Главная страница
Навигация по странице:

  • Еrу ri uf dol Yri uri þol Wles te pote nol

  • [.] е w о r [.] е l [.] u

  • AHLSTAn

  • AEthred mec an Eanred mec agrof «Этрэд мною [владеет], Эанрэд меня сработал» Все было бы очень просто, если бы в надписи не использовалось пять рун: æ

  • [h]lomrikmitlrþ Две внешние грани кольца несут круговые надписи, выполненные латиницей: GVTTATERLEGMT и VGTTTTGTTG

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница18 из 31
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31
    * * *
    В XVII веке исландский священник Гвюдмунд (Гудмунд) Эйнарссон писал о содержании исландских магических книг, некоторые из которых ему были еще доступны: «Они учат читать и понимать девять колец помощи древних учителей этого магического знания, со всеми их знаками и рунами, из которых первое кольцо — против злобных обвинений; второе — против воспламенений; третье
    — от телесной похоти; четвертое — от безумия; пятое — против демонического искушения; шестое — от сильного кровотечения; седьмое — от посещения злыми [темными?] эльфами; восьмое — от неправого суда; девятое — против вреда от оружия...»
    113
    Конечно, это уже довольно позднее упоминание, но оно неплохо иллюстрирует сам феномен использования волшебных колец.
    Как показывают данные археологии, кольца (в том числе — и магические) делались не только из металла; известны также каменные, костяные кольца. Так, например, из агата изготовлено одно из хранящихся ныне в Британском Музее магических колец, любопытное выгравированной на нем заклинательной рунической надписью (но об этом чуть позже). Вполне возможно — и даже вероятно, — что в магических целях использовались и деревянные кольца: в древности вообще было очень широко распространено изготовление магических предметов из древесины.
    И все-таки основным материалом для изготовления колец служил, конечно, металл; использовались и драгоценные камни, но относительно редко — в древности это было довольно дорогим удовольствием, да и того разнообразия камней, которое мы можем видеть сегодня в ювелирных магазинах, древние мастера не знали. Зато они прекрасно владели различными техниками использования эмалей, зерни, скани, гравировки и инкрустации, создавая подчас поистине великолепные изделия.
    Очевидно, выбор материала для изготовления любого магического предмета
    — кольца в том числе — вопрос очень важный. Мы только что упомянули о кольцах из камня и кости, металлические кольца также изготавливались с учётом свойств металлов. О том, что металл тщательно подбирался, свидетельствуют находки комбинированных магических колец, например, серебряных со вставкой из меди.
    Не менее тщательно, очевидно, подбирался и камень для вставки:
    Пусть никого не дивит — сомнение здесь неуместно, —
    Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
    В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.
    Марброд Реннский, XII век
    113
    Пер. Л. Кораблева.

    Первые в Европе трактаты, касающиеся магии камней, появились в античном мире. Авторы этих сочинений — Тит Лукреций Кар, Гиппократ, Теофраст,
    Плиний Старший — описывали свойства растений, животных и камней, в том числе, и магические свойства последних. В Средние Века, часто с использованием античных трактатов, были созданы новые рукописи, посвященные тем же вопросам. Среди авторов древних и средневековых трудов следует назвать Епифания (V век), Исидора Севильского (конец V — начало VI века), Михаила Пселла (XI век), Марброда Реннского (XII век), Альберта
    Великого (XIII век). Позднее фрагменты из работ этих авторов, часто переделанные, а иногда, и переосмысленные, составили многочисленные сборники по магии драгоценных камней, к числу которых относится и знаменитый на Руси «Прохладный Вертоград».
    Однако нужно, разумеется, учитывать, что предки наши не были настолько глупы, чтобы полагать естественные магические свойства камня достаточными для того, чтобы кольцо, в которое вставили камень, превратилось в магический инструмент. Вот простой пример. В Шотландии в Средние Века существовал магический шар из горного хрусталя, обладающий свойством исцелять болезни; во время страшной чумы 1665 года этот камень одалживали под огромный залог в шесть тысяч фунтов
    114
    . Было бы очень неосторожным считать, что такими же свойствами обладает и любой другой кусок чистого кварца...
    Ничуть не меньшее значение, чем подбору материала, придавалось изображениям и надписям, наносимым на поверхность колец. Современные коллекции археологических находок содержат десятки и даже сотни средневековых колец, изображения на которых имеют магическую нагрузку.
    Однако сейчас нас интересуют кольца с заклинательными руническими надписями.
    * * *
    Древнейшее кольцо с имеющими магический характер руническими знаками, сохранившееся до наших дней, найдено в Кёрлине (Korlin; тж. — Кёслин,
    Coslin
    ), в Померании, и датируется серединой VI века. Это золотое кольцо несколько необычно по форме — внешняя его поверхность разбита на десять плоских треугольных граней, из которых одна несет изображение свастики, еще одна — руническую комбинацию, а остальные восемь заняты несложным орнаментом.
    Грань с рунами разбита горизонтальной чертой на две части. В нижней части находится записанное левыми рунами известное руническое сакральное слово
    alu
    115
    , предназначение которого — привлечение блага к владельцу кольца. В верхней части расположен знак, который следует рассматривать как вязаную руну
    116
    . Знак объединяет руны а и l Футарка таким образом, что руна Лагуз оказывается в прямом, а руна Ансуз — в перевернутом положении. Это позволяет рассматривать знак еще и как кодированную руну; ее соответствием
    114
    Немногим меньше миллиона фунтов стерлингов (т.е. около полутора миллионов американских долларов) в современной валюте.
    115
    См. главу «Тексты и заклинания».
    116
    Относительно данного символа в литературе можно встретить и другие трактовки, — например, что он является модификацией одной из фризских рун. Однако, на мой взгляд, подобные предположения несо- стоятельны, и мы имеем дело именно с вязаной руной.
    оказывается вторая руна первого атта (две ветви слева, одна справа), т. е. — руна и, Уруз. Как видим, «в сумме» данный знак опять-таки дает заклинание alu.

    Совсем другой характер имеет лишь немногим более молодое руническое кольцо с острова Кокет в Нортумбрии. Это кольцо было найдено в саду смотрителя маяка на острове, в месте, где часто попадались человеческие кости; как сообщает местный антиквар Эдвард Чарльтон, кольцо было надето на палец скелета. Кольцо было изготовлено из свинца и несло не совсем понятную руническую надпись; его датировали ориентировочно первой половиной VII века
    Вскоре после находки кольцо приобрёл герцог Нортумберлендский для музея замка Алнвик. Его несколько раз зарисовывали; позднее им заинтересовался
    Джордж Стефенс, который сделал тщательную прорисовку для своего четырехтомного труда о рунических памятниках. Когда же он вернул кольцо герцогу, оно снова было помещено на хранение, но очень скоро рассыпалось в серую пыль, химический состав которой позднее определили как карбонат свинца
    Трактовка рунической надписи на кольце весьма затруднительна. МакЛеод и
    Мис в своей замечательной работе по руническим амулетам предлагают следующее прочтение и перевод начала последовательности рун:
    þ i s i s k i e l [ d ? ] . . .
    «Этот щит (?)...»
    Если данная трактовка верна, то перед нами, скорее всего, защитный магический артефакт. О том, что кольцо изготовлялось и рассматривалось как амулет, говорит и само использование рун — ведь к этому времени англосаксы
    Британии уже были христианами и владели латиницей. Да и на самом кольце, найденном на поле захоронений, возможно, связанном с находившимся в этом районе Нортумбрии ранним монастырем, мы видим христианский крест, — тем не менее, в надписи использованы именно руны
    117 117
    Не совсем обычен и использованный материал — свинец. Для Британских островов естественно применение для недорогих поделок олова, которое здесь добывали с древнейших времен и которое с эстетической точки зрения гораздо эстетичнее свинца (а при наличии естественных примесей меди — и жестче). Почему же древний мастер использовал именно свинец? Возможно, разумеется, что это случайность, обусловленная, например, тем, какой материал был у него под рукой. Но возможно и то, что свинец был использован сознательно.

    Еще на два столетия моложе пять интереснейших волшебных колец из
    Британии, разделенных временем и расстоянием, но использующих взаимосвязанные рунические заклинания
    118
    . Мы рассмотрим три из них; все они датируются периодом от IX до начала X века; все три хранятся ныне в
    Британском Музее.
    Кольцо из окрестностей Брэмхэм Мур (Йоркшир). Золото и чернь; найдено в
    1736 году; вероятно, самое раннее из данных трех колец Рунические надписи нанесены на внешнюю сторону кольца:
    æ r k r i u i f l t : k r i u r i þ o n : g l æ s t æ p o n t o l
    и на внутреннюю его поверхность:
    tol
    Кольцо из Грэймур Хилла, оно же — кольцо из Кингмура (Камберланд).
    Также золото и чернь; найдено в 1817 году; предположительно, моложе предыдущего кольца примерно на полстолетия (вторая половина IX — начало X века). Также несет две рунические надписи — длинную на внешней и короткую на внутренней поверхностях:
    ærkriufltkriurithonglæstæpon
    tol
    И третье кольцо — из замка Линсток (также Камберланд); происхождение кольца неизвестно, но датировка примерно та же — IX век. Кольцо целиком изготовлено из красновато-желтого агата; руны вырезаны только на внешней поверхности:
    егу • ri • uf • dol • yri • uri • þol • wles • te • pote • nol
    Кольца, несомненно, являются магическими артефактами. Тексты на их внешних поверхностях, очевидно, имеющие общее происхождение, не поддаются прямому переводу, однако в них выделяется группа ærkriu (eryriu),
    известная по ряду англосаксонских заклинаний для прекращения кровотечения
    (в них она выглядит как aercri, или аеr crio); вероятно, мы должны рассматривать эту комбинацию литер/звуков как определенное англосаксонское
    «волшебное слово». Три руны на внутренней стороне колец из Брэмхэма и из
    Кингмура являются самостоятельной «рабочей» магической комбинацией, построенной, вероятно, по принципу триадных рунических заклинаний
    119
    Однако магия колец этим не ограничивается. Обратим внимание, что число рун на внешней стороне брэмхэмского кольца, как и общее число рун кольца из
    Кингмура, составляет 30, т.е. три раза по 10. Три — сакральное число для
    Традиции в целом, а десять — специфическое сакральное число рунического
    Искусства (мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе). О том, что число
    118
    Вместе с тремя рассматриваемыми ниже руническими кольцами (Брэмхэм Мур, Кингмур, Линсток) к этой группе относятся также кольца из Хэрвуда и из Шербурна.
    119
    См. главу «Тексты и заклинания».
    рун не случайно, говорит использование одной вязаной руны в брэмхэмской надписи, где она введена именно для того, чтобы свести число знаков к нужному.
    В надписи на кольце из Линстока не сохраняется этот числовой смысл (она содержит 31 руну), зато сам текст оказывается сложным образом ритмически структурирован, причём используются и поздние концевые рифмы, и классические для германского стихосложения внутренние аллитерации:
    Еrу ri uf dol
    Yri uri þol
    Wles te pote nol
    Таким образом, данные кольца представляют собой прекрасный пример того, как в произведениях древних мастеров-магов сочетается использование сразу нескольких действующих магических сил: собственно магия рунических знаков,
    «волшебные слова» и заклинательные комбинации рун, нумерологические соображения и, наконец, ритмическая организация текста.
    Ориентировочно в это же время (эпоха викингов) появляются волшебные кольца, создаваемые мастером-магом для конкретного человека, имя которого соответственно включается в рунический заклинательный текст. Кольцо этого типа совсем недавно, в конце 1980-х, было найдено в Англии при проведении раскопок на Темзе. Надпись на нем содержит некий знак (вероятно, вязаную руну) и еще восемь рун, последние три из которых трактуются как Ine — известное англосаксонское мужское имя (в частности, известен король Кента
    Ине, правивший в конце VII — начале VIII века). Пять рун между первым знаком и именем собственным — f u þ n i — являются, вероятно, заклинательной комбинацией. В целом, такой тип построения рунической надписи на амулете — [последовательность рун] + [имя] — сохраняется и в более поздние времена; аналогичное заклинание мы встретим на средневековом
    «кольце Абсалона» (см. ниже).
    * * *
    Параллельно с руническими кольцами, явно имеющими характер амулетов, материалы археологических исследований и случайные находки представляют и артефакты, предназначение которых установить уже невозможно.
    На кольце из Уитли Хилл (Дурхэм, Британия), изготовленное из позолоченного серебра и датируемое концом VIII века, в настоящее время можно четко прочитать 9 рун, одна из которых — вязаная:
    r i n g i c h a t t
    Однако исследования показали, что позднейшее декорирование кольца скрыло первую и последнюю руны изначальной надписи; предположительно, это были руны h и æ. Если это верно, то исходная надпись должна была выглядеть следующим образом:
    h r i n g i c h a t t æ

    Иногда эту надпись трактуют как hring ic hattæ, однако дать однозначную ее трактовку — равно как и понять, было ли кольцо магическим артефактом, невозможно.
    Бронзовое кольцо из Грамонда неизвестного происхождения и не поддающееся точной датировке (ныне в Шотландском музее в Эдинбурге) несет на внешней поверхности замкнутую в кольцо руническую надпись, сильно испорченную коррозией и современными попытками отполировать кольцо.
    Предположительно, изначально надпись содержала ровно 10 рун; то, что можно разобрать сегодня, читается примерно так:
    [.] е w о r [.] е l [.] u
    Трактовок не существует.
    Массивное золотое кольцо, найденное в Ллысваэне (Северный Уэльс), но четко ассоциируемое с англосаксами, среди прочих изображений несет запись мужского имени Альстан — AHLSTAn, — в записи которого использована только одна руна (последний знак, n), а остальные знаки выполнены латиницей.
    Кольцо датируется IX веком, и предположить, что одна руна попала в латинскую надпись случайно, довольно сложно. Мы уже упоминали об этом магическом приеме — о намеренном смешении рун и латинских букв, когда говорили в самом начале книги о рунах как о знаках Силы; его цель — сделать несущий руны текст осмысленной фразой и избежать возникновения рунической комбинации с непредсказуемым действием. Однако в данном случае надпись предельно проста, да и использованная руна — Науд — не лучший вариант для создания защитного или приносящего благо амулета. (Впрочем...)
    Гораздо сложнее латинско-рунический текст на Ланкаширском предположительно волшебном кольце (серебро и чернь, IX век). Надпись легко читается и переводится и содержит обычное для подобных предметов сообщение о владельце кольца и о мастере, его создавшем:
    AEthred mec an Eanred mec agrof
    «Этрэд мною [владеет], Эанрэд меня сработал»
    Все было бы очень просто, если бы в надписи не использовалось пять рун: æ,
    n, a, d, f, которые, будучи разбросаны по надписи, и составляют, вероятно,
    «рабочую» магическую комбинацию.

    * * *
    Традиция изготовления колец с руническими надписями сохранялась довольно долго и после повсеместного введения христианства в Западной
    Европе: позднейшие средневековые рунические кольца, известные нам по данным археологии, датируются XIV веком Как и в более древние времена, среди них встречаются и кольца, относительно нейтральные в магическом отношении (например, blætsa(ð)r se sa ær mik bær«Благословен будь, кто
    носит меня», шведское кольцо XIII века), и кольца, явно создававшиеся в качестве амулетов. Из числа последних интересно рассмотреть кольцо из
    Гординга и так называемое «кольцо Абсалона».
    Серебряное кольцо из Гординга (Дания, XIII век) имеет треугольный в сечении ободок (плоской стороной к пальцу), на всех трех гранях которого нанесены надписи. Внутренняя поверхность кольца несет собственно руническую надпись:
    [h?]lomrikmitlrþ
    Две внешние грани кольца несут круговые надписи, выполненные латиницей:
    GVTTATERLEGMT
    и VGTTTTGTTG
    Ни руническая, ни латинские надписи, прекрасно различимые, переводу не поддаются. Вероятно, все три осмысливались мастером, создавшим кольцо, как заклинательные, но вопрос о том, почему одну из них потребовалось выполнить рунами, а две другие — латиницей, скорее всего, так и останется без ответа...
    «Кольцом Абсалона» называют довольно известное массивное золотое кольцо с крупным сапфиром не очень чистой воды, — называют безосновательно, поскольку к архиепископу датскому Абсалону
    120
    оно не имеет никакого отношения (да и вообще принадлежит другому столетию). Путаница возникла после того, как при вскрытии гробницы Абсалона в XVI веке в ней было обнаружено другое золотое архиепископское кольцо с сапфиром — разумеется, безо всяких языческих надписей рунами.
    «Перепутанное» «кольцо Абсалона» (скорее всего, никогда не
    120
    Абсалон — датский архиепископ XII века, приближенный короля Вальдемара I; был одним из инициаторов «крестовых походов» против балтийских славян.
    принадлежавшее никому из христианских священнослужителей) имеет широкий окружающий камень зубчатый ободок, на который и нанесена руническая надпись, содержащая 12 знаков — по одному у каждого зубчика. Семь из них — записанное Младшими рунами мужское имя Торгейр, а остальные пять представляют собой не совсем ясные «околорунические» символы, содержащие, в частности, датскую Младшую руну т. Большинство исследователей (в частности, МакЛеод и Мис) считают кольцо магическим артефактом, структура рунической надписи на котором достаточно традиционна для защитных и призывающих благо амулетов: имя собственное плюс заклинательная последовательность рунических символов.
    В целом же, как не раз уже указывалось, к XIII—XIV векам общее число рунических артефактов, имеющих традиционные магические функции, резко сокращается, — и это относится, разумеется, и к руническим кольцам. Этим временем датируется появление своего рода «оксюморонов» — таких, как каменная крестильная купель с рунической надписью из церкви Бурсерюд или золотое кольцо-«амулет» из Ревнинге (Дания).
    Руническая надпись на этом кольце процарапана в три строки на тыльной стороне круглой плашки со вставкой; использованы вязаные Младшие руны:
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


    написать администратору сайта