Главная страница

Худ.изд. и сувениры. Художественные изделия и сувениры


Скачать 35.48 Kb.
НазваниеХудожественные изделия и сувениры
Дата19.01.2023
Размер35.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХуд.изд. и сувениры.docx
ТипДокументы
#894131

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ И СУВЕНИРЫ

 

 

     Художественные изделия являются произведениями декаративно - прикладного искусства. Изделия народных промыслов вырабатываются во многих районах России.

Изделия народных художественных промыслом классифицируются по материалу, назначению, способам изготовления.

Художественные изделия из дерева: изделия с хохломской, городецкой, росписью, богородская резьба по дереву.

Художественные изделия с лаковой росписью: палехские миниатюры, жостовские металлические подносы.

Художественные изделия из кости, камня: уральские, алтайские, краснодарские, архангельские камнерезные изделия.

Художественные изделия из керамики и стекла: гжельская керамика, дымковкая игрушка, изделия Гусевского хрустального завода.

Художественные изделия из кожи и меха: чукотские, магаданские, якутские, красноярские.

Художественные изделия с вышивкой, росписью тканей, вязаные и кружевные: золотошвейные изделия Торжокской фабрики, оренбургские пуховые платки, елецкие, вологодские, михайловские кружева, павлопосадские платки.

Художественные изделия из металла: златоустовская гравюра, ростовская финифть, вологодские филигранные изделия, каслинское литье.

СУВЕНИРЫ

Сувенир - ( франц. Souvenir) - подарок на память

Сувенир –  произведение декоративно- прикладного искусства, не редко выпускаемый большими тиражами.

Мирхудожественного декоративно - прикладного искусства, разнообразен и богат на сегодняшний день, рынок переполнен сувенирной продукцией, как изделиями промышленного производства, так и ручными, эксклюзивными вещами. Художественные сувениры украшают наш быт создают праздничное настроение, передают атмосферу прошлого, вызывают чувства прекрасного, развивают в человеке способности к эмоцианально-ценностному восприятию, произведений декоративно - прикладного творчества. Художественные народные промыслы – они как раньше, так и сейчас, в большей степени предназначены для удовлетворения культурных потребностей  человека, хотя многое производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.
Сувениры это памятные предметы, связанные с пребыванием в том или ином регионе нашей страны. В большинстве случаев это изделия, напрямую связанные с народным художественным промыслом. Данные предметы отличаются  традициями края или области. Они отображают национальный колорит, местные достопримечательности и особенности, выдающиеся события или юбилейные даты. Это особые предметы художественного творчества, которые создаются на протяжении многовековой истории народа, это группа товаров, которая продаётся в специализированных магазинах, в отделах и секциях.

Русские народные сувениры

    В настоящее время народные художественные промыслы — особая отрасль современной художественной промышленности, выпускающая изделия бытового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. Существенной их особенностью является коллективность творческого процесса, применение высококвалифицированного ручного труда наряду с использованием несложных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.

Изделие народных художественных промыслов классифицируют по материалу, назначению, способом изготовления, художественному оформлению, тематике.

По материалу: из дерева, кости и рога, металла, стекла, камня, керамики, кожи, тканей, меха, из папье – маше, пластмасс  и т. д.

По назначению: утилитарного назначения (посуда, мебель и др.) и декоративные (ковры, вазы, предметы украшений и д. р.

По способу изготовления: литые, кованые, чеканные, резные, токарные, плетеные, вязаные, штампованные и д.р.

По художественному оформлению: с гравировкой, инкрустацией, финифтью, полированные, с росписью и т. д.

По тематике: со сказочно – былиной тематикой, отображающие современную действительность, растительный, животный мир,  дизайнерские предметы др.

Сувениры классифицируют по материалу, техники изготовления, способа крепления, назначению, тематике и других признакам.

По назначению сувениры делят на подгруппы:

Сувенир – памятный подарок, выполненный в традициях определенных краев и областей;

Сувенир – предмет, который отображает знаменательные события, происходящие в стране, в мире;

Сувенир – предмет, связанный со значительным событием в жизни человека;

Сувенир – предмет, напоминающий о туристических поездках; Сувенир – просто игрушка.

Ассортимент сувениров велик и разнообразен. Это памятные медали, значки, открытки, брелочки, настольные украшения, косметика, парфюмерия, предметы украшения, сувениры декоративного характера ( панно, вазы, скульптуры),  сувенирные игрушки.

Классификация художественных изделий и сувениров по материалу.

  1. Художественные росписи по дереву.

  2. Художественная обработка дерева, бересты.

  3. Художественная обработка камня, кости.

  4. Художественная обработка метала.

  5. Художественные изделия из керамики,

  6. Художественные изделия из стекла.

  7. Художественное плетение.

  8. Ткачество, вышивка. (Пряжа и нити)

  9. Художественная обработка ткани, кожи.

  10. Сувенирная игрушка.

  11. Сувенирная рекламная продукция.



Ассортимент

  Керамические художественные изделия:

- Гжельская керамика. Изделия вырабатываются из гжельских глин с добавлением кварца, известняка и углекислой извести. В сыром виде масса имеет темный цвет, а после обжига готовая продукция приобретает желтоватый, золотистый или почти белый цвет.

Роспись выполняется вручную, беличьими кистями, что обеспечивает более высокое декоративное качество изделий по сравнению с механическими способами нанесения рисунка (декалькоманией, печатью, трафаретом), применяемыми при массовом производстве.

Гжельские изделия насыщены богатством и сочностью красок. Живописцы часто расписывают всю поверхность изделия, так называемые крытье; в других случаях по белому фону расписывается только центральная часть изделия.

Гжельские мастера выпускают чайные сервизы, отдельно чашки, чайники, сахарницы, бокалы, пепельницы, большое количество фарфоровых ваз для цветов. Основным видом отделки остается подглазурная роспись кобальтом с легкой разделкой по белому фону. Реже применяется роспись золотом по темно-синему кобальтовому фону.

Скопинская керамика. Изделия формируется из глины на гончарном круге, а затем подвергаются ручной обработке-доводке, в процессе которой они получают свою окончательную форму. Скульптурные детали (ручки, носики) лепятся от руки.

Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, которой, расплавляясь и растекаясь по изделию, образует блестящий стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов. Темные, глубокие тона (потеки) образуется в местах, где глазурь затекла в углубления или легла более толстым слоем. Часто для создания более широкой цветовой гаммы изделия покрывают глазурью нескольких тонов.

Ассортимент: вазы, цветочные горшки, сосуды для вина и кваса, солонки, блюда, сахарницы, сухарницы, мелкие туалетные изделия и т.д. Сосудам придают нередко фантастические формы крылатых драконов и грифонов, мифических богатырей и др. Некоторые сосуды выполняют в виде баранов, львов с пышной гривой. Сосуды обычно украшаются затейливыми крышками, имеющими лепные украшения в виде зверей и птиц.

Дымковская игрушка. Форма игрушки лепится руками, из обыкновенной красной жирной глины, отверстия прокалывают палочками; мелкие части игрушки лепят отдельно. Вылепленная игрушка просушивается на воздухе, но не на солнце, затем обжигается в русских печах.

Для раскраски применяют анилиновые и темперные (на яйце) краски. В некоторых случаях применяются гуашевые краски, которые для блеска покрываются сверху яичным белком. Игрушки расписываются своеобразным орнаментом, составленным из геометрических фигур, ярких пятен, кругов, кривых пересекающихся полос. Декоративность игрушки повышается наклеиванием небольших квадратиков и других фигур из листиков сусального золота и серебра.

Дымковская игрушка нарядна, забавна и выразительна. Дымковские мастера копируют в обобщенной форме часто фантастические образы человека, животных и птиц.

Деревянные художественные изделия:

-Богородские изделия. Изделия вырабатываются двух типов: раскрашенные в яркие цвета игрушки и белые «скульптурные» не окрашенные, но декорированные орнаментальной нарезкой. В некоторых случаях изделие покрываются морилкой и лакируется. Материалом для поделок служат заготовки из осины, ольхи, липы легко поддающиеся обработке несложными инструментами. В качестве инструментов применяется специальный богородский нож.

Скульптура богородских резчиков всегда реалистична, сюжеты взяты из жизни. Иногда фигуры приводятся в движение специальными механизмами. Наиболее популярный сюжет – мужик и медведь.

Абрамцево-Кудринские изделия. Мастера создают изделия высокохудожественные предметы быта, служащие одновременно и украшением. Они различные по форме и размерам декоративные блюда для хлеба, сухарницы, вазы для цветов и цветочные горшки (так называемые кашпо), различные письменные приборы, шкатулки, полочки, рамки для картин и фотографий, футляры для настенных часов, ножи для разрезания бумаг и многое другое. Все изделия орнаментируются затейливой плоскорельефной резьбой. На поверхность изделия предварительно наносится контур будущего рисунка, после чего мастер специальным резцом, от руки, выбирает, углубляет фон и постепенно, работая как гравер, доводит рисунок. В своей работе мастера пользуются несложными инструментами – резцами, стамески, напильниками.

-Хохломские изделия.  Хохломские изделия отличаются цветовой строгостью. Часто применяются контрастные цветовой сочетания – красная и черная или красная, зеленая и черная. Подбор цветов красиво выделяется на общем золотистом фоне. В орнаменте преобладают растительные мотивы – «травка», «яблочко», «елочка», «ягодка».

Ассортимент изделий хохломских мастеров исключительно широк. Выпускаются различные декоративные вазы, ложки, поставцы, чайницы, сахарницы, бочата, блюда, ковши, братины, декоративные блюда, пепельницы, стаканы для карандашей, различны виды детской мебели с орнаментальной росписью и многое другое.

 

 -Художественные изделия из папье-маше с лаковой живописью:

Основным материалом для производства папье-маше служит картон, из которого вырезаются пластины нужных размеров. Эти пластины в количестве от 4 до 12, в зависимости от необходимой толщины будущего изделия, промазываются клейстером и прессуются в формах в «таблетки». Таблетки просушиваются и затем пропитываются в чанах подогретым растительным маслом. После просушки получается материал, обладающий высокой прочностью. Затем при помощи обычных столярных инструментов его опиливают, обрезают, обстругивают и придают окончательную форму.

Перед росписью изделия подвергаются различной обработке. Поверхности выравниваются шкурой и грунтуются. Для грунта используется особая тонкая красная глина в смеси с голландской сажей и маслом. Грунтовка производится до трех раз, и после каждого раза изделие просушивается.

Рисунок наносятся от руки тончайшими кистями, без применения каких-либо трафаретов. После нанесения живописного рисунка поверхность изделия лакируют светлым масляным лаком, разбавленным скипидаром, и просушивают. Затем изделие расписывают «твореным» золотом или алюминиевым порошком (под серебро).

Федоскинские изделия. Мастера применяют для живописных работ масляные краски, а также широко пользуются прозрачными красками по блестящему фону из сусального золота; иногда в качестве фона, который расписывается красками, применяют перламутр. Перламутр врезают в грунт по силуэту отдельных деталей, что дает возможность в сочетании с живописью получить исключительный эффект.

Основными сюжетами миниатюрами являются традиционные «тройки» летние и зимние, различные пейзажи, натюрморты, темы русских народных сказок. Ассортимент изделий включает шкатулки и коробочки, портсигары, пудреницы, чайницы.

Палехские изделия. Мастера пишут темперными красками – красками, растертыми на яичном желтке с добавлением уксуса. Яичная темпера быстро высыхает, так же как акварельная краска, но не растворяется при наложении нескольких красочных слоев, что дает возможность получить тонкие цветочные переходы. Используют в орнаментации изделий своеобразный прием – «цыровку». Поверх накладного сусального золота наносится слой краски, а затем тонкой иглой осторожно выцарапывается красочной слой, создавая по цветному фону тончайшие золотые узоры.

В большинстве изделий фон – обычно черный – тоже используется как декоративный элемент. Так небо в палехских миниатюрах может быть черным и лишь тончайшими, золотыми нитями вырисовываются контуры облаков.

Рисунок обобщен и условен. Он не реалистичен, миниатюры стилизованы. Фигуры, изображаемые на рисунках, непропорционально вытянуты, окрашены в сказочно-необычные цвета, постройки и пейзажи часто очень условны.

   Большое количество миниатюр выполняется на современные темы, по мотивам русского фольклора.

Мстерские изделия. Сцены изображаются на фоне очень ярких, художественно правдивых пейзажей –  отличительная особенность мастерских художников.

 -Композиция обычно оформляется очень тонким золотым орнаментом. Реже выпускаются изделия, расписанные только одним орнаментом из узоров трав, листьев, фруктов.

Характерной цветовой гаммой для Мстеры являются голубовато-серебристые или, наоборот, преобладают охристо-желтые и киноварные, красные цвета, иногда мастера используют яичные темперные краски.

Мастерские пейзажи реалистичны и жизненны: скалы, пригорки, детали архитектуры, растительность всегда правдивы.

-Изделия Холуя. Особенностью живописи является использование коричнево-оранжевого и синевато-зеленого тонов. На фоне пышного пейзажа выписываются фигуры людей в реалистической манере. Часто выполняются композиции на сюжеты былин, русских народных сказок, произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Бажова, Ершова и др. Изделия расписывают яичной темперной краской.

-Косторезные художественные изделия из рога:

В качестве поделочных материалов используются:

Слоновая кость – клыки (бивни) слонов, которые отличаются большой твердостью и вместе с тем хорошо поддаются обработке. Цвет белый или светло-кремовый.

Мамонтовая кость – бивни мамонта – «ископаемая кость», добываемая в Сибири, главным образом по берегам рек после разлива. Кость мягче моржовый. Имеет слегка желтоватый оттенок. Легко поддается обработке, используется для тонких прорезных и мелких рельефных работ.

Моржовая кость – клыки моржей – обладает большой твердостью, имеет белый, слабо-зеленоватый цвет, при просвечивании приобретает розоватый оттенок, хорошо поддается резьбе и окраске. Благодаря твердости хорошо выдерживает гравировку. Из нее режут фигуры, различные крупные вещи, а также ажурные изделия. Добывается на Крайнем Севере, у берега Чукотки и в Белом море.

Трубчатая кость (цевка) крупных домашних животных, из-за своей сравнительной мягкости, легко обрабатывается. Перед обработкой обезжиривается, отбеливается перекисью водорода и тонируется до нужного оттенка.

-  Холмогорская резьба (Архангельская область). Стиль холмогорских мастеров наиболее полно раскрывается в плоской ажурной резьбе и миниатюрной круглой скульптуре. Ажурная плоскорельефная ажурная резьба с орнаментом, с разнообразными сюжетными сценами, с миниатюрными портретами использовалась на ларцах, шкатулках, кубках, ручках ножей для разрезания бумаги и т.д.

Чукотская скульптура. Материалом служит моровая кость. Чукотские скульптуры выразительны, реалистичны, отличаются простотой форм. Гравировка выполняется на темы охоты, труда и отдыха чукчей.

Кружевные изделия:

-Вологодское кружево. Все изображения в вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой. Они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных звездочками и розетками. Узор выполняется в виде крупных, симметричных, обобщенных растительных форм, женских фигур, петухов-павлинов. Ассортимент представлен в виде мерного кружева и штучных изделий – салфеток, дорожек, воротничков, перчаток жабо и т.д.

-         Елецкое кружево. Более тонкие и легкие, чем вологодские, нет контрастных переходов. Характерными мотивами являются снежинки и морозные узоры.

-         Кировское кружево. Рисунок остроконечной формы. Контуры рисунка подчёркнуты толстой нитью. Края заканчиваются острыми зубцами с петельками.

-         Михайловское кружево. Применяют для отделки одежды, скатертей, салфеток и других изделий. Изготавливают из толстых цветных ниток.

 

Требования к качеству

 

Готовые керамические изделия должны иметь красивый, ровный растек глазури, без затеков и наплывов, с гладкой, без засорок поверхностью изделия. Допускается некоторая деформация, цек (мелкая сеточка трещин в глазури) и посечка глазури, небольшие сколы на донной части, зачищенные пузыри в глазури диаметром не больше 1-1,5 мм. Наличие данных пороков допускается только при условии, что они не портят внешний вид изделия.

Деревянные изделия должны иметь гладкую полированную поверхность и ровную окраску без подтеков и царапин. Орнамент четкий, резьба одинаковой глубины. Изделие не должно иметь сколов, в столярных изделиях соединения должны быть плотными, швы заполированы, крышки плотно пригнаны, но открываться свободно, без усилий.

Изделия из папье-маше должны иметь блестящее лаковое покрытие без царапин и сколов, на лицевой стороне должно быть указание на фамилию исполнителя, место исполнения, а иногда также и название сюжета.

 

Маркировка

 

Маркировку производят путем выдавливания товарного знака предприятия-изготовителя или наносят несмываемой краской штампом или путем наклейки этикетки. В маркировке указывают предприятие-изготовитель, наименование изделия, и дату выпуска. Маркировка должна производиться так, чтобы она не портила внешний вид изделия. На лицевых частях маркировка запрещена.

 

Упаковка

 Упаковывают художественные изделия так, чтобы максимально снизить бой и порчу при транспортировке. Для этого некоторые виды изделий укладывают в индивидуальные коробки, предварительно обертывая бумагой, ватой, пенопластом или полиэтиленовыми листами с «пупырышками». При упаковке в коробки изделия также прокладывают бумагой, чтобы обеспечить плотную укладку.

Брошки, рюмки, пудреницы и другие подобные изделия укладывают в специальные футляры, где имеется гнездо для закрепления изделий.

 

Хранение

 Хранят изделия в сухих проветриваемых помещениях, вдали от света и отопительных приборов, на стеллажах, отдельно по видам и наименованию при относительной влажности воздуха 75%.

Практическая работа №47

«Ассортимент и качество художественных изделий и сувениров»

Цели работы: изучить ассортимент художественных изделий и сувениров; научиться давать товароведную характеристику образцов по всем признакам классификации и проверять качество органолептическим методом.

Пособия и принадлежности: образцы художественных изделий и сувениров в ассортименте, каталоги, плакаты, иллюстрации, учебник, стандарты.

Время выполнения: 2 часа.

Последовательность выполнения работы

  1. Изучите ассортимент художественных изделий:

  1. дайте определение понятию художественных изделий и повторите их классификацию;

  2. по каталогам, иллюстрациям, образцам изучите ассортимент художественных изделий. Отметьте применяемые материалы, назначение, конструктивные особенности, способы изготовления, тематику;

  3. подберите образцы изделий различных видов художественных промыслов и, пользуясь материалом учебника, дайте их характеристику; заполните табл. 1.

Таблица 1. Характеристика изделий различных видов художественных промыслов

Материал изготовления

Вид художественного промысла

Наименование изделия

Способ изготовления

Художест-венное оформление

Тематика

Изделия из дерева

Богородская резьба по дереву













Хохломские изделия













Прочие













Изделия с лаковой живописью

Палехские изделия













Федоскинские изделия













Мстерские изделия













…….

…….













  1. Изучите ассортимент сувениров:

  1. дайте определение понятия сувениры, повторите их классификацию;

  2. по каталогам, иллюстрациям, образцам изучите ассортимент сувениров. Отметьте применяемые для их изготовления материалы, назначение, способы изготовления, конструктивные особенности и размеры сувениров. Укажите отличие сувениров от художественных изделий;

  3. дайте товароведную характеристику предложенных образцов сувениров по признакам классификации; заполните табл. 2.

Таблица 2. Характеристика образцов сувениров

Наименование изделия

Группа по назначению

Материал изготовления

Конструктивные особенности

Размер
















  1. Проверьте качество образцов художественных изделий и сувениров органолептическим методом:

  1. изучите требования стандартов к качеству художественных изделий и сувениров;

  2. внешним осмотром проверьте качество предложенных образцов изделий:

а) правильность маркировки и состояние упаковки;

б) осмотрите внешний вид изделия (состояние поверхности, отсутствие деформации, сколов, трещин, четкость рисунка и др.);

в) сделайте заключение о качестве, укажите обнаруженные дефекты.

Результаты запишите в тетрадь.

  1. Решите следующую торговую ситуацию. Предложите покупателю сувенир или художественное изделие (для подарка, на память о какой-либо туристической поездке, спортивной олимпиаде и др.). Дайте полную товароведную характеристику изделия. Расскажите о потребительских свойствах, правилах обращения и ухода за изделием.


написать администратору сайта