Главная страница

Протокол от Сандеева С. В. Приказ от 2019 года


Скачать 139 Kb.
НазваниеПротокол от Сандеева С. В. Приказ от 2019 года
Дата20.02.2023
Размер139 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPoyasnitelnaya_zapiska_01_kl_vsp_2019_god.doc
ТипПротокол
#947871





Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс 417-55-60

ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

line 2




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педсовет ГБОУ школа № 17 Директор ГБОУ школа № 17

Протокол № от _________________ Сандеева С.В.
Приказ № ___ от ______ 2019 года

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с лёгкой умственной отсталостью)

Предмет: Музыка

Класс: 0,1 «Б»
Учитель: Государенкова Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели и задачи рабочей программы
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

2. Задачи:

― накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).

― приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.

― развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.

― формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

― развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.

3. .Информация о внесенных коррективах и их обоснование

Программа скорректирована с учетом психофизических особенностей обучающихся школы и максимально приближена к их возможностям и способностям в усвоении музыкального материала.

В программу внесены дополнения:

Обучающиеся должны знать:

- черты отличия композиторской музыки от музыки народной;

- знать характерные особенности детского фольклора на примере колыбельных песен народных и композиторских;

- знать штрихи: Legato, marcato, staccato и уметь их применять вовремя пения, анализа прослушанного произведения и в движении;

- знать разновидности марша, песни, танца.

Обучающиеся должны уметь:

- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);

-уметь определять на слух звуки высокие, средние и низкие;

- уметь определить звучание музыкального инструмента по тембру;

- уметь определить, о чем рассказывает музыка, и передать характер звучания в движении;

- уметь передать содержание и характер музыки в рисунке.
4. Информация об используемом учебник

Учебников по данному предмету нет.
5. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой
Обучающиеся должны знать:

- характер и содержание музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты и из звучание (труба, баян);

- черты отличия композиторской музыки от музыки народной;

- знать характерные особенности детского фольклора на примере колыбельных песен народных и композиторских;

- знать штрихи: Legato, marcato, staccato и уметь их применять вовремя пения, анализа прослушенного произведения и в движении;

- знать разновидности марша, песни, танца.

Обучающиеся должны уметь:

-петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу;

- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

- правильно передавать мелодию в диапазоне до 1 – си 1;

- различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песни;

- различать песню, танец, марш;

- передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, на ложках, голосом);

- определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные);

-уметь определять на слух звуки высокие, средние и низкие;

- уметь определить звучание музыкального инструмента по тембру;

- уметь определить, о чем рассказывает музыка, и передать характер звучания в движении;

- уметь передать содержание и характер музыки в рисунке.


6. Содержание рабочей программы
Тема I полугодия: «Музыка вокруг нас»

Урок 1-2. Из чего состоит музыка?

1.Слушание и определение на слух звуков шумовых и музыкальных;

2. Знакомство с понятиями: композитор, исполнитель, слушатель.

Музыкальный материал:

1.И. Арцебашева «Уточка» -разучивание 1 куплета

2. В. Шаинский «Учат в школе» -слушание

3. Разучивание логоритмических попевок.
Урок 3-4. 3 жанра в музыке. Военный марш

1.Обобщение представления о многообразии музыкальных жанров;

2. Песня, танец марш - их разновидности (Военный марш).

Музыкальный материал:

1. И. Арцебашева «Уточка» - разучивание 2 куплета.

2. Г.В. Свиридов «Военный марш» - слушание
Урок 5-6. жанра в музыке: Спортивный марш.

1.Расширение знаний и представлений о многообразии маршевой музыки.

2.Знакомство со спортивным маршем

Музыкальный материал:

1.И. Арцебашева «Уточка» -закрепление

2. И. Дунаевский, сл. Лебедева Кумача «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь»

Урок 7-8. 3 жанра в музыке: детский марш

1.Расширение знаний о видах маршей;

2.Марш игрушечных солдатиков, на примере классической музыки;

3. Знакомство с понятием: темп (быстро, медленно)

4. Знакомство со штрихами: marcato (чётко, отчётливо).

Музыкальный материал:

1.И. Арцебашева «Уточка» -закрепление

2. И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят»

3. Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» в исп. Большого детского хора ВР и ЦТ
Урок 9-10. Расширение темы «Марш»

1. Расширение темы «Марш». Знакомство с различными выразительными средствами музыки на примере поступи лисы;

2. Знакомство c динамическими оттенками: forte и piano

Музыкальный материал:

1. Г. Эрнесакс «Паровоз» -разучивание 1 куплета

2. Инсценировка «Вот идет лиса»

О. С Баромыковой –пение и движение в соответствии с динамикой и характером
Урок 11-12. Закрепление жанра «Марш»

1. Закрепить понятие «Марш»;

2. Знать виды маршей и уметь отличать их по звучанию;

3. Знать понятия: темп быстрый и темп медленный , и уметь отличить на слух темп медленный от темпа быстрого ;

4. Знать значение и уметь применять музыкальный штрих marcato;

5. Знать и уметь использовать в работе динамические оттенки: forte и piano

Музыкальный материал:

1. Г. Эрнесакс «Паровоз» -разучивание 2 куплета

2. Г.В. Свиридов «Военный марш»-слушание

3. И. Дунаевский, Лебедев- Кумач «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь»-слушание

4. И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят» -слушание

5. Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» в исп. Большого детского хора ВР и ЦТ-слушание

6. Инсценировка «Вот идет лиса»

О. С Баромыковой –пение и движение в соответствии с динамикой и характером
Урок 13-14. Музыкальный жанр: танец. Задорная Полька.

1. Знакомство с понятием «Танец»;

2. Знакомство с задорной полькой;

3. Знакомство с понятием: «характер» музыкального произведения;

4. Закрепление понятия: быстрый темп, как скорости движения при исполнении польки

5. Музыкальные штрихи: staccato

Музыкальный материал:

1. Г. Эрнесакс «Паровоз» - закрепление

2. М. И. Глинка « Полька»

3. И.Штраус - " Полька- пиццикато»

4. Финская полька
Урок 15-16. Задорная Полька. Закрепление

1. Закрепление понятия «Танец»;

2. Закрепление понимания задорной польки, как танцевального музыкального жанра;

3. Закрепление понятия: «характера» музыкального произведения;

4. Закрепление понятия: быстрый темп, как скорости движения при исполнении польки

5. Музыкальные штрихи: staccato

Музыкальный материал:

1. Г. Эрнесакс «Паровоз» -закрепление

2. М. И. Глинка « Полька»

3. И.Штраус - " Полька- пиццикато»

4. Финская полька
Урок 17-18. Обобщающий урок I четверти

Закрепление музыкальных жанров: марш и танец.

2. Понятия: характер музыкального произведения, динамические оттенки: forte и piano, темп.

3. В каком жанре встречается штрих- marcato, staccato?

Музыкальный материал для пения:

1. Г. Эрнесакс «Паровоз»

2. И. Арцебашева «Уточка»

3. Инсценировка «Вот идет лиса»

О. С Баромыковой – пение с движеием в соответствии с динамикой и характером

Фрагменты музыкального материала для слушания:

1. М. И. Глинка « Полька»

2. И.Штраус - " Полька- пиццикато»

3. Финская полька

4. Г.В. Свиридов «Военный марш» -слушание

5. И. Дунаевский, Лебедев- Кумач «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь» -слушание

6. И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят» - слушание

7. Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» в исп. Большого детского хора ВР и ЦТ-слушание
Урок 19-20. Музыкальные жанры. Плавный вальс

1.Понятия: характер музыкального произведения

2. Штрихи: Legato

Музыкальный материал для слушания:

1. Петр Ильич Чайковский - Вальс Цветов (из балета "Щелкунчик")

2. Фредерик Шопен - Осенний вальс 

3. Фредерик Шопен - Вальс дождя 

4. Фредерик Франсуа Шопен «Нежность».

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Песня про осень» слова и музыка Н.Я. Соломыкиной –разучивание 1 куплета
Урок 21-22. Закрепление темы: вальс

1. Иоганн Штраус - Вальс "На голубом Дунае"

2.  Евгений Дога Вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь", композитор

3. Микаэл Таривердиев - Последний вальс - из кинофильма Ирония судьбы, или с легким паром! 

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Песня про осень» слова и музыка Н.Я. Соломыкиной –разучивание 2 куплета
Урок 23-24. Закрепление тем «Марш» и «Танец»

1.Понятия: характер музыкального произведения

2. Штрихи: Legato-

3. Петр Ильич Чайковский - Вальс Цветов (из балета "Щелкунчик")

4. Фредерик Шопен - Осенний вальс 

5. Фредерик Шопен - Вальс дождя 

6. Фредерик Франсуа Шопен «Нежность».

1. Иоганн Штраус - Вальс "На Голубом Дунае"

2.  Евгений Дога Вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь»

3. Микаэл Таривердиев - Последний вальс - из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» 

Штрихи: marcato

2. М. И. Глинка « Полька»

3. И.Штраус - " Полька- пиццикато»

4. Финская полька

5. Г.В. Свиридов «Военный марш» -слушание

6. И. Дунаевский, Лебедев- Кумач «Спортивный марш» из к/ф «Вратарь»-слушание

7. И. Дунаевский, В. Лебедев-Кумач «Марш веселых ребят» - слушание

8. Ю. Чичков, П. Синявский «Лесной марш» в исп. Большого детского хора ВР и ЦТ-слушание

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Песня про осень» слова и музыка Н.Я. Соломыкиной –закрепление
Урок 25-26. Песня народная

Народное музыкальное творчество, знакомство с песней, как музыкальным жанром. Истоки возникновения песни.

Знакомство с русскими народными инструментами. Обучение игре на русском музыкальном инструменте – ложках, как возможность использования их в качестве инструментального сопровождения во время пения.

Понятие: вокальная музыка, музыкальная форма, запев, куплет, припев

Музыкальный материал для исполнения:

1. Р.н.п. «Во кузнице» разучивание

Музыкальный материал для слушания:

1. Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»

2. Во поле береза стояла
Урок 27-28. Жанры встречаются вместе.

Песня и её роль в повседневной жизни. Звонкая плясовая и протяжная хороводная на примере Русской народной песни «Калинка»

Закрепление навыков игры на русских музыкальных инструментах ложках. Научиться определять характер, настроение, жанровую основу песен.

Музыкальный материал для исполнения:

1. Р.н.п. «Во кузнице» -закрепление
Урок 29-30. Поэт, художник, композитор

Показать выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления обучающихся с художественными образами поэзии, картинами художника, музыкальными произведениями П.И. Чайковского, детскими песнями.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Знакомство с куплетной формой песен.

Ролевая игра «Играем в композитора», сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

Понятия:

песня композиторская, куплетная форма, вступление, проигрыш, окончание

Музыкальный материал для слушания:

1. П.И. Чайковский « На тройке» Ноябрь из цикла «Времена года»

Музыкальный материал для исполнения:

1. «Новогодний колокольчик» слова и музыка Н.Б. Караваевой – разучивание 1куплета

Картина: Тройка
Урок 31-32. Душа музыки – мелодия. Обобщающий урок

Обобщение знаний по теме полугодия « Музыка вокруг нас»

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Мелодия главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть. Его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец и марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”

маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Музыка для слушания:

1. П.Чайковский: «Сладкая греза», «Вальс»,

«Марш деревянных солдатиков».

Музыкальный материал для исполнения:

«Новогодний колокольчик» слова и музыка Н.Б. Караваевой – разучивание 2 куплета
Музыка моего детства
Урок 33-34. Детский фольклор.

Понятие о фольклоре: Фольклор (англ.  folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь; создаваемые народом  живущие в народных массах поэзия (песни, частушки, сказки), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Понятие о детском фольклоре:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Знакомство с жанрами детского фольклора: загадками, скороговорки, считалками, играми, колыбельные песни, голосянки и др.

Введение музыкальных терминов:

а’capella, с сопровождением

Музыкальный материал для пения:

Разучивание голосянок: «Соберемся на полянке», «Ну-ка, девицы-красавицы», «Голосянки, голосяночки»

Игра с пением «Заинька»- разучивание

Разучивание песен, направленных на обращение к ребенку с пожеланиями сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, гостинцев, подарков; «Баю, баю, баиньки», «Баю, баюшки, баю»
Урок 35-36. Народная колыбельная песня

Народная колыбельная песня - разновидность детского фольклора, которая несет в себе народную мудрость и красоту.

Мелодия – это душа музыки. А колыбельные песни-первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.

Название колыбельная песня произошло от слова колыбель, колебать (качать).

Даются разновидности народных колыбельных.

Слушание и обсуждение 2-х песен «Бай, качи, качи». Определение характера песен: одна задорная, звонкая и веселая, другая медленная, тихая и грустная.

Делаем вывооды: когда мама укладывает ребенка спать у нее бывает разное настроение – веселое, спокойное или грустное, поэтому и песни она поет разные.

Ребенок не всегда послушно ложится спать, и мама иногда зовет на помощь серого волчка, чтобы малыш скорее заснул. Исполняется песня « Баю-баюшки». Затем песня разучивается вместе с учителем. Дети учатся убаюкивать своих непослушных кукол, исполняя песню и слегла покачивая кукол. Дети определяют характер исполнения (песня ласковая, нежная, грустная).

Мелодия песни состоит из 2-х частей, 2-х музыкальных фраз.

Внимательно послушать игру учителя, чтобы услышать, что в первой фразе мелодия поднимается вверх в середине и в конце, Во второй фразе мелодия поднимается вверх только в середине. Учитель пропевает мелодию без слов, используя прием моделирования звуковысотного движения мелодии: музыкальная лесенка, показ направления движения мелодии рукой, как в попевке «Я иду наверх». Дети поют мелодию и также показыкают движение мелодии вверх. Используются понятия: звуки высокие, средние, низкие.

Часто колыбельные бывают похожи на сказки. В сказках часто рассказывается про всякие чудеса, действуют сказочные герои, которых нет в жизни. Исполняется колыбельная «Сон и Сониха», где Сон и Сониха фантастические сказочные персонажи, как думали люди они навевают на детей сон, поэтому и просили их прийти помочь укачать ребенка. В нашей песне Сон и Сониха одеваются как люди:

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке

А Сониха – по другой,

Сарафанец голубой

Дети определяют удивительно ласковый, убаюкивающий характер песни. Прослушивают и определяют, что каждая фраза заканчивается мягким, светлым взлетом мелодии вверх и нежным окончанием.

Песня «Сон и Сониха» поется учителем еще раз. Затем разучивается с детьми.
Урок 37-38. Беседа-концерт «Колыбельная песня»

Беседа о том, что уже известные детям колыбельные песни бывают самыми разными грустными и веселыми, спокойными, нежными. В одних детям обещают подарки, гостинцы, желают им. Когда вырастут богатства и счастья. В других рассказывается о животных, птицах. Котика. Голубей просят помочь укачать малыша. Собачку, петушка просят не мешать ему спать, не будить. Есть песни в которых признают сказочных Сон и Дрему или запугивают ребенка серым волчком.

Детьми вспоминаются уже знакомые песни. Рассказывают о чем в них поется и в какой манере их нужно исполнять.

Затем слушается новая веселая, шутливая и бойкая песня «А тари, тари, тари», в которой поется о подарках. Баюкая маленькую дочку мама мечтает о том, что когда-то малышка вырастет, будет выходить замуж. Раньше на свадьбу дарили янтари, серьги. Башмачки, а еще ложки, подушки –целое приданное, забывая о том, что дочка её еще лежит в пеленках. Учитель просит после исполнения определить характер песни.

Учитель еще раз поет песню, а дети сопровождают её пение игрой на деревянных ложках.

Учитель просит вспомнить детей колыбельные. В которых поется о животных и птицах. Дети называют знакомые песни.

Затем учитель рассказывает о мягком, ласковом, мурлыкающим, ленивом, сонном Коте, которого просили помочь убаюкать ребенка, обещая ему кусочек пирога, шубку новую, сапоги. Учитель поет 2 песни с одинаковым названием «Котенька – коток». Дети определяют характер песен. Затем разучивается одна из песен «Котенька-коток».

Вспоминаются песни, ранее изученные детьми, где поется о животных и о птицах, о фантастических сказочных героях: « Баю-баюшки-баю» и «Баю-баюшки», «Сон и Сониха», «Сон и Дрема».

Дети инсценируют песню, в которой одни дети выступают в качестве голубей, которые «качают деточек», другие выступают в роли котят, вторые «сбирают» Сон и Дрему, складывают их в сумочку, приносят домой, кладут деткам под голову.
Урок 39-40. Народная песня в творчестве русских композиторов

Колыбельная, родившись. Как народный песенный жанр получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Русскими композиторами создано множество различных колыбельных, как вокальных, так и инструментальных

1. Знакомство с колыбельной русского композитора Анатолия Константинович Лядова «Котя, котенька, коток». Задача детей уметь определить какая музыка по характеру ( ласковая, спокойная. Нежнаяи ласковая). Начинается со вступления, в котором изображается ласковое, мерное покачивание колыбели, эта музыка звучит и в конце колыбельной, в заключении.

2. Знакомство с колыбельной Виктора Сергеевича Калинникова «Киска», грустной и жалобной по характеру.

В песне «Как повадился коток» рассказывается про Кота-воришку, который лазил в погреб и слизал сметанку.

3. Колыбельные на слова поэтов на примере «Колыбельной медведицы» из мульфильма «Умка» на музыку Е. Крылатова и на стихи Ю. Яковлева.

Определение характера звучания песни после прослушивания (песня по звучанию ласковая, добрая и спокойная).

Помочь детям увидеть в заключении колыбельной (сыграть заключение) изображение звездного неба. Обратить внимание на аккорды, и особенно последний аккорд, с блеском «рассыпающийся», похожий на ярко мерцающую звезду. – разучивание песни
Урок 41-42. Народная песня в творчестве русских композиторов

Знакомство с инструментальными колыбельными песнями. Песнями. Которые исполняются на фортепиано или на других музыкальных инструментах без слов.

Рассматривается необычная «Колыбельная», необычная потому, что является одной из сцен балета – сказки «Щелкунчик», написанного П.И. Чайковским по одноименной сказке Гофмана.

Рассказывается, что Щелкунчик – это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям вместе с другими игрушками к Новому году. Он был с виду нескладный и смешной, но одет красиво, в военный мундир. Девочке мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть и щелкала их. Но ее старший брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик выбросил игрушку под елку и забыл о ней. Но мари вспомнила о Щелкунчике, положила в кукольную кроватку и спела ему Колыбельную, чтобы успокоить и приласкать. Дети слушают «Колыбельную» и определяют ее характер. Далее кратко учитель рассказывает сказку до конца. И еще раз прослушивается «Колыбельная».

2. Далее учитель продолжает урок и знакомит детей с творчеством русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906 – 1975), классика мировой музыкальной культуры. Слушается инструментальная «Колыбельная» из балетной сюиты. Определяется светлый, нежный и завораживающий характер звучания.

3. Знакомство с песенным творчеством советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900 – 1955).

Слушание Колыбельной из кинофильма «Цирк» на стихи В. Лебедева - Кумача Умение детей услышать сочетание мягкой, сердечной, лирической интонации с волевым, упругим ритмом.

4. Разучивание песни И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача « Колыбельная».
Урок 43-44. Беседа-концерт «Колыбельные русских композиторов»

Тема урока строится на закреплении ранее изученных тем, с дополнительной информацией о колыбельных русских композиторов.

1. Продолжается знакомство с колыбельной русского композитора Анатолия Константинович Лядова «Котя, котенька, коток»

2. Продолжается знакомство с колыбельной Виктора Сергеевича Калинникова «Киска» и с песней «Как повадился коток»

3. Рассматривается и вспоминается необычная «Колыбельная», одна из сцен балета – сказки «Щелкунчик», написанного П.И. Чайковским.

4. Вспоминается и исполняется «Колыбельная медведицы» из мульфильма «Умка» на музыку Е. Крылатова и на стихи Ю. Яковлева.

5. Разучивается 2-й куплет песни И. Дунаевского на стихи В. Лебедева – Кумача «Колыбельная».
Урок 45-46. Колыбельные зарубежных композиторов

1.Знакомство с австрийским композитором В.А. Моцартом (1756-1791). С его стилем написания колыбельной песни.

Обратить внимание, что музыка В.А. Моцарта светла, прозрачна, ясна, изящна, мягка и нежна. Простая мелодия его колыбельной окрашена нежностью.

Колыбельная поется и оркеструется обучающимися с помощью колокольчиков. Задание может меняться. Одна группа детей поет, вторая оркеструет.

2. Разучивание колыбельной В. Моцарта «Колыбельная песня» перевод с немецкого О. Свириденко

3. Знакомство с немецким композитором Иоганнесом Брамсом. С его стилем написания колыбельной песни.

Брамс широко использовал немецкий, венгерский и славянский фольклор. В колыбельной И. Брамса сочетается классическая ясность с романтической возвышенностью, богатством оттенков, переживаний, поэтичностью, тонкостью чувств.
Урок 47-48. Колыбельные зарубежных композиторов

Продолжение темы предыдущего урока.

1. Знакомство с американским композитором Джорджем Гершвиным (1899-1937).

В его творчестве сочетаются импровизационность джаза, элементы афроамериканского народного фольклора, и легкого жанра с формами европейской музыкальной классики – оперной, симфонической, концертной.

Совершенно иной стиль, иная эпоха отражены в колыбельной из оперы «Порги и Бесс».

В колыбельной ярко ощущается афроамериканский калорит звучания, своеобразие напевов и ритмов спиричуэлcов и лирических блюзов.

Спиричуэлс ( от английского spirituals- духовный) – песня духовного(религиозного характера афроамериканцев. Носит блюзовый характер, синкопированный ритм. Спиричуэлс оказал влияние на формирование американского джаза.

Блюз (английск. Blues от blue devils – меланхолия, грусть) – сольная лирическая песня афроамериканцев возникшая во второй половине ХIХ в.

2. Слушание «Колыбельной песни» латышского композитора Раймонда Паулса.

Разбор песни. Определение детьми, что музыка очень приветливая, светлая, нежная, радостная, танцевальная. Песня звучит так нежно и светло. Что хочется взять в руки маленький колокольчик или треугольник и позвонить ими в такт музыки. Под аккомпанемент 1-я группа – играет на треугольниках, 2-я на колокольчиках.

3. Разучивание «Колыбельной песни» латышского композитора Раймонда Паулса
Урок 49-50. Беседа-концерт «Колыбельные композиторов различных эпох и стилей»

Знакомство со стилями композиторов разных эпох: В.А. Моцартом, И. Брамсом, Д.Д. Шостаковичем, Д. Гершвином.

В разные времена были приняты различные способы выражения мыслей и чувств в музыке. Старинная музыка по сравнению с современной более сдержана. Манеры. Вкусы людей, обычаи и традиции определенной эпохи отражались на музыке. Муз. Язык, как и речь человека, имеет свои особенности. В речи слова несут в себе смысл того. О чем говорит человек, а интонация голоса (сила, тембр, паузы, акценты, темп речи) позволяет окрасить речь определенным чувством, настроением ( нежности, скорби или радости). В музыке тоже смысл выражается с помощью звуков, но объединяемых не в слова, а в мелодии, аккомпанемент, которые, как и речь, окрашены интонациями радости, грусти, нежности, тревоги. Эти настроения создает различная сила звука (динамика), тембр голоса (в вокальной музыке) или тембр инструмента – светлый, нежный или темный, сумрачный (в инструментальной), темп (быстрый. Умеренный или медленный), паузы, акценты, общая окраска (мажорный или минорный лад), а в целом, как и в речи, -интонации.

Чтобы научиться чувствовать характер и смысл музыки, важно вслушиваться в ее звучание.

Если любишь и слушаешь музыку, то можно, даже не зная фамилии автора, сказать, что такое-то произведение похоже на музыку В.А. Моцарта, или П.И. Чайковского, или Д.Д. Шостаковича.

Так, музыка В.А. Моцарта светла, прозрачна, ясна, изящна, мягка и нежна. Простая мелодия его колыбельной окрашена нежностью.

Колыбельная поется и оркеструется обучающимися с помощью колокольчиков. Задание может меняться. Одна группа детей поет, вторая оркеструет.

Музыка композитора И. Брамса романтически вдохновенна (слушание примера).

Лирические произведения Д.Д. Шостаковича по-детски наивны, непосредственны, отличаются свежестью мелодий, так не похожих на мелодии других композиторов (слушание колыбельной).

В музыке современного американского композитора Джорджа Гершвина используются афроамериканские народные мелодии и ритмы, слышатся джазовые интонации (звучит колыбельная).
Урок 51-52. Музыка о животных

Урок - построен в форме музыкальной прогулки по весеннему лесу

Показать различные способы создания музыкальных образов на примере музыкальных произведений. Показать изобразительность в музыке, проследить взаимосвязь характера музыки с конкретным зрительным образом.

Активизировать воображение детей помогут репродукции картин известных художников и стихи, соответствующие музыкальному материалу.

Прогулка совершается по следам, находя определенный предмет (колпачок), под которым лежит игрушка-животное.

На уроке применяется одна из форм активного слушания музыки, стимулирующая инициативу, внимание. Воображение- музыкальные загадки. Сегодня это загадки- портреты, в которых действует один легко-узнаваемый лесной герой.

1. В.Николаев «Зайчик»-эта загадка открывает серию лесных портретов. Чтобы помочь найти детям правильный ответ, можно обратить их внимание на скачкообразное движение в пьесе и спросить, какой лесной зверек передвигается такими легкими прыжками. После того, как правильный ответ найден, дети прыгают под музыку, как зайчик, подражая его повадкам. Можно с детьми выбрать лучшего зайчика.

2. В. Николаев «Медведь»

В этой пьесе необходимо обратить внимание детей на то, что у неизвестного лесного жителя, совсем иная 2походка», чем у зайчика – более тяжелая, вперевалочку. Наверняка, это более крупный и неповоротливый зверь и возможно у него низкий голос.

После прослушивания пьесы, дети под музыку показывают как ходит косолапый мишка.

3. Рассказы учителя о животных. Беседа на тему: «Любят ли животные музыку»

- рассказ о дельфинах и о певце Арионе;

- рассказ о Владимире Леонидовиче Дурове и его питомцах;

- рассказ о Древнем Востоке и дрессированных змеях.

3. Путешествие продолжается в Африку и учитель рассказывает о Львенке Рр-Мяу, который жил в Африке, вышел погулять по пустыне и встретил большую Черепаху. Черепаха лежала на солнышке и мурлыкала себе под нос веселую песенку.

Разучивается песня Г. Гладкова на слова С Козлова «Львенок и черепаха»- происходит работа над дыханием, артикуляцией.

4. Инсценировка песни «Львенок и Черепаха». Перед инсценировкой дети вспоминают действующих лиц: львенок. Черепаха, крокодил, носорог).

5. Дети исполняют ритмический аккомпанемент к песне «Львенок и Черепаха»:

- четвертными с выделением сильных долей;

- восьмыми с выделением сильных долей.
Урок 53-54. Прогулка

Знакомство детей с изобразительными возможностями музыки (утро, вечер).

Определение скорости исполнения музыкального произведения ( быстро, подвижно, игриво, неторопливо).

Музыкальный материал:

С.С. Прокопьев. Пьесы :«Утро», «Вечер»

М. Мусоргский. Пьеса «Прогулка»

Пение песни Г. Гладкова на слова С Козлова «Львенок и черепаха».
Урок 55-56. Музыка о птицах

На уроке дети учатся:

- различать оттенки настроений, изобразительность музыкальных произведений имеющих сходные названия;

- различать смену настроений и характер отдельных интонаций в музыке.

- сравнивать произведения и находить черты сходства и различия в музыке;

- проявлению любви и ответственности к живой природе

Музыкальный материал:

1. Л. Дакен «Кукушка»-слушание и определение регистров

2. М.И. Глинка вокальное произведение для голоса с фортепиано «Жаворонок»;

3. П.И. Чайковский пьеса «Жаворонок» из детского альбома.

4. «Воробьиная песенка» муузыка З. Компанейца, слова П.Синявского- разучивание 1 куплета
Урок 57-58. Звучащие картины

Расширение художественных впечатлений обучающихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры различных эпох. Направление на воспитание у обучающихся чувства стиля. На каких картинах «звучит» народная музыка, а на каких профессиональная, написанная композиторами.

Музыкальный материал:

1. Л. Дакен «Кукушка»

2. К. Кикта «Фрески Софии Киевской» концерт- симфония для арфы оркестра. Орнамент

3. «Воробьиная песенка» муузыка З. Компанейца, слова П.Синявского- разучивание 2 куплета

Сказка в музыке

Урок 59-60. «Садко» из русского былинного сказа

Знакомство с народным былинным сказом «Садко». Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально образным содержанием, со звучанием народного инструмента – гусли. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Римского – Корсакова закрепить понятие «композиторская музыка»
2. Разучивание песни Юлия Кима «Приходи, сказка» - 1 куплет
Урок 61-62. Музыкальный театр

Общее представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Опера. Балет.

Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершить путешествия в разные страны – оперу и балет. Герои опер- всегда поют, а герои балета-танцуют.

"Конек-Горбунок" Родиона Щедрина можно назвать наиболее удачным воплощением сказки Ершова в русском балете. Удивительно веселый характер остроумной сказки оказался очень близким творческому облику композитора - его музыка исполнена тепла и мягкой добродушной усмешки. В музыке балета оживают и действуют колоритные персонажи, типично народного склада: Иван (как и полагается в русской сказке, вовсе и не дурак, а ловкий), его вероломные братья, недалёкий старый царь, завистливые придворные, сказочный Конек-Горбунок, жар-птица и красавица Царь-девица - существо загадочное, фантастическое. 

2. Разучивание песни Юлия Кима «Приходи, сказка» - 2 куплет
Урок 63-64. Опера - сказка.

Опера. Песенность, танцевальность. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики-мелодии – темы. Герои опер могут петь по одному – солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Музыкальный материал:

1. Детская опера Марианна Викторовича Коваля «Волк и семеро козлят»

2. М. Красев « Муха - цокотуха»

2. Закрепление песни Юлия Кима «Приходи, сказка»
Урок 65-66 Обобщающие уроки по теме «Сказка в музыке»

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.


Лист коррекции





Дата

Внесенные изменения

Примечания















































































































































































написать администратору сайта