Источники по истории древней Месопотамии составляют три основные группы 1 памятники древневосточной письменности, 2 памятники материальной культуры и 3 свидетельства античных
Скачать 85.65 Kb.
|
24.Фараоны совершают свои завоевательные походы на северо-восток, в Палестину и Сирию, а также на юг, в Нубию. Египетские фараоны XVIII династии развивают широкую завоевательную политику, совершая ряд крупных завоевательных походов. В результате этих длительных войн была завоёвана вся Сирия вплоть до границ Малой Азии на севере и до большой излучины Евфрата на северо-востоке. Политику систематического и планомерного завоевания Палестины и Сирии ведут уже первые преемники Яхмоса I. Но особенно крупную завоевательную политику проводит Тутмос III (1525–1491 гг. до п… э.), который в течение своего продолжительного царствования совершил 17 походов в Сирию. Таким образом, в результате этой упорной борьбы с сирийскими племенами Тутмосу III удалось завоевать всю Сирию и, подавив ряд восстаний местного населения, укрепить здесь господство Египта. Эти завоевательные войны Тутмоса III настолько усилили влияние Египта в Азии, что целый ряд азиатских царей, как, например, царь Вавилона, ассирийский и хеттский цари, стали присылать Египту, дань, как бы откупаясь от нашествия египетских войск. Это время было временем наивысшего расцвета военного могущества Египта и его политического влияния в Передней Азии. Войны с хетским царством. заключение мира. Рамсес 2. Одним из последних крупных завоевателей XVIII династии был Аменхотеп II (1491–1465 гг. до н. э.), который совершил удачный военный поход в Сирию, переправился через Евфрат и проник в глубь страны Митанни. Этот далёкий поход увенчался полным успехом. 25. Богата.многообразна.политеизм.не имели строгих ф-ий. Религия древних египтян отражала специфику природных условий долины Нила,храм сосредоточени жизни и администр центр. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, различные силы природы. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир. Покров искусства. Особую роль сыграл культ царствующего фараона. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека. Характерная черта египетской мифологии - обожествление животных.в мифологии огромную роль играл культ мертвых. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида(богиня любви и судьбы)жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. условия загробной жизни сохр. чел оболочки. Гор- Сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Анубис- погребальных обрядов с головой шакала. Египетская мифология изменялась с течением времени. Большую роль в изменениях играли династии, правившие страной. Они выводили на первые роли божество, покровительствовавшее их роду. Фараоны V династии Древнего царства вывели на первое место Ра - бога солнца. Маат-Дочь Ра, богиня истины и справедливости. В эпоху Среднего царства главным почитался бог Амон(скрытй, неведомый,величайший) из города Фивы. Атон Бог Солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом. АписСвященный бык города Мемфис, бог силы и плодородия. Амат богиня возмездия за грехи. совмещались черты крокодила, льва. богиня - покровительница женщин и детей.Таурт - гиппопотам. НехбетЖена бога Нила Хапи, покровительница Верх Египта. защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над головой фараона. СетБог зла, убивший своего брата. ТотБог луны, владыка мудрости и магии. Согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собой бездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хаоса появились боги, которые создали землю, небо, людей, растения и животных. Из цветка лотоса родился бог солнца Ра и осветил своим светом землю. Большой цикл мифов древнего Египта посвящен борьбе Солнца с силами тьмы. Самым страшным противником богов представляется чудовищный змей Апоп, который царствует в подземном мире. Бог солнца Ра отправляется в подземный мир по водам "подземного Нила" и побеждает змея. Нил в древнеегипетской мифологии протекал не только через Землю - мир людей - но также через Небо и подземный мир. Нил египтяне представляли себе в виде бога Хапи. 26. Реформа аменхатона (1424-1388 гг. до н. э.) целью заменить древнюю традиционную форму многобожия новым культом единого солнечного бога. Против господства непомерно разбогатевшего высшего фиванского жречества. Боги-бог. Имя на эхнатон-угодный атону. Построил себе новую столицу защищённой скалистыми горами, богато украшенную дворцами и храмами, Эхнатон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. «Ахетатон», что значит «горизонт Атона». Проводя свою религиозную реформу, Эхнатон опирался на средние свободные слои населения, представители которых образовали вокруг фараона новую группу придворного чиновничества. Эти новые вельможи в своих надписях гордятся не своей родовитостью и знатностью, а милостями фараона, которому они обязаны своим возвышением. Аменхотепе III был основан новый город ниже третьего порога, получивший название Гем-Атон. Эхнатон разрушил храм, построенный здесь его отцом в честь фиванского бога Амона, и воздвиг новый храм в честь нового солнечного бога Атона. Борьба Эхнатона против высшего фиванского жречества вызывала сопротивление. Умер, мумия не найдена причина не известна. Сын/зять тутанхомон 9л со двором вовр в Фивы. В 18 л умер. жрец хоремхер основ 19 дин. 27. Археологи еще в конце XIX века занялись раскопками центральных районов Азии (территория современной Турции). Именно там оказался центр Хеттского царства, и здесь же была столица – Хаттуса. Несмотря на то, что это была аккадская клинопись, надписи были на хеттском языке, потому прочитать их было затруднительно. Расшифровку удалось осуществить только в 1915 году, в результате чего было выявлено, что язык хеттов родственен германским и славянским языкам, а значит, составлял индоевропейскую языковую семью. Откуда именно пришли хетты, историки сказать затрудняются. Возможно, они появились в Малой Азии с запада, придя с Балканского полуострова. Хотя могли появиться и с горных перевалов Кавказа. В результате слияния индоевропейцев с хаттскими племенами в ЦентМалой Азии образовался хеттский этнос, создавший приблизительно к середине XVIII в. до н. э. могущественное Хеттское государство, целиком воспринявшее богатые культурные традиции хаттов. Историю этого государства делят на Древнее, Среднее и Новое царства. Дохеттский период: III — в нач II тыс до н. э. в Малой Азии появляются города, как правило, на основе племенных союзов. «протохеттами» (т. е. жившими до образования Хеттского государства). Питхан- попытку объединения городов в одно крупное государство, объединил восточную часть п-ва и объявил себя царем. Преемник Анитта перенес столицу после упорных войн — Хаттусу. Лабарна 1680—1650 г. до н.э. удачно вел завоевательные войны,присоеденил северных территорий, юж побережья Черного моря. назначил наследником своего сына Хаттусили I (ок. 1650—1620 гг. до н. э.) решение Хаттусили назначить наследником престола сына,потом внука, было утверждено. Наследник Хаттусили Мурсили I (ок. 1620—1590 гг. до н. э.) продолжает политику централизации государства. Телепин (1520—1490 гг. до н. э.)право на наследование закреплено указом. При нем государство окрепло. После его смерти наступила эпоха смутного времени-Среднехеттского царства. Это период конца XVI—XV вв. до н. э- ослабление Хеттского государства. С севера угрожали каски, жившие на побережье Черного моря. Они преградили путь к Черному морю, захватили Хаттусу. Внутри страны обострение классовых противоречий,вспыхивают восстания. Угроза внешних врагов, междоусобные конфликты внутри страны привели ее к краю гибели. Новохеттское царство (XIV—XIII вв. до н. э.) происходит возрождение Хеттского царства- связано с деятельностью выдающегося Суппилулиумы. он наращивает военную мощь Хеттского царства. На вооружение приняты быстроходные колесницы, запряженные лошадьми и три воина. колесницы наносили большой уро. укрепил крепостными сооружениями столицу Хаттусу. с помощью заключения брачных союзов,устанавливает полит влияние на го¬ва ВостСредиземн.На юго-зап его войска захватывают Арцавское царство, на юге знач часть тер-рии Сирии. 1400г.покорение Митанни. Мурсйли II (1340 — 1305 гг. до н. э.) мощь царства усиливается. Основные военные действия хеттский царь ведет в юго-западной части Малой Азии. Хеттские войска захватили город Апасу и вышли к берегам Эгейского моря. Ослабление Хеттского царства. В конце правления Мурсили II при Рамзесе II (1337—1235 гг. до н. э.) Египет укрепил свое военное могущество.начал войну за возвращение областей Востпобережья. ожесточенная борьба между двумя великими державами Египтом и Хеттским государством. 1595 г. до н.э. – захвачен и разрушен Вавилон во главе с царем Мурсили I. 1312 г. до н.э. – 30-тысячное войско во главе с царем Муватали захватило в ловушку войско египесткого фараона Рамсеса II. удалось чудом спастись, потеряв большую часть своего отряда. В 1230 г. до н. э. Хаттусили III спешно заключил мир с Рамзесом II тк.с востока хеттам стал угрожать новый враг — Ассирия. „народов моря" разгромили хеттские войска В 1190 г. до н. э. была взята столица Хаттуса и разорению. мощная Хеттская держава прекратила свое существование. 28. Во главе государства стоял царь. Управление на местах осуществляли «начальники поселений» Основой могущества Митаннийского царства служила армия, XVI—XV века до н. э. являются периодом расцвета Митаннийского государства и создания сильной державы, покорившей горные племена кутиев и луллубеев. Успешными для Митанни были столкновения с хеттами, а митаннийское влияние стало проникать в Малую Азию, Сирию. Финикию и даже Палестину. Выход Митанни на политическую арену в Передней Азии в XVI в. до н. э. вел к столкновению с Египтом, энергично продвигавшимся в район Восточносреди-земноморского побережья. Между ними разворачивается ожесточенная борьба за гегемонию в Передней Азии. Уже Тутмос I достиг Евфрата и установил памятную победную стелу на митаннийской границе. Непосредственно против Митанни был направлен грандиозный поход Тутмоса III (начало XV в. до н. э.). Переправившись через Евфрат, египтяне вторглись в Митанни, обратили в бегство царя и войско и воздвигли победную стелу. Однако победа египтян не была окончательной. Тутмосу III пришлось совершить еще несколько походов в этот район, усмиряя мятежные области, опиравшиеся на поддержку Митанни. Лишь при преемнике Тутмоса III — Аменхотепе II была достигнута полная победа: Митанни теперь упоминается в общем ряду с другими азиатскими государствами, признавшими власть Египта и принесшими ему дань, и все же о победе над ним говорится как о «замечательном событии, о котором не было слышно со времен богов». египетские фараоны стремятся к превращению ослабленного врага в союзника, тем более что обе державы опасались усилившегося Хеттского царства и Ассирии. В конце XV в. до н. э., пользуясь ослаблением Египта, Митанни пытается возвратить себе области Северной Сирии, захватить Библ, продвинуться в Палестину, поддерживает антиегипетские коалиции местных правителей, вступает в союз с Вавилоном. Египет же закрепляет связи с Ассирией, что возмущает царя Митанни, считавшего ассирийцев своими подданными. В итоге складываются две враждебные коалиции: Митанни и Вавилон против Египта и Ассирии. Этой ситуацией воспользовалось окрепшее Хеттское государство, хетты нанесли митаннийскому царю Тушратте сокрушительное поражение. В результате заговора Тушратта был убит, началась яростная борьба за трон, и этим не преминули воспользоваться ассирийцы. В союзе с северомесопотамским княжеством Алзи (Альши) они нанесли Митанни тяжелое поражение и практически поделили его территорию между собой. Во второй половине XIV в. до н. э. Митанни попало под власть хеттов, а Ассирия освободилась от митаннийского господства. В конце XIV — начале XIII в. до н. э. митаннийские цари при активной поддержке хеттов предприняли несколько попыток вернуть себе Ассирию, завершившихся, однако, разгромом их войска, пленением царской семьи, взятием митаннийской столицы Вашшуканни. XIII век до н. э. оказался для Митанни катастрофическим. В 70-х годах, опираясь на поддержку хеттов, Митанни выступает против Ассирии, но терпит полное поражение. Ассирийцы огнем и мечом проходят всю территорию страны и захватывают в плен около 15 000 воинов. Митанни распадается на ряд мелких княжеств, осколков былой сильной державы, которые в дальнейшем, одно за другим, переходят под власть Ассирии (Гузана и др.) 29. В отличие от Месопотамии в пределах Армянского нагорья имеется мало земли для обработки. Зато здесь много прекрасных пастбищ, и основным занятием населения издавна было скотоводство. В XI—X вв. до н. э. племена, населявшие районы озера Ван, объединились в государство Урарту. Первым правителем царь Араму (864—845 гг. до н. э.), против кот направлены армии ассирийского царя Салманасара III. военные акции но затронули основных областей Урарту, рост и усиление продолжались. К середине IX в. до н.э. оно достигло большого могущества. Сардури (835-825 гг. до н. э.), официально титул царя, Урарту мощным государством. Оно одерживает ряд побед над ассирийскими войсками. Сардури I именует себя „царем царей, который от всех царей получал дань". Столицей Урартского государства становится город Тушпа, вокруг которого возводятся мощные каменные стены. Сын Сардури I Ишпуини (825-810 гг. до н. э.). к государству присоединены районы, к северу от озера Ван. Войска вторглись в царство Манна, отсюда угрожали Ассирии. Из захваченных областей уводили стада, добычу, но не разоряли присоединяемые территории. Сын Ишпуини — Менуа (810—786 гг. до н. э.) — был выдающимся государственным деятелем. Большое внимание он уделял организации армии, при нем были завоеваны и присоединены к Урарту большие территории. успешные походы на севере в районы долины реки Араке, на юго-западе — в районы верхнего течения Евфрата. Строительство Менуа: возводятся крепости, храмы, проводятся каналы. („канал Менуа"). памятная стела, на кот указано: „конь Арцибини(орел), на кот сидел Менуа, прыгнул ч 11 м 20 см. Сын Менуа —Аргишти I (786—764 гг. до н. э.) Урарту достигает своего наивысшего могущества. войска проникают в страну Колхида. На левом берегу Аракса он основал укрепленный город, названный в его честь.кот обеспечивал путь к пресноводному озеру Севан. На западе урарты проникают в Малую Азию, а на юго-востоке доходят до берегов Диялы, впадающей в Тигр. Таким образом, новая держава охватывает ассирийские владения с обеих сторон. За тринадцать лет правления Аргишти I урартами было захвачено в плен свыше 280 000 мужчин и женщин. Сардури IIсын (764— 735 гг. до н. э.). Военные походы и строительные мероприятия составляют основу его деятельности. военную реформу. Основу сил составляет профессиональная армия. войска совершают походы в Закавказье Эриах, на западе —в Северную Сирию и наносят ее войскам сокрушительный удар. В 743 г. до н. э. обновленная Тиглатпаласаром III ассирийская армия вступает в решительное сражение с урартским войском в Северной Сирии возле города Арпада. Союзники терпят поражение, и Сардури II отступает на коренные земли Урартской державы. В 735 г. поход в самое сердце Урарту, в район озера Ван. Ассирийские тексты восторженно описывают успехи своих воинов. Следующий поход Ассирия предпринимает уже во время правления преемника Сардури II — Русы I (735—713 гг. до н. э.). Руса I продолжает расширять свои владения в Закавказье и к северо-востоку от Севана В 714 г. до н.э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, двинулась на Урарту. Сражение близ озера Урмия закончилось поражением урартов. Ассирийцы разрушили, уничтожили города.Они захватили урартский культовый центр Мусасир, где им достались храмовые сокровища.Руса I покончил с собой. При Русе II (685—645 гг. до н. э.) Урарту сохраняло стабильное положение, но прежнего могущества не восстановило. С Ассирией устанавливаются мирные отношения. С востока на Урарту надвинулись мидийские войска. Вначале они покоряют Ману, затем захватывают Урарту. Таким образом, к 590 г. до н. э. Урарту полностью прекращает свое существование. 30. Сирия Большую часть Сирии занимает полупустынная степь, окаймлённая на западе, севере и северо-востоке узкими полосами плодородной земли. На западе расположена плодородная долина реки Оронта. На севСирия граничит с горными хребтами Амана и Тавра, отделяющими её от Малой Азии. время многообразием. Население занималось пашенным земледелием, садоводством и виноделием, а в степных районах — скотоводством. В северной части страны большое значение имела также торговля. В середине II тысячелетия до н. э. на смену непрочному митаннийскому владычеству над Сирией пришло более тяжёлое, египетское, которое было результатом ряда походов фараонов XVIII династии; затем последовали завоевания хеттских царей и, наконец, борьба Египта с Хеттской державой за господство в Сирии. История континентальной Сирии определялась тем временем арамеями, которые вторглись в этот регион и заселили его во второй половине 11в. до н.э., Экономика: развитое скотоводство, продажа оружия (дамасская сталь) и транзитная торговля шерстью. В восточном Средиземноморье долгое время существовали и небольшие государства, например, Каркемиш в Северной Сирии, который был богатым торгово-ремесленным центром. После падения Хеттского царства он стал независимым, но сохранил хеттский язык и культуру. Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовствоВажным богатством страны были леса, длительное время жили в условиях первобытно-общин ного строя, но кконцу III тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства. Каждое из этих государств имело в качестве экономического, политического и административного центра какой-либо портовый город. город Библ, в тесной связи с Египтом. Ещё в III тысячелетии до н. э. вывоз финикийских товаров.В Библе широко пользовались египетским иероглифическим письмом. Финикии большую роль играла работорговля. Своими собственными гражданами финикийские города-государства обычно не торговали. Финикийских мореплавателей считали не только купцами, но и пиратами — охотниками за людьми. Рабы могли применяться как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Свободное население финикийских городов-государств де лилось по крайней мере на две группы. Господствующей группой была рабовладельческая знать. Основная масса населения представляла собой силу, с которой приходилось считаться и царю и знати. Крупные рабовладельцы держали под своим неослабным контролем и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью. Религия финикиян. В каждом городе почитался местный небесный бог, Ваал («владыка»)Из финикийских мифов особенно следует отметить повествование о юном и прекрасном боге: Ваалом или Адонисом ( «владыка»). (легенда как осирис) Финикийский культ характеризуется ужасными человеческими жертвоприношениями. географические открытия и особенно изобретение алфавита. Создатели финикийского алфавита ограничились всего 22 буквами, и притом лишь согласными. |