Главная страница

Традиции Москва Вече


Скачать 19.12 Mb.
НазваниеТрадиции Москва Вече
АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
Дата11.03.2018
Размер19.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
ТипДокументы
#16538
страница20 из 31
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31
teinn
«палочка» или «священное слово»). Термин рунетейнн является современным нововведением, однако самое слово teinn действительно употреблялось в древней Скандинавии для обозначения имеющей магическое или сакральное значение комбинации алфавитных символов.
Отметим, что сочетание в одном слове teinn значений «палочка» и «слово» далеко не случайно, но связано с тем, что некогда руны — будь то магическое заклинание или простое письмо, —
вырезались на специальных палочках или жезлах. Именно поэтому руническое слово, в том числе заклинательное, мы и называем «рунической палочкой», рунетейнном.
В качестве одного из древнейших примеров использования рунетейннов,
линейных последовательностей рун, не имеющих иного, кроме магического, предназначения, можно привести надпись Vimose III — две комбинации рун, вырезанные на бронзовой пряжке III—V веков из Вимосе, остров Фюн:
a a d a g a s u
l a a s a u w i j a

Скандинавские маги, владевшие искусством составления и применения заклинательных рунических слов, называли себя эрилями. Это слово (само по себе магическое в записи рунами) мы нередко встречаем на древних брактеатах и иных ювелирных изделиях, некогда принадлежавших самим магам. Таков, например, известный костяной амулет из Линдхольмена (Швеция, VI век), руническая надпись на котором гласит:
ek erilaR sa wilagaR hateka,
что в переводе означает: «я, эриль, — хитрым прозываюсь».
Примеры использования искусства построения рунических заклинательных слов можно найти в древнескандинавской литературе. Вспомним, например, Сагу об Эгиле, тот её фрагмент, где Эгиль исцеляет больную девушку, уничтожив неверно подобранную комбинацию рун на тауве из рыбьей кости и начертав на нем новую.
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой.
«Десять знаков тайных» — это именно тейнн, «рабочая» заклинательная последовательность рун.
Археологические находки и письменные источники представляют довольно обширный материал по применению в древности этого раздела рунической магии. Мы можем выделить, по крайней мере, три типа рунетеиннов, известных по данным археологии и эпиграфики.
Во-первых,
это
рунетейнны
«общего
типа»
— линейные последовательности рун, создававшиеся «с нуля» в каждой конкретной ситуации по одной из более или менее стандартных схем. Рассмотрению этих схем посвящено несколько следующих разделов данной главы.
Здесь следует, вероятно, сказать несколько слов о таком современном нововведении, как рунескрипт. К рунической традиции это имеет весьма отдаленное отношение, но — раз уж прецедент создан, — стоит хотя бы упомянуть о нем. По определению, например, Лизы Пешель, рунескрипт — это
«группа рун, выстроенных вдоль прямой линии и указывающих своим расположением на определенный результат»
124
. Т.е. фактически, речь идет о новой схеме построения рунетейнна; в большинстве случаев при этом подразумевается, что первая в рунескрипте руна задает первое по времени требуемое действие, а последняя, соответственно, — последнее. Лично мне такое увязывание последовательности рун в надписи с последовательностью событий представляется более чем уязвимым и, главное, не имеющим никакого отношения к сакральной рунической Традиции
125
. Действительно, рунескрипты многим специалистам представляются весьма неоднозначными и неустойчивыми образованиями. И уж тем более невозможно согласиться с мнением той же Лизы
Пешель, написавшей, что «всё, что требуется для эффективного конструирования рунескрипта-талисмана, — это знание магических свойств
124
Peschel L. A Practical Guide to the Runes. St. Paul, 1996.
125
Само понятие о времени в Традиции отличается от современного; в сознании эриля действие амулета не является
«постепенным», оно не растянуто по фазам, но осуществляется как единый акт творения магии.
каждой руны и немного здравого смысла». Впрочем, «знания рун» и «здравого смысла» недостаточно не только для создания рунескриптов...
Вторая известная техника — это использование рунических сакральных
слов — устойчивых комбинаций рун, созданных за тысячелетие развития рунического Искусства. Такие сакральные слова обнаруживаются на многих древних предметах, но достоверно восстановить их значение удается далеко не всегда; более того, вполне возможно, что в разных ситуациях рунические сакральные слова могли играть разную роль. С этим может быть косвенно связана известная традиция включения этих рунических комбинаций в
рунетейнны «общего типа».
Подробнее мы рассматриваем известные на настоящее время рунические сакральные слова в следующем разделе этой главы.
Наконец, третьим вариантом рунетейннов являются записанные рунами
имена богов и их атрибутов (например, Мьёллнир, Гунгнир, Одрёрир и т.д.), а
также другие сакрализованные или просто связанные с магией слова. Так, например, Найджел Пенник в своей «Магии Севера» указывает на магическое значение многих скандинавских слов, некоторые из которых я приведу здесь, процитировав этого автора: «Словами могущества служили также имена тех, кто практиковал нордическую Традицию: Erilaz, повелитель рун; Gothi, служитель культа, жрец; Vitki, маг, колдун, повелитель рун [...] Магическими свойствами обладают также надписи — добрые пожелания. Основными традиционными понятиями являются следующие: Alag, «присутствие, влияние»... Auja, «удача»...
Gina,
«наделенный божественным могуществом»... Hailagaz, «исполненный божественного могущества»... Salu, «объятый солнцем, здоровье»... Ungandiz,
«неуязвимый для магического нападения» [и тд.]»
126
Так, например, в приведенной выше надписи на пряжке из Вимосе использовано сразу несколько таких слов: dag, «день»; asu (от *ansuR «бог»);
auwija, вероятно, вариация auja, «Удача».
* * *
Как уже упоминалось, создание рунетейнна — линейной последовательности рун — является наиболее распространенным приемом традиционной рунической магии. В рунетейнн могли включаться, помимо алфавитных, вязаные и кодированные руны
127
; известны и заклинательные последовательности, целиком состоящие из неалфавитных или зашифрованных рун.
126
Pennick N. Practical Magic in the Northern Tradition. Wellingborough, 1989.
127
См. соответствующие разделы данной главы.

Кроме того, при создании рунетейннов довольно часто использовались приемы мультиплицирования рун, цель которых — усиление магического воздействия рун путем их одно- или многократного дублирования.
Простейший из таких приемов — использование «зеркаль- ных» рун, т.е. рун, удвоенных путем отражения. В качестве примера интересно вспомнить два металлических амулета-
таува, найденных при проведении раскопок в Городище
(земли Новгорода Великого, зона активных славяно- скандинавских контактов).
Амулет I представляет собой металлическую пластинку около 10 см длиной, на обе поверхности которой нанесены рунические надписи. Надписи выполнены в разное время; изначально амулет нёс только одну надпись (А, на рисунке
— сверху). Эта, ранняя, надпись выполнена коротковет- вистыми рунами, но в ней использованы как минимум четыре руны Старшего Футарка, а последний знак надписи является кодированной руной.
Е.А.
Мельникова, предположительно, транслитерирует надпись как
g w a R i f a r l a d
(без последней руны) и предлагает две близкие, по сути, её интерпретации:
«защищённый [на пути] в опасную землю» и «защищённый [на пути] в отдаленную землю», допуская, таким образом, что назначением амулета является «обережение» его владельца в дороге.

Надпись В, более поздняя и нанесённая, вероятно, другим мастером на уже давно существующий амулет, содержит 12 знаков, большая часть которых представляет собой Младшие руны, усложненные различными способами, в основном — все тем же «зазеркаливанием». Мельникова дает следующую, неверную как минимум в прочтении первого и последнего знаков, транслитерацию:
þ a r n i s k þ æ R k i u
и ни на чем не основанную интерпретацию: «Да не будешь ты лишен мужской силы».
Второй городищенский амулет также представляет собой прямоугольную металлическую пластинку; руны находятся только на одной его стороне и образуют надпись, полностью аналогичную надписи В на предыдущем амулете.
Скорее всего он моложе предыдущего и является его копией без надписи А; вероятно, местный мастер не смог разобрать эту надпись и предпочел не рисковать — не использовать неясное заклинание.
Отметим «техническую» деталь: те руны, для которых в силу их симметричности невозможно удвоение за счет отражения относительно вертикальной оси, например руна Дагаз, удваиваются за счет отражения «сверху вниз».
Говоря вообще, такой приём усиления действия рун мог применяться не только к надписи в целом. Так, например, в рунической надписи на круглой медной броши из Боарли (Кент), датируемой началом VII века, удвоена только первая руна — а или æ. Возможно, мастер, вырезавший надпись, хотел подчеркнуть значение именно этой руны, что тем более вероятно, учитывая значение данной руны — Ас, бог.
Другой приём мультиплицирования рун в заклинательной надписи связан с использованием числа 3, сакрального в традиционной культуре вообще, а в руническом искусстве имеющего особое значение. В простейшем случае каждая руна банально записывается три раза подряд; в качестве примера приведем деревянную плашку из Лодосе
(Швеция), использовавшуюся, возможно, в качестве амулета и несущую утроенную запись имени Отар
(начало I тыс.).
Более сложный пример — руническое заклинание на палочке из того же Лодосе, явно созданной с некими магическими целями.
Магической основой надписи является трехчастное руническое заклинание þno; по своему значению эта комбинация рун совер- шенно не походит на привычные охранные или приносящие благо
заклятья: оппозиция понятий «Турс» и «Ас», соединенных руной принуждения, говорит о том, что создававший этот амулет мастер ставил перед собой цель, мягко говоря, непростую и необычную. Руны в надписи утроены, но в дополнение к этому первые три знака являются еще и вязаными рунами, каждая из которых — на втором уровне — также является заклинанием þno.
Рунические сакральные слова
Использование рунических сакральных слов (будем далее использовать аббревиатуру РСС, дабы не повторяться) представляет собой интереснейший феномен в руническом Искусстве. Прежде всего, удивляет их устойчивость; появившись в первые века нашей эры, наиболее распространённые РСС (alu, например) использовались вплоть до эпохи викингов, и даже в Средние Века. РСС включались в рунетейнны и надписи на рунических камнях; вырезались как таковые, без «сопровождающих» текстов; применялись как в «развернутом» виде, так и в виде кодированных или вязаных рун.
Сложно судить, был ли за каждым РСС закреплен некий раз навсегда фиксированный смысл. Скорее всего - нет. В руническом Искусстве мы часто сталкиваемся с тем, что сакральность рун как таковая вытесняет или низводит на более низкий уровень значимости функциональное предназначение надписи.
Вполне вероятно, что нечто подобное имело место и в отношении РСС, которые были не столько готовыми заклинаниями для достижения определенных
«прикладных» целей, сколько — маркерами связи с высшими силами, т.е. с богами. Вместе с тем, конечно, каждое РСС имело собственную специфику.
В этом разделе мы постараемся охарактеризовать наиболее распространенные
РСС.
a l u
Самое распространенное и самое, как принято считать, мощное РСС. Возможно, восходит к древнейшей североевропейской основе al, означающей магическую силу, магию вообще.
Довольно распространено мнение о связи РСС alu с др.-сев. öl, «эль», «пиво»; С. Флауэрс в ряде своих публикаций предполагает, что значение «пиво» может указывать на экстатическое магическое состояние. Из других мнений стоит вспомнить также предположение
Р.И.
Пэйджа об этимологической связи с готским alhs, «храм», или с др.-англ. ealgian, «защита».
Я, однако, склонен полагать, что данное РСС вообще не обязано иметь какую бы то ни было этимологию; вполне возможно, что его сакральная нагрузка и его использование обусловлены символическим смыслом объединенных в нём рун
128 128
См. в этой связи мою статью «Путь и три ступени посвящения в Северо-Западной Традиции» в приложениях к данной книге.

В целом же магическое применение данного РСС было, вероятно, весьма раз- нообразным. Наиболее общая трактовка его смысла подразумевает обережную функцию и функцию привлечения блага, а на более глубоком уровне — посвящение, магическую силу и власть, мудрость.
auja
Др.-сев. auja означает «Удача»; использование этого РСС в качестве заклинательной комбинации рун имеет соответственно целью доставить добрую
Удачу. При этом необходимо, однако, помнить, что понятие Удачи в северной сакральной Традиции имеет более широкий (и, в целом, несколько иной), чем в современной обыденной речи, смысл
129
Данное РСС используется, например, в рунической надписи на брактеате из
Скодборга (Дания), изображение которого мы приводили выше, в восьмой главе, а также — на знаменитом «брактеате Хариухи» (также Дания), надпись на котором гласит:
hariuha haitika: farauisa : gibu auja :
что в переводе означает «Прозываюсь Хариуха; ведаю опасное; приношу Удачу».
laukaR
Данное РСС большинством исследователей ассо- циируется с др.-сев. laukaz — «дикий лук», который был священным растением и почитался обладающим большой магической силой, в основном защитного, охранительного характера. Посему и слово имеет аналогичную направленность действия. Однако
129
Подробнее см.: Платов А.В. Кризис современного мира и ценности языческого Пути // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 9, 2000.
следует иметь в виду, что LaukaR — это, возможно, один из древнейших вариантов имени руны Лагуз, что может придавать ему дополнительные смысло- вые оттенки.
На амулетах данное РСС встречается как само по себе (в том числе в составе рунетейннов, заклинательных надписей), так и в сочетании с РСС alu — как, например, на брактеате из Скрюдструпа (Дания), надпись на котором читается как:
laukaRalulaukaRalu
К слову, стоит отметить, что РСС a l u и l a u k a R вполне могут оказаться этимологически связанными — если и не напрямую, то в смысле «нелинейной этимологии» М.М. Маковского.
Как и alu, данное РСС встречается в рунических надписях с первых веков нашей эры.
laþu
Очень распространенное РСС; однако в большинстве случаев оно используется в сочетании с другими сакральными словами или руническими комбинациями. Возможна связь слова с древней основой со значением
«приглашение»,
«призывание» (др.сев. loð, др.-англ. laðu). Вероятно, это одно из сакральных слов, входивших в состав призывающих заклятий.
Несколько примеров употребления данного РСС:

брактеат из Дарума: frohila laþu

брактеат из Сконагера: niuwila laþ [u]

брактеат с о-ва Фюн: houaR laþu aaduaaaliia aaa
(Очень сложная руническая комбинация, в том числе за счет того, что для передачи одного и того же звука (?) использованы разные руны.)
— брактеат неизвестного происхождения (Дания), в надписи на котором задействовано сразу три РСС и магические вязаные руны:
l
а þ u l a u ka R: ga ka R a l u
sar
Также весьма распространенное сакральное слово. Возможная реконструкция значения — «странствие в поисках Силы», что следует понимать не только в прямом, но и в переносном смысле.
alugod
Возможно, самостоятельное РСС, а возможно, и просто расширенная модификация alu; использовано, например, на серебряной фибуле из Варлосэ
(III век).

Вторая часть комбинации — god — может быть связана как с др.-сев. god (от общегерманского *guða), «бог», так и с др-сев. goðr, «благо». В последнем случае РСС может иметь смысл, приближающийся к «магия, приносящая благо» или «благо, приобретенное с помощью магии».
Триадные заклинания и палиндромы
Из всего многообразия древних технологий создания рунетейннов с заданными магическими свойствами стоит выделить существовавшую, вероятно, некогда технику построения триадных (трёхрунных) заклинаний.
Неизвестно никаких прямых подтверждений того, что она рассматривалась в древности именно как распространенная и четко оформленная технология, однако обилие явно заклинательных надписей на амулетах и иных предметах, наделявшихся волшебными свойствами, позволяет предполагать, что такой подход древние мастера использовали и довольно широко. Ниже представлена неполная выборка трехрунных заклинаний; большинство из упоминаемых артефактов датируется VI—VIII веками, но встречаются и более поздние надписи.
Анализируя выделенные рунические заклинания этого типа и сопоставляя их с предположительным предназначением предметов, на которые они нанесены, можно пытаться реконструировать технику их составления. Не вдаваясь здесь в подробности такого анализа, приведем лишь конечный его результат.
Реконструированная структура трёхчастного рунического заклинания выглядит следующим образом
130
:
Руна 1
Руна 2
Руна 3
направление действия заклинания необходимая для действия база направление действия заклинания
В данном контексте очень интересны рунические граффити на монетах из раннесредневековых скандинавских кладов, которые во многих случаях представляют собой именно трёхрунные надписи. Так, например, на монете конца VIII — начала IX века из Тимеревского клада вдоль края острым орудием процарапаны три руны: gud.Центральная руна — Уруз — символически означает мощь и «земное» могущество, здоровье, жизненную силу и сексу- альную энергию. Боковые руны — Гебо и Дагаз — это «Дар», приобретение блага, и «День», процветание. Вероятно, эта монета служила некогда амулетом, предназначение которого — процветание, базирующееся на полноте жизненных сил человека.
130
Платов А. В. Трехчастные рунические заклинания // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 4,1996.


Совсем другой характер имеет руническая надпись на монете одного из шведских кладов:IN
T
Здесь мы сталкиваемся с иной направленностью магии: если заклинание на монете из Тимеревского клада ориентировано на добровольное принятие «пользователем» магического воздействия, то в данном случае базой заклинания служит руна Науд — «Нужда», принуждение. В данном контексте руны Иса и Турисаз, стоящие по сторонам от базовой руны, имеют явно негативный характер. Очевидно, эта монета попала в клад не случайно, но в качестве проклятия «взломщику». Такая интерпретация заклинания хорошо согласуется с трактовкой И. Линдквиста, считавшего, что заклинание «выражает пожелание, чтобы тот, кто нашел клад, оказался в мире великанов»
131
В целом триадные заклинания более или менее четко распадаются на две большие группы по составу знаков и соответственно по своему предназначению.
Первая группа, в которой явно превалируют руны Дагаз, Альгиз, Уруз, Гебо, Фе и т.д., — это в основном бытовые предметы и несложные талисманы, общее назначение заклинаний на которых — защита и благоденствие (в разных вариациях). Совсем другие руны мы встречаем в триадных заклинаниях на магических инструментах:

 — на деревянном жезле из Бритсума; скорее всего, заклинание как-то связано с шаманским путешествием между мирами;

 — на ноже из женского погребения в Моллегордсмаркене;

 — на сложном амулете из Лодосе (этот амулет мы анализировали
131
Вероятно, исходя из того, что сочетание Иса и Турисаз может быть прочитано как «великан льда», инеистый великан.
выше);

и т.д.
Возможно, что и некоторые рунические сакральные слова — такие, как

,

,  — имеет смысл рассматривать как триадные заклинания; как минимум это интересная тема для размышления: ведь даже в тех случаях, когда РСС имеют вполне определ`нное лексическое значение, они не перестают состоять из вполне конкретных рун. Так, например, анализ с этой точки зрения РСС
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


написать администратору сайта