Моя. Протокол 1 от 13. 01. 2005
Скачать 0.81 Mb.
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ План 1.Понятие о деятельности 2.Структура деятельности 3.Знания, умения, навыки как способы выполнения действий 4.Структура навыков и их виды. Перенос и интерференция. Литература: 14, 35, 40, 48, 60, 63,83. Теоретическое введение Деятельность в психологии выступает в двух ипостасях: 1) деятельность как необходимое условие психического развития личности; деятельностный принцип психологии разработан отечественными психологами Выготским Л.С., Рубинштейном С.Л. и др. 2) деятельность изучается в качестве специального предмета изучения (Леонтьев А.Н. и др.); каждый психический познавательный процесс рассматривается как вид деятельности (перцептивная деятельность, мнемическая деятельность, мыслительная деятельность). Деятельность – это внутренняя психическая и внешняя физическая активность человека, регулируемая сознательно поставленной целью. Внутренняя психическая активность предполагает включение в ее состав мотивов, отбора и переработки информации, определение способов действия. Внешняя физическая активность определяется в действиях и движениях, на основе которых формируются знания, умения и навыки. И внешняя, и внутренняя активность регулируется целью. Цель определяет все наши действия. Структура деятельности включает в себя: наличие цели; наличие мотивов; наличие движений и действий; эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности. Центральным компонентом структуры деятельности являются движения и действия. Движения – это моторная функция организма. Качественное отличие человеческого движения от движения животного заключается в том, что движение человека есть продукт его трудовой деятельности. В особенностях движения, сказывается культура общества, уровень его развития, а также психологические особенности личности, поэтому движение изучается психологией. В психологии выделяют безусловно - рефлекторные (врожденные) движения и условно - рефлекторные (приобретенные) движения. Среди условно приобретенных движений различают: рабочие движения, с помощью которых человек выполняет те или иные трудовые операции; речевые движения; семантические движения, что-либо обозначающие; локомоторные движения, возникающие при перемещении тела в пространстве. Чтобы движения были достаточно совершенными, скоординированными необходимы сила, быстрота и ритмичность движений. Совокупность некоторых движений, объединенных единой целью носит название действие. Действие включает в себя: моторный компонент, обеспечивающий функцию исполнения; центральный или мыслительный компонент, выполняющий функцию регулирования; сенсорный или чувственный компонент – функцию контроля. Действия разделяют по направленности на предметные и действия, направленные на окружающих людей. Предметные действия - взять, переложить, отпустить. Действия, направленные на окружающих людей, соответствующие установленным нормам поведения, носят название поступков; противоречащие нормам поведения – проступков. По степени осознанности действия бывают импульсивные, недостаточно осознанные, и волевые, предполагающие продуманность целей, возможные последствия. Действия делят на внешние практические и внутренние умственные действия. Деление условно, так как при выполнении практической деятельности человек использует умственные действия и наоборот. Деление условно также и потому, что генетически все умственные действия возникли из практических. Согласно исследованиям Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н, умственные действия формируются вначале в практической деятельности, а затем переносятся во внутренний план. Перевод внешних действий во внутренний план носит название интериоризация. Обратный процесс перевода внутренних действий во внешний план, в действия с предметами называется экстериоризацией. На основе движений и действий формируются знания, умения, навыки.Знания представляют собой совокупность общечеловеческого опыта. Умения проявляются вслед за знаниями в простых и сложных элементах деятельности. Умение – способ успешного выполнения деятельности. Для формирования умения необходимо, чтобы ученик знал: что делать, каких результатов добиться и какими приемами для этого пользоваться. Навыки формируются на основе знаний и умений. Всякий навык есть умение, но не всякое умение есть навык. Навык – частично автоматизированный способ действия. Автоматизируются различные компоненты действия. Осознанными остаются цели действия и условия, в которых оно выполняется. Чем больше навыков, тем больше возникает возможности для осуществления творческой деятельности. Различают двигательные, сенсорные, умственные и другие навыки. Для выработки умений нужны упражнения с различным содержанием, а для навыков – однотипные упражнения. Положительное влияние ранее выработанного навыка на формирование нового навыка носит название переноса. Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми навыками носит название интерференции. В процессе обучения учитель должен осуществлять перенос, то есть говорить, чем данный навык схож с имеющимися навыками и предупреждать интерференцию. Практическая работа Задание 1. Прочитать два отрывка и ответить на вопросы: «В каком отрывке описаны движения? В каком – действия? Дайте качественную характеристику и движений, и действий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий». а) «Он (О.Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека…, пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам…. А та женщина, которая поправляла прядь волос движение указательного пальца… наверняка, славная особа». б) « …В пекарном деле, очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами … приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи». Задание 2. В нашей стране с 1975 года выходит серия сборников «Человек и профессия» (под ред. Е.А.Климова). Описание каждой из профессий включает: перечень необходимых профессиональных действий, характеристику требований профессии к личностным свойствам токаря, монтажника, паспортистки, пекаря, инженера, декоратора и т.д.; характеристику условий труда. Почему описание деятельности людей разных профессий дается именно по этим параметрам? Задание 3. Экспериментальное исследование центральной природы регуляции навыка. Ход эксперимента. Предлагается написать произвольно взятое слово или предложение, держа ручку: а) в правой руке, б) в правом кулаке, в) в левой руке, г) в левом кулаке, д) между ладонями, е) зажав ручку в локтевом сгибе. Возможны и иные варианты. Использовать печатные буквы не рекомендуется, поскольку это затрудняет последующий анализ. Анализ результатов. Сравниваются особенности почерка, основные элементы букв. Делается вывод о том, что во всех случаях написание букв сходно. Хотя навык письма был выработан для правой руки, модель действия сохраняется независимо от того, какая группа мышц, включена в исполнение? Задание 4. Экспериментальное исследование влияния упражнений на выработку навыка. Интерференция навыков. Ход эксперимента. Испытуемые записывают образцы букв, с которыми предстоит работать: а, о, в, и, е, э, к, п, р, у, ц, ъ, ю, я – всего 16 букв. Затем предлагается написать букву и рядом с ней ее зеркальное изображение до завершения ряда, до я. Буквы следует писать так, чтобы они максимально походили на свое прямое изображение, сохраняя правила прописи. По завершении ряда подсчитываются ошибки: неверно или плохо записанная буква, исправление (не более 16 ошибок). Затем вся процедура повторяется до тех пор, пока задание не будет выполняться без ошибок или ошибки. Обычно проводится 5-6 проб. Анализ результатов. На основе полученных данных строят график, характеризующий процесс выработки навыков. На оси абсцисс отмечают попытки, на оси ординат – количество ошибок. Анализируя кривые выработки навыка, обращают внимание на этапы, которые имеют место при формировании любых видов навыков, а также на перенос и интерференцию. Задание 5. Экспериментальное исследование формирования умственных навыков. Ход эксперимента. В первой серии эксперимента предлагается решение примеров на основе приема вычитания числа из суммы: 157 + 99 =256 (157 + 100)-1=256 160+93=253 (160 + 100) - 7 = 253 480 + 98 =578 (480 + 100)-2=578 360+89=449 (360 + 90 ) - 1 = 449 262 + 99 =361 (262 + 100)-1=361 265+85=350 (265 + 90 ) - 5 = 350 879 + 89 =968 (879 + 90)-1=968 550+94=644 (550 + 100) – 6 =644 Фиксируется время решения каждого примера и ошибки. На основе этих данных прослеживается процесс выработки вычислительного навыка. Сразу после решения этих примеров предлагается решать примеры на основе прибавления числа к разности: 237 – 97 = 140 (237 – 100) + 3 =140 725 – 95 = 630 (725 – 100) + 5 =630 400 - 98 = 302 (400 - 100) + 2 =302 264 - 77= 207 (284 - 80) +3 =207 596 - 87 = 509 (596 - 90) + 3 =509 440 – 59 =381 (440 - 60) +1 =381 572 - 66 = 506 (572 - 70) + 4 =506 720 - 38 =682 (720 - 40) +2 =682 Аналогично предыдущей серии фиксируется время решения каждого примера и ошибки. Сравнение результатов Решения примеров двух серий может стать основой для характеристики интерференции навыков. Самостоятельная работа ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ План Понятие об ощущении и восприятии. Физиологическая основа ощущений и восприятия. Свойства и разновидности ощущений и восприятия. Закономерности ощущения и восприятия. Литература: 2, 8, 9,46,39, 42, 49, 70, 77, 85. Теоретическое введение Ощущение – это психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Восприятие- это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Физиологическая основа ощущения и восприятия. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Процесс ощущения возникает в результате воздействия на органы чувств раздражителей из внешней среды, а само воздействие называется раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс- возбуждение, которое по афферентным путям переходит в кору головного мозга, где и возникает ощущение. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системы. Нервное возбуждение распространяется, переходят в нервные центры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений взаимодействует между собой, составляя физиологическую основу восприятия. Благодаря этим процессам происходит скопление определенной информации. На этом уровне происходит формирование ощущений. Ощущение является структурным элементом процесса восприятия. Свойства ощущения Модальность (качество) – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность – является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора. Длительность – это временнаяхарактеристика возникшего ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. У ощущений существует латентный (скрытый) период. Т.е. при воздействии раздражителя ощущение возникает не сразу, а через некоторое время. Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель. Свойства восприятия: Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность – характеризуется формированием отдельных воспринимаемых частей в единое целое, формируя целостный образ предмета. Структурность – восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Обладают свойством компенсации изменяющихся условий восприятия, т.е. благодаря константности, воспринимаемые нами предметы предстают перед нами как относительно постоянные. Осмысленность - перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет- это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Апперцепция – означаетзависимость восприятия от нашей психической жизни. Восприятие зависит не только от характера раздражителя, но и от самого субъекта. На характер восприятия влияют особенности личности человека. В ней большую роль играют прошлый опыт человека, установки и эмоции. Его знания и опыт оказывают влияние на точность и ясность восприятия, на само содержание восприятия. Иллюзия восприятия – явления ошибочного (ложного) или искаженного восприятия. Иллюзия восприятия наблюдается в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий связано не только с субъективными причинами (установка, направленность, эмоциональное состояние), но и с физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. Активность (избирательность, селективность)- в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные предметы являются для нас фоном, т.е. не отражаются в нашем сознании. Она обусловлена самой природой нашего сознания. Разновидности ощущения. Существуют различные подходы к рассмотрению классификаций ощущений. Различают основные виды ощущений: обонятельные, вкусовые, зрительные, слуховые, кожные ощущения (прикосновения и давления), осязание, температурные ощущения и болевые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические), органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов). А.Р. Лурия предлагает классификацию ощущений по двум основным принципам: систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности или уровню их строения). 1. Систематическая классификация ощущений (Ч. Шеррингтон). Он их разделил на три основных вида: интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные. Интероцептивные (органические) - сигнализирующие о состоянии внутренних органов (сердца, кровеносной системы, желудка, кишечника) благодаря рецепторам. Рецепторы, несущие информацию о состоянии внутренних органов называются внутренними рецепторами. Эти ощущения являются наиболее осознаваемыми. Включают в себя органические ощущения и ощущения боли. Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют основу движений человека, играя большую роль в их регуляции. Данная группа ощущений включает в себя ощущения равновесия (статическое ощущение), а также двигательное (кинестетическое). Экстероцептивные- доводят до человека информацию из внешнего мира, являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Эта группа ощущений делится еще на две подгруппы: контактные и дистантные. Выше перечисленные ощущения возникают в результате воздействия определенных раздражителей на соответствующий рецептор. Они являются зависящими от определенной модальности (качества). Такие ощущения называются интрамодальными. Но существуют и такие ощущения, которые несвязанны с определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальные. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации – чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Данное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука, свойства которой проявляются при поражении слуха и зрения. Благодаря наличию данной чувствительности человек способен узнавать о приближении движущихся предметов на большом расстоянии. 2. Генетическая классификация ощущений (Х. Хэд). Он выделяет два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Протопатическая – (более примитивная, аффективная, менее дифференцированная и локализованная), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.). Эпикритическая - (более дифференцированная, объективированная, рациональная), к которой относятся основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность осуществляет контроль за протопатической чувствительностью. Разновидности восприятия. 1. По основной модальности – ощущения являются главными в построении образа (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, кинестетическое). 2. По форме существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. Восприятие пространства – все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. Величина - обеспечивает изображение размера предмета на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем больше нам кажется предмет. Восприятие величины является величиной постоянной (константной). В случае удаления от предмета на расстояние, на сетчатке глаза изображение предмета будет уменьшаться. Итак, восприятие величины предмета зависит от расстояния, от нашего опыта восприятия предметов на расстоянии, от контрастности предмета. «Правильность» восприятия величины предмета будет зависеть от нашего приблизительного знания об этом предмете. При узнавании предмета мы его воспринимаем таким, какой он есть. Константность восприятия увеличивается при восприятии знакомых предметов, и уменьшаться при восприятии незнакомых. Контрастность же предмета будет зависеть от условий, в которых будет восприниматься предмет. Форма - восприятие формы константно. При восприятии предмета на расстоянии, форма его может изменяться. Она либо упрощается, либо исчезает совсем. Этот процесс может усложняться при восприятии объемных форм. Так как человек смотрит на предметы двумя глазами и в каждом из них они изображены по-разному, в результате чего воспринимаемый предмет вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета. Так же при восприятии объемных форм играет большую роль знание объемных признаков предмета, а так же распределение света и тени. Положение в пространстве - Оно имеет ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно. В данном восприятии задействовано целый ряд анализаторов: 1) функции вестибулярного аппарата, обеспечивающие ощущение устойчивости тела (статические ощущения) или неустойчивости, сопровождающееся тошнотой; 2) аппарат бинокулярного зрения, обеспечивающий глубину восприятия пространства. Восприятие глубины связано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительно друг друга. Большую роль в восприятии удаления предметов, пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, обеспечивающая отчетливое восприятие предметов. Под конвергенцией понимается перевод взора с дальнего предмета на ближний. Дивергенция - перевод взора с ближнего на дальний. Аккомодация – форма хрусталика при удалении и приближении предметов меняется. Восприятие пространства зависит еще от расположения предметов по отношению друг к другу. Оно всегда ассиметрично, так как предметы могут располагаться от нас по-разному, один предмет может закрывать другой, соответственно, один виден лучше другой хуже. Расположение предметов в пространстве необходимо человеку для ориентации в пространстве. В данном случае задействованы такие механизмы как «лево» и «право». Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки. Восприятие времени - данная сторона вопроса мало изучена. Сложность его изучения состоит в том, время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим по определенным признакам. Например, это восприятие длительности и последовательности – «биологические часы», чередование сна и отдыха, в процессе совершения нами какой-либо деятельности. Оценка длительности временного отрезка зависит от наполненности его значимыми событиями для нас. Если данное условие для нас выполняется, то время проходит незаметно, и наоборот. Также при оценки длительности временного отрезка играет большую роль наша заинтересованность в происходящем, эмоциональное состояние на данный момент. Основными характеристиками времени являются его необратимость, причинно-следственная связь, векторная направленность, временная локализация (знаем какое событие должно произойти), временной интервал (секунда, минута, час, месяц). Отправными точками во времени являются прошлое, настоящее и будущее. Восприятие движения - обеспечивается благодаря перемещению предмета по сетчатке глаза. Мы начинаем воспринимать движение предмета в пространстве в тот момент, когда он выходит из нашего поля зрения, этим он нас заставляет передвинуть глаза или голову, снова фиксируя на нем взгляд. О перемещении предмета в пространстве нам свидетельствуют два явления: смещение объекта по отношению к положению нашего тела в пространстве; мозг фиксирует движение глаз, следующих за предметом. Восприятие движения может происходить и при отсутствии его в реальности в данный момент, т.е. воспринимаем через определенный промежуток времени, прослеживая фазы этого движения – стробоскопический эффект. Например, на данном эффекте построено восприятие движения в кинематографе. Так же в восприятии движения большую роль играют косвенные признаки, которые создают впечатление движения. При обнаружении признаков движения мы обрабатываем полученную информацию и выносим суждение о том, что предмет движется. 3. С точки зрения индивидуальных различий выделяют виды восприятия: синтетический, аналитический, объяснительный, описательный, объективный, субъективный. Синтетический – данная особенность восприятия связана с более общим, целостным представлением о предмете и содержании. Не обращается внимание на детали и подробности, что представляется затруднительным. Аналитический (детализирующий)- для данного восприятия характерно детализация и подробности воспринимаемого, отсутствие целостности. Описательный – опирается на факты увиденного и услышанного не пытаясь объяснить себе суть воспринимаемого явления. Происходящие события остаются вне поля его зрения. Объяснительный – данный вид восприятия соотносится с целостным, или синтетическим восприятием, для него характерно стремление к объяснению увиденного и услышанного. Объективный – для данного вида восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Субъективный - для данного вида восприятия характерно не оперирование фактами, а привнесение своих впечатлений, чувств, основанных на предвзятом отношении к происходящему. Наблюдательность – это умение быстро воспринимать малозаметные явления. Данная способность присуща не все людям. Это умение зависит от индивидуальных особенностей личности. Непреднамеренное (непроизвольное) восприятие – при данном восприятии не ставятся заранее цели и задачи. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное (произвольное) восприятие - при данном восприятии заранее ставятся цели и задачи для изучения какого-либо предмета или явления. Данное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность либо выступать как самостоятельная деятельность. Произвольное восприятие выступает именно как самостоятельная деятельность, которое представляет собой преднамеренное, планомерноеи длительное наблюдение с целью изучения какого-либо явления. Закономерности ощущений. Пороги чувствительности - значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог чувствительности), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог чувствительности) или изменение параметров уже имеющейся чувствительности (относительный порог чувствительности). Относительный порог чувствительности – величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности вследствие длительного воздействия раздражителей на органы чувств. Явление контраста – тесно связано с сенсорной адаптацией, выражается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Данное явление связано с обострением ощущений. Например, обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего. Явление последействия – связано с задержкой ощущений, так как оно не сразу пропадает после действия раздражителя, а еще остается какое-то время, затем исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражителей одного за другимпроисходит слияние ощущений в единое целое, что обеспечивает целостное восприятие, например, музыки, кинокартины. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Сенсибилизация может носить длительный и временный характер. Длительный (постоянный) характер зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Временный характер зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние субъекта. Синестезия – способность раздражителя одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Предполагает слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную. Например, цветной слух, бархатный голос. |