Учебно-тематический план Годовые требования. Содержание разделов и тем.
УП «РИСУНОК»
Четвертый год обучения
№
недели
П/П
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Общий объем времени (в часах)
|
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| Дистанционное обучение
|
| I полугодие
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Тональный длительный рисунок
|
|
|
|
|
| 1, 2
3, 4
| 1.1. Натюрморта из трех гипсовых геометрических тел. Рисунок натюрморта из трех гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в третьем классе. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Применение в рисунке основных правил перспективы. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
Ссылки на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=qt-LP8gBiZM – натюрморт из гипсовых геометрических тел.
| урок
ЭО и ДОТ
| 28
| 12
| 16
|
| 5
6
7
| Рисунок однотонной драпировки с простыми складками. Тональный рисунок драпировки в трех плоскостях с простыми складками. Знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения. Построение складок драпировки с учетом пространства, ритма и воздушной перспективы, выявление их объема при помощи светотени. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.
Ссылки на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=ELV_tBxOloM - Онлайн урок по рисунку «Драпировка»
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
|
| 8, 9
10, 11
| Натюрморт из крупного предмета и драпировки со складками. Тональный рисунок натюрморта из крупного предмета и драпировки со складками. Грамотная компоновка изображения предметов в листе. Передача конструкции предмета и ритма складок драпировки. Передача пространства в натюрморте с учетом линейной и воздушной перспективы. Выявление объема предмета и складок с помощью светотени. Фон нейтральный. Освещение верхнее, боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.
Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=dMUggFLzFBk – натюрморт с тыквой.
https://www.youtube.com/watch?v=X8ZP03N8mSY –наброски фигуры человека.
| урок
ЭО и ДОТ
| 28
| 12
| 16
|
|
| Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность.
|
|
|
|
|
| 12, 13
14, 15
| 2.1. Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.
Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла. Характерные особенности передачи материальности металла и стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А2 Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов.
Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=nZ7o_bG2cXk - рисунок чайника .Как выразить фактуру металла .
| урок
ЭО и ДОТ
| 28
| 12
| 16
|
|
| Раздел 3. Линейный рисунок
|
|
|
|
|
| 16
| 3.1. Зарисовки фигуры человека в движении Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат А4. Материал – графитный карандаш (3М-9М).
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=X8ZP03N8mSY –наброски фигуры человека.
https://www.youtube.com/watch?v=22NMfp_R4qc - Как нарисовать бегущего человека
| урок
ЭО и ДОТ
| 7
| 3
| 4
|
|
|
|
| 112
| 48
| 64
|
| II полугодие
|
|
|
| Раздел 4. Законы перспективы. Светотень
|
|
|
|
|
| 17
18
| 4.1. Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в пространстве.
Линейный рисунок окружности в перспективе (вертикальная плоскость). Точное построение окружности с учетом перспективного сокращения. Передача выразительности линий в пространстве. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением легкого тона, с сохранением линий построения, без фона, с прокладкой тона в собственных и падающих тенях. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=WH8rebUiHpI Лежащий цилиндр. Видеоурок по рисованию
https://www.youtube.com/watch?v=cyoTqilFlcY Изображение окружности в перспективе. Эллипс.
| урок
ЭО и ДОТ
| 14
| 6
| 8
|
| 19
20
| 4.2. Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении.
Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предметов быта цилиндрической формы (ведро, кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении с введением легкого тона. Закрепление материала предыдущего задания на примере предметов быта. Построение предметов с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы. Освещение верхнее, боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: наброски предметов быта. Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=WH8rebUiHpI Лежащий цилиндр. Видеоурок по рисованию
https://www.youtube.com/watch?v=cyoTqilFlcY Изображение окружности в перспективе. Эллипс.
| урок
ЭО и ДОТ
| 14
| 6
| 8
|
| 21
| 4.3.Наброски по памяти отдельных предметов.
Наброски отдельных предметов быта из предыдущего задания по памяти Развитие зрительной памяти и выработка глазомера. Закрепление навыков рисования окружности в перспективе. Формат А4. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки групп предметов.Ссылка на ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=wkV8gmEUCS0 наброски по памяти предметов быта
| урок
ЭО и ДОТ
| 7
| 3
| 4
|
|
| Раздел 5. Тональный длительный рисунок
|
|
|
|
|
| 22
23
| 5.1. Рисунок гипсового шара.
Тональный рисунок гипсового шара на нейтральном фоне. Композиция листа. Выявление объема, с точной передачей светотеневых градаций (от блика до падающей тени), применение штриха по форме. Освещение верхнее, контрастное. Формат А-3, Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=X6347rVsbmI – рисунок гипсового шара.
| урок
ЭО и ДОТ
| 14
| 6
| 8
|
| 24
25
26
27
| 5.2. Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой.
Закрепление материала предыдущих заданий. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, перевод на формат. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.Ссылка на ресурс: https://obraztsovadshi.yam.muzkult.ru/media/2020/04/13/1252849188/Risunok_natyurmorta_iz_predmetov_cilindricheskoj_formy.pdf - рисунок натюрморта по теме.
| урок
ЭО и ДОТ
| 28
| 12
| 16
|
|
| Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок
|
|
|
|
|
| 28
29
30
| 6.1. Натюрморт в интерьере с масштабным предметом. Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера (комната, класс, коридор) с введением масштабного предмета (стол, стул и др.). Соотношение масштаба предмета с пространством интерьера. Компоновка изображения в листе. Построение фрагмента интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы. Прокладка тона в собственных и падающих тенях. Освещение направленное. Формат А2, А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=KE-Z5BJSY6g – натюрморт в интерьере.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
|
| 31
32
33
| 6.2. Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками. Закрепление всего материала, пройденного в процессе обучения. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Владение приемами рисунка, умение пользоваться графическими средствами. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Ссылка на ресурс:
https://www.youtube.com/watch?v=z4Q-3IJdEUs – МК кофейный натюрморт.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
|
| 34
| Контрольный урок
|
|
|
|
|
|
|
|
| 119
| 51
| 68
|
|
Учебно-тематический план Годовые требования. Содержание разделов и тем.
УП «РИСУНОК»
Пятый год обучения
№ недели п/п
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Общий объем времени (в часах)
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
|
| I полугодие
|
| Раздел 1. Тональный длительный рисунок
|
|
|
|
| 1
2
3
| 1.1. Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел.
Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
| 4
5
6
| 1.2.Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете.
Тональный рисунок светлой драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете (цилиндр, шар). Передача зависимости характера складок от особенности формы предмета. Выявление основных пропорций складок и их конструкций. Передача объема и пространства с помощью светотени. Более глубокое изучение закономерностей образования складок, закрепление знаний, полученных в четвертом классе. Освещение направленное. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки складок драпировки, выполнение копий с работ старых мастеров.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
| 7, 8
9.10
| 1.3. Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками
Тональный рисунок натюрморта из предметов быта с введением орнамента высокого рельефа и драпировки со складками Компоновка натюрморта в листе, выбор формата. Выявление пространства и материальности с помощью тона, тональная разработка деталей, обобщение. Освещение верхнее, боковое. Формат А-2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: создание набросков.
| урок
ЭО и ДОТ
| 28
| 12
| 16
|
| Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок
|
|
|
|
| 11
12
13
| 2.1. Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью.
Рисование фрагмента интерьера с архитектурной деталью (окно, дверь и т.д.) с выраженным смысловым и композиционным центром. Развитие объемно-пространственного мышления, углубление знаний по практическому применения закономерностей перспективы. Построение интерьера с учетом линейной и воздушной перспективы, передача глубокого пространства, величины и пропорций предметов в интерьере, их пространственная связь. Компоновка изображения в листе, выбор формата. Материал – графитный и цветной карандаш, маркер. Самостоятельная работа: зарисовки интерьера.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
| 14, 15
16
| 2.2. Зарисовка головы человека (обрубовка). Ознакомление с основными пропорциями, правилами и особенностями линейно-конструктивного рисования головы человека, на примере гипсовой обрубовки. Формат А3. Материал – графитный карандаш Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
| урок
ЭО и ДОТ
| 21
| 9
| 12
|
|
|
| 112
| 48
| 64
|
| II полугодие
|
| Раздел 3. Фактура и материальность в учебном рисунке
|
|
|
|
| 17.18
19,20
21
| 3.1. Натюрморт из предметов с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром.
Рисунок натюрморта повышенной сложности из предметов быта (стекло, металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий период обучения. Демонстрация навыков в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов, на которых они расположены. Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в последовательности выполнения работы. Формат А3. Материал по выбору.
Самостоятельная работа: наброски различными художественными материалами.
| урок
ЭО и ДОТ
| 35
| 15
| 20
| 22
23
24
| 3.2. Рисунок фигуры человека в интерьере. Зарисовки фигуры человека в интерьере, с передачей его рода деятельности.
Раскрытие образа человека через тематическую постановку. Передача пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работы мягкими материалами. Формат по выбору.
Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении.
| урок
ЭО и ДОТ
| 14
| 6
| 8
|
| Раздел 4. Создание художественного образа графическими средствами
|
|
|
|
| 25, 26
27, 28
29
| 4.1. Тематический натюрморт «Мир старых вещей».
Последовательность ведения рисунка, выполнение эскизов, поиск пластической идеи будущей работы. Перевод эскиза на формат. Расширение композиционных понятий. Владение приемами рисунка, умение профессионально пользоваться графическими средствами. Выразительное решение постановки с передачей ее эмоционального состояния. Формат А3. Материал – графитный карандаш.
Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
| урок
ЭО и ДОТ
| 35
| 15
| 20
|
| Раздел 5. Тональный длительный рисунок.
|
|
|
|
| 30, 31
32, 33
| 5.1.Натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (итоговая работа).
Самостоятельное использование полученных знаний, умений и навыков. Эскиз, формат, пропорции, моделировка деталей, общий тон. Материальность, художественная выразительность, завершенность работы.
| урок
| 34
| 15
| 19
| 34
| Контрольный урок
| ЭО и ДОТ
| 1
|
| 1
|
|
|
| 119
| 51
| 68
|
Учебно-тематический план Годовые требования. Содержание разделов и тем.
УП «РИСУНОК»
Шестой год обучения
№ недели
п/п
| Наименование раздела, темы
| Вид учебного занятия
| Общий объем времени (в часах)
|
| Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| Дистанционное обучение
|
| I полугодие
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок
|
|
|
|
|
| 1
2
3
4
| 1.1. Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта). Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов. Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон серый. Освещение верхнее боковое. Формат А2. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.
| урок
| 24
| 12
| 12
|
| 5.6
7,8
| 1.2. Рисунок капители. Рисование капители с разных точек зрения. Компоновка изображения предмета в листе. Крепкое конструктивное построение, с легкой прокладкой тона. Освещение направленное. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.
| урок
| 24
| 12
| 12
|
| 9,10
11,12
| 1.3.Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах. Рисование гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах. Закрепление навыков в изображении конструктивной основы головы человека, ее симметричной формы и частей с учетом перспективы. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
https://www.youtube.com/watch?v=EHsmpNJ68dE Мастер-класс по рисунку «Натюрморт с обрубовкой»
| урок
| 24
| 12
| 12
|
| 13,14
15.16
| 1.4. Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз). Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица (призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон светло серый. Освещение направленное, выявляющее форму детали. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: рисование автопортрета.
| урок
| 24
| 12
| 12
|
|
| II полугодие
|
| 96
| 48
| 48
|
|
| Раздел 2. Тональный длительный рисунок
|
|
|
|
|
| 17
18
| 2.1. Рисунок черепа человека Рисование черепа человека в разных поворотах на уровне глаз. Пластические особенности черепа. Перспектива и трехмерность черепа, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Компоновка изображения в листе. Формат А-3. Материал – графитный. Самостоятельная работа: зарисовки портретов.
| урок
| 12
| 6
| 6
|
| 19
20
21
| 2.2. Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти Рисование головы человека (обрубовка) в повороте ¾. Изображение конструктивной основы головы человека, ее симметричной формы и частей с учетом перспективы, передача объема посредством светотени. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.
| урок
| 18
| 9
| 9
|
| 22.23
24,25
26
| 2.3. Рисунок античной гипсовой головы Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек зрения в процессе выполнения основного задания. Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе. Формат А3. Материал – графитный. Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различных положениях.
| урок
| 30
| 15
| 15
|
|
| Раздел 3. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами
|
|
|
|
|
| 27,28
29,30
31,32
33
| 3.1. Тематический натюрморт с атрибутами искусства.
Рисование сложного натюрморта из предметов комбинированной формы из различного материала в разных положениях (гипсовая маска, античная голова-бюст, капитель; кисти, палитра, драпировка со складками и т.д.). Передача в законченном тональном рисунке сложной группы предметов в пространстве. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за предыдущие годы обучения: в композиции рисунка натюрморта, в правильном и свободном построении, в тональном решении предметов, в передаче пространства, линейной и воздушной перспективы.
| урок
| 42
| 21
| 21
|
| 34
| Контрольный урок
|
|
|
|
|
|
|
|
| 102
| 51
| 51
|
|
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы; умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; умение моделировать форму сложных предметов тоном; умение последовательно вести длительную постановку; умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных и домашних работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.
Виды и формы промежуточной аттестации:
Контрольный урок – просмотр (проводится в счет аудиторного времени); экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).
Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями. Экзамены проводятся в форме творческого просмотра работ обучающихся за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично»
Предполагает:
самостоятельный выбор формата; правильную компоновку изображения в листе; последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения; умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала; владение линией, штрихом, тоном; умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке; умение обобщать рисунок и приводить его к целостности; творческий подход.
Оценка 4 «хорошо»
Допускает:
некоторую неточность в компоновке; небольшие недочеты в конструктивном построении; незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений; некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает:
грубые ошибки в компоновке; неумение самостоятельно вести рисунок; неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка; однообразное использование графических приемов для решения разных задач; незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации.
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы.
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.
Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.
Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения .Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.
Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно-методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Список нормативно-правовой литературы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы http://www.niro.nnov.ru/?id=28013 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/ Буйлова Л.Н., Павлов А.В. Примерные требования к содержанию и результативности дополнительных общеразвивающих программ, реализующихся в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. — М.: ГБПУ «Воробьевы горы», РНМЦНО, 2017. — 5 с.
Список методической литературы 1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957
4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961
5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010
7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006
8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986
9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010
10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975
11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.
- М.: Изобраз. искусство, 1981
13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002
14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006 Список учебной литературы
1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005
5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006 Средства обучения Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.
Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи
Учебно методическое обеспечение Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения
Ι полугодие
|
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка
1.1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.
Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
1.2. |