Воображение. Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной психологии
Скачать 281 Kb.
|
Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение Борисоглебскаясредняяобщеобразовательнаяшкола№ 2 « Развитие творческого воображения старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования». Работа выполнена: Соколовой Татьяной Викторовной педагог- организатор П. Борисоглебский 2015г. Оглавление Введение ………………………………………………………………………3 Глава I. Обзор состояния вопроса в научно методической литературе. Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….6 Воображение и его виды…………………………………………………..8 Способы создания образов воображения ………………………………..10 Критерии творческого воображения……………………………………...11 Развитие воображения в дошкольном возрасте…………………………..14 Воображение ребёнка в рисовании………………………………………...15 Роль техники рисования в создании изображения………………………..16 Глава II Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. 2.1 Диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………19 2.2 Экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………22 2.3 Результаты экспериментальной работы…………………………………..29 Заключение…………………………………………………………………32 Литература………………………………………………………………….34 Приложение. Введение. Человечество никогда не достигло бы современного уровня развития, если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность – умение воображать, представлять. Благодаря воображению человек живёт как минимум в двух мирах: реальном и воображаемом. Воображение необходимо нам в разных видах деятельности. Творческое воображение нам необходимо вдвойне: без него жизнь вокруг станет серой и неинтересной. Воображение помогает в общении с окружающими, помогает лучше понять других людей, позволяет взглянуть на то или иное событие с разных позиций. Более того, психологические исследования показывают, что люди, обладающие богатым воображением и способностью придумывать интересные идеи, пользуются авторитетом и популярностью. Значит воображение является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет (31, с.4). И если в этот период воображение специально не развивать в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир и пытаются отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности предоставляются им в изобразительном творчестве. В последе время всё чаще вызывает интерес нетрадиционные техники рисования. Опыт многих педагогов свидетельствует, что рисование необычными материалами и в оригинальной технике позволяет детям прочувствовать многоцветовое изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира, формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения. Исходя из вышесказанного, считаем, тема нашего исследования «Развитие творческого воображения старших дошкольников через нетрадиционные техники рисования» актуальна и на данный момент недостаточно изучена. Цель работы: изучение влияния нетрадиционных техник на развитие творческого воображения старших дошкольников. Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и определения педагогических условий, необходимых для развития творческого воображения у дошкольников средствами изобразительной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников средствами организации занятий по нетрадиционным техникам рисования. Задачи исследования. Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме развития у дошкольников творчества и на основе её анализа выявить основные компоненты в развитии творческого воображения. Познакомиться с терминологией по проблеме исследования. Разработать и апробировать серию занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на формирование творческого воображения. Провести диагностику развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике Е. Торренса. При написании выпускной квалификационной работы нами использованы следующие методы научно-педагогического исследования: Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме. Диагностика творческого воображения детей. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческого воображения детей. Гипотеза: полагаем, что проведённая в рамках исследования серии занятий по нетрадиционным техникам рисования положительно повлияют на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Глава I. Обзор состояния вопроса в научно-методической литературе. Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной психологии. Современная отечественная и зарубежная психология рассматривает воображение как важную сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций. Проблемой развития воображения детей занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Выгодский Л.С., Дьяченко О.М., Давыдов В.В., Синельников В., Торренс Е., Вернер Х., и др. В 30-ее годы XX столетия вышла книга известного отечественного психолога Л.С. Выгодского «Воображение и творчество в детском возрасте». Автор подробно рассмотрел психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. До сих пор психологический очерк не потерял своей актуальности и практической ценности. По мнению Л.С. Выгодского (4, с 92), для создания новых образов необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Иначе говоря, даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие мышления, воображения, а вместе с тем овладение произвольностью, самостоятельностью и свободой действий. Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. Функция воображения – построение и создание образов – была признана важнейшей человеческой способностью (Р. Ассаджиоли, 1965). В работе Х. Вернера (1957) была впервые сформулирована идея стадиальностиразвёртывания воображения, связанная с операциональным характером умственного развития. В настоящее время отмечается переориентация исследователей на изучение качественных особенностей детского воображения и творчества. Несмотря на большой объём полученных данных, проблема воображения остаётся малоразработанной (30, с69) В 1990 г. Дьяченко О.М. написала докторскую на тему «Развитие воображения в дошкольном детстве». Ольга Михайловна показала, что воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют в своих онтогенетических преобразованиях другие психические процессы. Как восприятие, память и внимание, воображение из непосредственного постепенно превращается в опосредствованное, причём основным средством овладения им со стороны ребёнка являются, как было показано в своё время А.В. Запорожцем, модельные представления и сенсорные эталоны. (22, с184) К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро (такие дети, по данным О.М. Дьяченко, составляют одну пятую часть всех детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации. В процессе исследования воображения детей применяется разнообразные методы, главными из которых являются содержательный анализ детских рисунков, представлений и продуктов фантазии ребёнка. Рисунок показывает, каким видят мир дети. Правда однозначных выводов об этом на основе анализа детских рисунков сделать нельзя, так как художественно-изобразительные умения детей ещё слабо развиты. Ребёнок обычно видит и может представить себе гораздо больше того, что он в состоянии изобразить (23, с 409). В современных психологических исследованиях, воображение рассматривается как всеобщее свойство сознания.благодаря этому свойству, порождается и создаётся образ окружающего мира. Поэтому воображение можно характеризовать как образное конструирование содержание понятия о предмете ещё до того, как это понятие сложится. Воображение и его виды. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность.однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Воображение бывает пассивным, когда образы возникают в нашем сознании без особого волевого усилия, и активным, когда для создания образов воображения требуется достаточно большое волевое усилие. Пассивное воображение, в свою очередь, может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренные образы воображения – это грёзы и в какой то степени сны. А преднамеренные – это мечты и фантазии. Мечты – это образы желаемого будущего, в осуществление которого мы верим, но не уверены, что оно сбудется. Фантазии – это то же образы будущего, но в их осуществлении мы вовсе не верим. Активное воображение бывает двух видов: воссоздающее, когда мы воображаем образы по описаниям, рассказам, картам, чертежам и т.д. и творческое, когда мы создаём образы новых, оригинальных предметов, или явлений, которые могут быть реализованы в ценных продуктах. (например в рисунках). Таким образом, воображение – это сложный психический процесс, который лежит в основе творчества не только взрослого человека, но и ребёнка. Исходя из темы нашей работы подробно рассмотрим способы воображения, т.к. именно они способствуют развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста. Способы создания образов воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о способах воображения предлагаем схему №1. схема №1. Воссоздающее (создание образа по его описанию) Творческое (создание принципиально новых образов) АНАЛОГИЯ СИНТЕЗ СПОСОБЫ Акцентирование Типизация Схематизация Гиперболизация Агглютинация воображение Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило они используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно.первый такой способ – агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица. Второй способ – гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить Карлик Нос, Гулливер. Третий известный способ создания образов фантазии – схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчётливо прорабатываются основные черты сходства. Четвёртым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д. Пятый способ – акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчёркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу.это близкая аналогия. Космический корабль – отдалённая аналогия с морским кораблём. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития. (31, с 49) Критерии творческого воображения. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале, выдвинули оригинальный подход к проблемам диагностики творческого потенциала детей дошкольного возраста. Они выделили следующие креативные способности. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может выписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поседения» предметов в этих условиях (20, с 52) Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной зарубежной психологии отпираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов. Методологической основой большинства этих работ является теория творческого (креативного) интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями. Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности), которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности: - интеллектуальная творческая инициатива – направленность на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности; - широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения, обобщения явлений, не имеющих очевидных связей; - беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей; - оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения). На основе этой теории были созданы некоторые тесты, где данные факторы являются показателем творческих способностей ребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом (30, с 69). Признанный авторитет в области исследований детской креативности Е. Торренс сделал попытку выделить «индикаторы» творческих способностей, которые могут быть обнаружены при решении ребёнком специально подобранных тестовых задач. Уровень развития творческих способностей определяется на основании статистической оценки ряда показателей: - оригинальности; - гибкости мышления; -тщательности разработки плана решений. Аналогичные компоненты оценки творческого воображения мы находим у Немова Р.С. в психодиагностики (24, с 83) Оригинальность образов – способность порождать новые нестандартные идеи. Богатство фантазии – разнообразие образов. Детализация образов – глубина, проработанность. Эмоциональность образов. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Воображение и эмоции в жизни ребёнка нераздельны. (31, с 83) Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определённо, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от пяти до 12 лет.этот период учёные называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Опыт ребёнка и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны «Поле неопределённости» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребёнок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Воображение претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Старший дошкольник характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем и творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Этот период – сензитивный для формирования фантазии. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должно иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи педагогам и родителям необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Воображение ребёнка в рисовании. В 40-50 годы XX в. детское рисование сделалось предметом не только педагогических, но и некоторых психологических исследований: Н.Н. Волков («Восприятие предмета и рисунка»), Е.И. Игнатьев («Психология изобразительной деятельности детей»), В.И. Кириенко («Психология способностей к изобразительной деятельности») и др. Во всех этих работах подчёркивается значение детского восприятия и представлений для развития детского рисунка. (28, с.41) Исследования учёных показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных (двигательных) и других способностей ребёнка. Но особое значение занятия изобразительным искусством имеют для развития воображения. (26, с.9) Способность воображения как специальная способность направлена на творческое созидание образа и сюжета в рисунке. Она связана со способностью оперировать представлениями и с развитием конкретнообразного мышления. Способность воображения развивается у разных детей в очень не равной степени. (28, с.155) Даже свойственное детям фантазирование характерно лишь для некоторых из них. Образы воображения детям легче выразить словами, чем рисунками, из-за сложности и текучести этих образов. Достаточно полное выражение их в рисунке – очень высокое достижение для детей дошкольного возраста. Некоторые детские рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения у ребёнка, хотя такие факторы, как отсутствие одобрения, неправильное воспитание, неподходящая окружающая среда, вносят свои коррективы в развитие творческого воображения большинства детей, исключая немногих счастливчиков, родители которых не занимаются огульной критикой их рисунков («Какая мазня!»), а доброжелательно относятся к любым проявлениям детского творчества, подсказывая и показывая ребёнку некоторые приёмы «правильного» рисования. Роль техники рисования в создании изображения. Изучение детских рисунков свидетельствуют о том, что обучение техника рисования в дошкольных учреждениях уделяется ещё мало внимания. (19, с.3) Чтобы в дошкольные годы каждый ребёнок испытал радость творческого созидания, необходимо сформировать у детей ручную умелость, которая позволила бы детям свободно и творчески «создавать» изображения любых заинтересовавших их предметов и явлений. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. По мнению Комаровой Т.С., необходимо учить детей разнообразной технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчёркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребёнка и лучше всего под руководством взрослого. В настоящее время, наряду с рисованием традиционными материалами (карандаши, мелки, краски) возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования с помощью пальцев, воска, клея, стекла, ниток и т.д. Такие техники как «ниткография», «кляксография», «выдувание», «набрызг» - вызывают интерес у многих педагогов и родителей. В последнее время всё чаще стали появляться публикации об использовании нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте. Это статьи М. Шкляровой «Рисуйте в нетрадиционной технике», Л. Колобовой «Путешествие по стране Рисовандии», напечатанные в журнале «Дошкольное воспитание». В 2005 году под редакцией Казаковой Р.Г. вышло пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники». В нём описывается более 30 нетрадиционных для отечественного дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детского творчества. В зарубежной педагогике давно практикуются нетрадиционные способы рисования. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляют всё время придумывать, чтобы разнообразить детское творчество и расширить их знания, умения и навыки. Опыт многих педагогов свидетельствует, что рисование необычными материалами в оригинальной технике положительно влияет на развитие творческого воображения дошкольников. Выводы по I главе. Выделяя общие аспекты развития воображения детей, мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребёнка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию. Этому в значительной мере способствует изобразительная деятельность и использование нетрадиционных техник рисования. Из выше сказанного следует то, что формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей задачей. Именно воображение способствует обогащению опыта ребёнка, реализации замыслов в продуктивных видах деятельности. Для нас является важным моментом, чтобы дошкольное изобразительное искусство было неповторимым, особенным. Поэтому важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие, в конечном счёте, создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях: учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, привычном. |