Программа_Резьба_по_дереву _ 1_год. Протокол Утверждаю Директор мбоу сош 199 Рыбась В. А. 20г
Скачать 49.58 Kb.
|
Департамент образования мэрии города Новосибирска Департамент образования мэрии города Новосибирска муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 199»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Обработка древесины»НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯУровень: базовый Возраст обучающихся: 12 – 14 лет Срок реализации: 1 год Составитель – разработчик: Пекушов В.М., учитель технологии г. Новосибирск 2022 год ОГЛАВЛЕНИЕПояснительная записка 3 Учебный (тематический) план ..... 7 Содержание учебного (тематического) плана 8 Организационно–педагогические условия реализации программы 22 Список литературы 24 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» (далее Программа) имеет художественную направленность. Уровень Программы – базовый. Актуальность ПрограммыРезьба по дереву – уникальный вид народного декоративно- прикладного искусства, который тесно связан с национальной художественной культурой. В нем гармонично сочетаются графичность и объёмность, легкость и изящество форм, эстетическое и практическое значение. Актуальность данной Программы заключается в возрождении традиций и обычаев русского народа, в решении проблемы занятости обучающихся, вовлечении их в решение творческих задач, воспитании чувства гордости за свой народ, создавший замечательные произведения искусства. А также в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового образа жизни человека. Программа дает возможность обучающемуся раскрыться, реализовать свои творческие возможности, обрести творческую уверенность и повысить самооценку. Педагогическая целесообразность ПрограммыПрограмма ориентирована на понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому обновлению знаний. В процессе создания изделий обучающиеся на практике применяют знания, полученные на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, литературы, истории, биологии. При работе над композицией применяются знания из области черчения, математики. Педагогическая целесообразность Программы позволяет решить проблему свободного времени детей, пробуждает интерес к новым видам деятельности, расширяя жизненный кругозор. Занимаясь по Программе, учащиеся не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства. Программа первого года обучения знакомит с разнообразием народных промыслов, историей их появления, использованием в них природного материала, видами обработки дерева и техническим приемам резьбы, формируются профильные компетенции. На втором году обучения идет продолжение ознакомления с художественной обработкой древесины, совершенствуются навыки обработки дерева и технические приемы резьбы по дереву. Обучение способствует формированию ключевых компетенций. На третьем году обучения совершенствуется мастерство в изготовлении более сложных изделий, применяются технологии активного обучения: самостоятельная и творческая работа, художественное проектирование. Отличительные особенностиПрограмма предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и умений самостоятельной работы. Программа построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными способами художественной резьбы по дереву, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе режущими инструментами и т.д. Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных композиций является копирование образцов народной резьбы по дереву. Копирование позволяет понять и усвоить не только разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву. Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных умельцев, должны рассматриваться как ценный методический фонд, на основе которого обучающимися разрабатываются собственные творческие композиции. Цель и задачи ПрограммыЦель – ознакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. Задачи ПрограммыОбучающие: обучать практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла; обучать владению инструментом для резьбы по дереву; формировать представление о народных художественных промыслах России; приобщить детей к истокам русской народной культуры; ознакомить с правилами безопасности при обработке художественных изделий. Развивающие: развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства; развивать умение давать оценку своей работе; развивать трудовые умения и навыки обучающихся. Воспитательные: воспитывать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению; прививать любовь к традиционному художественному ремеслу; способствовать развитию общей и коммуникативной культуры, художественного вкуса. Категория обучающихсяВозраст обучающихся, участвующих в реализации Программы, составляет от 12 до 14 лет. Срок реализации программыПрограмма рассчитана на 1 год обучения (136 часов). Формы и режим занятийФорма организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Наполняемость группы до 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Формы проведения занятий: беседы; практические занятия; выставки; защита творческих проектов. Планируемые результаты реализации ПрограммыПо окончании обучения обучающиеся будут знать:основы геометрической, контурной, плоскорельефной, рельефной резьбы; о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; правила безопасности при обработке художественных изделий; о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов; о профессиях токаря, столяра, резчика по дереву. По окончании первого года обучения обучающиеся будут уметь: определять материал, сорта древесины, внутренние и внешние качества древесины, технику изготовления изделия; затачивать инструменты; пользоваться технологическими картами, схемами; анализировать собственную работу; качественно выполнять несложные изделия. По окончании второго года обучения обучающиеся будут знать: виды художественных народных промыслов; владеть навыками качественной заточки инструментов; владеть навыками прорезной резьбы, токарных работ; основы черчения. По окончании второго года обучения обучающиеся будут уметь:применять законы композиции; работать в соответствии с технической последовательностью; разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУчебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана1 Вводное занятие, техника безопасности.Теория. Народное декоративное искусство. Особенности народного искусства. Резьба по дереву в России. Творчество народных мастеров – резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска и др. Производственный цикл. Технологический процесс изготовления художественных изделий из дерева. Устройство токарного станка по деревуТеория. Технические приемы изготовления токарных изделий из древесины. Устройство токарного станка. Подготовка древесины. Техника безопасности при работе на станке. Ознакомление с техническими приемами изготовления токарных изделий. Выполнение типовых изделий. 1.2 Режущие и измерительные инструменты Теория. Назначение измерительных инструментов. Краткая характеристика каждого из них. Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Хранение инструментов. Подготовка инструментов для резьбы по дереву. Освоение учащимися навыков заточки и правки инструментов. Техника безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы. Техника безопасности при работе режущими инструментами. 1.3 Выбор материала и подготовка заготовок к работе Теория. Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон древесины при резьбе по дереву. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Влажность и сушка древесины. Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера выполняемых резных работ 1.4 История художественной обработки Теория. Основные сведения о видах ремесел. Значение художественной обработки древесины и народных промыслов. Общественная значимость профессий. Потребность данной профессии. Примеры из биографий известных ее представителей. Перспективы развития деревообрабатывающей промышленности на современном этапе. Геометрическая резьбаТеория. Основные виды геометрической резьбы. Резной геометрический орнамент. Художественные изделия из дерева, украшенные геометрической резьбой. Образцы народного искусства, современные изделия художественного промысла в технике трехгранно – выемчатой резьбы. Изготовление разделочной доскиТеория. Выполнение узоров: «куличок», «змейка», «витейка», «бусы», «елочка», «сколышек», «чешуйка», «шишки», «лесенки», «кубики», «решетка». Основные виды отделки художественных изделий с резьбой. Отделка готового изделия. Практика. Упражнения по созданию на дощечках вариантов узоров с применением технических приемов трехгранно – выемчатой резьбы. Эскизы геометрических узоров для оформления разделочной доски, крышки коробочки, пенала. Перевод узоров геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева. Выполнение резьбы несложного изделия. Сборка и отделка готового изделия. Изготовление шкатулкиТеория. Понятие о композиции: ритм, симметрия, выявление центра, равновесие и т.д. в резьбе на прялках, на наличниках окон домов, в украшении бытовой утвари. Современные изделия народных художественных промыслов геометрической резьбой. Шкатулки: виды, формы, модификации. Практика. Копирование образцов народной резьбы по дереву. Сбор материала для собственной композиции. Чертежи, эскизы оформления шкатулки. Выбор материала и инструментов. Подготовка основы, выпиливание по размерам. Перевод рисунка на основу. Выполнение резьбы косым ножом. Сборка и отделка готового изделия. Токарные работыТочение цилиндрических форм Теория. вытачивают изделия, контур которых может состоять из нескольких объёмных геометрических фигур, которые называются телами вращения. Это фигуры – шар, конус, цилиндр и тор. Точение деталей на станке производят специальными резцами — токарными стамесками. В отличие от обычных столярных стамесок, они имеют удлиненные рукоятки, которые позволяют надежно удерживать инструмент и легче управлять им. По качеству обработки различают черновое и чистовое точение, от этого зависит и выбор инструмента. Для черновой обработки применяют полукруглую стамеску, для чистового точения, подрезания торцов и отрезания детали — косую стамеску. Практика. Вытачивание простых цилиндров Коническое и фасонное точение Теория. Точение конических и фасонных деталей на токарном станке , точением цилиндрических деталей. Полукруглая стамеска, припуск на чистовую обработку, подручник, косая стамеска, контроль с помощью кронциркуля и линейки. Практика. Вытачивание рукоятки напильника. Внутреннее точение Теория. Внутренние пустоты, закреплении детали в патроне на передней бабке станка, вытачивания внутренней и затем внешней поверхностей, инструменты Практика. Вытачивание карандашницы Изготовление скалки Теория. Ознакомление с образцом изделия. Функциональность изделия. Размеры, пропорции. Особенности расположения декоративных резных элементов. Практика. Чертеж изделия. Набросок отделки резьбой конкретной формы. Выполнение работы в материале и отделка изделия Изготовление толкушки Теория. Ознакомление с образцом изделия. Функциональность изделия. Размеры, пропорции. Особенности расположения декоративных резных элементов. Практика. Чертеж изделия. Набросок отделки резьбой конкретной формы. Выполнение работы в материале и отделка изделия Изготовление вазы Теория. Ваза в технике прорезной резьбы. Виды, формы, пропорции. Связь формы и декоративного оформления. Практика. Разработка модели вазы. Наброски, эскизы резьбы для конкретной формы. Выполнение работы в материале и отделка изделия. Изготовление подсвечника Теория. Подсвечники из различных материалов. Возможные конструкции подсвечников из дерева. Особенности изготовления: токарные работы, конструирование, склеивание, зачистка. Практика. Чертеж изделия. Набросок отделки резьбой конкретной формы. Выполнение работы в материале, сборка, зачистка и окончательная отделка изделия 4 Скульптурная резьба 4.1 Основы скульптурной резьбы Теория. Художественные центры скульптурной резьбы по дереву. Исторический обзор развития промыслов скульптурной резьбы по дереву. Ее художественные особенности. Краткий анализ художественных и технических особенностей. Художественно-технические приемы скульптурной резьбы. Инструменты для создания скульптурной резьбы. Резьба с заоваленным контуром. 4.2 Скульптура "Медведь" Теория. Инструменты для скульптурной резьбы. Подготовка древесины. Техника безопасности при работе. Ознакомление с техническими приемами изготовления объемных изделий. Практика. Эскизы, наброски скульптурного изображения медведя или др. Выполнение в материале, зачистка и отделка изделия. 4.3 Скульптура «Олень»Теория. Скульптура с прорезными элементами, особенности изготовления основы. Назначение заготовки из глины, пластилина для создания скульптуры. Практика. Эскизы, наброски, заготовки скульптурного изображения оленя или др. Выполнение в материале, зачистка и отделка изделия. 5 Творческая работа Теория. Постановка проблемы, определение цели и задач, составление плана выполнения самостоятельной работы, расчет количества необходимых материалов, беседа с демонстрацией наглядного материала: изделия народных промыслов. Задание для самостоятельной работы: разработка и изготовление изделия из дерева, украшенного резьбой по выбору. Практика. Выбор изделия и определение места изделия в интерьере, выполнение эскиза и технического рисунка, подбор материала и инструментов. Выполнение работы. 5.1 Выполнение задания на произвольную тему 5.2 Подготовка к выставке Теория. Назначение выставки. Понятие об экспозиции выставки. Требования к экспонируемому материалу. Участие в выставках в течение учебного года. Практика. Подготовка изделий к экспонированию. Выставка. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫМетодическое обеспечение Программы В процессе освоения Программы обучающимся предложены примерные темы творческих проектов. Также обучающийся может самостоятельно предложить тему проекта, который он будет выполнять, защищать, и с которым, возможно, будет участвовать в конкурсах различного уровня. В условиях реализации Программы используются различные методы: вербальные – лекции, беседы; наглядные – просмотр репродукций, слайдов, фото- и видеосюжетов, образцов изделий мастеров народного творчества; практические – изготовление наглядных пособий. При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях. Материально – техническое обеспечение Программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы, используемой при написании ПрограммыАбросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А.А. Абросимова, Н.И.Каплан, Т.Б. Итлянская. - М.: Высшая школа, 1978. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах (художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, корня) / В.А. Барадулин. - М.: Просвещение, 1979. Василенко B.М. Народное искусство / В.М. Василенко. – М., 1974. Вишневская B.М, Каплан Н.И., Буданов C.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / B.М. Вишневская, Н.И. Каплан, C.М. Буданов. – М., 1956. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. – М., 1972. Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву / Е.С. Двойникова, И.В. Лялин– М.; Высшая школа, 1972. Званцев М.H. Нижегородская резьба / М.Н. Званцев. – М., 1969. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом / М.Д. Ильяев. – М.: Москва «Лукоморье», 2000. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву / О.В. Круглова. – М., 1974. Список литературы для учащихсяАбросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А.А. Абросимова, Н.И.Каплан, Т.Б. Итлянская. - М.: Высшая школа, 1978. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву / Д.М. Гусарчук. – М., 1986. Дементьев С.В. Резьба по дереву / С.В. Дементьев. – Издательский дом МСП, 2000. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву / Т.А. Матвеева. – М., 1981. Прозоровский И.И. Технология отделки столярных изделий / И.И. Прозоровский. – М., 1991. Нормативно - правовые документыПриказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18 ноября 2015 г. |