Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Скачать 85.65 Kb.
|
44. Золотым веком китайской философии был период Чжаньго - период “борющихся государств”. (конец 5 – начало 3 века до н.э.)В этот период расцвело множество философских школ. Все они в той или иной мере окажут существенное влияние на последующую жизнь Китая и всего человечества.Основные:1.Конфуцианство. 2.Даосизм. Конфуций (около 551-479 до н.э.). нормы считал обязательным для соблюдения. формировал эталон высшей морали – идеального человека.должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости стремиться к знаниям, почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр., т.к. именно культурой китайцы отличаются от варваров. развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император – отец всех подданных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные) и низших, кот должны подчиняться высшим. форма правления – аристократия (причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства). Конфуций различал управление гос на основе добродетели , закон устанавливается НЕ богом. Чиновники явл помощниками государя ,но вся госвласти все же остается в руках императора. Конфуцианство призывает к просвещению, самосовершенствованию. Лао-цзы, основ даосизма считал, что мир не есть божественное творение, он создан естественными законами. Основой всего сущего является дао, определяющее миропорядок и являющееся естественной справедливостью, перед которой все равны. Все беды человечества – в стремлении к богатству, что является отходом от дао. считает гос-во искусственным образованием, излишним для общества; но нарушенное людьми дао сможет само восстановиться, поэтому не надо совершать никаких насильственных действий против государства (революции, восстания и пр.). Лао-цзы выступает против «вредного мудрствования», считает, что нужно запретить развивать культуру, т.к. она лишь способствует отходу людей от дао и провоцирует желания. Он предлагает вернуться к простоте ,восстановить элементарную общественную организацию (Лао-цзы разработал модель «государства-деревни»). 45. 221-207 гг до н.э. >Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс во многом был стимулирован активной деятельностью реформаторов-легистов, выступавших как против центробежных тенденций наследственной знати, так и против ослаблявших централизованную структуру деятельности частных собственников. Под знаменем легизма стало осуществляться создание новой империи, ее основных принципов и институтов. В частности, именно эта задача выпала на долю главного министра и помощника нового императора легиста Ли Сы, перед которым после завоевания встала проблема организации эффективной администрации в рамках огромной империи, состоявшей из различных по развитию и традициям частей. В 221 г. до н. э. по указу императора у всего населения страны было конфисковано оружие, из которого было приказано отлить колокола и массивные бронзовые статуи. Около 120 тыс. семей наследственной знати из различных царств было переселено в новую столицу империи Сяньян с тем, чтобы оторвать их от родных корней и разместить поближе к императору. Вся огромная страна была заново разграничена на 36 крупных областей, очертания которых не совпадали с рамками прежних царств и княжеств. Во главе каждой области были поставлены губернаторы. Области были разделены на уезды с уездными начальниками, а уезды - на волости, каждая из которых включала в себя по нескольку десятков деревень. На деревенском и, видимо, волостном уровнях власть была в руках представителей общинной администрации, сотрудничавшей с начальником уезда и обеспечивавшей выполнение приказов центра, взимание податей, организацию необходимых отработок, осуществлявшихся в порядке трудовой повинности. Во главе империи в качестве ближайших помощнике императора стояли два министра, один из которых (Ли Сы) играя главную роль. Этим министрам подчинялось несколько центральных ведомств, имевших соответствующие подразделения в областях. Так, главе военного ведомства подчинялись военачальники областей и большой штат чиновников центрального аппарата, организованных в отделы и департаменты. Примерно такой же была и структура других ведомств - финансов, царско-государственного хозяйства, судебное, обрядовое и некоторые другие, включая верховную прокуратуру, осуществлявшую централизованный надзор за всеми ведомствами и личным составом аппарата администрации по всей стране. В областях административный аппарат имел, таким образом, двойное подчинение - губернатору и соответствующему ведомству центра. При этом, однако, наиболее видное положение среди областных чиновников занимал - после губернатора - военный начальник. В строгом соответствии с принципами легизма была до предела централизована распределительная система империи. Все многочисленные чиновники, вплоть до самых высших, получали за свой труд твердо фиксированное жалованье из государственных хранилищ, чаще всего натурой, в виде определенного и зависевшего от должности и ранга количества зерна. унифицирована система мер и весов, создана общеимперская упрощенная система письма, на всю страну распространен учрежденный еще Шан Яном принцип круговой поруки. Этот последний приобрел даже более расширенное толкование, чем прежде: он касался теперь не только крестьян, но также и рекомендовавших кого-либо на должность чиновников, что ограничивало непотизм, т. е. стремление пристроить к (выгодному месту бездарного и неспособного родича или приятеля. Была унифицирована монета, выплавка которой стала государственной монополией. Весьма жесткой была система легистского законодательства, вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства - отца, матери и жены - за особо тяжкие преступления. За менее тяжкие грозило физическое калечение либо государственное рабство. Весьма жесткой была система легистского законодательства, вплоть до уничтожения всех родственников преступника по трем линиям родства - отца, матери и жены - за особо тяжкие преступления. За менее тяжкие грозило физическое калечение либо государственное рабство. Терракотовая армия. Походы на юг привели к присоединению к империи значительных территорий племен юэ, в том числе и северной части современного Вьетнама. Очевидный военный и экономический эффект легистских реформ и всей деспотически организованной казарменной администрации Цинь был достигнут за счет крайнего истощения людских ресурсов. Народ стонал от тяжести взваленной на него ноши. На императора дважды (в 218 и 216 гг.) совершались покушения. В итоге в 207 г. В результате восстания империя Цинь пала. 46. Империя Хань возникла не сразу после того, как в 206 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование. Основатель династии Хань ---Лю Бан (Гао-цзу) принял титул императора в 202 г. до н.э. В 199 г. до н.э. началось строительство дворцового комплекса Вэйянгун в новой ханьской столице Чанъань. Гао-цзу укрепил центральную власть и повел курс на восстановление благосостояния страны. В Поднебесной были созданы 143 удела. Каждый из владельцев удела имел титул «хоу». Уделы и титул передавались по наследству. Вэнь-ди. Он правил 23 года и возродил конфуцианские традиции. После него правил внук Лю Бана. Цзин-ди (156-141 г. до н. э.), который продолжал проводить политику восстановления благосостояния страны, снизил налоги и поборы в целях быстрого развития экономики. Он умиротворил гуннов гасил мятежи удельных князей. Государственная мощь династии Хань возросла. В 141 г. до н.э. император У-ди. поставил во главе китайской армии талантливого полководца, которому было приказано обнаружить гуннов, вынудить их принять бой и затем уничтожить. Спустя несколько месяцев китайская армия вновь одержала крупную победу, и эти успехи оказали большое влияние на моральное состояние армии, укрепили ее боевой дух. Тогда У-ди решил перенести войну на территорию противника. Он сформировал большую армию конных лучников . Они были вытеснены из Внутренней Монголии. У-ди, прекратив войну, начал развивать сельское хозяйство. Реформы: ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу. запрещалось передавать старшему сыну ,делить его между всеми сыновьями. Резкое уменьшение размеров наследственных владений привело к тому, что ваны практически лишились реальной власти и существование их царств не представляло более угрозы для империи. Им было восстановлено ведомство инспекции кот.след за чиновниками. Принятие конфуцианства в качестве единой государственной идеологии означало отказ от политики первых ханьских императоров, идейным знаменем которых был даосизм с его призывом к «недеянию» правителя. Была сделана попытка ослабить богатые «сильные дома». Власть в стране захватил Ван Ман --- тесть императора Пин-ди и регент при малолетнем его сыне. Это произошло в 8 г. Ван Ман объявил себя основателем новой династии Синь. Он активно проводил реформы, был жесток и нажил множество противников. К тому же в стране вспыхивали восстания. Под ударами восстания «Краснобровых» в 232 г. пала столица Чанань, а Ван Ман был убит. Однако ханьские генералы победили восставших и выдвинули из своей среды нового императора Лю Сю. Династия Восточная Хань (вторая династия Хань --- 25-220 гг.) является одной из могущественных империй в истории Китая. Народ при династии Хань жил в достатке. У-ди из Хань принял предложение выдающегося мыслителя Дун «Уважать только конфуцианство, уничтожая другие школы», именно конфуцианство стало стратегией управления государством. Благодаря стабильности политики и экономики быстро развивались торговля, культура, ремесло и естественные науки. В ходе повышения уровня науки и техники эффективность производства в ремесленной промышленности повысилась, что способствовало процветанию торговли. Династия Восточная Хань через великий Шелковый путь установила обмен в культуре и торговле со странами Западной Азии. Династия Восточная Хань царствовала с 25 до 220 г. Вторая династия Хань (Восточная Хань: 25-220 гг.). В 23 г. пала столица династии Синь --- Чанань. В 25 г. Лю Сю, представитель дома Хань, нанес поражение Ван Ману (тестю императора Пин-ди и регенту при малолетнем Ин-ди, захватившему в ? в. власть и провозгласившему себя основателей новой династии Синь) и завоевал власть. Столицей династии Восточная Хань стал город Лоян. По приказу императора Гуан-У-ди была проведена реформа старой политики, упорядочение образа правления. Гуан-У-ди назначил шестерых шаншу (министров, высших сановников), которые управляли государственными делами. Он также проверил все владения землей и распределил все поля между земледельцами, дав им возможность прокормить самих себя в целях стабилизации жизни народа. В середине ?в. благодаря усилиям императоров Гуан-У-ди (25-27гг.), Мин-ди (58-75гг.) и Чжан-ди династия Восточная Хань процветала; развивались производство и культура; особенные успехи были достигнуты во внешней политике. В первый период династии Восточная Хань благодаря укреплению центральной власти и объединению страна стала стабильной. В связи с этим ее экономика, культура, наука и техника взошли на новую ступень. В 105 г. Цай Лунь изобрел бумагу, и возникло производство бумаги. С тех пор Китай отказался от применения бамбуковых дощечек для письма. Технология производства бумаги стала одним из четырех великих изобретений и открытий древнего Китая и распространилась во всем мире. В области естественных наук при династии Восточная Хань Китай достиг больших успехов. Например, Чжан Хэн производил научные приборы, изобрел армиллярную сферу и теллурий --- прибор для наглядной демонстрации движения Земли вокруг Солнца. Кроме того, появился известный всему миру врач Хуа То. Он является первым хирургом, который оперировал больных под наркозом. |