реферат. Психологическая характеристика образа Хитклифа из романа Грозовой перевал
Скачать 46.03 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ И ПРИКЛАДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ РЕФЕРАТ на тему: «Психологическая характеристика образа Хитклифа из романа «Грозовой перевал» Эмили Бронте» Студентки группы 2ПДОб-13-21оп Смирновой Елизаветы Владимировны Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры ОФиПК Соловьева Елена Евгеньевна Череповец, 2021 год ПЛАН: Введение. С. 3-4 Глава1. Специфика романа «Грозовой перевал». С. 5-9 1.1. Предпосылки создания психологического романа. С. 5 1.2. Образ Хитклифа в романе. С. 6-9 Глава2. Психологическая характеристика героя. С. 10 2.1. Художественная литература как предмет психологии. С. 10-11 2.2. Психическое расстройство: характеристика и симптомы. С. 11-14 2.3. Сопоставительная характеристика образа Хитклифа. С. 14-17 Заключение. С. 18 Список литературы. С. 19-20 Введение Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» на протяжении нескольких десятилетий интересует читателей непредвиденностью сюжета, готическим предвкушением трагической развязки, необычными образами главных героев. Произведение регулярно изучается и исследуется во множестве научных работ, монографий и рефератов. Каждый исследователь находит что-то новое, необычное и уникальное в произведении, ведь «Грозовой перевал» - психологический роман со сложными образами. Образ главного героя – Хитклиффа – представляет особый интерес для читателей в связи со своей неоднозначностью, запутанностью и абсолютной неповторимостью в ряду мужских романтических образов XIX века. Американская писательница Элис Хоффман в одном из интервью говорила: «Эмили Бронте создала величайший психологический роман всех времен и прописала в нем самого сложного персонажа, какого только можно себе представить. Прочитайте «Грозовой перевал» в 18, и Хитклифф покажется вам романтическим героем; прочитайте в 30 – и он монстр; прочитайте в 50 – и он всего лишь человек»" (из интервью «By the Book» для The New York Times, 2014-й год). Образ главного героя породил особенный интерес ещё и потому, что при прочтении не удалось в полной мере понять мотивы поведения героя, его характер и тип личности. Итак, темой исследовательской работы стала психологическая характеристика образа Хитклиффа. Новизна представленной работы состоит в том, что герой произведения рассматривается прежде всего как личность с присущими ей психическими свойствами и качествами, а не только как образ системы персонажей романа. С опорой на описания Хитклиффа в произведении «Грозовой перевал» в ходе исследования было произведено сопоставление поведения и эмоций героя с особенностями поведения личностей с психическими расстройствами. Предполагалось, что Хитклиф является психопатической личностью. В ходе исследования были приведены аргументы за и против этой гипотезы. Работа велась с опорой на авторитетные источники, ранее изучавшие эту тему: научные статьи, учебные пособия и художественную литературу. Результатом изучения темы должен был стать ответ на вопрос: можно ли объяснить поведение Хитклифа нездоровой психикой? В соответствии с проблемным вопросом обозначалась цель: обосновать поведение героя романа с психологической точки зрения. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: - изучить литературоведческие исследовательские работы по заданной теме, учебные пособия, застрагивающие взаимосвязь литературы и психологии, научные статьи и иные источники по психологии и психоанализу; - провести анализ информации и рассмотреть основные пути решения проблемного вопроса; - осуществить сопоставление исследовательских и научных данных с материалом художественного произведения, сделать предварительные выводы; - описать полученные результаты, сформулировать выводы, провести рефлексию, наметить траектории для продолжения работы. Реферат состоит их введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Специфика романа «Грозовой перевал» Предпосылки создания психологического романа Несмотря на то, что основной целью работы является исследование содержательной стороны романа, нельзя не упомянуть об авторе произведения и не раскрыть особенности процесса создания рассматриваемого художественного произведения. Эмили Бронте – английская писательница и поэтесса, средняя из трёх сестёр Бронте. Автор романа «Грозовой перевал», а также ряда стихотворений. Мать ее умерла рано, у старших сестер был строгий характер. Единственным, кто был погружен в романтику несчастья, оставался ее свихнувшийся брат. Известно, что в доме священника, где жили сестры Бронте, аскетическая обстановка сочеталась с атмосферой напряженного литературного творчества. Они не разлучались ни на минуту, но тем не менее Эмили все время оберегала свое нравственное одиночество - мир, где роились призраки, порожденные ее воображением. При всей своей замкнутости на людях она была нежной, доброй, деятельной, преданной. Она жила в тишине, куда извне вторгалась только литература. Судьба распорядилась так, что, несмотря на то что Эмили Бронте была красива, она, по всей видимости, ни разу не изведала любви, и то, что она знала о страсти, тревожило ее: в представлении Эмили любовь была связана не только с ясностью, но и с жестокостью и смертью, так как, наверное, в смерти - истина любви. Так же, как в любви - истина смерти [2, с.17]. Неудовлетворенные желания — побудительные стимулы фантазии. Каждая фантазия — это осуществление желания, корректив к неудовлетворяющей действительности. Поэтому Фрейд полагает, что в основе поэтического творчества, так же как в основе сна и фантазий, лежат неудовлетворенные желания, часто такие, «которых мы стыдимся, которые мы должны скрывать от самих себя и которые поэтому вытесняются в область бессознательного» [4, с. 99]. Образ жизни юной Бронте вполне мог привести к появлению нездоровых, подчас, жутких фантазий. Одной из таких фантазий стал главный герой романа «Грозовой перевал». Вероятно, образ героя отразил волнующие Эмили переживания и собрал в себе весь и ужас, всю агрессию, какие встретились на жизненном пути писательницы. Образ Хитклифа в романе Готический роман стремится отдалить описываемые события в географическом и временном плане от современности читателя, придавая им тем самым легендарность. События «готического романа» — это всегда «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой» [5, с. 105]. Именно с целью легендарного «отдаления» Эмили Бронте использует «рассказ в рассказе», чрезвычайно характерную для готической литературы конструкцию. Когда-то, в незапамятные времена, Грозовой перевал был домом, где царили уют, тепло домашнего очага и веселье. До тех пор, пока однажды старый Эршно не вернулся из дальних странствий, держа под плащом какой-то таинственный предмет [1, с. 220]. Доставая из-под плаща маленького смуглого заморыша, Эрншо сказал жене: «Смотри, жена! Сроду никогда ни от кого мне так не доставалось. И все же ты должна принять его как дар божий, хоть он так черен, точно родился от дьявола» [3, с. 43]. Готический «злодей» облечен тайной притягательности и происхождения. Он всегда является из мрака, из ниоткуда – и, несомненно, стоит в начале той экспозиции «байронических героев», которая позже развернется в вернисаже романтической литературы. Величественный силуэт готического героя окутывает таинственный мрак, о его происхождении и прошлом ничего не известно. Он обладает странным магнетическим обаянием и загадочной властью над людьми, которая позволяет предположить его связь с потусторонними силами. Он – существо иной, нечеловеческой природы. Необразованность отличает Хитклифа от других «готических» злодеев, как правило, людей, обладающих выдающимимся талантами и знаниями. Эта неокультуренность в сочетании с могучими страстями создают образ человека, воплощающего собой демонизм самой природы с ее страшной, кровавой, движимой слепыми инстинктами жизнью. Не случайно его имя переводится как «холм, поросший вереском». И Хитклиф увлекает Кэтрин в блуждание по вересковой пустоши. Эти двое настолько одно, что просто по логике вещей не могут быть вместе в земной жизни. Этой любви нет места на земле, потому что она безмерна. С ее помощью нельзя устроиться, на ней ничего не построишь. Хитклиф это природная, дикая, нецивилизованная часть самой Кэтрин. Их роднит самозабвенное упоение бессмысленной жестокостью. Кэтрин злобно щипает Эллен, когда та отказывается выйти из комнаты во время ее свидания с Эдгаром Линтоном. Хитклиф с садистской жестокостью изводит влюбленную в него Изабеллу. «Интерьер» романа наполнен дикой руганью, страшными угрозами, рукоприкладством и жестокостью. После смерти Кэтрин Хитклиф в прямом смысле перестает жить. Проклятье, которое он произносит в порыве неутоленной страсти, – «Будь со мной всегда... прими какой угодно образ... Сведи меня с ума, только не оставляй меня в этой бездне, где я не могу тебя найти!» [3, с. 211] – услышано. Вечно желанный призрак любимой женщины не оставляет его ни на минуту. Все его помыслы, чувства и желания устремлены только к одному: мстить живым за свою утрату, обрекая их на ту самую невозможность развития, которая кроется в мотиве инцеста. Дурная бесконечность повторений выражается в назойливом повторе одних и тех же имен. Хитклиф, превращающий сына своего былого мучителя в свою жертву, делает попытку повернуть время вспять. Хитклиф выжигает ростки живой жизни, чтобы весь мир превратить в кладбище, создать живописный готический пейзаж, странный мир, населенный блуждающими призраками несбывшейся любви. Кэтрин умерла, но он продолжает играть в игру, понятную только им двоим, объединяющую их, как ритуал, как пароль. Ему не удалось создать то безнадежное кладбище погибших надежд и блуждающих призраков, которое было бы такой естественной сферой обитания для его сумрачной, мятежной, нераскаянной натуры. Устремленное в будущее счастье становится той мощной силой, которая приводит в движение застывшее время готического романа. Ведь природа – это вечный круговорот рождений и смертей, зим и весен: она есть возрождение и жизнь. В разомкнутом, открытом для многовариантности бытия пространстве готический злодей уже не способен существовать. И, осознав свое поражение, он уходит в то самое небытие, которое хотел создать здесь, на земле, – уходит по зову долгожданного призрака, наконец, пришедшего за ним [1, с.225-228]. Очевидно, что герой романа не стандартный романтический герой, а совершенно отличный от других, таинственный, часто жестокий и бессердечный человек. Краткое описание сюжета и роли Хитклифа в нём помогает предельно ясно осознать два положения, которые пригодятся нам в дальнейшем. Во-первых, детство Хитклифа прошло в постоянном унижении, оскорблении и страхе. Первые страницы романа настойчиво концентрируют внимание читателя на обидах и жестокостях, которые пришлось терпеть маленькому Хитклифу. Автор не даёт читателю узнать о раннем детстве главного героя, однако, зная, что мистер Эрншо нашёл «ребёнка умирающим от голода, бездомным и почти совсем окоченевшим на одной из улиц Ливерпуля» [3, с. 43], несложно сделать вывод о печальном прошлом Хитклифа. Жизнь в доме Эрншо стала чуть ли не большим несчастьем, чем жизнь на улице. Бронте красочно и достаточно подробно описывает малую часть того, что приходилось терпеть Хитклифу от его названного брата Хиндли. Так, например, Эрншо будучи вынужден отдать Хитклифу лошадку, которая пришлась последнему по душе, отдаёт лошадку со словами: «Ладно, бери мою лошадку, цыган! И я буду молить бога, чтобы она свернула тебе шею. Бери и будь ты проклят, ты, нищий подлипала! Тяни с моего отца всё, что у него есть, но только пусть он потом увидит, каков ты на самом деле, отродье сатаны…» [3, с. 46]. Такие переживания в детстве не могут не оставить следа в памяти ребёнка, и это крайне важно отметить для сопоставления в следующей главе. Во-вторых, единственным любимым человеком Хитклифа и любящим его героем романа была молодая девушка Кэтрин, его неродная сестра. Любовь девушки – была единственным счастьем в жизни цыганёнка. Затем, когда они оба выросли, эта привязанность обрела ещё большую силу. Юность разбудила в юноше пылкую, самоотверженную, исключительной силы верную любовь к Кэтрин. Она одна была допущена в его дикий мир, одна понимала его и была им понята. Их союз был спасителен для обоих, Кэтрин все заботы и огорчения были ни по чём, если она переживала их вместе с Хитклифом, то же ощущал и он: «Пускай викарий задаёт Кэтрин выучить наизусть сколько угодно глав, и Джозеф пускай колотит Хитклифа, пока у него у самого не заболит рука, - они всё забывали с той минуты, когла им удавалось составить какой-нибудь озорной заговор мести»[3, с. 53]. То, что произошло после – жизнь Кэтрин у Линтонов, перемены в Кэтрин, новая привязанность девушки, переросшая в замужество, тяжёлая болезнь любимой и её преждевременная смерть – всё это стало страшнейшим ударом для Хитклифа. Его единственная отрада и любовь покинула его, даже её тело теперь уже не существует в одном мире с Хитклифом. Утрата единственного источника счастья в жизни сильно отражается на состоянии человека, нередко изменяет его до неузнаваемости и способна нанести вред здоровью. После того, как мы рассмотрели историю создания романа, дали характеристику образу Хитклифа в рамках романа, попробуем перейти к вопросам менее исследованным и проанализировать поведения героя с точки зрения смежности наук: литературы и психологии. Глава 2. Психологическая характеристика героя 2.1. Художественная литература как предмет психологии В современной научной парадигме литературный текст рассматривается как акт художественной коммуникации. «Акт художественной коммуникации представляет собой, как известно, двусторонний процесс познания и освоения человеком мира и себя как части этого мира, осуществляемый, с одной стороны, творческим субъектом – автором литературного текста, а с другой стороны, тем, для кого этот текст создается, – читателем. Посредником и объектом когнитивной деятельности писателя и читателя в форме литературного текста является персонаж – субъектный центр художественного мира, изображаемого в литературном произведении словесно-речевыми средствами» [12, с. 105]. Многие психоаналитики стремились дать свое понимание описанных в литературных произведениях выдающихся мастеров внутреннего мира их героев, с одной стороны, и поступков, с другой. При этом анализируются прежде всего проявления бессознательного в человеческой жизни, их закономерности, в соответствии с известной психоаналитической моделью психологической организации человека. Акцент ставится на выявлении защитных механизмов бессознательного, придающих своеобразие как внутренней, так и внешней жизненной канве. Таким образом, можно проследить общий принцип психоаналитического объяснения душевных движений и поступков героев. За основу берется определенная теоретическая модель (в данном случае психоаналитическая), которая накладывается на, естественно, неповторимую художественную ткань. А затем фиксируются «совпадения» теоретической модели и модели автора. Однако психоаналитическая модель психологической организации человека не является единственно возможной, хотя она и наиболее распространена в психологическом изучении литературных персонажей. Сегодня психологи часто используют примеры из художественной литературы как иллюстрации к полученным с помощью научного анализа закономерностям, что позволяет придать объёмность и жизненную достоверность хоть и правильным, но «сухим» научным фактам. Психологическое изучение личности на материале художественной литературы имеет не только теоретическое значение для более глубокого понимания феномена личности, прежде всего, способов личностного бытия. Раскрытие данной темы имеет и важный практический аспект. В. В. Знаков рассматривает формирование самопонимания через взаимодействия и изменения когнитивных самопрезентаций и экзистенционального опыта, который субъект приобретает в различных жизненных ситуациях. В процессе самопонимания происходит соотнесение знаний о себе с ценностями, согласующимися с представлением о должном. Согласно данным опроса автора статьи сегодня более половины молодых людей ориентируются на жизненные идеалы в соответствии с любимыми героями художественной литературы [7, с. 79]. 2.2 Психическое расстройство: характеристика и симптомы До того, как будет дана характеристика психического расстройства, требуется объяснить, почему именно это расстройство принято во внимание, и не будет ли антинаучным исследование художественного текста именно в фокусе психиатрии. Однозначного ответа нет. Литература сама по себе является субъективной, каждый читатель видит в тексте что-то новое и герои произведения у всякого адресата произведения воспринимаются по-разному. Но в сравнении с психологией, литературоведение является более точной наукой, ведь в художественном тексте уже отражены все мысли и чувства, и не нужно прикладывать усилий, искать методы, чтобы понять эти мысли. Совсем иначе дело обстоит в психиатрии. Дальнейшие рассуждения не претендуют на звание научных и единственно верных. Однако подобное сопоставление показалось нам интересным. Прочтение романа, подробное рассмотрение поступков и речи героя романа позволили высказать предположение: вероятно, Хитклиф – это человек с серьёзными психическими нарушениями, возникшими из-за ряда факторов, основные два фактора были упомянуты в главе 1. До того, как был проведён подробный анализ источников информации, возникали предположения о том, что герой романа страдает только аффективным расстройством [9, с. 1-3]. Были предложены и другие возможные диагнозы. Однако дальнейшее погружение в материал позволило выяснить – более всего поведение Хитклифа сигнализирует о наличии общего психического расстройства [6, с. 133-135]. Поэтому сопоставление велось в обозначенном направлении. Итак, приступим к характеристике психического расстройства. Психическое расстройство — в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового. Большинство психических заболеваний являются результатом жизненных ситуаций и опыта, а также того, как человек с ними справляется. Увольнение, смерть, травматический опыт приводят к стрессу, который может вызвать расстройства. Часто психические проблемы передаются по наследству, иногда они возникают в результате текущих событий [10]. Особенно обращает на себя внимание нетипичный ход развития психики человека впоследствии воздействия травмирующих событий в детстве. В случае когнитивно-поведенческой терапии признаётся, что в основе человеческого поведения лежат убеждения, приобретённые в процессе обучения, которые определяют, как интерпретируется мир. Таким образом, искажения убеждений и обработки информации или дефицит когнитивных навыков считаются основными причинами психических расстройств [10]. Рассмотрим основные симптомы психического расстройства. Первым признаком, который выделяют медики, является астенический синдром. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Важным признаком также является перепады настроения. Назовём краткий список эмоций, которые сменяют одна другую, когда человек психически нездоров. Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности, греховности, о смерти, об отсутствии будущего, надежды на лучшее. Апатия, болезненное ощущение у себя отсутствия эмоций. Раздражительность, гневливость, агрессивность [8]. Ещё одним симптомом психического расстройства является наличие у человека галлюцинаций. Зрительные галлюцинации могут быть элементарными — фотопсии (в виде мушек, искр) и предметными («видение» различных не существующих в действительности животных, людей, предметов или целых сцен, панорам фантастического содержания). Иногда больной что-то «видит» позади себя, вне поля зрения (экстракампинные галлюцинации) или наблюдает свой собственный образ (аутоскопические галлюцинации). Галлюцинации могут вызывать любопытство, но чаще пробуждают тревогу и страх [11, с. 91]. Характеристика психического расстройства интересует нас прежде всего с эмоциональной стороны. Ведь художественное произведение помимо действий героя, подробно описывает его эмоции и переживания. В связи с этим рассмотрим основные нарушения в эмоциональной сфере, возникающие при психическом расстройстве. Дистимия — сниженное настроение с оттенком недовольства, повышенной раздражительностью и обидчивостью, характерное для больных с невротическими нарушениями, а также лиц пожилого возраста. Дисфорией называют угрюмое, злобно-тоскливое настроение. В этом состоянии больные способны на жестокие, агрессивные действия, циничные оскорбления, грубый сарказм и издевательства. Дисфорические эпизоды нередко наблюдаются при эксплозивной (возбудимой) психопатии. Тоска — отчетливый и более выраженный депрессивный аффект. Это переживание душевной боли, несравнимой ни с какими физическими страданиями, ощущение отчаяния, безысходности, бесперспективности, никчемности, малоценности. Весь мир становится мрачным, ничто не приносит радости и удовлетворения. Иногда у больных возникает ощущение «камня на сердце», «тяжести на душе» (витальная тоска) [11, с. 215-217]. Кроме того, у больных с психическими расстройствами нередко встречаются нарушения подвижности эмоциональной сферы. Одно из них – эмоциональная неустойчивость. Эмоциональная неустойчивость — склонность к чрезмерному и быстрому эмоциональному реагированию, преимущественно по гипостеническому типу [11, с. 217]. Перейдём к самому важному этапу работы – попробуем сопоставить поступки, эмоции и мысли главного героя с обозначенными в главе признаками и симптомами. 2.2. Сопоставительная характеристика образа Хитклифа Мы уже говорили о том, каким образом прошло детство главного героя романа «Грозовой перевал». Теперь, когда мы по изучили основные причины возникновения психического расстройства, нетрудно сделать вывод: унижения, оскорбления и ущемления, которые испытывал Хитклиф со стороны Хиндли оказали значительное влияние на психическое состояния главного героя. Можно утверждать, что агрессия, жестокость во взрослой жизни Хитклифа – это аккумулированная ненависть из прошлого, которая наконец нашла выход. Так у Эмили Бронтэ Хитклифф говорит: "Если бы я родился в стране, где законы менее суровы, а вкусы не столь изысканны, я бы не смог лишить себя удовольствия не спеша расчленить тела двух влюбленных и провести весь вечер за сим приятным занятием" [3, с. 258]. Психически здоровый человек вряд ли бы выразился так жестоко и бесчеловечно. Весь сюжет книги – это бунт отверженного, изгнанного волею судьбы из своего же царства и горящего неодолимым желанием вернуть себе утраченное [2, с. 20]. Ранее в работе упоминалось, что причиной развития психического развития может стать наследственность. В романе мы не находим никакой информации о родителях Хитклифа: «Ни одна душа, сказал он, не знала, чей это ребёнок» [3, с. 43]. Соответственно нельзя исключать тот факт, что родители Хитклифа были психически нездоровыми людьми. В таком случае осуждение поведения героя романа становится ещё более неуместным. Несчастный ребёнок с плохой наследственностью, попадая в условия, которые на первый взгляд комфортны, однако в реальности - унижение и скорбь, - не может сохранить свой рассудок здравым, и оказывается не в силах бороться со своим расстройством. Следствием этому его страшное поведение. Отношение взрослого Хитклифа к животным показательно в этом плане: «Оставьте лучше собаку, - пробурчал в тон мистер Хитклиф и дал собаке пинка» [3, с. 9]. Кроме того, Ж. Батай в своём эссе о романе Эмили Бронте строит интересное рассуждение. «Ярость Хитклиффа даже на мгновение не могут сдержать ни закон, ни сила, ни приличия, ни жалость, ни даже смерть, ибо Хитклифф, самозабвенно, не испытывая никаких угрызений совести, становится причиной болезни и смерти Кэтрин, полагая, что он умирает вместе с ней» [2, с. 25]. Видим, что Хитклиф почти не властен над своими эмоциями, ведь он становится причиной смерти своего единственного утешения в жизни. Что это если не поведение человека с психическим расстройством? Далее вспомним основные нарушения в эмоциональной сфере и сопоставим их с описаниями состояния Хитклифа в романе. Сниженное настроение с оттенком недовольства, повышенной раздражительностью и обидчивостью характерно для главного героя на протяжении всего романа, а особенно в общении с Кэтрин и молодой хозяйкой. Приведём диалог из романа: - Он тоже будет пить? – спросила та, обратившись к Хитклифу. - Извольте подавать на стол, - прозвучало в ответ, и так яростно, что меня передёрнуло. Тон, каким были сказаны эти слова, изобличал прирождённую злобность нрава [3, с. 15-16]. Быстрая и частая раздражительность вообще характерна для Хитклифа, любое неприятное ему известие, событие или любой человек, не угодивший ему, вызывал в нём злость, агрессию и злобу. Дисфория проявляется в агрессивных поступках Хитклифа по отношению к животным и к людям. Так, Хитклифф вешает маленькую собачку Изабеллы, Фанни, в ту же ночь, когда она сбегает с ним. Отношения героя с его нелюбимой женой вызывают страх и тревогу. То, как он таскает её за волосы, унижает, заставляет терпеть голод, говорит о неадекватности Хитклифа, об его нездоровье. Эмили Бронте замечательно передаёт нездоровое состояние героя в момент, когда Хитклиф узнаёт о смерти Кэтрин: «Он бился о корявый стол; и, закатив глаза, ревел, не как человек – как дикий зверь, которого искололи до полусмерти ножами и копьями. Я увидела несколько пятен крови на коре, его лоб и руки тоже были в крови; должно быть, сцена, разыгравшаяся на моих глазах, была повторением других таких же, происходивших здесь всю ночь» [3, с. 191]. Переживание душевной боли, несравнимой ни с какими физическими страданиями, ощущение отчаяния, безысходности, бесперспективности, никчемности, малоценности, - все эти слова и словосочетания можно использовать, характеризуя образ Хитклифа после смерти миссис Эрншо. «Я принужден напоминать себе, что нужно дышать... Чуть ли не напоминать своему сердцу, чтоб оно билось! Как будто сгибаешь тугую пружину — лишь по принуждению я совершаю даже самое нетрудное действие, когда на него не толкает меня моя главная забота» [3, с.115]. Каждый, кто читал «Грозовой перевал», помнит резкие перемены в настроении у Хитклифа в последние дни его жизни. Когда его угрюмость, жестокость и хладнокровие сменялись вдруг радостью и весёлостью: - А что? – спросил тот. - Понимаете, он был ясный, почти весёлый. Нет, какое «почти»! Страшно возбуждённый, и дикий, и радостный! – объясняла она. Такие резкие перемены в поведении и эмоциональном состоянии человека сигнализируют, с точки зрения современной психологии и медицины, о наличии у человека психического расстройства. Последнее, о чём хотелось бы сказать, это галлюцинации Хитклифа. После смерти Кэтрин Эрншо герой часто видит её в своём доме, кроме того, он может разговаривать с ней. «Я чувствовал её рядом... Я почти видел её — и все-таки не видел! Верно, кровавый пот проступил у меня от тоски и томления... от жаркой моей мольбы дать мне взглянуть на неё хоть раз! Не захотела! Обернулась тем же дьяволом, каким она часто являлась мне. И с той поры я всегда — то в большей, то в меньшей мере — терплю эту невыносимую, адскую муку» [3, с. 151]. Таким образом, в тексте романа «Грозовой перевал» существует достаточное количество примеров, подтверждающих психическое нездоровье главного героя Хитклифа. Как уже было сказано ранее, доказательная база этого утверждения мала, однако существует не так много факторов, способных опровергнуть обозначенную выше мысль. Заключение Таким образом, в представленной работе была рассмотрена актуальная тема. Объектом исследования был роман Эмили Бронте «Грозовой перевал», предметом исследования – образ главного героя Хитклифа, его психологическая характеристика. Исследуемый образ из художественного произведения был проанализирован с точки зрения литературоведения и с точки зрения психиатрии. В ходе работы были решены следующие задачи: 1) изучены литературоведческие исследовательские работы по роману Эмили Бронте «Грозовой перевал»; учебные пособия и монографии, застрагивающие взаимосвязь литературы и психологии, психологизм в литературе; научные статьи и иные источники по психологии и психоанализу; 2) проведён анализ информации и рассмотрены основные пути решения проблемного вопроса, сформулирована основная траектория анализа художественного образа; 3) осуществлено сопоставление исследовательских и научных данных из психиатрии с материалом художественного произведения, проанализированы поступки, слова и действия персонажа романа, сделаны предварительные выводы; 4) описаны полученные результаты, сформулированы выводы. Исследование нельзя считать завершённым, есть большое количество позиций, требующих доработки и экспертной оценки. В дальнейшем планируется рассмотреть образ Хитклифа в парадигме психоанализа, с включением в процесс исследования экспертов в области психиатрии и психологии. Задачи, поставленные на данном этапе исследования, можно считать выполненными. Цель работы достигнута. Список использованной литературы Байрамкулова, Л. К. Готическая эстетика в романе Э. Бронте «Грозовой перевал» / Л. К. Байрамкулова. – Текст : электронный // Вестник МФЮА. – 2012. - №2. – С. 218-230 https://cyberleninka.ru/article/n/goticheskaya-estetika-v-romane-e-bronte-grozovoy-pereval (дата обращения: 20.11.2021). – Режим доступа: Российская научная электронная библиотека CyberLeninka.ru Батай, Ж. Литература и зло / Ж. Батай, пер. с фр. и коммент. Н. В. Бунтман Е.Г. Домогацкой, предисловие Н. В. Бунтман. – Москва : Изд-во МГУ, 1994. – 166 с. – ISBN 5-211-03159-8. – Текст : непосредственный. Бронте, Э. Грозовой перевал : / Э. Бронте; пер. с англ. Н. Вольпин. – Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 382 с. – (Всемирная литература). – ISBN 978-5-04-101260-1. – Текст : непосредственный. Выготский, Л. С. Психология искусства : / Л. С. Выготский, общая редакция Вяч. Вс. Иванова. – Москва : Изд-во «Искусство», 1968. – 345 с. – Текст : электронный. Иоскевич, М. М. Инвариант модели восприятия романа Э. Бронте «Грозовой перевал» / М. М. Иоскевич. – Текст : электронный // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. Филология. – 2009. №1 (8) с. 104-109 https://cyberleninka.ru/article/n/invariant-modeli-vospriyatiya-romana-e-bronte-grozovoy-pereval (дата обращения: 25.11.2021). – Режим доступа: Российская научная электронная библиотека CyberLeninka.ru Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия. Из синопсиса по психиатрии : в 2т. : книга для психиатров и специалистов смежных дисциплин / Г. И. Каплан, Б.Дж.Сэдок, пер. с английского докт. мед. наук В. Б. Стрелец. – Москва : «Медицина», 1994. – 492 с. – Текст: электронный. Коржова, Е. Ю. Психология личности в художественной литературе / Е. Ю. Коржова. – Текст ; электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – С. 77-87. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnosti-v-hudozhestvennoy-literature (дата обращения: 01.12.2021). Режим доступа: Российская научная электронная библиотека CyberLeninka.ru Сеть клиник «Психическое здоровье» : [сайт]. – 2003-2017. – URL: https://www.psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/simptomy-psihicheskogo-rasstroystva (Дата обращения: 07.12.2021). – Текст : электронный. Снедков Е.В. Аффективные расстройства: учебно-методическое пособие / Е. В. Снедков, И. В. Лемешев. — Санкт-Петербург.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. — 40 с. – Текст : электронный. Университетская клиника : [сайт]. – 2018 - . – URL: https://unclinic.ru/psihicheskie-zabolevanija-harakteristika-simptomy-vidy-lechenie/ (Дата обращения: 07.12.2021). – Текст : электронный. Шамрей. В. К. Психиатрия : учебник / В. К. Шамрей, А. А. Марченко. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2019. – 381 с. Щирова, И. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация : учебное пособие / И. А. Щирова, Е. А. Гончарова. – Санкт-Петербург : ООО «Книжный дом», 2007. – 472 с. - ISBN 978-5-94777-099-5. – Текст : непосредственный. |