Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура человеческой психики Дайте краткое определение этих элементов структуры психики человека

  • Функции супер-эго

  • Психоанализ Зигмунда Фрейда. Психоанализ Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд, анализируя психику человека, пишет Функциональная важность Я


    Скачать 24.42 Kb.
    НазваниеПсихоанализ Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд, анализируя психику человека, пишет Функциональная важность Я
    Дата17.05.2021
    Размер24.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихоанализ Зигмунда Фрейда.docx
    ТипДокументы
    #206102


    Психоанализ Зигмунда Фрейда

    1. Зигмунд Фрейд, анализируя психику человека, пишет: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

    1.1. Соотнесите структуру человеческой психики с ее аналогией в образе всадника, управляющего конем с помощью упряжи.



    Структура человеческой психики

    Дайте краткое определение этих элементов структуры психики человека

    Соотнесите образную аналогию со структурой (всадник, конь, упряжь)

    Я (Ego)

    Э́го (лат. ego, от др.-греч. ἐγώ «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения

    Всадник

    Оно (Id)

    Оно, иногда Ид (лат. id, англ. it, нем. Es — это) в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.

    Конь

    Сверх-Я (Super-Ego)

    Сверх-я отвечает за моральные и религиозные установки человека, нормы поведения и моральные запреты и формируется в процессе воспитания человека. Функциями Сверх-я являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов человека

    Упряжь



    1.2. Объясните функции Сверх-Я в жизни человека с точки зрения управления Я и Оно. Почему З. Фрейд иногда называет Сверх-Я репрессивным механизмом?

    "Сверх – Я" – продукт культуры, в нем реализуются комплексы совести, морали, социальные нормы и требования, которые предъявляет общество к человеку. Это результат опыта человека, влияния социума. "Сверх-Я" выполняет функции контроля оценки и наказания.
    Суперэго. Суперэго — это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Суперэго составляют:
    - Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правилам, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.

    - Совесть включает в себя информацию о том что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести. Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

    Третья и последняя развивающаяся система личности – Сверх-Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

    Сверх-Я как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Сверх-Я. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его идеальное Я – другую подсистему Сверх-Я. Механизм обоих процессов называется интроекция.

    Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх-Я на место родительского контроля встает самоконтроль.

    Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Оно, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) "уговорить" Я сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Сверх-Я находится в оппозиции к Оно и к Я и пытается строить мир по своему образу. Однако Сверх-Я подобно Оно в своей иррациональности и подобно Я в стремлении контролировать инстинкты.* В отличие от Я, Сверх-Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. (Анализ Сверх-Я дан Turiell, 1967).

    * Оригинальный термин Фрейда переводится как влечение, однако в переводах с английского традиционно используется калька "инстинкт", соответствующая принятому в англоязычной психоаналитической литературе.

    В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Оно, Я и Сверх-Я не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая команда под руководством Я. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле Оно может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх-Я – как социальная составляющая.
    Содержание уровня супер-эго, функции.
    УРОВЕНЬ СУПЕР-ЭГО В ПСИХИКЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ.

    ЛЕКЦИЯ 4

    Заключение

    В лекции изложены следующие вопросы: содержание и функционирование уровня эго; стадии психосексуального развития как определяющие развитие личности в психоанализе.

    З-е основное подразделение личности – супер-эго – представляет мораль. Оно является последним из областей личности, которое формируется нормами общества, в которых ребенок растет.

    Супер-эго имеет 2 аспекта:

    1.совесть действует в качестве судьи, который отмеряет наказания за нарушения правил.Следствием наказания со стороны супер-эго являются чувства вины или стыда.

    2.эго-идеал –этические нормы поведения, идеальное Я\ в последующем в гуманистической психологии\. Эго-идеал не наказывает.Несоответствие поведения собственному эго-идеалу вызывает чувство неудовлетворенности,но не вины или стыда.

    Супер-эго формируется из эго в детстве, на 3-м году жизни через идентификацию с родителями. Родители, а точнее их наказания и награды, фигурирующие в ранней жизни ребенка проецируются в эго ребенка и становятся отдельным учреждением. Супер-эго осуществляет такие функции,которые делали родители. Наказания родителей становятся «совестью»,награды –«эго-идеалом».Когда эго не живет согласно ожиданиям эго-идеала, совесть наказывает эго, вызывая в нем чувство вины.И наоборот, вызывает чувство гордости, если поведение соответствует требованям супер-эго.Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее и плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей.

    Супер-эго моделируется по самым ранним образцам родителей, когда они выглядели\были для ребенка совершенными и всемогущими.

    Эти ранние образы родителей влияют на последующие взаимосвязи детей с авторитарными фигурами, с законами, идеями общества.\Фрейд,1933г.\

    Голос совести есть копия голосов родителей \команды, обвинения,угрозы, нотации\.

    Ребенок в целях избегания конфликта из-за любви, ненависти, вины, тревоги идентифицируется не с реальными родителями, а с идеализиуемыми.Он как бы очищает их поведение, как постоянно верными проповедуемым ими принципам морали.По Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей.Поэтому строгость\сила супер-эго определяется не только строгостью, с которой родители угрожали ребенку и не только отражением поведения родителей, а в первую очередь отражением, наследованием родительского супер-эго.\ В это смысле традиционные ценности,идеи общества передаются из поколения в поколение.Фрейд,1933г.\.

    В значительной степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте.
    Функции супер-эго:

    Супер-эго осуществляет родительскую власть, поэтому оно ведет себя по отношению к эго как родитель к ребенку\наказывает,вызывая чувство вины\.Супер-эго командует, исправляет, судит целиком в родительской манере или награждает вниманием за подчинение.

    Но главная функция супер-эго все же – ограничивать инстинктивные удовлетворения не в соответствии с принципом реальности, а в соответствии с совершеннейшими и неосуществимыми нормами, наложенными еще на супер-эго родителей.

    Еще одна важная положительная роль супер-эго в формировании личности – это переход от контроля родителей к супер-эговому собственному контролю. Появление этого уровня собственной морали, регулятора правильности-неправильности сделанного является предпосылкой установления независимости.

    Родительская власть осуществляется, главным образом, в запрещении и регулировании сексуальных и агрессивных импульсов.

    Супер-эго и ид имеют одно общее: они оба представляют влияния прошлого на индивидуума. В ид содержится биологическая наследственность индивида, в супер-эго – общественная традиция.\Фрейд\.

    Супер-эго и эго. Выражения напряжения между эго и супер-эго проявляются в чувстве вины. Гармония между ними переживается как гордость, чувство наслаждения и безопасности. Эго любит себя, если следует требованиями «идеала»\ в супер-эго\ и ненавидит себя, если идентифицируется с объектами или людьми, отвергаемыми супер-эго.




    написать администратору сайта