Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Скачать 85.65 Kb.
|
31. Страна, лежащая между Египтом и Сирией и называемая Палестиной. С середины II тыс. до н. э. происходят новые переселения народов. С юго-востока надвигаются племена хабиру В XIII в. до н. э. из среды хабиру выделились два союза племен: израильтяне и иудеи, израильтяне и иудеи некоторое время провели в Синайской пустыни, откуда они проникли в Палестину и в XII в. до н. э. уже овладели значительной частью страны, Завоевав большую часть Палестины, израильтяне заняли северную часть страны, где преобладали земледелие и садоводство, а иудеи закрепились на юге, где большую роль играло оседлое скотоводство Разрозненные племена израильтян и иудеев стали объединяться для борьбы с филистимлянами, и в конце XI в. до н. э. опытный военачальник Саул избирается царем Израильско-Иудейского государства. Когда Саул погиб в оной из битв с филистимлянами, царем стал его зять Давид, который может считаться подлинным основателем Израильско-Иудейского государства Давид провел целый ряд успешных войн. Он нанес ряд поражений филистимлянам и обезопасил от их нападений западную границу. На востоке, северо-востоке и юге его политика была завоевательной и привела к присоединению нескольких соседних царств. Особенно важным был захват Эдома, открывавший путь к гаваням Акабского залива. Давид овладел Иерусалимом и сделал его своей столицей. При Соломоне укрепляется административный аппарат. Прежнее племенное деление уступает место территориальному. Развивается внешняя торговля: с Египтом, финикийскими торговыми городами, государствами Сирии, Южной Аравией. Широко разворачивается строительная деятельность, причем используются выписанные из Финикии первоклассные мастера и художники. В Иерусалиме воздвигаются великолепный храм богу Яхве и несколько дворцов. По примеру других восточных царей создается огромный царский гарем, причем главной женой объявляется дочь египетского фараона. После смерти Соломона (около 930 г. до н. э.) здесь произошло восстание и образовалось особое Израильское царство. Династия, основанная Давидом южную часть страны-Иудейского царства. Израильское царство было завоевано ассириянами в 722 г. до н. э. Столица его Самария была разрушена, и население уведено в плен. Взамен были поселены переселенцы из ассирийских владений, получившие название самаритян. иудейская религия признавала закономерным рабовладельческий строй. Особенностью иудаизма были ярко выраженный монотеизм, запрещение изображать бога и поклоняться идолам. Иудеи, переселённые вавилонским царём Навуходоносором II, не все были обращены в рабство. планы относительно того, как они вернутся на родину Иезекииль пытался определить основные черты будущего иудейского государства. Оно рисовалось ему как восстановленное единое царство, но управляемое иерусалимским жречеством во главе с «мессией» — потомком династии Давида. Персидский царь Кир, овладевший в 538 г. до н. э. Вавилонским царством, разрешил восстановление Иерусалима. Несколько тысяч потомков выселенных вавилонянами иудеев отдельными группами возвратились в течение VI—V вв. до н. э. вавилонского пленения. 32. Персидская империя. С 530 по 334 г. до н. э. на Древнем Востоке возникла одна из величайших империй Древнего мира – Персидская империя Ахеменидов. За довольно короткий срок персы, преодолев всевозможные препятствия, смогли вырваться из состояния варварства и создать свою собственную цивилизацию, известную не столько великими открытиями в науке и прекрасными произведениями искусства, сколько своими военными достижениями и созданием громоздкого деспотического государства. Населяли Иранское нагорье многочисленные племена, некоторые из которых упоминаются в месопотамских летописях. Самым крупным племенным объединением, населявшим эту территорию, были эламиты, завоевавшие расположенный на плодородной равнине древний город Сузы и основавшие там могущественное государство Элам. В ассирийских летописях можно встретить также упоминания о населявших эти земли в IX в. до н. э. крупных союзах племен мидян и персов. В VII в. до н. э. на этой территории появилось сильное государство Мидия, а затем и Персидское царство, во главе которого стоял царь Кураш (Кир) Ахеменид. Следует отметить, что персидские правители считали своим родоначальником легендарного вождя Ахемена Рождение империи:Кир II Великий (558–529 гг. до н. э.) Кир Великий (рис. 4) был одним из крупнейших вождей персов. Ни один из правителей прежде не обладал таким огромным государством и не одерживал столько блистательных побед, как Кир II.Считается, что именно он является подлинным создателем Персидского государства,объединившим под своей властью персидские племена – мидийцев и пасаргадов. Существует много легенд, рассказывающих о детстве и юности этого великого правителя, но почти в каждой из них подлинные исторические сведения причудливо переплетаются со сказочными преданиями. Одни легенды повествуют, что Кир был подкидышем, которого воспитали пастухи, в других рассказывается, что его, как Ромула и Рема, вскормили дикие звери.Новый властитель решил положить этому конец и в 550 г. до н. э. захватил мидийскую столицу Экбатану и присоединил Мидию к своему государству. первая столица Персидского царства – город Пасаргады. В VI в. до н. э. возник древнеперсидский календарь. .Продолжая свою завоевательскую политику, Кир Великий захватил Армению, Парфию и Каппадокию. Следует отметить, что не только персы были заинтересованы в создании огромной державы: почти все население Передней Азии давно нуждалось в сильном государстве, способном обеспечить безопасность торговых путей и относительную стабильность для деятельности финикийских и малоазийских купцов, заинтересованных в расширении своей торговли и открытии единого рынка между Западом и Востоком. На пути к созданию такого могущественного государства стоял Вавилон, который, несмотря на его мощные, почти неприступные стены, Кир Великий сумел взять осенью 539 г. до н. э. После Вавилона персидские войска двинулись далее к побережью Средиземного моря. Присоединив к своим владениям земли Палестины и Финикии, царь Кир восстановил Иерусалим и многие финикийские города и разрешил евреям вернуться из вавилонского плена на свою родину. В Палестине было создано теократическое государство во главе с верховным жрецом, который был одновременно военачальником и судьей.Присоединяя к своей державе покоренные земли, персы не разрушали завоеванные города, а напротив, уважали чужие традиции, веру и культуру. Покоренные земли лишь объявлялись сатрапией (провинцией) Персии и облагались данью. Камбиз II (529–523 гг. до н. э.) После смерти Кира Великого на престол вступил его старший сын Камбиз. С его приходом к власти в разноплеменном и разноязычном Персидском государстве начались беспорядки. Справившись с ними, Камбиз решил предпринять поход в Египет. В 525 г. до н. э. благодаря своей огромной армии и флоту финикийцев, а также предательству командира греческих наемников и командующего египетским флотом Камбиз сумел покорить Египет и был провозглашен его фараоном, основав таким образом новую, XXVII династию.Разгром сильного египетского войска так напугал некоторые племена Северной Африки,что они добровольно покорились персам. «Судьба Египта устрашила живших по соседству с Египтом ливийцев, которые сдались персам без боя, сами наложили на себя дань и послали подарки Камбизу. Подобно ливийцам поступили, будучи также перепуганы, киреяне и баркияне», – писал греческий историк Геродот. 33. Реформы Дария 1. Административное деление. Он разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями.[16] В основном границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы. Во главе округов стояли так же, как и раньше, сатрапы, только теперь они назначались не из местных чиновников, а из среды персов, в руках которых были сосредоточены все руководящие позиции страны. Что же касается армии, то её возглавляли военачальники, которые были независимы от сатрапов и подчинялись непосредственно царю. Однако после смерти Дария разделение военных и гражданских функций не соблюдалось строго. Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя. Налогообложение. Реформы Дария привели к значительным изменениям в системе аграрных отношений. У покоренных народов была отобрана часть земли. Эту землю Ахемениды раздали большими поместьями в полновластное и наследственное владение членам царской семьи, представителям персидской знати, крупным чиновникам и т. д. Такие земельные владения были освобождены от уплаты государственных налогов. Вместе с тем широко применялась такая система землепользования, когда царь сажал на землю своих воинов, которые обрабатывали выделенные наделы коллективно целыми группами, отбывали воинскую повинность и платили определённую денежную и натуральную подать. Около 518 года до н. э. Дарий установил новую общегосударственную налоговую систему. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные налоги, устанавливаемые с учётом количества обрабатываемой земли и степени её плодородности. Налогами были впервые обложены также и храмы в покорённых областях Монетная система. После 517 года до н. э. Дарий ввёл в Ахеменидской державе монетную единицу, составляющую основу единой для всей империи денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой только персидского царя. Благодаря тому, что дарик содержал всего 3% примеси, он в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире. Серебряные и более мелкие медные монеты чеканили персидские сатрапы, а также автономные города и зависимые цари. Содержание путей сообщения. Для облегчения связи между различными частями огромной державы были проложены широкие дороги, мощённые камнем. Главная из них вела из Суз к Эфесу. На небольшом расстоянии друг от друга по этим дорогам расставлялись конные пикеты, лучшие всадники мчались от одного пункта к другому, чтобы передавать царские письма и посылки .(система эстафеты)[18]. В 518 года до н. э. был восстановлен древний канал от Нила до Суэца . Развитие международной торговли и строительства. Реформы Дария, образцовое содержание старых торговых путей и строительство новых, восстановление канала от Нила до Красного моря, чеканка монет — всё это способствовало развитию международной торговли в невиданных до того времени масштабах. При Дарии развернулось значительное строительство (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, и пр.). Дарий I построил новую столицу Парсу, известную грекам как Персеполь («Город Персов»), ставшую четвёртой резиденцией наряду с Пасаргадами, Экбатанами и Сузами. 34. Древнейшая Индия. Судя по археологическим находкам, Индия была заселена еще во времена древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в ряде горных местностей страны. На следующей стадии неолита стали уже осваиваться долины крупных рек, прежде не заселенные. На первое место все больше выдвигаются западные районы Индии, где ко времени энеолита и особенно в бронзовый век складывается самобытная протоиндийская цивилизация, расцвет которой относится к III и началу II тысячелетия до н. э. Главными центрами ее были города, руины которых вскрыты в районе современной Хараппы (в Пенджабе) и Мохенджо-Даро (в Синде). Основные орудия и оружие изготовлялись обитателями этих городов из меди, а затем даже из бронзы. Только железо было совершенно неизвестно. Некоторые орудия, например, лемехи, продолжали изготовлять из кремня. Основой экономики было плужное земледелие (рабочим скотом являлись быки зебу и буйволы). Кроме злаков (пшеницы, ячменя, риса) и фруктовых деревьев (финиковых пальм и др.), возделывался уже хлопчатник. Высокого развития достигло ремесло. Народом, создавшим протоиндийскую культуру, были, вероятно, дравиды, а возможно, и додравидские племена. В этот период возникли уже настоящие города с широкими улицами. На перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не мешать уличному движению. Воздвигались двухэтажные здания из кирпича. Прекрасно было налажено водоснабжение и отвод сточных вод в специальные отстойники. Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Наконец, уже возникло местное оригинальное письмо, по-видимому иероглифическое. К сожалению, сохранились лишь короткие надписи на печатях, до конца еще не дешифрованные и вызывающие споры, но сам факт их существования весьма показателен. К середине II тыс. до н. э. протоиндийские государства и их культура приходят в упадок. Предполагают, что решающую роль в этом сыграло вторжение новых этнических групп, говорящих на языках индоевропейской системы. Точных и конкретных данных об этом переселении (вероятно, с северо-запада) мы пока не имеем, хотя сам факт смены языка и культуры не подлежит сомнению. Скорее всего это передвижение народов было постепенным и медленным. Так или иначе, Хараппа и Мохенджо-Даро (применяя современные названия) подвергались разгрому. Еще раз необходимо подчеркнуть, что завоеватели-арии, которых многие буржуазные историки считают представителями высшей расы, по своему экономическому и культурному уровню стояли ниже, чем протоиндийцы. Их победа означала задержку в социально-экономическом развитии и даже временный регресс. 35. В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийскне племена пришли в Индию. Динжуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев. Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство. Открытие развитой цивилизации в долине Инда заставило многих ученых пересмотреть свои взгляды, но отголоски этой «теории» продолжают звучать до сих пор. Ариджи: они сами называли себя ариями, а области где жили, — «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «ачуа» (ari), которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним», позднее — «человек благородного происхождения». Прародиной ариев, или территорией совместного проживания предков древних иранцев и индийцев, одни ученые считают Среднюю Азию, другие — южнорусские степи; из этих областей они соответственно ведут движение древних иранцев в Иран, а древних индийцев в Индию, хотя опорным является и вопрос о путях движения этих племен — либо через Кавказ в Иран и затем в Индию, либо из Средней Азии иранцы в Иран, индийцы в Индию. В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами. К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее. 36. Период конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. обычно именуется "ведийским", так как основными источниками для его изучения служат древнейшие памятники религиозной литературы Индии – веды. Санскритское слово "веда" означает "знать". Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна- записал Веды для людей Он разделил Веды на четыре части: "Риг" (Веда хвалы), "Сама" (Веда песнопений), "Йаджур" (Веда жертвопринашений), "Атхарву" (Веда песнопений и обрядов по излечению от болезней). В них прославляются боги, содержатся различные песни и обряды, афоризмы, философские мысли, излечение болезней и т.д. Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные Веды, которые включают разнообразные материальные знания, такие как, воинское искусство, архитектура, логика, астрономия, политика, социология, психология, история и т.д. В Ведах также описывается процесс эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Но также при знакомстве с Ведами можно узнать о жизни. Значимым в жизни у арийцев было скотоводство, они обращали молитвы с просьбами о приумножении стад. Крупный рогатый скот считался мерилом богатства. В ранних частях источника упоминается обрабатываемая земля. С помощью простой мотыги, но и плугом. Сведений о торговле в Ведах совсем мало. Имела она меновой характер, причем обычной мерой стоимости служили коровы. В этот период наблюдается использование труда рабов. Для обозначения раба было слово даса. А поскольку даса обозначало первоначально также чужака или противника. Рабство имело домашний характер. В поздневедийскую эпоху индийцы жили поселениями деревенского типа, где имелся деревенский староста, назначенный государственными властями. Особую роль в жизни ариев имели ритуалы брахманы знали все детали обрядов и заклинаний. |