Главная страница

Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных


Скачать 85.65 Kb.
НазваниеИсточники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Дата23.03.2022
Размер85.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1_2.docx
ТипРассказ
#411878
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7
11. В староассирийский период на востоке Северной Месопотамии существовали небольшие номовые государства. Наиболее крупным среди них был город-государство Ашшур. Сам город Ашшур стал центром поклонения одноименному племенному богу. Бог Ашшур также покровительствовал охоте и скотоводству. Население Ашшура занималось земледелием, используя естественное орошение. В восточных районах страны большое значение имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля. Через Ассирию проходили важнейшие торговые пути. Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские и храмовые хозяйства, землю которых обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общин. Земельные участки находились во владении большесемейных общин. Существовало общинное самоуправление. Шел процесс социального расслоения. Рано выделилась торгово-ростовщическая верхушка. Из среды членов совета сроком на один год выделялось особое должностное лицо — «лимму», занимавшее наиболее почетное положение, ведавшее казной города; Совет старейшин назначал «укуллума» — должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города-государства. Существовала также наследственная должность правителя — «ишшиаккума», который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Основателем так называемой «староашшурской» династии стал Пузур-Ашшур I (1970—1961 гг.). Активная внешняя политика ведется при Шамши-Ададе I(1824—ок. 1780 г.) Шамши-Адад захватывает северомесопотамские города, подчиняет себе Мари, заключает союз с Каркемишем и вводит войска в сирийский город Катну. К царству Шамши-Адада переходит положение единственного посредника в месопотамской торговле с западом, возобновляется приток металлов. С расположенными южнее царствами Месопотамии Ассирия поддерживает мирные взаимоотношения, но на востоке приходилось вести борьбу с хурритами. Таким образом, на рубеже XIX—XVIII вв. Ашшур стал одним из центров крупного переднеазиатского государства, и Шамши-Адад I присвоил себе титул «царь множеств. При преемниках Шамши-Адада I Ассирии не удалось закрепить достигнутые внешнеполитические успехи. В союзе с Мари Хаммурапи начинает войны с Ассирией, а затем, разгромив бывшего союзника, один пожинает плоды победы — ее подчинение Вавилону. После падения I Вавилонской династии в середине XV в. Ассирия становится добычей молодого государства Митанни. Торговля ее совершенно приходит в упадок, ибо Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, а Митанни вообще закрыло для них пути на запад.
12. В XIII в. Ассирийское государство добивается наивысшего подъема и наибольших внешнеполитических успехов. Ассирия подчиняет Митанни. Ассирийский царь Тукульти-Нинурта I совершает успешный поход в хеттскую Сирию. В XII в. Ассирия переживает упадок. в правление Тиглатпаласара I (1114—1076 гг.)к ней вновь возвращается былое могущество. У Ассирии фактически не стало соперников. Этой новой расстановкой сил и были обусловлены направления внешней политики при Тиглатпаласаре I. Основной удар нацеливался на запад, в результате чего захвачены Северная Сирия и Северная Финикия, осуществлено вторжение в юго-восточную часть Малой Азии. Успех Ассирии увенчался торжественной присылкой даров победителю от Египта. На севере были одержаны новые победы в Наири. А отношения с окрепшим Вавилоном носили переменный характер: успешные походы Тиглатпаласара I, сопровождавшиеся захватом Вавилона и Сиппара, сменились неудачами, и ответный поход вавилонян в Ассирию привел даже к захвату и увозу ими статуй ассирийских богов. Расцвет Ассирии оборвался неожиданно. На рубеже XII—XI вв. на просторы Передней Азии хлынули кочевые племена арамеев. Области Восточносредиземноморского побережья приняли часть арамейских переселенцев. Они же стали плацдармом дальнейшего их продвижения в район Месопотамии. Ассирия лежала на их пути, и ей пришлось принять на себя основной удар. Почти полтора столетия Ассирия переживала упадок. Ее история в этот период почти неизвестна. Рост политического могущества Ассирии в XIV—XIII вв. способствовал новому оживлению ассирийской торговли. Ассирийские купцы основывают свои торговые кварталы. Ухудшение экономического положения страны наступило в XI в., когда была подорвана налаженная система земледелия, территория опустошена арамеями, начались засухи, неурожаи, голод.
13. Первый фронт -граница, отделявшая Ассирию от горных народов. Столкновения здесь практически не прекращались. Битвы на этом фронте в конце концов была проиграна, когда распалось Урартское буферное государств, это привело к тому, что барьер, который сдерживал пришедших в движение скифов и врагов из горных районов, наконец, рухнул. Второй фронт, направленный против Вавилонии. Помимо завоевания, шел обратный процесс взаимодействия культур - «вавилонизация» Ассирии. Третий фронт, направленный в сторону Средиземного моря, против запада

К началу IХ в. до н.э. Ассирия окрепла, восстановила свою власть в Северной Месопотамии и возобновила захватническую внешнюю политику. Особенно она активизировалась в правление двух царей: Ашшур-нацир-апала II (883-859 гг. до н.э.) и Салманасара III (859-824 гг. до н.э.). При Ашшур-нацир-апал II Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири (будущее Урарту). Ряд поражений нанесли горным племенам Мидии, живших к востоку от Тигра. Но основное направление ассирийской экспансии устремлено на запад, в район Восточного Средиземноморского побережья. Привлекало обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных камней), великолепный строевой лес, благовония. Кроме того, здесь через такиегорода как Тир, Сидон, Дамаск, Библ, Арвад, Каркемиш проходили основные пути сухопутной и морской торговли. Ашшур-нацир-апалу II удалось разбить арамейские племена Северной Сирии, покорить одно из их княжеств - Бит-Адини. Достигнув берегов Средиземного моря, он вынудил ряд правителей сирийских княжеств и финикийских городов принести ему дань. Завоевательную политику отца продолжил Салманасара III. Большинство его походов также было направлено на запад. Но на севере шла первоначально успешная, но затем затянувшаяся война с государством Урарту. Ассирийские войска вторгались далеко в глубь Сирии и доходили до берегов Персидского залива. На западе Салманасар III окончательно захватил княжество Бит-Адини. Ему принесли дань и выразили покорность цари княжеств Северной Сирии и юго-востока Малой Азии ( Куммух, Мелид, Хаттина, Гургум и др.). В 853 г. до н.э. ассирийцы под руководством Салманасара III совершили новый поход в Сирию, где встретились с организованным отпором союза государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии, Куэ,Хамат, Арзад, Аммон, арабы Сирийско-Месопотамской степи во главе с Дамаском. В ожесточенной битве при городе Каркаре на реке Оронт ассирийские войска не смогли нанести окончательного поражения коалиции. Хотя Каркар пал, но другие города коалиции - Дамаск, Аммон, не были взяты. Через несколько лет в 845 г. до н.э. Салманасар собрал армию численностью 120 тыс. человек и вновь выступил против Сирии. Акция закончилась неудачей. Внутренний раскол в союзе государств дал возможность организовать новый поход в 841 г. до н.э. Ожесточенное сражение произошло в 853 г. до н.э. Только в 840 г. до н.э. после 16-ти походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Хазаилу, царь Дамаска, был разбит. Хотя сам город Дамаск опять не был взят, военная сила Дамасского царства была сломлена, захвачена богатая добыча. Тир, Сидон и Израильское царство поспешили принести дань ассирийскому царю.
14. Расцвет Ассирийской державы. Располагая крупной и прекрасно организованной армией, опираясь на военную партию, Тиглатпаласар III (745—727 гг.) возобновил захватническую политику. В 743—740 гг. Тиглатпаласар III разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. На территорию самого Урарту было совершено два успешных похода (в 738 и 735 гг.). В 734—732 гг. против Ассирии выступила новая коалиция, включавшая в себя Дамасс и Израиль. И эта тяжелая война была выиграна. На востоке Тиглатпаласару III удалось к 737 г. закрепиться в ряде районов Мидии, и в 729 г. короноваться в Вавилоне. Все эти успешные завоевания превратили Ассирию в крупнейшее государство Передней Азии. Теперь нужно было упрочить власть над завоеванными областями. Там создавались провинции, как часть Ассирийской державы: они были лишены самостоятельности и отданы под власть гражданской и военной администрации. При Тиглатпаласаре III впервые стали проводить систематическое переселение народов из одной завоеванной ассирийцами области в другую или непосредственно в Ассирию.

Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии.В 746—745 гг. вспыхнуло восстание в Кальху, вследствие которого к власти пришел Тиглатпаласар III, проведший серию важных реформ, способствовавший укреплению государства.

Административная реформа: разукрупнение наместничеств, подчинение областеначальников, контроль центральной власти и ограничение их функций. В обязанности областеначальников входило обеспечить поступление в казну податей, выполнение повинностей населением, поставку воинских контингентов и командование ими. Однако управляемые ими территории стали меньше, их собственные владения были раздроблены, их перестали освобождать от податей и повинностей в пользу государства, запрещалось самостоятельно предпринимать военные походы.

Военная реформа: была создана постоянная армия — «царский полк»,— комплектовавшаяся на основе рекрутского набора и находившаяся на царском снабжении. Закреплено было деление по родам войск, введено единообразное вооружение, увеличено число легковооруженных пехотинцев. Численность армии возросла за счет средних и бедных слоев населения. Армия была хорошо вооружена и оснащена. Войско сопровождали писцы. В армии были и переводчики, В состав войска входили жрецы и прорицатели, а также музыканты. Имелся и флот. Важнейшей частью был разведывательный аппарат. Руководил деятельностью разведки чаще всего царевич-престолонаследник. Во главе армии стоял главнокомандующий, часто родом из царской семьи, военными действиями на местных фронтах руководили областеначальники. В армии и чиновничьем аппарате полагалось приносить присягу.
15. На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других. Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система Двуречья, во II тысячелетии до н. э. была уже достаточно развитой. Из множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия), выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог покровитель города Вавилона Мардук. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н. э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов. В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек –божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес». На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими. Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья.
16. В самом Египте, и прежде всего в его новой столице – Александрии, славившейся как культурный центр всего Средиземноморья, работали многие греческие писатели и историки, первым из которых был Гекатей Абдерский (кон. IV в. до н. э.), автор еще одного комплексного описания Египта. Считается, что именно оно легло в основу посвященной Египту первой книги «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) – своего рода сводного очерка истории практически всех известных к тому времени людям античности стран мира.

К I – началу II в. н. э. относятся трактат «Об Исиде и Осирисе» греческого автора Плутарха Херонейского и одиннадцатую книгу художественного произведения «Метаморфозы, или Золотой осел» римского писателя Апулея из Мадавры, в которых приводятся ценные сведения о религии Древнего Египта. Трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе» содержит единственное в дошедших до нашего времени письменных источниках по истории Древнего Египта связное изложение мифа об этих ключевых египетских божествах I тыс. до н. э. Вероятно, источником для него стала «Священная книга» – по-видимому, очерк египетской мифологии, написанный в начале III в. до н. э. на греческом языке египетским жрецом Манефоном Севеннитским.

Наиболее важным достижением в этом отношении было глубокое изучение языка и письменности древних египтян, которое стало возможным благодаря дешифровке египетской гиероглифической письменности Франсуа Шампольоном. Сенсацию вызвало открытие гробницы фараона XVIII династии Тутанхамона, которая сохранилась целиком неразграбленной до наших дней. Археолог Рейснер подробно обследовал район погребений вокруг пирамид Хуфу и в особенности Менкаура в Гизэ, где удалось обнаружить погребения цариц и знатных людей времени Древнего Царства. Эти раскопки дали Рейснеру обильный исторический материал, позволивший восстановить эволюцию формы египетской гробницы Древнего Царства. А. Роу произвёл крупные раскопки вокруг пирамиды в Медуме. Большие археологические работы были произведены в Саккара английскими и французскими археологами Фертом, Генном, Лауэром и Жекье.
17. В древности Египтом называлась долина Нила – вытянутая с юга на севере разливов затопляла, делая ее плодородной, образующих Дельту. С Красным морем Египет соединяла пересохшая речная долина Вади-Хаммамат на морском побережье, где находилась важная морская гавань. Так как на побережье Средиземного моря не было поселений, не было здесь и гаваней. торговая колония в Египте – Навкратис. С обеих сторон долину и Дельту Нила окаймляли пустыни – Ливийская на западе, Аравийская на востоке. Восточная часть Дельты граничила с Суэцким перешейком, соединяющим Африку с Азией, и, кроме того, от Восточной Дельты ответвлялась в направлении несколько оазисов (Сива, Бахрия, Дахла, Харга) лежат значительно дальше в глуби Ливийской пустыни и соединяются с Египтом караванными путями. Половодья – особого сезона египетского календаря, связанного с циклом сельскохозяйственных работ. Дождей в Египте практически не бывает, поэтому единственным источником орошения были воды Нила. Египтяне выращивали ячмень, пшеницу, лен, разводили финиковые пальмы. Было развито скотоводство, особенно в Дельте, и разведение птицы. Большую роль в быте египтян играл обильно растущий по всей долине Нила папирус.

Распространение орудий труда позволило обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. По мере того как создавалась оросительная система, становилось возможным и присвоение большей части произведений труда более богатыми и сильными людьми. Это были, вероятно, по большей части вожди племён и близкие к ним люди. разрушалась родоплеменная общность, и на месте первобытных общин возникали общины земледельцев, объединённых соседством и совместным трудом по поддержанию орошения. Развивавшаяся система угнетения большинства меньшинством привела к образованию в Египте государства. В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства — верхнее и нижнее. Богат растительный (на полях – ячмень, эммера; в заводях – лотос; в самой долине - финиковая и кокосовая пальма) и животный (рыба в Ниле; птицы в зарослях; в соседних районах стада диких быков, коз, овец).

Достаточно богата долина полезными ископаемыми:

Много камня – базальт, гранит, известняк и т.д. (каменоломни Мемфиса, к югу-востоку от Фив)

Медные руды – Синайский полуостровов

Золото – Аравийская пустыня

Недостаток олова, так нужного для бронзы

На первых этапах Египет оказался в некоторой географической изоляции. Труднопроходимые пороги Нила препятствовали отношениям с южными странами по реке, раскаленные пески аравийской пустыни отделяли долину от Красного моря, болотистая дельта затрудняла продвижение к берегам Средиземного моря. К тому же жившие на южных, западных и восточных границах племена кочевников, враждебные Египту, усиливали его обособленность.

Однако по мере укрепления государственности и становления экономики и культуры налаживались связи Египта с соседними странами, а его влияние распространяется на юге до нильского порога, на западе — до отдаленных оазисов в Сахаре, в Средиземном море — до Кипра.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные верёвки. На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды. писцы. Каждые два года при II династии в стране производился переучёт, по-видимому для налоговых целей.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта