Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятие №6 «Чудесный лес».

  • 2.3 Результаты экспериментальной работы.

  • Диагностика уровня развития творческого воображения на заключительном этапе исследования.

  • Экспериментальная группа № Ф. Имя

  • Диаграмма уровня развития творческого воображения на начальном и заключительном этапах исследования в экспериментальной группе.

  • Воображение. Исследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной психологии


    Скачать 281 Kb.
    НазваниеИсследование воображения и творчества в отечественной и зарубежной психологии
    АнкорВоображение
    Дата27.11.2019
    Размер281 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrazvitie_voobrazheniya_sokolova.doc
    ТипИсследование
    #97275
    страница3 из 3
    1   2   3

    Занятие № 5 «Смешанная техника».

    Материалы: цветная бумага, краски, ватные палочки, фломастеры, карандаши.

    Способ получения изображения: на лист бумаги наклеивается аппликация из цветной бумаги, произвольной формы. Задача детей используя разные средства дорисовать данную форму.

    Дети смотрят на форму из цветной бумаги с разных сторон. Скоро рождаются образы. Многие дети использовали в работе карандаши и фломастеры. Но некоторые решили выбрать ватные палочки и разрисовать рисунок в технике «пунтализм» способом тычка. У мальчишек появились такие рисунки как «Робот», «Солдат», «Корабль», «Лягушонок». Задание развивает воображение, сообразительность, учит детей мыслить самостоятельно. (см. приложение №6)

    Занятие №6 «Чудесный лес».

    Материалы: листы бумаги, карандаши, краски, кисточки, фломастеры.

    Руководство: Детям выдаются листы бумаги на которых с помощью кляксографии нарисовано несколько деревьев и в разных местах, какие-либо незаконченные изображения. Ребятам предлагаются нарисовать чудесный лес. У каждого должен получиться свой лес, потом надо будет рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно придумать необыкновенные, фантастические персонажи.

    Когда рисунки готовы, педагог собирает их вместе и выставляет перед детьми. Все вместе рассматривают рисунки и отмечают оригинальные.

    Дети придумали много интересных работ: «Зелёные динозавры», «Замок феи в лесу», «Чудо-деревья с шарами», «Говорящие кусты» (см. приложение №7)

    При повторном проведении этого занятия можно использовать новые темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и т.п.

    2.3 Результаты экспериментальной работы.

    На последнем заключительном этапе экспериментальной работы мы повторно использовали тест Е. Торренса, заменив «круги» на «капли». (см. приложение №8)

    Проведение диагностики позволило получить следующие результаты (см. таблицу №4)

    таблица №4.

    Диагностика уровня развития творческого воображения

    на заключительном этапе исследования.

    Экспериментальная группа





    Ф. Имя

    Критерии

    Общий балл

    Уровень

    оригиналь-ность (мах 3 балла)

    богатство фантазии (мах 3 балла)

    Детализи-рованность (мах 2 балла)

    Эмоциональ-ность (мах 2 балла)

    1

    Гершен Диана

    1

    2

    1

    1

    5

    С

    2

    Грачёва Оля

    2

    3

    2

    2

    9

    В

    3

    Затеева Поля

    1

    2

    1

    1

    5

    С

    4

    Иванов Дима

    2

    1

    1

    2

    6

    С

    5

    Карпов Влад

    -

    1

    1

    2

    4

    С

    6

    Кобцев Андрей

    2

    3

    2

    2

    8

    В

    7

    Кобяков Даня

    2

    2

    2

    2

    8

    В

    8

    Карманов Дима

    2

    2

    2

    2

    8

    В

    9

    Матвеева Кристина

    1

    2

    1

    1

    5

    С

    10

    МладинаНасят

    3

    3

    2

    2

    10

    В







    48%

    63%

    30%

    34%







    Контрольная группа.

    11

    Поторалов Коля

    1

    1

    1

    2

    5

    С

    12

    Подобин Коля

    2

    2

    2

    2

    8

    В

    13

    Симонов Дима

    1

    2

    1

    2

    6

    С

    14

    Сирая Настя

    3

    3

    2

    2

    10

    В

    15

    Староверов Алёша

    3

    3

    2

    2

    10

    В

    16

    Суриков Илья

    1

    1

    1

    1

    4

    С

    17

    Салодовников Даня

    2

    2

    1

    1

    6

    С

    18

    Титова вика

    2

    1

    1

    1

    5

    С

    19

    Чистяков Саша

    1

    1

    2

    2

    6

    С

    20

    Шаклеин Саша

    3

    3

    2

    2

    10

    В







    57%

    57%

    30%

    34%







    Сравнивая результаты экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах, можно сделать вывод об изменении показателей в сторону увеличения

    (диаграмма 1).

      1. – оригинальность образа на 21%

      2. – разнообразие образов на 18%

      3. – детализированность образов на 2;

      4. – эмоциональность образов на 4%

    Диаграмма уровня развития творческого воображения на начальном и заключительном этапах исследования в экспериментальной группе.



    Анализ детских рисунков позволяет говорить о том, что дети стали чаще проявлять творческое воображение. Их работы отличались оригинальностью и разнообразием образов. Нетрадиционные техники рисования помогли детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, работы в разнообразных техниках получаются непредсказуемыми, интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так педагогов и родителей.

    Заключение.

    Из всего вышесказанного следует, что в реально существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

    Как показала наша экспериментальная работа использование нетрадиционных техник рисования, является эффективным средством развития творческого воображения детей.

    Успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

    1. физические условия – наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.

    2. социально-эмоциональные условия – создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

    3. психологические условия – сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованность и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    4. интеллектуальные условия– которые создаются путём решения творческих задач.

    Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей, с использованием нетрадиционных техник рисования, которая может проводиться:

    - на занятиях по рисованию;

    - в свободное от занятий время;

    - в самостоятельной деятельности детей;

    - в совместной деятельности с родителями.

    Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определённым потенциалом творческого развития обладает каждый человек, и этот потенциал надо раскрыть.

    Список литературы.

    1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства Я., 1998. – с.220-225

    2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 1982. №11. – с. 32-38.

    3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М.. Угадай как нас зовут. М., 1994. – с.88

    4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. – 93 с.

    5. Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. М., 1998.

    6. Дубовская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках / Наглядно-методическое пособие, С-Пб.: Детство-Пресс, 2003.

    7. Дьяченко О.М. особенности развития воображения умственно одарённых детей // Дошкольное воспитание. 1993 №8. – с.46-51.

    8. Дьяченко О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей. // Дошкольное воспитание. 1995. №1. – с. 46-50.

    9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996

    10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. 1988. №6.

    11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. М.: Знание, 1994

    12. Занка Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 1993 №2. – с. 54-58

    13. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. М., 1985. – с.140-145

    14. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М.: Сфера. 2005.

    15. Кожухина С.К. Путешествие в мире искусства. Я.: 2001. – с. 31-43

    16. Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребёнка. // Дошкольное воспитание. 1991. №1. – с. 58-66.

    17. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. // Дошкольное воспитание. 1991. №9. – с. 66-70.

    18. Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве. // Дошкольное воспитание. 1991. №12. – с. 56-58

    19. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие. 1994. – с. 3-16.

    20. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. // Дошкольное воспитание. 1995. №9.

    –с. 52-59. №10 –с. 62-69.

    1. Лук А.К. Психология творчества. Наука. 1978.

    2. Немов Р.С. Психология. М. 1990. –с. 183-185

    3. Немов Р.С. Психология Книга II. М. 1994.- с. 82-90.

    4. Немов Р.С. Психология том 3. Психодиагностика. М., Владос. 2000.

    5. Подъяков Н.Н.. Новый подход к развитию творчества дошкольников. М., 1990.

    6. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. М.: Интор. 1997. – с. 10-16.

    7. Пономарёв Я.А. психология творчества и педагогика. М., 1976.

    8. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М. 1965.

    9. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. 1982.

    10. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии. // Дошкольное воспитание. 1993 . №10. –с. 69-72.

    11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Я. 1996.

    12. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. С-Пб. 2003.

    13. Фридман Л.М. Психология воспитания М.: Сфера. 1999.
    1   2   3


    написать администратору сайта