В.Быков Пойти и не вернуться Урок внеклассного чтения в 9 классе. В.Быков Пойти и не вернуться.Конспект урока. Противоречивость человеческого характера в повести В. Быкова Пойти и не вернуться
Скачать 16.79 Kb.
|
Противоречивость человеческого характера в повести В. Быкова «Пойти и не вернуться» Цели: Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. -Развивать умение целостного анализа художественного произведения и его эпизо- дов. -Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, выражен- ным в художественной литературе. Ход урока. I. Организационный момент. II. Слово учителя. - Посмотрите на доску. Данные рисунки и картины отражают одно событие в жизни народа. - Что вы знаете об этом ? - Верно, сегодня мы будем говорить о войне. III. «Ассоциативный ряд». - Прочитайте цитаты на доске. 1. «Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить своё достоинство». 2. «Война загоняет человека в угол. Пытается лишить его чести, оклеветать, вывернуть и перемолоть его душу. А он стоит. А он всё выносит». 3. «Речь идёт не только о силе оружия. Мои герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой». - Кому принадлежат эти слова? - Что вы знаете об авторе? (В. Быков писатель-фронтовик. Видел и пережил Быков так много, что сама жизнь его могла бы стать сюжетом для повести или романом. Например: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших есть его фамилия, а матери в своё время послали «похоронку». Спас его счастливый случай, тяжело раненный, он выполз из хаты, которую через несколько минут проутюжил танк. Это белорусский прозаик, он пишет о войне правдиво и строго). IV. Индукция. - А что такое для вас война? - Запишите свои ассоциации, связанные с этим словом. ГОРЕ РАЗРУХА СЛЁЗЫ Война ГЕРОИЗМ СМЕРТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО V. Социализация. - Прочитайте свои ассоциации. Ваши мысли совпали с мнением В. Быкова, который тесно связывает с войной два слова: героизм и предательство. Герои писателя проявляют себя в экстремальной ситуации, которая заставляет их сделать выбор между самопожертвованием и предательством. - Сегодня мы попытаемся разобраться в противоречивости человеческого характера на примере повести «Пойти и не вернуться». - Эпиграфом мы возьмём слова Василя Быкова: «Война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке». Слово учителя: Уже в конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие: люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине его души. До этого подход людей к противоречиям был достаточно простым: нужно было лишь совершить правильный выбор между какими-нибудь крайностями, между явными противоположностями. В народной сказке, например, борются силы добра и зла, причем добро и зло совершенно очевидны. Разумеется, что жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку приходилось выбирать между благородством и низостью происхождения, между разумным и неразумным поведениями. Литературный персонаж почти всегда делал выбор, и писатель предоставлял ему эту возможность выбора. В произведениях авторов XIX века в характерах литературных героев отражены внутренние противоречия, которые не могут быть разрешены в силу их одинаковой необходимости для человека. Такие противоречия называются диалектическими. Они заставляют людей искать какой-то необычный выход, не просто совершить выбор между возможностями, но найти что-то третье. - В. Быков считал иначе: «На войне люди часто стоят перед тяжким выбором: жизнь или смерть: жизнь, купленная ценой нравственного падения, или смерть от руки палачей – третьего не дано, уклониться не возможно, ты сам должен выбрать свою судьбу». - Существует ли, ребята, по-вашему мнению, «что-то третье» в выборе человека? На этот вопрос мы и попытаемся ответить. - Что мы для этого должны сделать? (Выбрать нужный эпизод для анализа, охарактеризовать героев в самый напряженный момент жизни, определить смысл жизни героев). - Мы с вами определили задачи урока. VI. Самостоятельная работа. - В человеке всегда борются два начала – добро и зло. И что победит – зависит только от человека. Распределите самостоятельно героев произведения по принципу добро или зло они совершают. Добро Зло Зоська Антон Партизаны Полицаи Старик Немцы - Обсудите в группе, выберите вариант, удовлетворяющий всех. VII. Афиширование. (вывешивание своих работ). VIII. Разрыв. - А я бы поместила Антона и в категорию добра тоже. - Приведите доказательства из текста, что Антон совершает добро. IX. Самостоятельная работа в группах. - Давайте попытаемся понять, как же случилось, что неплохой парень, по природе своей не трус и не шкурник оказался потенциальным предателем. - Давайте проследим этапы духовного падения Антона. (Антон восемь месяцев в партизанском отряде. Голубин был не из слабонервных, он был смел (но кое-кто обвинял его в гибели командира). Голубин командовал взводом – его разжаловали в рядовые. (Он затаил обиду). Он увидел карту и понял, что враги уже в центре России. Они могут взять Сталинград. Парень испугался, поэтому бежит из отряда, становится дезертиром. Он не прочь перейти на сторону немцев, обвиняет Зоську в предательстве, когда приходят партизаны. Затем решает убить её, чтобы не открылась правда). Слово учителя: Можно ли назвать Антона Голубина предателем? - Таким образом, герой этого произведения проходит свой путь от рядового Советской армии до шкурника-убийцы. В своей повести В. Быков обличает не предательство как таковое, а нравственный компромисс, который может привести к предательству. - Вспомните героев других произведений, в которых они так же пытались найти компромисс с совестью. - Вина Антона тяжелее тем, что он поднял руку на женщину, которая «была маленьким человеком на земле…», но именно она поняла сущность этого страшного человека. Найдите подтверждение этой мысли в тексте повести. («Предать, обмануть, надругаться ему ничего не стоит, потому что для него не существует моральных запретов, он всегда будет таким, каким его повернут обстоятельства. А обстоятельства на войне – вещь изменчивая, такой же скользко-изменчивый по отношению к людям будет Голубин»). - Как эти слова характеризуют сущность Антона? X. Самостоятельная работа. - Василь Быков оставил открытым финал этого произведения. Подумайте в группах, обсудите и выскажите своё мнение. (Добро не всегда, к сожалению, побеждает. Поэтому не известно, что будет с Зоськой, если её найдет Антон. Неизвестно, что её ждёт, если этот шкурник-предатель оклеветает её перед партизанами. А также автор оставляет произведение незаконченным, чтобы дать возможность читателю поразмышлять, порассуждать над прочитанным). Слово учителя: - Итак, мы с вами выяснили, что Антон- натура противоречивая. В этом и заключается его сложность. Давайте вернемся к нашему вопросу. Можно ли сказать, что герой повести ищет «что-то третье»? (Герой пытается найти компромисс между своей совестью и жаждой жизни, между нравственностью и безнравственностью). - Возможно ли найти это третье или прав Василь Быков, что третьего не дано? (Прав писатель, который считает, что выбор есть между жизнью и смертью, третьего не дано, уклониться невозможно, человек сам выбирает свою судьбу). XI. Социализация. - Как вы считаете, повесть В. Быкова актуальна для наших дней или она только памятник, свидетельство очевидца о героическом времени в нашей истории? (Произведение В. Быкова современно всегда, так как оно даёт почувствовать и понять, что недостаточно моральные решения и действия, искажения нравственного чувства во имя сегодняшней пользы – будь то на войне или без войны – неизбежно сказывается на любом отдалении, деформируя и размывая нравственные представления и расширяя сферу допустимого, простительного, «разрешенного»). XII. Рефлексия. - А теперь пришло время определить тему данной повести. Закончите предложение: «Пойти и не вернуться» – это повесть о … . Слово учителя: Это правдивая повесть о страшном времени, в котором было место хорошим людям и подлецам, порождающим зло и неправду на земле, которые запутывали себя и таких вот доверчивых сердцем людей, как Зоська Нарейко, ибо «Правда требует простоты, ложь – сложности». Так сказал ещё великий Горький. XIII. Оценки. XIV. Домашнее задание. Напишите отзыв о прочитанном произведении или сочинение-размышление «Человек-хамелеон … я такого не встречал…». |