Главная страница
Навигация по странице:

  • Ингуз — Беркана — Йер (

  • Традиции Москва Вече


    Скачать 19.12 Mb.
    НазваниеТрадиции Москва Вече
    АнкорANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    Дата11.03.2018
    Размер19.12 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаANTON_PLATOV_-_Runy.pdf
    ТипДокументы
    #16538
    страница9 из 31
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31
    Ehwaz
    Конь
    Стилизованное изображение коня мы видим на двух значительнейших памятниках рунического Искусства — на Эггъюмском камне и на камне из
    Килвера, — каждый из которых является частью погребального сооружения; на
    Килверском камне мы встречаем и саму руну Эваз — как основу пятичленного рунического заклятья...
    Образ коня в Традиции очень четко ассоциируется с переходами между мирами. Для путешествий по мирам пользуется волшебным конем —
    Слейпниром — и сам Один; и именно Слейпнира одалживает Один своему сыну
    Хермоду, чтобы тот мог отправиться в страну мертвых, в Хель, на поиски убитого Бальдра.
    И, конечно, конь символизирует стремительность в целом, движение, изменение... Последнее, к слову, связано и со сказанным выше.
    20 m Mannaz
    Человек
    Когда мы говорим о рунах как об образах и/или символах, подразумеваем
    сущностные образы и сущностные же символы. В отношении руны Альгиз
    осока — символ защищенности, базирующейся на естественных свойствах, но не средство обороны в бою. В отношении руны Эваз конь — образ незнающего препятствий движения, но не физиологическое описание данного животного...
    И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу
    Аска и Эмблу, судьбы не имевших.
    Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир — дух, а Лодур — тепло и лицам румянец...
    Прорицание Вёлъвы, 1718

    21 1 Laguz
    Вода
    Вода в северной архаике — это, прежде всего, возможность пути, зачастую
    — единственная. Именно вода — заливы и реки — определяла направления торговых путей и переселения племен; именно и только по воде может пройти ладья, еще во времена бронзового века бывшая важнейшим сакральным образом северных индоевропейцев
    29
    , — фактически потеснив еще более древнюю колесницу, для которой оказалось невозможным пересечь европейские леса и водные пространства.
    Не понуждая к какому-либо конкретному выбору, вода предлагала пути, по которым можно пройти, и вела путешественников вперед.
    А еще вода — это содержание Источника Судеб, что бьет у корней Мирового
    Древа...
    22 ng N Inguz
    бог Инг (Ингви)
    Инг (Фрейр) — один из основных богов скандинавского пантеона, бог плодородия и процветания. С ним ассоциируется, в частности, чудесная меленка, которая производила золото, мир и счастье, но основная его мифологическая функция связана все-таки с плодородием. Причем в данном случае речь идет о произрождающем аспекте плодородия, связанном с зачатием и рождением, — отсюда связанный с Фрейром фаллический культ.
    В самом общем смысле это относится не только к зачатию и рождению живых существ, но и к рождению идей, благ, замыслов и т. д.
    23 d Dagaz
    Денъ
    Вероятно, лучше всего эту руну может охарактеризовать Англосаксонская руническая поэма:
    [День] — божий посланник, людям дорог,
    Господа свет; надежда и радость богатым и бедным и всем на пользу.
    День — это свобода — от тьмы, холода и опасностей ночи, и это
    возможность — работать, отправляться в путь... В обоих этих отношениях руна
    Дагаз является противоположностью руны Науд.
    24 о Othal Вотчина
    «Вотчина», т.е. родовое поместье, наследное владение, — наиболее точный перевод имени этой руны. Это — Дом, свой дом во всех отношениях. Место (а в широком смысле — и состояние, образ действий, статус), в котором ты — свой среди своих, в своем праве.
    И еще это — наследие, полученное от предков. Для человека — как в древности, так и сегодня, — таким наследием может быть собственность, имя,
    29
    Вспомним тысячи изображений ладей, выбитых на скалах Балтики, Северного и Белого морей.
    родня, социальный статус и долг, и т. д. И таким наследием может быть
    Традиция.
    Два эти аспекта неразделимы.
    Взаимосвязи
    Хорошо известно, что многие концепции и символы Традиции взаимодополняют друг друга, образуя дуалистические пары или триады.
    Некоторые из таких взаимодополнений можно обнаружить и в Футарке; они помогают нам лучше понять значения дополняющих друг друга рун, и, что важно, это понимание может не зависеть от авторских трактовок.
    Приведу несколько простых примеров.
    Ингуз — Беркана Йер (Q-B-J)
    Цикл развития жизни, три аспекта плодородия: зачатие и рождение — рост и цветение — плодоношение (урожай).
    Эйваз — Йер (y-J)
    Два аспекта описания сакральной структуры Мира: неподвижная ось
    Мирового Древа и вечное круговращение жизни. Они же, например, — родовой столб святилища и хоровод вокруг него.
    Фе Уруз (F-U)
    Домашний скот и дикий зверь.
    Две компоненты могущества: благосостояние и внутренняя мощь.
    Таких взаимодополнений можно найти немало; они не мешают и не противоречат друг другу — одна и та же руна может входить в несколько пар или триад, раскрывая разные свои аспекты.
    Но здесь мне хотелось бы представить определенную систему
    взаимосоответствий рун — систему постольку, поскольку, во-первых, она охватывает весь Футарк, а во-вторых, связана с его структурой.
    Ранее мной эта система не публиковалась; впрочем, увидеть её несложно — достаточно продолжить попарное рассмотрение рун, начатое нами с рун Фе и
    Уруз. Следующей парой, например, окажутся Турс и Ас...
    Надеюсь, это сможет послужить дополнением к приведенным выше «базовым значениям» рун.

    В данной системе парных соответствий рун можно при желании увидеть и определенную динамику разворачивания Футарка:
    Могущество испытывает Воздействие, ведущее к Раскрытию, результатом которого становится обретение Блага.
    В состоянии Принуждения маг находит Источники движения; открывая их для себя, он встает на Путь-между-Мирами и, пройдя его, достигает первого
    Результата своего делания.
    Следующий по Пути Человек, постигая свою Сущность, научается использовать присущие ему Потенциалы и так обретает Свободу...

    Глава 5
    Англосаксонские руны
    Бритты, англосаксы, викинги...
    сли в Скандинавии руническое искусство развивалось исключительно на местной почве, и новые рунические ряды возникали просто как модификации более древних, то на Британских островах мы видим картину совершенно иную. Сюда руны были принесены, и британская ветвь рунического искусства формировалась в неизбежном смешении германской идеи сакрального рунического письма и германской магии с кельтскими мистическими пред- ставлениями. Ассимиляция бриттов и англосаксов на островах не была полной и, вероятно, даже просто существенной, и, тем не менее, сам дух Медового
    Острова
    30
    не мог не сказаться на развитии здешних рун. Именно это, возможно, привело к тому, что, в то время как в Скандинавии Футарк терял часть древних рун и превращался в Младшие рунические ряды, в Британии Футарк не только сохранился (пусть и в измененном виде), но и обогатился новыми рунами, явно несущими магический смысл.
    Впрочем, обо всем по порядку.
    Кельты заселили Британские острова в середине I тысячелетия до н. э. и, смешавшись с местным населением, сформировали устойчивую и очень яркую культуру, проявившуюся в двух основных вариантах: гэльском (на территории современных Ирландии, Шотландии и острова Мэн) и бриттском (на остальных землях архипелага). В середине I века до н. э. на Британию обратил свое внимание Рим; Юлий Цезарь упомянул в своих «Записках о галльской войне» о помощи, постоянно оказываемой галлам из этой страны. Цезарь совершил две экспедиции в Британию, которые не принесли значимых результатов, если не считать того, что острова попали на римские карты будущих военных действий.
    И к середине I века н. э. Британия стала римской провинцией.
    Pax Romana
    царил в Британии чуть менее четырех веков. В 383 году Максим
    Великий (Максен Вледиг валлийских сказаний) начал кампанию против императора Феодосия I, для чего вывел из Британии большую часть легионов, ослабив оборону острова. Это стало «началом конца» Britania Romana, а в 410 году император Гонорий распорядился вывести с острова остатки войск для защиты собственно Рима и подписал документ, снимающий с Британии протекторат Рима.
    Легионы ушли, а богатые земли, торговые города и римские виллы остались.
    Началась Темная Эпоха Британии, о которой мы знаем очень мало. Несомненно, что уже первые десятилетия V века стали временем мощной агрессии с севера: племена пиктов и скоттов перешли оставшуюся без защиты стену Адриана
    31
    и начали грабить бриттские земли. Согласно легендарным источникам, правивший в середине V века верховный король бриттов Вортигерн, понимая, что он не в состоянии противостоять нашествию с севера, заключил договор о военной помощи с вождями континентальных германцев — англов и саксов.
    Возглавляемые Хенгистом и Хорсой те высадились на остров и действительно сумели остановить и разбить северные племена, получив в уплату земли в
    Восточной Англии, а чуть позднее — и Кент. Именно на эти земли началось
    30
    Медовый Остров (валл. Y Fel Ynys)

    одно из древнейших имен острова Британии.
    31
    Стена Адриана и стена Антонина — грандиозные римские оборонительные сооружения, отделившие
    «дикие» северные земли (территорию совр. Шотландии) от собственно Britania Romana.
    Е
    массовое переселение с континента, причем к англам и саксам присоединились также их ближайшие «родственники» — племена ютов и фризов. Очень скоро
    Вортигерну пришлось сражаться уже с собственными бывшими защитниками...
    Именно этим временем (середина V века) датируется древнейший рунический памятник на территории Британии. В захоронении этого времени, расположенном у Кастор-бай-Норвич в Норфолке (Восточная Англия), был найден комплект из более чем тридцати костяшек для игры; все они вырезаны из бараньих костей, — кроме одной, изготовленной из таранной кости косули.
    Именно на ней находится руническая надпись, которая переводится как
    «косуля» или «[сделанный из] косули»
    32
    .
    Это очень важный памятник в силу своей древности, но еще не имеющий отношения к руническому искусству
    Британии: судя по всему, этот набор костяшек привезен с северо-востока (из
    Скандинавии?) кем-то из последователей легендарных Хенгиста и Хорсы.
    Но — вернемся к истории.
    К концу VI века пришельцы с востока заняли почти всю центральную часть острова, оттеснив бриттов в
    Уэльс и Корнуолл, где образовался целый ряд кель- тских королевств. Сами пришельцы — не без влияния местных традиций управления и не без меровингского влияния с континента, — также стали обзаводиться государственностью, образовав Гептархию — семь знаменитых англосаксонских королевств. Это были
    Сассекс, Уэссекс и Эссекс — королевства южных, западных и восточных саксов; Восточная Англия,
    Мерсия и Нортумбрия — королевства восточных, западных и северных англов; и Кент — королевство ютов. Именно на этих землях и именно во времена Гептархии шло формирование и развитие английской ветви рунического искусства.
    В VIII веке бриттские и англосаксонские королевства Британии пришли к некому подобию равновесия, но... началась эпоха викингов. 793 годом датируется первый набег данов на королевства Гептархии, и с этого момента юго-восточное побережье острова на два века превратилось в то потухающую, то вспыхивающую «зону боевых действий»...
    Викинги — датчане прежде всего, — оставили немалый культурный след на
    Британских островах, выразившийся в том числе и в рунических памятниках. В частности, это многочисленные каменные кресты с изумительной резьбой и надписями коротко-ветвистыми рунами, датируемые поздней эпохой викингов или началом Средневековья...
    Но в данной главе нас интересуют не Старшие руны первых германских дружин в Британии, и не Младшие руны поздних викингов, по следам Хорсы и
    32
    К слову, это далеко не единственный случай, когда руническая надпись на предмете «всего лишь» сообщает о его природе. Вероятно, древние мастера видели в этом определенный смысл.

    Хенгиста пришедших сюда в поисках земель и добычи.
    Здесь нас интересуют собственно английские руны — руны королевств
    Гептархии.
    Руны Семи Королевств
    Древнейшие надписи англосаксонскими рунами выполнены на различных
    «движимых» предметах, прежде всего — на оружии и ювелирных изделиях; каменные рунические артефакты в Англии немногочисленны и появились существенно позднее. Один из самых древних подобных памятников — это ножны меча, найденного в богатом мужском захоронении на острове Уайт
    (тогда он принадлежал королевству Кент). Руническая надпись на серебряной оковке устья ножен датируется VI веком; она состоит из двух коротких слов, но читается неоднозначно:
    æk
    о: ?ori
    Возможно, надпись содержит имя меча, но точно этого сказать невозможно.
    Стоит обратить внимание на то, что надпись выполнена на тыльной стороне оковки, т.е. на той стороне, которая при ношении меча на поясе не видна.
    Другой, более поздний пример — золотая брошь с гранатами, также найденная в погребении (у Кастор-бай-Норвич в Норфолке) и датируемая серединой VII века. Надпись на ней длиннее:
    luda: gibœtaesigilæ

    Разделитель здесь, как то нередко бывает в надписях классического периода, отделяет не слова одно от другого, а смысловые части фразы. Здесь, как и на знаменитой фибуле из Фрейлауберс-хейма (boso : wraetruna... «Босо начертал
    руны..»), разделитель отделяет имя собственное от остального предложения. В большинстве случаев данную надпись переводят как «Луда отремонтировал
    брошь»
    33
    .
    Любопытно использование явного латинизма: sigilæ — предположительно, «брошь»; сравн. лат. sigillum, «печать».
    Изменения, которые происходили с рунами англосаксов Гептархии, — а читатель уже мог их заметить на приведенных иллюстрациях, — имеют, вероятно, два источника.
    Первый источник — фризский: еще на континенте руны фризов начали претерпевать определенные модификации, целью которых было передать на письме изменившуюся фонетику. Так появились отдельные руны для обозначения звуков а и (а также — правда, позднее — для дифтонгов ue и ai).
    Именно эти изменения, связанные с необходимостью различения на письме звуков а, æ, о, œ, мы и видим в приведенных выше примерах. Второй вероятный источник — введение в алфавит «субрунических» символов, известных германцам задолго до вторжения в Британию, но не нашедших себе места в классическом Футарке.
    Накапливаясь, эти изменения привели к формированию в конце VII века первого собственно англосаксонского рунического строя, который мы сейчас называем «ранним англосаксонским». Он сохранил все руны классического
    Футарка, к которым добавились еще четыре руны: Осс [о], Ир [у], Эар [еа] и Ак
    [
    а]; руна Одал поменяла свое фонетическое значение с о на œ, а изначальная руна Ансуз превратилась в Аск («Ясень») и стала передавать фонему æ.
    В последующие столетия рунический ряд, используемый в Британии, продолжал расширяться, и к IX веку на севере, в Нортумбрии, появился 33- рунный строй, получивший название позднего англосаксонского или нортумбрийского.
    33
    Данное прочтение не является, на мой взгляд, однозначным. Предположив, например, неточность фиксации звуков, можно выделить gibae tae sigilae — «дал тебе (?) брошь».


    Вполне возможно, что в его создании — или формализации — принимали участие и монахи (королевства Гептархии к тому времени уже давно были христианскими); косвенно это может подтверждаться тем, что большинство надписей, выполненных рунами полного нортумбрийского строя, имеют духовное содержание.
    Имена дополнительных англосаксонских рун сохранились в целом ряде раннесредневековых манускриптов (таких, например, как Codex Vindobonensis или Codex Salisburgensis); важнейший из них, несомненно, — Англосаксонская руническая поэма. Поэма была создана в VIII—IX веках и сохранилась в манускрипте X века в библиотеке сэра Роберта Коттона.
    В XVIII веке вместе с частью библиотеки рукопись погибла во время пожара, но, по счастью, сохранились ее копии. Поэма содержит начертания рун, их фонетические значения, имена и 29 строф, посвященных каждой руне и написанных староан- глийским аллитерационным стихом. Приведу перевод фрагмента, посвященного руне f:
    Feoh
    , богатство — хорошо для всех людей; каждый щедро должен делиться им, если хочет иметь славу пред Господом...
    * * *
    Среди относительно немногочисленных (по сравнению со скандинавскими) англосаксонских рунических памятников особенно интересно рассмотреть магические артефакты. К таковым, безусловно, относятся, например, найденные в Британии брактеаты именно англосаксонского, а не скандинавского или континен- тального происхождения. Надпись на брактеате из Вэлбэк
    Хилл — l a v — наверняка заклинательная, вполне может оказаться триадным руническим заклинанием (см. главу 9 этой книги). Надпись на другом брактеате — из Андли — также не допускает перевода и является, вероятно, некой магической комбинацией рун. Не менее интересны и английские рунические кольца, изготовленные из очень разных материалов — из золота, бронзового сплава и даже из агата. Несколько экземпляров этих волшебных колец хранятся сейчас в Британском музее.
    Некоторые из весьма примечательных артефактов, изго- товленных с высоким художественным вкусом и несущих предположительно магические комбинации рун, не удается даже просто идентифицировать.

    Таков, например, найденный в Темзе предмет из позолоченного серебра с нерасшифрованной рунической надписью, — пока никто из специалистов, насколько мне известно, не сумел высказать аргументированного предположения о том, что это такое. «Обратный» пример — знаменитый скрамасакс (тяжелый боевой нож) — и тоже из Темзы. Это очень красивое и дорогое оружие, датируемое IX веком; клинок украшен инкрустацией и несет две рунические надписи. Первая из них — это 28-значный англосаксонский рунический строй (правда, руны в нем имеют несколько необычный порядок); как мы уже неоднократно замечали, подобные перечисления рун всегда воспринимались как магически значимые. Смысл второй надписи неясен, но в ней можно выделить имя
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31


    написать администратору сайта