протестанская этика. Протестантская этика. Протестантская этика и дух капитализма
Скачать 17.12 Kb.
|
Протестантская этика и дух капитализма Наблюдая за тем, что происходило с человечеством на протяжении его истории, мы не можем не заметить: именно на Западе были созданы «рациональные» явления культуры. «Рациональная наука» — с правилами проведения экспериментов, системой доказательств, математическими обоснованиями, лабораториями и профессиональными учеными, выполняющими в том числе функции чиновников. «Рациональная музыка» — с учением о гармонии, симфоническими оркестрами и сложными инструментами вроде органа или фортепиано. «Рациональная» система государства и права — с тщательно разработанными конституциями, парламентами, строгими юридическими схемами... Похожее было и в другие времена, и в других странах — в Индии, Вавилоне, Китае, Египте, — но именно «западная», рациональная форма стала универсальной. Аналогично обстоит дело и с промышленным капитализмом, который серьезнее всего изменил жизнь человека за последние несколько веков. Желание наибольшей материальной выгоды — свойственное человеку во все времена во всех странах — само по себе не привело (да и не могло привести) к подобной форме экономических и социальных отношений. Для того чтобы была создана и устойчиво существовала рациональная капиталистическая организация труда, были необходимы следующие факторы: — юридически оформленное отделение предприятия (и его бюджета) от домашнего хозяйства (и его бюджета); — рациональная бухгалтерская отчетность, базирующаяся на точной калькуляции (что стало возможно благодаря своеобразию западной науки); — свободный (хотя бы формально) труд. Эти факторы сложились воедино только на Западе. Однако, возможно, даже более важным фактором стал психологический — тот самый практический рационализм, столь характерный для западной цивилизации и присутствующий во всех аспектах жизни. Ознакомившись с саммари на эту книгу, вы узнаете, благодаря чему он возник, как развивался, какие особенности культуры и мировоззрения характерны для людей и стран с тем или иным исторически-религиозным укладом. Вам станут понятны причины, по которым одни страны и регионы добиваются процветания, а другие находятся в худшей экономической ситуации. Религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, изначально направленное на реформирование католицизма. В дальнейшем благодаря Реформации сформировались различные протестантские церкви и секты 1. Постановка проблемы 1.1. Вероисповедание и социальное расслоение 1.1.1. В регионах, где распространены и католицизм, и протестантизм (в той или иной своей форме), можно видеть любопытный дисбаланс: даже если протестанты в регионе являются меньшинством, они все равно преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей, квалифицированных рабочих, высшего технического и коммерческого персонала. Отчасти причины этому исторические — дело в том, что в прошлом многие богатые области и города приняли протестантскую веру. Отчасти причина — в том, что протестанты были вынуждены порвать с религиозным традиционализмом, а значит, в том числе и с экономическим. Но тут же возникает вопрос. Реформация по сути своей была заменой одного религиозного господства другим, причем куда более обременительным: так, реформаторы порицали недостаточность религиозного контроля над жизнью. Почему же это не помешало экономическому расцвету? Во времена Вебера это означало, что многие католики оставались ремесленниками, протестанты же устремлялись в промышленность и становились квалифицированными рабочими. А где это различие можно видеть сейчас и как его можно использовать? Католическая церковь, «карающая еретиков, но милующая грешников», часто требует немногого: приходить в церковь по воскресеньям, выполнять не столь частые и не столь сложные обряды... и, в общем, всё. Протестантизм же отличается тем, что жесткие религиозные требования регламентируют всю жизнь верующего, от рождения до смерти, и касаются всех сфер его жизни: и общественной, и частной. 1.1.2. Разница между католиками и протестантами становится заметна уже после окончания школ и высших учебных заведений. Католики предпочитают средние школы, а после них склонны избирать гуманитарно ориентированные профессии. Протестанты ориентированы на специализированные школы с большей учебной нагрузкой, в дальнейшем же куда чаще предпочитают техническую и торгово-промышленную деятельность. Аналогичная ситуация складывается и в рабочей среде: католики чаще довольны своим уровнем и не особо стремятся расти в профессиональном и карьерном плане, протестанты же стремятся к деятельности более масштабной и с большими перспективами. И данную разницу уже нельзя списать лишь на исторические причины. В то время, когда Царство Польское находилось в составе Российской империи Вывод: своеобразный склад психики (обусловленный воспитанием, которое, в свою очередь, зависит от культурно-религиозного уклада в семье) определяет выбор профессии. Гугеноты — французские протестанты-кальвинисты 1.1.3. Небольшое количество католиков в торгово-промышленной сфере Германии, Великобритании и Нидерландов может удивлять. Дело в том, что в этих странах они составляют меньшинство, а представители меньшинства часто стараются компенсировать подобной деятельностью свою дискриминацию на государственной службе и в определенном смысле подчиненное положение. Нонконформисты — представители религиозных организаций, отошедших от англиканской церкви Именно так было с поляками в России, с гугенотами во Франции времен Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и, конечно же, с евреями разных стран — на протяжении целых двух тысячелетий. Но католики, живущие среди преобладающего количества протестантов, не подтверждают эту закономерность. |