Главная страница
Навигация по странице:

  • Примерный репертуар 2-го года обучения

  • РАЗДЕЛ I II Формирование музыкальной культуры.

  • Примерный репертуар 3-гой года обучения

  • РАЗДЕЛ I V Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

  • Требование к уровню подготовки четвертого года обучения

  • Примерный репертуар 4- го года обучения

  • Содержание программы Человеческий голос

  • Три вида певческих голосов

  • Певческие регистры

  • Здоровье и уход за голосом.

  • Подготовка вокалиста к пению

  • Мелодия

  • Метр.

  • Интонирование согласных.

  • Программа дополнительного образования. 1. Программа Н.Г. Радевич Ступеньки мастерства ОУ 28. Протокол от 2012 г Утверждаю Директор моу сош 28


    Скачать 160 Kb.
    НазваниеПротокол от 2012 г Утверждаю Директор моу сош 28
    АнкорПрограмма дополнительного образования
    Дата03.03.2023
    Размер160 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. Программа Н.Г. Радевич Ступеньки мастерства ОУ 28.doc
    ТипПротокол
    #966120
    страница2 из 3
    1   2   3

    Требования к уровню подготовки учащихся второго года обучения:

    На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее вокально-технических навыков, включаются в работу элементы исполнительства.

    В течение второго года обучения ученик должен:

    - использовать правильную певческую установку;

    - работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

    - выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные;

    - работать над чистотой интонации и выразительностью звука;

    - в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки;

    - осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно приготовиться к исполнению вокализа;

    - работать над сглаживанием регистра;

    - войти в класс вокального ансамбля, уметь слышать себя и партнеров.
    В течение учебного года необходимо изучить с учащимися:

    - мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в приделах квинты;

    -несложный вокализ (песню без текста);

    - 2-3 народные песни;

    - 3-4 несложных произведения.

    На академическом концерте в конце года учащийся исполняет:

    - 1 народную песню;

    - 1 песню из репертуара за учебный год.

    Желательно привлечь учащегося к участию в вокальном ансамбле.

    Примерный репертуар 2-го года обучения

    1. Русские народные песни «Вставала ранешенько», «В низенькой светелке», «По небу синему».

    2. Латышская народная песня «Ярче розы я девчонка»

    3. Американская народная песня «Домик над рекой»

    4. А. Гурилев «Домик крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»

    5. Ц. Кюи. Детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка»

    6. Ц. Кюи «Майский день»

    7. И. Гайдн «Мы дружили с музыкой»

    8. Э. Григ «Детская песенка»

    9. П. Чайковский «Весна», «Осень»

    10. В. А. Моцарт «Тоска по весне», «Детские игры»

    11. Р. Шуберт «Колыбельная»

    12. Р. Шуман «Мотылек», «Совенок», «Небывалая страна»

    13. А. Гаврилин «Мама»

    14. Г. Струве «Музыка»

    15. О. Хромушин «Что такое лужа?»

    16. Ю. Чичков «Песня «Шелковой кисточки», «Самая счастливая песня»

    17. А. Спадавиккиа «Песня Золушки»




    Тема

    Теоретическая часть

    Кол-во часов

    Практическая часть

    Кол-во часов

    Общее количество часов

    Дата




    РАЗДЕЛ III Формирование музыкальной культуры.




    1. «Дыхание».
    2. «Таинственное свойство звуков». Вибрато.

    3. «Узор мелодий красив и строен». Мелодия.
    4. «Все на свете поет». Ритм.
    5. «Игра с синкопой».
    6. «Гласные стиха рождают игру цвета». Гласные звуки.

    7. «Такие легкие мелизмы». Мелизмы.
    8. «О чем поет мотив крылатый». Выразительность исполнения.
    9. «Что хочет автор». Драматургия.
    10. «И торжествуют в ней слова». Дикция.
    11. «Проникаю в тайну звука». Резонанс.

    12. «Проникаю в тайну цвета». Атака звука.

    13. «Проникаю в тайну слова». Опорный звук.

    1
    1
    1
    1
    1
    1

    1

    1

    1

    1
    1
    1
    1


    15
    10
    15
    12
    13
    12

    11

    16

    17

    18
    10
    8
    15


    16
    11
    16
    13
    14
    13

    12

    17

    18

    19
    11
    9
    16







    Итого часов в год

    13


    172

    185







    Пение в ансамбле 35




    35


















    Третий год обучения
    Требование к уровню подготовки третьего года обучения

    На третьем году обучения продолжается работа над закреплением полученных вокально–технических и исполнительских навыков за предыдущие два года. В результате третьего года обучения учащийся должен:
    - использовать правильную певческую установку;

    - уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре;

    - осваивать приемы плавного и гибкого звуковедения;

    - уметь «сглаживать» переходные ноты;

    - работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;

    - работать над развитием подвижности голоса с помощью упражнений.

    В течение учебного года необходимо изучить:

    - упражнения на основе мажорных и минорных трезвучий, скачки в пределах сексты в медленном и подвижном темпах;

    - 1-2 несложных вокализа;

    - 1-2 народные песни;

    - 2-3 романса или других разноплановых произведения;

    - пение в ансамбле.

    На академическом концерте в конце года учащиеся исполняют:

    - 1 народную песню;

    - 1 произведение из репертуара за учебный год.
    Примерный репертуар 3-гой года обучения

    1. Русские народные песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков»

    2. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

    3. Латышская народная песня «Куда летишь, ястреб?»

    4. М. Глинка «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»

    5. П. Булахов «Колокольчики мои»

    6. А. Алябьев «И я выйду ль на крылечко»

    7. А. Гурилев «Матушка - голубушка», «Сарафанчик»

    8. И. Булахов «Тройка»

    9. А. Дюбюк «Птичка», «Не брани меня, родная»

    10. А. Варламов «На заре ты ее не буди», «Звездочка ясная», «Ты не пой, соловей»

    11. П. Чайковский «Мой садик»

    12. И.С. Бах «Зима», «Жизнь хороша»

    13. В.А. Моцарт «Приход весны»

    14. Э. Григ «Лесная месть»

    15. С. Монюшко «Золотая рыбка», «Пряха»

    16. Дж. Каччини «Ave Maria»

    17. А. Аренский «Спи, дитя мое усни»

    18. К. В. Глюк Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»

    19. И. Дунаевский «Песенка про капитана», «Скворцы прилетели»

    Четвертый год обучения

    Тема

    Теоретическая часть

    Кол-во часов

    Практическая часть

    Кол-во часов

    Общее количество часов

    Дата




    РАЗДЕЛ IV Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

    1. «Дыхание».

    2. «Поющие сердца». Пение в ансамбле.

    3. «Заливает алмазным сияньем». Управление голосовыми связками.

    4. Повторение темы «Гласные звуки».

    5. «Предельно восприимчива акустика». Резонанс.

    6. «Таинственный родник». Атака звука.

    7. «Приседэра». Опорные звук.

    8. «Наполняет все вокруг». Вибрато.

    9. «Напев на крыльях мотылька». Мелизмы.

    10. «Приобретают новый смысл слова». Выразительность исполнения.

    1

    1
    1
    1
    1
    1
    1

    1
    1
    1

    3

    3
    2
    2
    2
    2
    2

    3
    2
    5

    4

    4
    3
    3
    3
    3
    3

    4
    3
    6







    Итого часов в год

    10

    26

    36







    Пение в ансамбле



    35












    Требование к уровню подготовки четвертого года обучения
    На четвертом году обучения продолжается работа над закреплением полученных вокально–технических и исполнительских навыков за предыдущие три года. В результате четвертого года обучения учащийся должен:
    - иметь элементарные представления о строении голосового аппарата и гигиене голоса;

    - стремиться осмысленно выполнять простейшие, по возможности и более сложные исполнительские задачи;

    - работать над подвижностью голоса с незначительным расширением диапазона, без форсировки и напряжения;

    - петь упражнения, включающие кантилену, скачки в пределах сексты и септимы в медленном и подвижном темпах;

    - в процессе работы над текстом музыкального произведения, стремиться к созданию художественного образа, используя творческих подход и эмоциональные возможности.

    В течение учебного года необходимо изучить:

    - гаммаобразные и скачкообразные упражнения в мажоре и миноре в естественном диапазоне;

    - 1-2 несложных вокализа (кантиленный и подвижный);

    - 1-2 народные песни;

    -3-4 разнохарактерных произведения;

    - пение в ансамбле.

    На выпускном экзамене учащийся должен исполнить:

    -1 народную песню;

    -2 разнохарактерных произведения.

    В особых случаях выступление на экзамене может быть заменено прослушиванием в спокойной обстановке.
    Примерный репертуар 4- го года обучения


    1. Русские народные песни «Не корите меня, не браните», «Помню, я еще молодушкой была», «У зори то, у зореньки»

    2. М. Глинка песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Скажи, зачем явилась ты?», «Северная звезда»

    3. М. Глинка «Жаворонок», «Что красотка молодая»

    4. А. Даргомыжский песня Ольги из оперы «Русалка», «Не скажу никому»

    5. Н. Римский – Корсаков «Певец», «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер, вея с высоты»

    6. А. Варламов «Ты не пой, душа - девица», «Что мне жить и тужить одинокой»

    7. А. Гурилев «Черный локон», «Слеза»

    8. Т. Булахов «Тук, тук, тук… как сердце бьется»

    9. И. С. Бах «Весенняя песня»

    10. Р. Шуман «Приход весны»

    11. Ф. Шуберт «Куда?»

    12. А. Александров «Я по садику гуляла»

    13. Т. Хренников «Колыбельная»

    14. И. Дунаевский «Школьный вальс»

    15. А. Пахмутова «Беловежская пуща»

    16. В. Лепатов «Ласточка моя»

    17. С. Агабабов «Лесной бал»

    Содержание программы


    1. Человеческий голос как инструмент, который требует максимального количества занятий. Строение голосового аппарата. Практическая работа «Русские народные песни «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей».

    2. Три вида певческих голосов: мужские (бас, баритон, тенор), женские (сопрано, меццо-сопрано, альт), детские (дискант, сопрано, альт). Практическая работа «Латышская народная песня «Где ты был так долго?»»

    3. Певческие регистры (нижний регистр, средний регистр, верхний регистр). Практическая работа «Белорусская народная песня «Перепелка»»

    4. Диапазон как расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Отличие рабочего диапазона от концертного. Практическая работа «Упражнения на расширение диапазона». Чешская народная песня «Петушок»

    5. Тесситура как высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Определение вида тесситуры по высоте первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки – значит тесситура высокая. Практическая работа «Болгарская народная песня «Рак - бездельник»»

    6. Тембр как окраска голоса. Виды тембров (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный, и т.д. ). Соотношение голоса и цвета по типу окраски звуков воспроизводимых на инструменте (фортепиано). Использование тёплых и холодных тонов. Практическая работа «Немецкие народные песни «Соловей и лягушка», «Хохлатка», «Гусята»»

    7. Здоровье и уход за голосом. Общее здоровье организма как главное условие здорового голоса. Распорядок дня певца. Влияние неправильной позы на осанку и физическую работу органов дыхательной системы. Рекомендации в случае заболевания голосовых связок. Практическая работа «Немецкая народная песня обр. В. Попова «Семеро жуков»

    8. Подготовка вокалиста к пению: разминки для снятия внутреннего напряжения, ощущения психологической и физической раскованности. Практическая работа «Аренский А. «Детская песня»»

    9. Дыхание как основа вокального искусства. Искусство пения – говорили старые мастера – искусства входа и выхода. Дыхание – источник энергии для возникновения звука. Практическая работа «Тренировочные упражнения по Стрельниковой. Дыхательная гимнастика из опыта Любови Казарновской. Брамс И. «Петрушка»

    10. Мелодия как одноголосная последовательность звуков, организованная ладовым и метроритмическим отношением, выражающая определенную музыкальную мысль. Практическая работа «Широкое дыхание и напевный, льющийся звук». Бах И.С. «За рекою старый дом», Калинников Вик. «Киска», «Звездочки»

    11. Лад. Организующее начало высотного соотношения звуков в музыке; определяющее характер (мажор, минор). Практическая работа «Красев М. «Ландыш», «Зимняя песенка» Левина З. «Неваляшки»

    12. Метр. Равномерное чередование сильных и слабых долей. Практическая работа «Е. Крылатов «Колыбельная медведицы, М. Раухвергер «Егор»

    13. Размер. Обозначение размера, каждая доля которого выражена определенной длительностью. Практическая работа «Упражнения с тактированием на ». В. Кикта «Рябчик»,

    14. Ритм как соотношение длительности звуков в их последовательности. Ритмические группы, ритмические рисунки. Практическая работа «Упражнения с различными ритмическими рисунками». Немецкая народная песня обр. Л.Абелян «Наш оркестр»

    15. Гласные звуки как мелодическая основа речи, составляющая высоту, интенсивность (силу) протяженность звука. Практическая работа «Правильное, ясное формирование различных гласных» Русские народные песни «Вставала ранешенько», «В низенькой светелке», «По небу синему»

    16. Дикция как средство донесения текстового содержания произведения, важнейшее средство художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Правила орфоэпии. Артикуляционный аппарат. Условия правильной дикции. Недостатки дикции. Практическая работа. Упражнение на дикцию. Практическая работа «Активизация артикуляционного аппарата и четкость дикции», Латышская народная песня «Ярче розы я девчонка», Гурилев А. «Домик крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая»

    17. Интонирование согласных.

    Правила разработки согласных. Практическая работа «Интонационно – устойчивое пение каждого звука и утрированное произношение согласных», Американская народная песня «Домик над рекой»,

    1. Резонанс. Контроль тембра и проекции. Местоположение изменения направления звука (проецирование). Усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью. Резонанс – фактор, определяющий уникальность голоса. Практическая работа «Кюи Ц. Детские песни «Лето», «Осень», «Зернышко», «Ласточка», «Майский день»

    2. Атака звука. Степень и характер включения в работу голосовых связок в начале пения. Атака (твердая, мягкая и придыхательная). Практическая работа «Упражнение с применением различной атаки звука». Гайдн И. «Мы дружили с музыкой», Э. Григ «Детская песенка»
    3. 1   2   3


    написать администратору сайта