Главная страница
Навигация по странице:

  • Тотен-рун

  • Wolfsangel (голландский вариант символа) Служил знаком дивизии Ваффен СС «Ландштурм Нидерланд», состоявшей из голландских добровольцев.Руна Эрды

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница16 из 31
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31
    * * *
    Масштабы исследований, производимых институтами системы «Аненербе», поистине грандиозны. Здесь изучалось все, имеющее какое бы то ни было отношение к сакральной традиции: от причин вырождения викингов Гренладии до — это не шутка! — магического значения башенок на готических соборах. Объем только той части архивов «Аненербе», которая была вывезена в 1945 году в Россию, составил 45 железнодорожных вагонов.
    Руническая магия была одним из основных направлений работы Германенордена, сохранила она свое значение и в работе «Аненербе». В его составе действовали возглавляемое
    Карлом
    Вайгелем
    «Отделение иероглифических исследований» и базировавшееся в
    Кенигсберге
    «Отделение рунологических исследований» под руководством самого Вольфганга Краузе. Как известно, руны и в целом широко использовались в символике СС. Приведем здесь несколько тому примеров.
    Лебен-рун (руна Альгиз Старшего Футарка)
    Почиталась в СС руной жизни и использовалась в качестве отличительного знака самого «Аненербе», а также — «Общества Лебенсборн», исследовавшего расовые вопросы. Во внутренних документах СС, а также на надгробиях эта руна указывала дату рождения.
    Тотен-рун (перевернутый Альгиз)
    Руна смерти. Использовалась при указании даты завершения жизни.
    Тир (Тейваз Старшего Футарка)
    Древний общегерманский символ, означающий возвышенное состояние духа воина и связанный с Тиром (Тюром), богом битв. В СС служил знаком отличия внутреннего круга ордена: его носили офицеры, окончившие спецшколу СС до
    1934 года и профессорско-преподавательский состав.
    Хагалл (Младшая руна Хагл)
    Следуя фон Листу и его школе, в СС почитали эту руну одним из основных рунических символов и связывали ее с несокрушимой верой в правоту орденского мировоззрения. Эта руна изображалась на знаменитом кольце с мертвой головой. Кроме всего прочего, руна Хагалл служила отличительным знаком полицейской дивизии СС.
    Wolfsangel
    (нем. «Волчий крюк»
    100
    )
    Некоторое время эта руна была символом НСДАП, затем — знаком дивизии
    Ваффен СС «Дас рейх».
    100
    Внеалфавитная руна; подробнее об этом и подобных символах см. Приложение 1.

    Wolfsangel
    (голландский вариант символа)
    Служил знаком дивизии Ваффен СС «Ландштурм Нидерланд», состоявшей из голландских добровольцев.
    Руна Эрды
    Руна Земли и земной богини; использовалась в качестве символа расового отдела СС. Кроме того, изображалась на эмблеме дивизии Ваффен СС «Принц
    Эуген».

    Глава 8
    Артефакты:
    воплощённая магия
    Рунические артефакты в истории магии уническое Искусство — один из древнейших феноменов в известной нам истории европейской магии; его «положение» в этой истории во многом уникально. С одной стороны, именно в руническом Искусстве берут свои истоки многие позднейшие практики — например, такие, как обычай давать имена холодному оружию и наносить их на клинки, или практика вырезания магических жезлов с нанесенными на них заклинательными надписями. С другой стороны, многие приёмы и концепции рунической магии сами уходят корнями в еще более древние времена; так, например, знаменитая практика установления в определённых местах столбов (или жердей) с вырезанными на них руническими заклятьями, несомненно, связана с геомантическими представлениями наших далеких предков, которые гораздо древнее и рунического письма, и, вероятно, письменности вообще.
    Тем интереснее исследование в этой области.
    Рунические артефакты — материальные памятники применения рунического
    Искусства — являются для нас одним из основных источников знаний в этой области. Общее их количество довольно велико и увеличивается с каждым годом по мере появления новых археологических находок. В этой главе мы рассмотрим основные типы таких находок, рассматривая и классические при- меры применения рунической магии, и материалы раскопок последних лет, а подробному анализу рунических заклинаний на этих артефактах будет посвящена следующая глава.
    Однако прежде чем мы приступим к непосредственному рассмотрению рунических артефактов, мне хотелось бы обратить внимание читателя на одну их особенность, свойственную и магическим предметам вообще. Речь идет о существовании определенного «закона», согласно которому магические предметы в сакральной Традиции обязательно проявляются одновременно на трех уровнях. Я не открываю в этом отношении ничего принципиально нового, но понимание этого «закона» важно для правильного видения места рунических артефактов в Традиции.
    Итак, первый уровень — это миф. Так, если мы будем говорить, например, о магическом оружии, мы встретим в северных мифах меч Фрейра,
    «изукрашенный знаками», копье Одина, молот Тора — не просто оружие, обладающее волшебными свойства, но — атрибут бога, сам являющийся частью мифологического образа и мифологической истории. К этому же уровню будет вероятно, примыкать и сказка — в тех случаях, когда сказочный текст мы можем рассматривать как «частично десакрализован-ный миф». Здесь мы встретим, например, меч-кладенец и ему подобные образы.
    Второй уровень — эпос. Здесь также примеров более чем достаточно. Мы можем вспомнить, например, знаменитый меч короля Артура (хотя «артуриана» на самом деле — это смесь эпоса и мифа).
    И, наконец, третий уровень — практика; то, что мы можем увидеть своими
    Р
    глазами в музеях и археологических коллекциях; собственно сохранившиеся магические артефакты и сама традиция их изготовления и применения.
    Очень важно подчеркнуть, что эти проявления на трех разных уровнях не вытекают одно из другого; волшебные мечи в сагах появились не потому, что в
    Эдде упоминается волшебный меч Фрейра, а древние мастера стали наносить на клинки рунические формулы не потому, что услышали об этом из саг. Одна
    Традиция, один сакральный образ, проникающий через «границы сфер»...
    Холодное оружие
    Древняя европейская сакральная Традиция пестрит упоминаниями о волшебном оружии. Прежде всего, мы встречаем священное оружие в мифологии в качестве непременных атрибутов ряда богов. Таковы, например,
    Гунгнир и Ассал — копья скандинавского Одина и кельтского Луга, таков
    Мьёлльнир — молот Тора, или волшебный меч Фрейра Очевидно, что каждый из этих предметов вооружения имеет множество уровней осмысления: и архетипического, и космологического, и магического... Так, например, священ- ное копье Одина (или Луга) — это и axis mundi, мировая ось, т.е. Древо Мира, пронизывающее и объединяющее три традиционных мира, и символ великой мистерии (сравни Жертвоприношение Одина, который пронзает себя копьем ради Знания, или Копье из цикла легенд о Святом Граале), и очевидный фаллический, мужской символ, и, кроме того, позвоночный столб человека...
    Волшебным оружием пользовались и люди — маги и воины древней Европы; упоминаний об этом в легендах и сагах множество — нет смысла перечислять их все. Достаточно вспомнить Каледвулх, меч короля Артура, выкованный кузнецами Аваллона
    101
    ; или меч Ботвара сына Бьорна Медведя, появлявшийся из ножен только в случае смертельной опасности и издававший при этом пронзительный крик... И хотя, разумеется, между оружием богов и оружием людей лежит пропасть, принципы, определяющие сакральность и магию того и другого, близки — «То, что внизу, как то, что вверху...».
    Холодное оружие, насколько мы можем судить, было окружено магическими представлениями с самого момента своего появления. Самый процесс работы с металлом в традиционном сознании представляется сакральным и связывается с определенной магией; отсюда проистекает то огромное уважение и даже мистическое почтение, которым вплоть до наступления Нового Времени пользовались в европейских деревнях кузнецы. Так, например, у галлов в раннем
    Средневековье к кузнечному делу допускался только свободный человек, а когда кузнец умирал, его инструмент нередко хоронили вместе с ним, как оружие воина или орудия мага.
    Задумываясь о месте холодного оружия в европейской Традиции, мы можем видеть, что меч, например, «сакрален как таковой, что подтверждается как эпическими, так и юридическими источниками»
    102
    . Вероятно, древнейшие упоминания о поклонении мечу связаны с аланами (Аммиан Марцеллин) и скифами (Геродот). Отношение к мечу как к живому существу мы встречаем и в средневековых эпических произведениях (например, в «Песни о Роланде»), и даже в довольно поздних балладах и легендах, как, например, в датской балладе
    «Меч-мститель»:
    Педер стоит в углу двора,
    Ему с мечом говорить пора.
    «Меч мой, славу свою обнови.
    101
    Каледвулх — древнейшее, вероятно, имя этого меча. Известное нам по поздним (в основном французским) романам имя Экскалибур — это искажение другого, более раннего искажения — Калибурн.
    102
    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Хочешь ли ты искупаться в крови?
    Ты за меня, мой меч, постой,
    Нет у меня родни другой»
    103
    В силу свойственного сакральной Традиции закона всеобщего подобия оружие земное, физическое, почиталось своего рода «отражением» оружия божественного, принадлежащего богам, и соответственно считалось посвященным тому или иному богу: копьё, например, — Одину; меч — Фрейру или Одину; топор, палица, кистень — Тору. Конечно, данное конкретное посвящение — вещь относительно поздняя, однако мы можем увидеть сакрализацию оружия и обращаясь к более древним временам. Так, М.
    Маковский справедливо возводит готское hairus — «меч» к древнейшей индоевропейской основе *ker - «издавать звук», «звучать» и даже связывает в один семантический ряд англ. sword (нем. Schwert) — «меч» и англ. word (нем.
    Wort) —
    «слово»
    104
    . То же самое можно было бы сказать и о других видах оружия, но сакральность меча наиболее очевидна.
    Нужно сказать, что меч (или нож) у многих народов древности служил не только оружием, но и символом личной свободы (см., например, сделанные
    Тацитом описания мужских инициаций германцев), и сильнейшим оберегом, и предметом, который при необходимости мог стать магическим инструментом.
    В этом отношении волшебное оружие древней Европы могло принадлежать к одной из двух категорий:

    во-первых, это боевое оружие, наделенное теми или иными магическими свойствами;

    а во-вторых, это холодное оружие, находящее применение как средство традиционной магии; в этом отношении и меч, и нож являются универсальными магическими инструментами, широко используемыми как в
    «профессиональной», так и в бытовой магии.
    Конечно, между двумя этими категориями далеко не всегда можно провести однозначную и чёткую границу, и в ряде случаев их стоит рассматривать, скорее, как две функции одного и того же предмета.
    В целом же магии холодного оружия присущи как защитный (оберегающий) аспект, так и аспект активный. Так, традиционно именно ножом проводится на земле черта, закрывающая доступ магии извне; будучи замкнута, такая черта образует магический круг. Да и само по себе оружие, выкованное из «холодного железа», может, как мы знаем из европейского фольклора, служить оберегом.
    Однако тот же нож или меч может быть использован и как орудие активной защиты или магического нападения, выступая, подобно посоху,
    «направляющей» для магической энергии.
    Отметим здесь, что представитель традиционной культуры без нужды не втыкал меч или нож в землю (хотя бы потому, что это сказывается на клинке не лучшим образом). Магический же смысл запрета связан с осознаванием Земли как тела Богини-Матери. Только в ряде специфических ритуалов меч намеренно втыкался в землю, отражение чего мы видим, например, в легенде о том, как будущий король Артур извлек меч из камня...
    * * *
    Важнейшую роль в магии холодного оружия играет сам материал, из которого оно изготовлено.
    По всей Европе железо само по себе считалось до последнего времени
    103
    Пер. И. Ивановского, цит. по: Скандинавская баллада. Л., 1978.
    104
    Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.,
    1996.
    сильным оберегом (известны, например, раннесредневековые славянские железные амулеты-подвески, выполненные в форме небольшого ножа), а изготовленные из железа (стали) режущие и колющие предметы и сейчас наделяются в сознании людей магическими свойствами. Основной магией железа Традиция считает способность отпугивать и изгонять злых духов. Так, до самого последнего времени во многих странах Европы было принято при строительстве дома закладывать под порог какой-нибудь железный предмет
    (ножницы, лемех, просто кусок железной крицы). Вбитые в дверные косяки и в оконные рамы железные гвозди и иголки до сих пор нередко считаются хорошей защитой от злого колдовства и даже от проникновения в дом недоброй ведьмы или колдуна. Железные гвозди, кроме того, вбивали для магической защиты в кровати рожениц и в колыбели.
    Освоение металла в Европе началось не позднее начала VII тысячелетия до н. э. Долгое время сырьем для производства металлических изделий служили, несомненно, самородки. Так, древнейшая в Северной Европе мастерская по обработке самородной меди обнаружена в Прионежской Карелии и имеет возраст в четыре тысячелетия. Другим металлическим сырьем, используемым со столь же незапамятных времен, являются осколки железных метеоритов — об этом свидетельствуют древние имена этого металла: греч. зидейрос
    «звездный», арм. яркат — «капнувший с неба» и т.д.
    Эти самородные металлы — как рожденные Землей, так и пришедшие со звезд — с незапамятной древности почитались как обладающие магическими свойствами. Позднее, когда люди научились выплавлять металлы из руд, представления о волшебстве, им присущем, были перенесены и на искусственно получаемые металлы. Тем не менее, представление о том, что самородный или
    «звездный» металл обладает особенно мощной магией, не исчезло. Еще в
    Средние Века маленькие самородки серебра, меди или золота нередко носили как амулеты, а меч или нож, выкованный из метеоритного железа, всегда считался магическим
    105
    Добыча железа из руд началась в Европе примерно на границе II и I тысячелетий до н. э. При этом первыми источниками «земного» железа стали болотные руды, память о чём сохранилась, например, в «Калевале»:
    В тот же день и в тот же вечер
    Из болот железо взяли,
    Там на дне его отрыли,
    Принесли его к горнилу.
    Как процесс добычи металлов, так и процесс их обработки традиционно осмыслялись как действие сакральное, с чем связано и формирование культа
    Бога-Кузнеца, и особое отношение к кузнецам, свойственное любой европейской традиционной культуре.
    * * *
    С древнейших времен холодное оружие украшалось различными изображениями, во многих случаях имевшими магическое значение. Самые ранние тому примеры — боевые и ритуальные топоры эпохи бронзы, на поверхности которых выгравированы солярные символы, изображения свастики, другие сакральные символы.
    105
    Любопытное замечание: император Александр I владел шпагой из металла, «капнувшего со звезд», и весьма ею дорожил.

    С наступлением Средних Веков описания оружия, несущего различную символику, появляются в письменных источниках. Вот, например, как описывается меч по имени
    Хрунтинг в поэме «Беовульф»:
    Также герою стало подспорьем то, что вручил ему вития Хродгаров: меч с рукоятью, старинный Хрунтинг, лучший из славных клинков наследных
    (были на лезвии, в крови закалённом, зельем вытравлены узорные змеи); в руке героя, ступить решившегося на путь опасный, на вражью землю, тот меч не дрогнет — не раз бывал он, клинок остреный, в работе ратной.
    Вероятно, определённые изображения покрывали и оружие северных богов; по крайней мере, об этом говорит, например, в Старшей Эдде Скирнир, слуга бога Фрейра, о мече своего господина:
    Видишь ты меч в ладони моей, изукрашенный знаками?
    Поездка Скирнира, 23
    Таких «изукрашенных знаками» древних клинков немало сохранила земля. На многих европейских мечах и наконечниках копии мы можем видеть разнообразные магические символы, в том числе и руны.
    Древнейшие находки оружия с руническими надписями практически одновременны формированию классического Футарка. Большая их часть про- исходит из вотивных (жертвенных) кладов конца II — начала IV века, обнаруженных в болотах Дании
    106
    . Некоторые из этих болотных жертвенников потрясают своими масштабами; так, например, оружия в некоторых кладах долины реки Иллеруп (Ютландия) достаточно для того, чтобы вооружить сотни воинов. Простейшие рунические заклятья на найденном в подобных жертвенниках оружии вырезаны на древках стрел. Сложно сказать, заговаривались ли с применением рун такие стрелы жрецами или профессиональными магами, или воины сами вырезали на них руны непосредственно перед боем; скорее всего бывало и так, и так. Большинство надписей на древках стрел — это отдельные руны (Тейваз, например) или короткие заклинательные комбинации (например, lua).
    106
    Собственно говоря, выражение «вотивный клад», хотя и прижившееся в археологической литературе, не совсем корректно. Клад создается в расчете на то, что когда-нибудь он будет извлечен и использован, в то время как огромные скопления предметов, принесенных в жертву богам или во исполнение данного им обета, возникали в священных местах (не только в Скандинавии) отнюдь не для того, чтобы позднее эта предметы снова использовать.

    Более сложные надписи мы встречаем на наконечниках копий, металлических деталях щитов и ножен, рукоятях секир. Такие рунические тексты далеко не всегда полностью понятны. Так, например, надписи на двух сторонах рукояти секиры из клада в
    Нидаме (одна из них выполнена правыми рунами, другая — левыми) гласят:
    wagagastiR
    alu : wihgusikijaR: aiþalataR
    Первая надпись переводится как «Пламенеющий гость» или «Огненный гость» и практически наверняка является именем секиры
    107
    . Во второй выделяется руническое сакральное слово alu (см. главу «Тексты и заклинания»), отделённое разделителем от остального текста, который полностью читается, но трактовки на данный момент не имеет.
    Еще одна рукоять (правда, неизвестно, от чего именно), из иллерупского клада, несет короткую надпись gauþR. Это — одно из известных имен Одина. Означает ли это, что предмет, которому некогда принадлежала рукоять, был посвящен этому богу?
    Не полностью понятна и надпись на бронзовой оковке ножен меча из клада в
    Вимосе, в которой часть рун — левые, часть — правые, а некоторые — перевернуты:
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31


    написать администратору сайта