практика. Практика. Производственная практика (научноисследовательская работа)
Скачать 0.6 Mb.
|
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ Вид, тип практики Производственная практика (научно-исследовательская работа) Обучающийся Курс 4 Факультет психолого-педагогический Форма обучения заочная Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Содержание задания на практику (перечень подлежащих рассмотрению вопросов): планирование научно-исследовательской работы (обоснование темы исследования; составление плана, подготовка обзора по избранной теме), определение методологии исследования: цели, задачи, гипотеза, объект, предмет, определение выборки исследования, методов исследования, проведение экспериментального исследования по выбранной теме, интерпретация, качественный и количественный анализ результатов исследования, их обобщение и критическая оценка, оформление отчета по практике Дата выдачи задания 26.09.2020 г. Руководитель практики от Института __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Согласовано: Руководитель практики от Профильной организации __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Ознакомлен: Обучающийся __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Заключение руководителя о выполнении задания практики: Студент(ка) Г И.С. проходила производственную практику на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ с 28.09.2020 г. по 10.10.2020 г. Все задания по практике выполнены в полном объеме. За время практики Г И.С. проявила себя как добросовестный исследователь, владеющий методологией и методикой научно-исследовательской работы Руководитель практики от Института __________________ А.Ю (подпись) (И.О. Фамилия) РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Вид, тип практики Производственная практика (научно-исследовательская работа) Обучающийся Курс 4 Факультет психолого-педагогический Форма обучения заочная Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Место прохождения практики О гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, кафедра психологии и педагогики (ПП) Срок прохождения практики: с 28.09.2020 г. по 10.10.2020 г. Руководитель практики от Института ., зав.кафедрой ПП Руководитель практики от профильной организации ., зав.кафедрой ПП
Руководитель практики от Института ___________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Руководитель практики от профильной организации ___________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Министерство образования и науки Российской Федерации О ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Психолого-педагогический факультет Кафедра психологии и педагогики ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (научно-исследовательская работа) «Изучение проявлений собственного творческого мышления» ОГУ 44.03.02.3015.02. ОО Руководитель работы к.пс.н. ___________А "_____"______________2020. Исполнитель студент группы З-17 ППО(б)ПСП _______________ И. "_____"_________________2020г. Орск 2020 База исследования: Студент(ка) И.С. проходила производственную практику на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ с 28.09.2020 г. по 10.10.2020 г. Категориальный аппарат исследования: Современная жизнь очень многообразна и сложна в своих проявлениях и требует от человека не стандартных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой реакции, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, тенденции к самовыражению и проявлению всех способностей. Вопросы творчества, творческой личности и творческого мышления рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Но что такое это нестандартное мышление? Почему большая часть людей довольствуется обычными для своего времени и окружения, решениями, а другие предлагают совершенно новые, необычные идеи? Данная работа посвящена изучению вопроса исследования особенностей творческого мышления. Важность психологического изучения мышления состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы. Таким образом, тема работы является актуальной. Цель работы: рассмотреть особенности творческого мышления, а также его развитие, описать и проанализировать специфику проявлений собственного творческого мышления. Объект исследования: процесс развития творческого мышления Предмет исследования: условия развития творческого мышления Задачи Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; Раскрыть сущность понятий по данной теме; Подобрать методики для диагностики творческого мышления; Проанализировать результаты экспериментального исследования. Гипотеза: определенные условия способствуют проявлению творческого мышления. Методология - теоретическая основа исследования: В данной работе мы основывались на трудах отечественных исследователей Я.А. Понамарева, С.О. Грузенберга, В.Н. Дружинина и др., и американского психолога Дж. Гилфорда. Методы исследования: в качестве исследования был использован фигурный тест Е. Торренса. Обзор научных источников по теме Исследователи с давних времён стремились познать творчество как предмет, создать «теорию творчества», осуществляя многократные попытки её построения. Наиболее полное представление об истории, направленности и характере теории творчества, на наш взгляд, даётся в работах С.О. Грузенберга [10, 12]. Исследователь классифицирует несколько типов теорий творчества. Это – философский тип, имеющий две разновидности: гносеологическую и метафизическую. Для философского типа характерно сближение с гносеологией; главная задача этого типа теории творчества – познание мира в процессе художественной интуиции (А. Бергсон, Мен де Биран, Н.О. Лосский, Платон, А. Шопенгауэр и др.). Рассматриваемая же ведущая проблема метафизического типа – раскрытие метафизической сущности в религиозно-этической интуиции (Ф. Аквинский, К. Ксенофан, В.С. Соловьев, Ф. Шеллинг). Психологический тип теории творчества связан с рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, творческого экстаза и вдохновения, объективизации образов творчества первобытных народов, толпы, детей, творчества изобретателей (эврилогия), особенностей бессознательного творчества. Следующий тип теории творчества, выделенный С.О. Грузенбергом, – интуитивный тип с эстетической и историко-литературной разновидностями [10]. Проблема первой разновидности – раскрытие метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (А. Бергсон, Ф. Ницше, Платон, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг и др.). Главными являются вопросы художественной интуиции в музыке, живописи, архитектуре и ваянии, вопросы зарождения художественных образов, происхождения художественных произведений, восприятия слушателя, зрителя. Вторая разновидность – историко-литературная (А.Н. Веселовский, В. Дильтей, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня и др.). В этой теории объектом изучения учёных выступает народная поэзия, мифы и народные сказки, ритм в поэзии, литературные импровизации, психология читателя и зрителя. В результате исследований всей многообразной палитры теории творчества С.О. Грузенберг пришёл к выводу, что теория творчества не может быть отнесена к числу научных дисциплин. Это объясняется тем, считает С.О. Грузенберг, что имеющаяся теория является лишь тенденциозной группировкой отрывочных фактов и случайных эмпирических данных, «выхваченных» без всякого метода, без всякой системы и связи из разных областей наук и философского толкования человеческой сущности. [12]. В 20-м столетии изучение проблемы творчества находится под влиянием новых жизненно-важных требований общества. Научно-техническая революция, совершающаяся во второй половине двадцатого века, выдвигает условия к новым исследованиям творчества. Научные теории творчества, существующие ранее, считает Я.А. Пономарёв [26], недостаточно отражали уровень понимания природы творчества. Это касается, прежде всего, по Я.А. Пономарёву, отсутствия надёжных критериев для отличия творческой деятельности от нетворческой и природы психического (выражающегося в трактовке психического как конкретного, тесно связанного со сведением психического к идеальному) [26]. Психология творчества в России начала формироваться в трудах потебистов, ветви теории словесности, истории литературы и искусства. Предпосылкой к развитию этого направления послужили философско-лингвистические работы А.А. Потебни, изучавшего вопросы развития грамматического строя языка. На первом этапе зарождения психологии творчества как науки основной акцент ставится на интуитивный момент. Он обозначается как специфически психологический предмет исследования в общей проблеме творчества и как кульминационный пункт творческого процесса. В середине 50-х годов в научных публикациях отмечается возрождение психологического анализа процесса творческого акта, но уже на уровне более глубокой дифференциации общего подхода к проблеме творчества (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Кедров и др.). [17]. Исследования Б.М. Кедрова были посвящены, в частности, вопросам теории научного открытия в которых он уделил особое внимание изучению механизма интуиции, понимая ее как случайную ассоциацию, как эффект пересечения ранее не связанных событий. [14]. Таким образом, в психологической науке того времени был выделен круг общих проблем исследования творчества: – анализ творчества как конкретного явления с целью определения в нём специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей; – синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом определённой творческой деятельности, ростом творческого потенциала. Итак, природа творчества сложна и противоречива. Большинство исследователей во взглядах на творчество сходятся в следующем: творчество - специфически человеческое явление, родовая, сущностная характеристика человека. Творчество - форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию [1]. Чтобы адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации, необходимо самостоятельно, творчески мыслить. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей [27]. творческое мышление изучается многими учеными и до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность. Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой. Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон [5], который совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. Однако, на наш взгляд, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной особенности творческой личности приведена В.Н. Дружининым [13]: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках». Организация экспериментального исследования Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается. Цель проводимого исследования: выявить уровень сформированности и специфику проявлений собственного творческого мышления. Результаты исследования В качестве исследуемого я выполняла следующие тестовые задания: Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нужно было нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка взять цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирала голубой. Так же необходимо дать название своему рисунку. Овал был взят за основу – это голова зайца, затем изобразила остальные части, дополнительно введены цвета фиолетовый и розовый, черный, рисунок см. в приложении. Было дано название рисунку – Зайка-побегайка. Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисовать десять незаконченных стимульных фигур. А также придумать название к каждому рисунку. Рисунок № 1 – изобразила ангела с крыльями и нимбом на голове, выбрала голубой и оранжевый цвета (нимб), название – «Небесный ангел». Рисунок №2 – изобразила деревянный бревенчатый домик с петушком на крыше, окно со ставнями, трубу с дымом и забор. Используемые цвета: зеленая трава, красный петушок, желтые бревна, оранжевые ставни и коричневый забор, название – «Сказочный домик». Рисунок № 3 – изобразила лодку под парусом, цвета- красный – флажок, лодка коричневая, голубая вода, название – «Белеет парус одинокий.». Рисунок № 4 – изобразила кошку коричневого цвета, название- «Кошка, которая гуляет сама по себе». Рисунок № 5 – изобразила золотую рыбку, использовала красный и желтый цвет и для воды – голубой, название – «Исполнительница желаний». Рисунок № 6 – изобразила лыжника, скатывающегося с горы, использовала красный и желтый цвет для лыжника, и для горки синий цвет, название – «Эх! Прокачусь!» Рисунок № 7 – изобразила санки и собакой на них, которые катятся с горки, использовала цвета – синий, зеленый, красный, название – «Едут с горки ледяной голубые санки» Рисунок № 8 – изобразила щит зеленого цвета в центре на желтом фоне розу красного цвета, название – «Иль на щите, иль со щитом» Рисунок № 9 – изобразила верблюда коричневого цвета на фоне желтых барханов, название – «Корабль пустыни». Рисунок № 10 – изобразила новогоднюю елку зеленого цвета, украшенную разноцветными огоньками со звездой и падающий снег (голубой), название – «Новогоднее настроение». Субтест № 2 см. в приложении Сначала мне нужно было определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Так, как нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершёнными фигурами. Во всех моих рисунках основное условие выполнения задания – использование исходного элемента, было выполнено, т.е. все ответы релевантные. Затем, каждый рисунок соотнесла с одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определила номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Так, как оригинальность была оценена 1 балл и выше одного балла, то соответственно использовался список № 1 и №2. Субтест 1 – из цветных овалов я выбрала голубой, он стал основой моего рисунка – это голова зайца, затем я дорисовала остальные части тела зайца. В соответствии со шкалой оценила его оригинальность в 1 балл. Субтест 2: Фигура № 1 в соответствии со списком №2 Ангелыи другие божественные существа, их детали, включая крылья, оценивается за оригинальность в 2 балла, категория (3), а я изобразила ангела с крыльями и нимбом на голове. Фигура № 2 в соответствии со списком №1 Строение:дом, и т.д. - оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (13), а я изобразила деревянный бревенчатый домик с петушком на крыше, окно со ставнями, трубу с дымом и забор. Фигура № 3- в соответствии со списком № 1 Парусный корабль, лодка оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (9), а я изобразила лодку под парусом. Фигура № 4 – в соответствии со списком № 1Кот, кошка оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (4), а я изобразила кошку. Фигура № 5 – в соответствии со списком № 2 Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог оценивается за оригинальность в 2 балла, категория (27), а я изобразила золотую рыбку. Фигура № 6 – в соответствии со списком № 1 Человек: мужчина, женщина оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (37), а я изобразила человека, скатывающегося с горы. Фигура № 7 – соответствии со списком № 2 Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис палочек оценивается за оригинальность в 2 балла, категория (48), а я изобразила санки и собакой на них, которые катятся с горки. Фигура № 8 – в соответствии со списком № 1 Щит оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (67), а я изобразила щит зеленого цвета в центре на желтом фоне розу красного цвета. Фигура № 9 – в соответствии со списком № 1 Верблюд оценивается за оригинальность в 1 балл, категория (4), а я изобразила верблюда в пустыне. Фигура № 10 – в соответствии со списком № 2 Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма оценивается за оригинальность в 2 балла, категория (49), а я изобразила новогоднюю елку, украшенную разноцветными огоньками со звездой и падающий снег. Таким образом, оригинальность выполненных работ, оценено было в общем итоге Субтест 1 – 1 балл, Субтест 2 – 15 баллов (за общее количество законченных фигур). Затем, в соответствии с инструкцией, определены были баллы за разработанностькаждого ответа. Субтест 1 – 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа; 1 балла – за разработанность внутренних деталей; и в итоге общая сумма составляет 2 балла. Субтест 2. Фигура №1 – за изображение крыльев, нимба, рук и ног (существенная деталь общего ответа) 1 балл; 1 балл за специальную штриховку и 1 балл за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 3 балла. Фигура №2 – за изображение петушка (на крыше домика), трубы, наличников, бревен, забора (существенная деталь общего ответа) 1 балл, 1 балл за специальную штриховку и 1 балл за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 3 балла. Фигура № 3 – за изображение флага, паруса, лодки и волн (существенная деталь общего ответа) 1 балл, 2 балла за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа, 1 балл за вариацию исполнения и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 4 – 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа; 1 балл – за разработанность внутренних деталей; 1 балл – за штриховку; 1 балл – за каждую вариацию оформления и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 5 - 1 балл – за разработанность внутренних деталей; 1 балл - существенная деталь общего ответа; 1 балл – за штриховку; 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 6 – за изображение лыж, лыжных палок, шапочки, горки (существенная деталь общего ответа) 1 балл; 1 балл – за штриховку; 2 балла получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 7 – за изображение собаки, санок – 1 балл; 1 балл – за разработанность внутренних деталей; 1 балл – за штриховку; 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 8 – за изображение щита, внутреннего украшения – 1 балл; 1 балл – за разработанность внутренних деталей; 1 балл – за штриховку; 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 9 – за каждую существенную деталь общего ответа изображение фигуры верблюда – 1 балл; 1 балл – за штриховку; 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа; 1 балл за разработанность деталей и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Фигура № 10 – за каждую существенную деталь общего ответа (звезда, ветки ели, огоньки, снежинки) – 2 балла; 1 балл – за штриховку; 1 балл получен за цвет, так, как он дополняет основную идею ответа и в итоге общая сумма составляет 4 балла. Таким образом, разработанность составляет в общей сумме 38 баллов. Показатель беглости определяется подсчетом числа завершенных фигур. А так, как все фигуры были завершены, то он составляет максимальный балл – 10 Далее определяем шкалу «Абстрактность названия», которая выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. В соответствии с приведенными показателями в 1 балл оценивается простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, к таковым ответам относятся следующие: Субтест№1 – «Зайка-побегайка». Субтест № 2: Фигура № 1 – «Небесный ангел»; Фигура № 2 – «Сказочный домик»; Фигура № 3- «Белеет парус одинокий»; Фигура № 9 – «Корабль пустыни»; Фигура №.7 – «Едут с горки ледяной голубые санки» И соответственно в 2 балла оцениваются образные описательные названия и к ним отнесены были следующие: Фигура № 4 – «Кошка, которая гуляет сама по себе»; Фигура № 5 – «Исполнительница желаний»; Фигура № 6 – «Эх! Прокачусь!»; Фигура №10 – «Новогоднее настроение»; Фигура № 8 – «…Иль на щите, иль со щитом». Суммируем полученные данные и в итоге получаем 16 баллов. Показатель гибкости получаем в соответствии с инструкцией - Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Соответственно рассмотрим категории ответов: Фигура № 1 – категория – 3; Фигура № 2 – категория – 13; Фигура № 3 – категория – 9; Фигура № 4 – категория – 4; Фигура № 5 – категория – 27; Фигура № 6 – категория – 37; Фигура №7– категория – 48; Фигура № 8 – категория – 67; Фигура № 9 – категория – 4; Фигура № 10 – категория – 49, теперь зачеркнем повторяющие номера – это Фигура № 4 и Фигура № 9 у них одинаковая категория -4, затем суммируем полученные показатели и в итоге у нас 254 балла. Затем все полученные результаты сведем в таблицу 1: Таблица 1 Уровень креативности по Торренсу
В соответствии со шкалой 67 баллов соотносится с определением -выше нормы. Я получила большое удовольствие от выполненной работы. Эта работа помогла мне узнать, насколько хорошо я умею выдумывать новое и решать разные проблемы. Мне потребовалось все мое воображение и умение думать. Выводы и рекомендации по результатам исследования В данной работе был проведен анализ теоретических аспектов проблемы творчества и проявлений творческого мышления личности. Выделен круг общих проблем исследования творчества: анализ творчества как конкретного явления с целью определения в нём специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей. Изучив эти аспекты творчества, ряд учёных доказывает, что психология творчества – это не собирательное название, а область знания, исследующая одну из его сторон, движение которой подчинено психологическим закономерностям. Отмечается, что последние два десятилетия теории творческого познания сохраняют проблематичность психологических аспектов понимания природы творчества. Из анализа литературы мы выяснили, что творческое мышление — это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека. Творческое мышление изучается многими учеными, но до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность. Проанализировав научную литературу, мы выявили условия, способствующие проявлению творческого мышления: Первое условие: способность к творчеству должна, целенаправленна, формироваться в процессе психического развития личности. Второе условие, успешного развития творческого мышления вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Третье условие, наличие внутренней и внешней мотивации. Четвертое условие, стабильное эмоциональное состояние, высокая самооценка. Пятое условие, достаточно высокий уровень интеллекта. Результаты исследовании собственного творческого мышления (Тест креативности Торренса) показали, что общий уровень креативности выше нормы. Полученные в результате анализа содержания рисунков невербальной батареи Торренса данные показывают, что в процессе социализации личности формируются внутренняя картина мира, репрезентативные когнитивные структуры, отражающие специфику поведения, которые впоследствии не только определяют восприятие окружающего мира, но и управляют творческой активностью. Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческое мышление является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческому мышлению характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. 6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентовВ процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Структурное содержание современной ТРИЗ-педагогики можно представить как взаимосвязь таких направлений как развитие творческого мышления, развитие творческого воображения, развитие творческой личности. К основным свойствам творческого мышления относятся: умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации, способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов. Примеры упражнений на развитие творческого мышления: Упражнение «Если бы…» Давайте пофантазируем. Вот если бы люди были не такими, какими они есть, а обладали другими признаками, как бы изменилась наша жизнь? Например, все люди стали стеклянными. Где жили? Чем питались? Какая у них была одежда? Транспорт? Развлечения? Внешние данные? Как бы они учились? Работали? Чего опасались? Как бы они рождались и умирали? ….. Упражнение можно проводить несколько раз, называя разные признаки: ватные, песочные, мыльные, резиновые и т.д. Итогом работы может быть «портрет моих признаков». Какими признаками и для чего хотели бы обладать сами студенты. Признаки могут быть как реальные (смелый, умный, внимательный…), так и фантастическими (невидимый, компьютерный…). Упражнение «Фантастические продолжения» Преподаватель называет какое-либо реальное событие. Нужно придумать необычные последствия. Например: нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Этот портрет стали использовать как подслушивающее устройство. Упражнение «Ускорение-замедление» В сказках часто встречается выражение: «Не по дням, а по часам…» Так говорят, когда что-то происходит очень быстро. Но бывают сказки, в которых время замедляется или даже может остановиться. – А вы хотели, чтобы так было «по правде»: ребенок родился – через день уже взрослый? Почему? – А сели бы наоборот: детство длилось сто лет, что было бы хорошего, а что – плохого? – Интересно, а разные люди ускорили бы одно и то же событие или разные? Почему вы так думаете? – Представьте себе, что изобрели прибор, при помощи которого можно ускорять и замедлять разные события. Что бы вы ускорили, а что – замедлили? Почему? Упражнение «Прогнозирование» Когда люди хотят усовершенствовать предмет, придумать, каким он станет в будущем, они могут «просто» выдумывать. Но если вы хотите, чтобы ваши мысли осуществились, ход мысли нужно правильно выстроить. Для этого существуют специальные правила (алгоритм). Первый шаг: выбираем объект для усовершенствования и называем его функцию. Второй шаг: анализ, что хорошего и что плохого есть в данном объекте. Третий шаг: прогноз (объект в будущем). Предлагаются три уровня прогнозирования: 1 уровень – объект без отрицательных свойств; 2 уровень – объекта нет, его функция выполняется. 3 уровень – объекта нет, и его функция не нужна. Упражнение «Что заметили?» (найти ошибку) Упражнение «Хорошо-плохо» Выявить сильные и слабые стороны объекта или явления. Например: Список использованных источников. 1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука / Г.С Альтшуллер, - М.: Просвещение, 2002. - 287с. 2. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности / Г.С Альтшуллер, И. М. Верткин, - М.: Кишинев, 2005.- 328с. 3.Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12. 4.Бухвалов В. А. Алгоритмы активизации творческого мышления / В. А. Бухвалов // Школьный психолог. -2004. - № 4. 5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев, - М.: Просвещение, 2004. - 321с. 6.Вазина К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен: монография / К.Я. Вазина - М.: ВЛАДОС, 2006. - 295 с. 7.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский, - М.: Просвещение, 1991. - 93с. 8.Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик. // Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 45. 9.Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б. Гатанов. // Психологическая наука и образование. -1998. - № 1. 10. Грузенберг С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг, - Минск, 2009. -367с. 11.Громов Е.С. Художественное творчество / Е.С. Громов, - М.: Просвещение, 2007. - 287с. 12. Грузенберг С.О. Гений и творчество / С.О. Грузенберг, - СПб.: Питер, 2007. - 241 с. 13.Дружинин В. П. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. -М.: Академия, 2006. - 224с. 14. Кедров Б.М. Научное открытие и информация о нём / Б.М. Кедров - М.: Академия, 2007. - 117с. 15. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 2004. 16.Козырев, А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырев, - Пенза: НМЦ ПГОО, 2004. - 344 с. 17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев, - М.: Просвещение, 2007. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев, - М.: Просвещение, 2007. 19. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер, - М.: Знание, 2009. 20. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я Лернер, - М.: Знание, 2004. - 64 с. 21.Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук, - М.: Наука, 2008. - 133 с. 22. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу, - М. .: Знание, 2004. 23. Мирская Е.З. Ученый и современная наука / Е.З. Мирская - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 112 с. 24. Никольская О.Л. Творческая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций / О.Л. Никольская // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2015. - Вып. 2 (8). - с. 69-80. 25. Овчарова, Т. Н. Нужна ли нам творческая личность / Т. Н. Овчарова // Педагогическое обозрение, - 1995. - № 3. - с.56-57. 26. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарёв - М.: АПН РСФСР, 1990. 27. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 2006. - 237с. 28. Просецкий П.А., Семиченко В. А. Психология творчества / П.А. Просецкий, В. А. Семиченко, - М.: Прометей, 2009. 29. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении / В.Н. Пушкин, - М.: Просвещение, 2007. 30.Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый, - М.: Просвещение, 2006. - 432с. 31.Самигуллина Г. С. Развитие творческого потенциала личности: автореф. / Г. С. Самигуллина, - Казань, 2006. - 98 с. 32. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов - М.: Просвещение, 2007. - 332с. 33.Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник, - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 116 с. 34. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский, - М.: Знание, 1988. (серия «Педагогика и психология» № 8, 1988). 35. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя / П.М. Якобсон, - М.: Просвещение, 2007. - 192с. |