к единому началу) Ведущую же политическую роль в Китае в Чуньцю стали играть наиболее могущественные из уделов, превращавшиеся в крупные царства, такие, как Цзинь, Ци, Чу и Цинь, Сун, Вэй, Чжэн, Янь и др.сев-вост течение Хуанке и Янзы. шла борьба за гегемонию между наиболее влиятельными царствами. с переменным успехом вмешивались ван со своим еще сохранявшимся сакральным авторитетом ,а также правители сравнительно мелких царств и княжеств. Среди царств выжеляется 5 гигемонов. Правители царств боролись за гегемонию по меньшей мере с начала VII в. до н. э., когда знаменитый реформатор Гуань Чжун помог усилиться и стать гегемоном-ба своему царственному патрону, циско-му Хуань-гуну. После смерти Гуань Чжуна и Хуань-гуна влияние Ци ослабло, а гегемоном-ба вскоре стал цзиньский Вэнь-гун, сумевший в длительной и полной интриг политической борьбе одолеть соперников и создать сильное царство, упрочение власти в котором он видел в том, чтобы не создавать уделы во главе с родственниками, могущими претендовать на трон. Вэнь-гун щедро наделил уделами неродственных ему сподвижников. Но, хотя эта тактика на некоторое время помогла обеспечить власть правителя Цзинь, она в конечном счете привела к банкротству: усилившиеся удельные аристократы, в междоусобной борьбе истребившие друг друга, в конечном счете (речь о троих уцелевших) поделили между собой, как упоминалось, царство Цзинь. С ослаблением Цзинь уже ни одно из царств реальным гегемоном-ба так и не стало, хотя формально историографическая традиция насчитывает в Чжоу последовательно властвовавших пять гегемонов Наз БА.-наибол влият в полит жизни.кот фактически опред облик поднебесной.но власть огран пределами небольшой тер-ии вокруг чжоу. Главную роль среди царей вах играла наслед аристократия ,они занимали высшие чины в полит управлнеии.участвовали в борьбе за свои уделы. Иерарх лестница:ван,гун-в васс. зависимости от вана.правители уделов(цзынь и их сыновья,сановники-были свободны от налогови тел наказаний)чен-чиновники публ порки, имели доступ образов горожане. Ж и-служ люди,не имели титулов, несли вассальную службу. Бо-ши профессоры. Си,Бу жреца, не были отд сословием.Нун-землед , основа об-ва. Устан принципы феодализма. Соц-полит хар-р фиксированная система отношений и поучений. Большую роль играют обряды и традиции. Черты полит феодализма1строгое соблюдение норм иерархии и вассальных обязательств ( у каждого свое место) 2смена классового родства,возможность претендовать на должности и власть.3преданность государю.4широкое соблюдение установленных норм 5культ аристократизма. К концу периода Чуньцю более важным было не стремиться к гегемонии, а суметь навести порядок в собственном царстве. это было главной заботой правителей, причем преуспели те из них, кто последовательно вел курс на реформы, суть которых сводилась к укреплению власти центра. Такого рода реформы примерно с VII в. до н. э., они в конечном счете способствовали трансформации внутренней структуры чжоуского Китая, что, в свою очередь, подготовило и обусловило процесс дефеодализации. Конечным результатом этого процесса стало усиление централизованной власти правителей и объединение Китая, превращение его в империю. 43. Период Чжаньго ("Борющиеся царства", V-III вв. до н.э.) Чжаньго был периодом завершения трансформации чжоуского общества. С V и особенно в IV-III вв. до н. э. Китай вступил в железный век. Широко распространилась проникшая в страну, практика выделки железа и изготовления железных орудий труда, благодаря повсеместному применению которых резко возросла производительность труда и увеличились возможности человека (операции по кредиту, ростовщичество, освоение земель, развитие торгово-ден.отношений, улучшение ирригационных систем, ремесленные товары для рынка из железа, оружие т.д.) (На смену войнам, в которых участвовали тысячи, редко десятки тысяч, в Чжаньго пришли сражения с участием многих десятков и сотен тысяч. К слову, это оказало воздействие на масштаб и на характер войны, сильно способствовало развитию военной стратегии и тактики. Всё это (кроме военной сферы) внедрялось в деревню и в результате чего происходило разложение общины, в которой достаточно широко стали применяться аренда, наемный труд, даже кабальное долговое рабство, включая самопродажу или продажу членов семьи, прежде всего детей, за долги. простолюдины в ряде случаев начинали выбиваться наверх, играть важную роль в обществе. Они порой становились богаче и влиятельнее князей - этот феномен удивлял и беспокоил многих в Китае во второй половине I тысячелетия до н. э. И беспокойство такого рода было достаточно обоснованным: на смену старой наследственной знати шли процветающие собственники, которые быстро и явно богатели в то самое время, когда казна воюющих друг с другом царств была пуста или почти пуста. Период Чжаньго в политической истории Китая был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств - мелкие и ослабевшие уже не шли в счет. К этим семи, кроме трех новых царств (Вэй, Чжао и Хань, на которые распалось некогда крупнейшее царство Цзинь), относились также Цинь, Ци, Янь и Чу. В большинстве из них в период Чжаньго были проведены реформы легистского типа. Но наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в Цинь в середине IV в. до н. э. знаменитым теоретиком легизма министром-реформатором Шан Яном. Суть первого тура реформ (356 г. до н. э,) сводилась прежде всего к строгой регламентации общинного землепользования. Шан Ян создал систему круговой поруки: дворы были объединены в пятки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга. Кроме того, Шан Ян широко открыл двери для иммигрантов из других царств, где земли было мало, а людей много, предложив им на выгодных условиях осваивать годные для земледелия циньские территории с тем, чтобы за этот счет пополнить казенные амбары и без ущерба для казны высвободить часть циньцев для укрепления армии. Что касается военного дела, то Шан Ян резко повысил его престижность, предоставив награды и социальные ранги тем, кто имел воинские заслуги. реформатор ввел новую систему социальных рангов, которые присваивались любому за его заслуги, прежде всего военные, и получение которых, начиная с определенного уровня, влекло за собой льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. также Шан Ян ставил целью запугать представителей частного сектора и поставить их под строгий контроль власти, для чего, в частности, им был применен своеобразный механизм экспроприации: запуганным богачам-стяжателям предоставлялась возможность несколько повысить статус и избежать неприятностей при условии приобретения ими социального ранга, который можно было купить за весьма немалый взнос. В 350 г. до н. э. начался второй тур реформ. Все царство было разделено на управляемые чиновниками уезды (они существовали и ранее, но теперь это была новая схема, с обязательным новым членением). Была унифицирована система мер и весов, закреплены за крестьянами их наделы. теперь все, включая и положение богача-частника, было под строгим контролем властей, бдительно следивших за тем, чтобы излишние накопления, не задерживаясь в амбарах богатых, посредством механизма экспроприации шли в казну. Реформы Шан Яна оказались оптимальным решением сложных проблем. При их посредстве царство Цинь сумело быстрыми темпами достичь успеха как в сфере экономики и социальных отношений, так и в политике, особенно в войнах с соседями. |