Главная страница
Навигация по странице:

  • Выразительность исполнения.

  • 25. Сценическое воплощение.

  • 26.Музыкальное сопровождение.

  • 27.Сценическое оформление.

  • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Условия реализации программы.

  • Формы подведения итогов.

  • Учебно-педагогические задачи по курсу вокального ансамбля

  • Требование к уровню подготовки (второй год обучения)

  • Требования к уровню подготовки (третий год обучения)

  • Требования к уровню подготовки (четвертый год обучения)

  • Примерный репертуар ансамблей (второй год обучения)

  • Примерный репертуар ансамблей (третий год обучения)

  • Примерный репертуар ансамблей (четвертый год обучения)

  • Программа дополнительного образования. 1. Программа Н.Г. Радевич Ступеньки мастерства ОУ 28. Протокол от 2012 г Утверждаю Директор моу сош 28


    Скачать 160 Kb.
    НазваниеПротокол от 2012 г Утверждаю Директор моу сош 28
    АнкорПрограмма дополнительного образования
    Дата03.03.2023
    Размер160 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1. Программа Н.Г. Радевич Ступеньки мастерства ОУ 28.doc
    ТипПротокол
    #966120
    страница3 из 3
    1   2   3

    Опорный звук. Мотив – самая маленькая единица музыки. Из мотивов складывается фраза. Наиболее выразительный опорный звук фразы. Виды опорного звука (устойчивый, сильный, плотный). Практическая работа «Упражнение Приседэра». Чайковский П. «Весна», «Осень»

  • Темп. Скорость исполнения музыкального произведения. Виды темпов (медленные, умеренные, быстрые). Практическая работа «Исполнение упражнений в различных темпах», Моцарт В.А. «Тоска по весне», «Детские игры»

  • Интервалы. Высотное соотношение звуков, извлекаемых одновременно или последовательно. Название интервалов. Практическая работа «Упражнения на различные виды интервалов». Шуберт Р. «Колыбельная», Шуман Р. «Мотылек», «Совенок», «Небывалая страна»

  • Выразительность исполнения.

    Песня, представляющая собой синтез музыкального и поэтического искусства, передающий определенное содержание, художественный образ.

    Тема как музыкальное построение, выражающее основную мысль произведения или ее части.

    Фраза. Небольшая смысловая часть музыкального произведения, исполняемая на одном дыхании.

    Нюансы. Виды нюансов, способствующих выявлению характера музыки (весело, грустно).

    Форма. Строение музыкального произведения.

    Кульминация, как момент высшего напряжения в произведении, отличающаяся наиболее громким звучанием.

    CODA – конец. Практическая работа «Исполнение произведений из репертуара», Гаврилин А. «Мама»

    1. Драматическая работа.

    Решение художественных задач средствами сценического искусства. Законы сцены. Усвоение и введение в сценическую репетиционную работу понятий: идея, тема песни, предполагаемые обстоятельства, темпо – ритм сценического действия, подтекст, словесное действие, мизансцена. Практическая работа Струве Г. «Музыка»

    25. Сценическое воплощение.

    Глубокое проникновение в содержание песни и поиск адекватной ему формы сценического решения. Статика и динамика содержания песни. Практическая работа Хромушин О. «Что такое лужа?»

    26.Музыкальное сопровождение.

    Инструментальный ансамбль, трио, оркестр или один инструмент, музыкальная фонограмма. Практическая работа «Исполнение упражнений под различные виды сопровождений». Русские народные песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал», Латышская народная песня «Куда летишь, ястреб?», Григ Э. «Лесная месть», Монюшко С. «Золотая рыбка», «Пряха».

    27.Сценическое оформление.

    Соответствие костюмов, сценического атрибута, декорации.

    а) отражение в костюме художественно – исполнительской направленности в творческой деятельности.

    б) сохранение в костюме художественной меры и вкуса. Практическая работа «Изготовление эскизов сценических костюмов». Глинка М. «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь», Булахов П. «Колокольчики мои», Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко», Бах И.С. «Зима», «Жизнь хороша», Каччини Дж. «AveMaria», Аренский А. «Спи, дитя мое усни», Глюк К.В. Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика».

    28. Пение в ансамбле.

    Ансамбль – уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Разновидности ансамблей. Достижение идентичности фонетики. Практическая работа «Развитие навыка двух – и трехголосного пения». Гурилев А. «Матушка - голубушка», «Сарафанчик», Булахов И. «Тройка», Дюбюк А. «Птичка», «Не брани меня, родная», Варламов А. «На заре ты ее не буди», «Звездочка ясная», «Ты не пой, соловей», Чайковский П. «Мой садик», Моцарт В.А. «Приход весны»

    1. Вибрато как периодические изменения высоты, силы и тембра определенного тона, которые воспринимаются на слух как равномерные пульсации в звуке (5-7 колебаний в секунду). Более частые ведут к «барашку», более редкие к «качанию». Практическая работа «Упражнения на атакующее вибрато», русские народные песни «Не корите меня, не браните», «Помню, я еще молодушкой была», «У зори то, у зореньки», Глинка М. песня Вани из оперы «Иван Сусанин», «Скажи, зачем явилась ты?», «Северная звезда», «Жаворонок», «Что красотка молодая».

    2. Синкопа. Несовпадение метрического и ритмического акцентов, перенесение акцента с сильной доли на слабую. Практическая работа «Упражнения с синкопированным ритмом». Даргомыжский А. песня Ольги из оперы «Русалка», «Не скажу никому», Римский – Корсаков Н. «Певец», «Звонче жаворонка пенье», «Не ветер вея с высоты», Варламов А. «Ты не пой , душа - девица», «Что мне жить и тужить одинокой», Гурилев А. «Черный локон», «Слеза»

    3. Мелизмы как знаки, украшающие звуки. Виды мелизмов. Практическая работа «Упражнения с различными видами мелизмов». Бах. И. «Весенняя песня», Шуман Р. «Приход весны», Хренников Т. «Колыбельная».

    4. Логика речи. Выделение главных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Ударные и второстепенные слова в пении. Умение донести смысл каждой фразы. Практическая работа «Александров А. «Я по садику гуляла», Булахов Т. «Тук, тук, тук… как сердце бьется», Шуберт Ф «Куда?»


    Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    «НАКАЗ ВОКАЛИСТУ»

    Чтоб красиво петь до гроба,

    Купон сделайте из нёба,

    Станьте полым, как труба,

    И начните петь со лба.
    Ощутите точки две:

    В животе и голове;

    Провалите на живот,

    И пошлите звук вперед.
    Чтобы петь и не давиться,

    Не забудьте удивиться:

    Вдох короткий, как испуг,

    И струной давите звук.
    Если вы наверх идете,

    Нужно глубже опирать-

    Всех тогда «переорете»,

    Хоть и нечем «заорать».


    Если вниз идете вы,-

    Не теряйте головы;

    Не рычите, словно зверь-

    «Открывайте мягко дверь».
    Что такое звук «прикрыть»?

    Очень трудно объяснить.

    Чтоб прикрытие найти,

    Нужно к «Е» прибавить «И».
    «А» - где «О», «О» где «У»,

    Но не в глотке, а во лбу,

    И со лба до живота –

    Лишь провал и пустота.
    Пойте мягко, не кричите,

    Молча партии учите;

    И не слушать никого,

    Кроме Бога одного!


    Никола Порпора
    На всесоюзном вокальном совещании 1954 года в Ленинграде были четко сформулированы основные принципы воспитания певцов, которым должны следовать педагоги вне зависимости от методов и приемов при работе с учеником. Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности. Принцип единства художественного и технического развития предполагает, что воспитание исполнительского мастерства должно идти параллельно и взаимосвязано с развитием вокально – технических данных.

    Методы организации учебно - воспитательного процесса.

    1. демонстрационный;

    2. словесный;

    3. метод наблюдений;

    4. метод упражнений.

    Приемы: активизации, игровой, моделирования музыкального образа, ассоциации, логической цепочки и другие.

    Педагог должен изучить анатомо – физиологические данные своих учеников, в совершенстве знать механику и природу физиологических особенностей органов, участвующих в голосообразовании в каждом индивидуальном случае с учетом природных физиологических данных. Педагогу необходимо для каждого ученика индивидуально подобрать тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, характеристику голоса, физиологическое устройство певческого аппарата, что способствует формированию голоса. Методы вокального воспитания обучающихся опираются лишь частично на практику обучения взрослых так как имеют свою специфику и прежде всего возрастную. У детей младшего школьного возраста сила голоса не велика, индивидуальные тембры не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство значительно затрудняет подбор репертуара и подчеркивает ответственность и внимание, с которым нужно подходить к работе по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном звучании. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

    Голоса детей 11- 13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Это период расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально – образного мышления.

    Необходимо учитывать периоды ростовых сдвигов у детей подростков. Это 6-8 и 13-15 лет.

    Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировке пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке. В звучании может появиться осиплость и хрипы. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, тем не менее с голосом надо работать осторожно, аппарат продолжает развиваться. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки как постоянного приема звукообразования.

    Известна и проблема голоса мальчиков. В 12-14 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятия в этот период, кроме особых случаев можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период не целесообразно.

    С 15- 17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.

    Общие методические приемы, применяемые в обучении, подчиняются основным педагогическим принципам:

    - принцип движения (подача материала в игровой, подвижной форме, что особенно важно для детей младшего возраста);

    - принцип сравнения (при определении теоретических понятий используются разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы; чаще всего это происходит при изучении интервалов, аккордов и при определении наклонения лада);

    - принцип синтеза (межпредметные связи сольфеджио и вокального ансамбля; идея воспитания музыканта, не только воспроизводящего нотный текст, но и умеющего анализировать и сочинять, то есть сочетать несколько видов музыкальной деятельности);

    - принцип сотрудничества (педагог и ученик – единомышленники, сотрудники: вместо заучивания готовых определений и формулировок вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате);

    - принцип повторения (повторение теоретического и практического материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении);

    - принцип количества (для профессионального роста музыканта совершенно необходима база – большое количество исполняемых произведений);

    - принцип доступности (объяснение материала, подбор репертуара в соответствии с возрастными способностями учащихся);

    - принцип дифференцированного подхода (с программой должны справляться все, а для сильных учеников, сверх нормы, даются дополнительные задания творческого характера).

    Показателями успешности занятий детей являются:

    - высокие оценки, получаемые на контрольных уроках, зачётах в конце каждого года обучения;

    - успешные выступления на отчётных концертах, конкурсах, фестивалях.

    В учебном процессе применяются различные дидактические материалы:

    - карточки с нотами;

    - карточки с длительностями;

    - плакаты и таблицы;

    - учебники по сольфеджио;

    - аудио и видеозаписи;

    - фонограммы «-1».

    Условия реализации программы. Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:

    - учебный класс с фортепиано, классной доской, партами и стульями;

    - концертный зал (или класс), оборудованный звукоусилительной аппаратурой, комплектом микрофонов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой;

    - желательно наличие видеомагнитофона для просмотра видеозаписей, в том числе выступлений с целью анализа;

    Формы подведения итогов.. На первом году обучения с целью проверки, развития вокальных навыков, в конце года проводится контрольный урок и выставляется оценка по вокалу.

    Начиная со второго года обучения, в конце учебного года проводится академический концерт, выставляются оценки по вокалу и вокальному ансамблю и даются рекомендации учащемуся для успешного освоения данной программы. Количество и уровень сложности выносимых произведений на академический концерт указывается в требованиях к каждому году обучения.

    Учебно-педагогические задачи по курсу вокального ансамбля
    На втором году обучения учащиеся могут проходить курс вокального ансамбля, который ставит своей задачей:

    - знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее расширению музыкальных знаний и кругозора учащихся, воспитание интереса к ансамблевому пению;

    - воспитание у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения;

    - углубленное развитие музыкального слуха;

    - поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования.

    При организации ансамблевого пения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, диапазон и характер голоса. Участие в вокальном ансамбле должно быть отражено в индивидуальном плане учащегося.

    Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших, несложных дуэтов, а иногда и пения в унисон, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями, пению по партиям, участию в концертах.
    Требование к уровню подготовки (второй год обучения):

    - петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;

    - правильно передавать мелодию в диапазоне, индивидуальном для каждого ребёнка (примерно от h до h1);

    - внятно произносить слова, брать дыхание между музыкальными фразами;

    - вместе начинать и заканчивать песню;

    - уметь петь с инструментальным сопровождением и без него;

    - петь в ансамбле, не выделяясь из общего звучания.

    Требования к уровню подготовки (третий год обучения):

    -петь в диапазоне примерно от h до c2 с мягкой атакой, без форсирования звука, сохраняя индивидуальность тембра;

    -петь на одном дыхании более длинные фразы;

    -петь без сопровождения куплета одну из разученных песен, точно и выразительно интонируя;

    -петь разученные в ансамбле песни в унисон и двухголосного.

    Требования к уровню подготовки (четвертый год обучения)

    -петь в диапазоне от b до c2 (d2);

    -петь двухголосия и каноны;

    -петь в ансамбле разученные песни, точно интонируя, выразительно, стройно;

    -петь без сопровождения свою партию красивым объемным звуком.


    Примерный репертуар ансамблей (второй год обучения):


    1. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», «В сыром бору тропина»,

    2. Д. Кабалевский. «Мы дети Земли».

    3. И. Лученок «Солнечная песенка»

    4. П. Чайковский «Колыбельная песня»

    5. Ю. Савельев «Почему?», «У елки»

    6. Л. Марченко «Колибри и крокодил», «Мальчик–хулиганчик»

    7. Т. Ефимов «Гиппопотам», «Детство не кончается», «Зонтик»

    8. Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный»

    9. Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету»



    Примерный репертуар ансамблей (третий год обучения):


    1. А. Хачатурян «Мелодия»

    2. М. Ипполитов-Иванов «Цвет вишни»

    3. Б. Барток «Я иду…»

    4. Ф. Шопен «Желание»

    5. М. Мусорский «Вечерняя песня»

    6. Глинка М. «Вы не придете вновь»

    7. Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима»

    8. Моцарт В.А. «Маленькая пряха»

    9. Бетховен Л. «Майская песня»

    10. Шуман Р. «Лотос»

    11. Монюшко «Золотая рыбка», «Пряха»

    12. В. Беляев «Русь», «Творите добрые дела», «Мир нужен детям»

    13. Л. Марченко «Ангел»

    14. Г. Вихарева «Молись, дитя!»

    15. М. Парцхаладзе «Лягушенок»


    Примерный репертуар ансамблей (четвертый год обучения):


    1. Русская народная песня «Как по лугу, лугу; Как по морю, морю»

    2. Украинская народная песня «Щедрик»

    3. И.С. Бах «Мелькнет за часом чам»

    4. П. Чайковский «Колыбельная песня»

    5. М. Глинка «Патриотическая песня»

    6. И.С. Бах «Перед дорогой»

    7. В.А. Моцарт «Светлый день»

    8. Каччини Дж. «Ave Maria»

    9. Гурилев А. «Радость душечка»

    10. Варламов А. «Баркарола», «На заре ты ее не буди»

    11. Калиников Вик. «Котик», «Сосна»

    12. Брамс И. «Кузнец»

    13. Левитин И. «О чем шумит березонька?»

    14. Дунаевский И. «Школьный вальс», «Что делать девчонке?»

    15. Е. Крылатов «Прекрасное далеко»

    16. В. Беляев «Пойдем вместе в Вифлеем»

    17. Л. Марченко «Как ни странн»

    18. А. Пахмутова «Утро, здравствуй»

    19. Я. Дубравина «Песня о земной красоте»


    Вокализы и упражнения

    1. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса

    2. Варламов А. Школа пения.

    3. Абт Ф. Школа пения.

    4. Зейдлер Г. Избранные вокализы.

    5. Маркези М. Школа пения


    Список литературы


    1. «Начальное обучение пению» под редакцией М.И. Румер, Н.Д. Орловой Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, Москва.- 1960. – 72с.

    2. «Психология музыкальной деятельности: Теория и практика» : Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.

    3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя – музыканта». – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки)

    4. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика» - М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 431с.

    5. Вальденго Дж. «Я пел с Тоскани» пер. с итал. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1989. – 168с.

    6. Васильев М.П. «Анализ работы голосового аппарата вокалиста»СПб, 1997-22с.

    7. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства» - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 155с

    8. Дмитриев Л.В. «Основы вокальной методики» - М.: Музыка, 2004. – 368 с.

    9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» учеб. для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.

    10. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» Издательство «Музыка». Москва, 1972. – 30с.

    11. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» 3-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192с.

    12. Зебряк Т.А. «Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио в ДМШ и для занятий дома (1-7 классы)» Учебное пособие под ред. В.М, Григоренко Издательство «Кифара», 2003. – 142с.

    13. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 304с.

    14. Медведев А., Медведева И. «10 основных дыхательных упражнений йоги»- М.:АСТ, 2007. – 28с.

    15. Никольская – Береговская К.Ф. «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века»: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.

    16. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников»: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с.

    17. Охомуш Т. В. Методика эстрадного вокала «Чистый голос», Министерством культуры Российской Федерации, 2003. - 76 с.

    18. Сет Риггс «Как стать звездой»/ Сост. : «Guitar College» - М.: «Guitar College», 200. – 104с.

    19. Федонюк В.В. «Детский голос. Задачи и методы работы с ним»/Санкт – Петербург: Издательство «Союз Художников»,2003. – 64с.

    20. Фучито Сальваторе, Барнет Дж. Бейер «Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо», излание 3-е, доплненное, издательство «Композитор Санкт - Петербург», 2005.-55с.

    21. Штоколов Б. Т. «Гори, гори, моя звезда» Как надо петь Самоучитель. Санкт – Петербург, 1995г.- 146с.



    1   2   3


  • написать администратору сайта