Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование уровня антикоррупционной культуры

  • Моральная этическая ответственность за коррупционные деяния в различных целях

  • Причины коррупции

  • СРО антикор Машанұлы 9 недел. Психологические особенности природы коррупционного поведения


    Скачать 38.42 Kb.
    НазваниеПсихологические особенности природы коррупционного поведения
    Дата03.11.2022
    Размер38.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРО антикор Машанұлы 9 недел.docx
    ТипДокументы
    #769113

    Психологические особенности природы коррупционного поведения

    Коррупция на политическом уровне представляется реальной угрозой суверенитету нашей страны наряду с такими явлениями, как экономическая дезинтеграция, истощение природных ресурсов и международный терроризм. Несмотря на такую значимость данной проблемы в науке до сих пор рассматривались преимущественно юридические, экономические и социальные аспекты коррупции, в то время как психологические аспекты коррупционного поведения оставались за рамками внимания ученых.

    Целью монографии являлось обоснование психологической природы коррупционного поведения государственных служащих как нового научного направления психологии. В данной работе показано, что это новое научное направление характеризуется собственным предметом, категориально-понятийным аппаратом, методологическими подходами и методами исследования, прикладными областями и практическими применениями.

    В качестве предмета исследования коррупция может быть выделена в рамках не только права, социологии, экономики и политологии, но и философии, истории, педагогики и психологии. В рамках психологии речь идет о выделении предметных областей исследования психологии коррупции в рамках различных отраслей психологической науки.Предмет исследования коррупции в рамках психологической науки можно определить как особенности коррупционного поведения субъекта государственной власти. В работе показано, что анализ проблемы коррупции может проводиться в рамках различных отраслей психологической науки: юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии развития и др.

    Одним из ведущих источников деструктивного поведения, коррупции и взяточничества выступает конфликт интересов личности госслужащего. Рассогласование мотивационной структуры личности актуализирует механизмы принятия решения и прогнозирование возможных последствий личностного выбора. Конфликт интересов в деятельности государственных служащих обусловливается их личностными особенностями, особенностями трудовой мотивации и должностным статусом.

    Во главу концепции коррупционного поведения становится теория отчуждения, которая является одним из объяснительных механизмов данного явления. В работе выведен Закон коррупционной нормы: коррупция является нормой в системе государственной службы в условиях тотального отчуждения госслужащих от нормосообразного поведения. Следствием этого закона является тезис: система с высоким коррупционным давлением вытесняет из своих рядов лиц с высокой антикоррупционной устойчивостью.

    В настоящем исследовании введены и определены новые операциональные понятия: коррупционное поведение, коррупционное давление, антикоррупционная устойчивость, склонность к коррупции.

    В работе вводится понятие «Коррупциогенная личность» - это определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него.

    Основным препятствием на пути реализации противокоррупционных мер, а в психологической плоскости - основным препятствием нравственного выбора в профессиональном поведении государственного служащего - является процесс маргинализации государственных служащих, поскольку он противоречит таким психологическим категориям, как ответственность, нравственная позиция, и совесть.

    В работе приведен сравнительный анализ идеального и коррупционного поведения госслужащих, который показал существенные различия в их ценностно-смысловой сфере, в частности для идеального госслужащего свойственна нормосообразность, а для коррупционера – отчуждение от норм.

    В данной монографии приводятся примеры эмпирического исследования коррупционного поведения госслужащих, а также описывается опыт проведения противокоррупционного тренинга по авторской программе. Предлагаемая система профилактики коррупционного поведения в виде «Антикоррупционного тренинга» способствует формированию антикоррупционной устойчивости у молодежи.

    Это возможно в случае использования методов психосемантики.

    Данная методика может стать серьезным и эффективным диагностическим инструментарием для выявления такой сложной, скрытой и комплексной характеристики, как антикоррупционная устойчивость. Методика апробирована, произведена ее проверка на надежность и валидность. Сравнение данных, полученных с помощью этой методики, на выборке осужденных по статьям 290-295 Уголовного кодекса РФ и выборке действующих государственных служащих показали статистически значимые различия по уровню антикоррупционной устойчивости (у осужденных он ниже на уровне р0,05).

    Результаты исследования целесообразно использовать: в дальнейших теоретических исследованиях проблемы коррупционного поведения, в диагностике и прогнозировании коррупционного поведения, социально-психологических тренингах антикоррупционной устойчивости, преподавании юридической психологии и смежных с ней дисциплин.

    Монография предназначена для психологов, социологов, юристов и других специалистов, занимающихся исследованием коррупции и коррупционного поведения.

    Формирование уровня антикоррупционной культуры


    Только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.

    Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект.

    Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения.

    Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией – дело всего общества.

    Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.

    Важно с детства …
    воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции.

    Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество.

    При всей массовости делать это следует на профессиональной основе, используя специалистов различных отраслей, которые смогут доступно и квалифицированно раскрыть механизмы получения гражданами государственных услуг, защиты своих прав и законных интересов.

    Средства массовой информации призваны обеспечить атмосферу общественного неприятия коррупции, способствовать формированию активной гражданской позиции казахстанцев, их деятельному участию в деле противодействия коррупции.

    Нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов.

    Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе.

    Выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа среди населения, систематичная и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей.

    В Казахстане, по примеру зарубежных стран, введено материальное поощрение граждан, сообщающих о фактах коррупции. Этот механизм показывает свою действенность. Благодаря принципиальной позиции наших граждан предотвращено немало коррупционных правонарушений. Необходимо и дальше работать в этом направлении.

    Антикоррупционная этика и культура казахстанского общества должна формироваться в контексте идеологии «Мәңгілік ел». Гармоничное сочетание традиционных духовных ценностей и лучших международных стандартов позволит воссоздать каноны правомерного поведения граждан.

    Осознание и неприятие коррупции как чуждого национальной культуре явления – основа антикоррупционной культуры нашего общества.

     

    Предусмотренный настоящей Стратегией комплекс антикоррупционных мер должен сопровождаться широким участием общественности. Только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.

    Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект. Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения. Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией – дело всего общества.

    Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло. Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции. Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество.

    Средства массовой информации призваны обеспечить атмосферу общественного неприятия коррупции, способствовать формированию активной гражданской позиции казахстанцев, их деятельному участию в деле противодействия коррупции. Нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов.

    Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе. Выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа среди населения, систематичная и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей. В Казахстане, по примеру зарубежных стран, введено материальное поощрение граждан, сообщающих о фактах коррупции. Этот механизм показывает свою действенность. Необходимо и дальше работать в этом направлении. Антикоррупционная этика и культура казахстанского общества должна формироваться в контексте идеологии «Мәңгілік ел».

    Моральная этическая ответственность за коррупционные деяния в различных целях
    Разные проявления коррупции имеют различную этическую оценку: одни действия считаются преступными, другие всего лишь безнравственными. К последним, как правило, относятся кумовство и покровительство на основе политической ориентации, которые нарушают принцип меритократии.

    Следует отличать коррупцию от лоббизма. При лоббировании должностное лицо также использует свои властные полномочия для повышения шансов переназначения или для продвижения по должностной лестнице в обмен на действия в интересах определённой группы. Отличие состоит в том, что лоббизм удовлетворяет трём условиям:

    1.Процесс оказания влияния на должностное лицо носит конкурентный характер и следует правилам, которые известны всем участникам.

    2.Отсутствуют секретные или побочные платежи.

    3.Клиенты и агенты независимы друг от друга в том смысле, что никакая группа не получает долю от прибыли, заработанной другой группой.

    Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, с личной целью. Она отличается от обычного воровства тем, что изначально лицо получает право распоряжаться ресурсами легально: от начальника, клиента и т. д. Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому. В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель. К уголовным преступлениям также относится покупка голосов избирателей (хотя некоторые считают её не формой коррупции, а видом недобросовестной избирательной кампании).

    Коррупция часто является поводом для призывов к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не только конкретной политической элите, но и политической системе в целом. Как отмечает Оскар Ариас Санчес, авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, так что вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий. Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Однако периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии.

    Причины коррупции



    Таблица2.

    Подавляющее большинство опрошенных считают, что одной из главных причин отрицательной оценки государственных служащих является, можно сказать, “оторванность чиновников от народа”. Подобное мнение складывается из следующих утверждений опрошенных о чиновниках:

    — пользуются льготами, привилегиями 53,8 %,

    — ориентированы только “на верх” (на карьеру) 58,0 %,

    — равнодушие к людям 46,0 %.

    Одним из самых опасных проявлений аморального поведения служащих, злоупотреблений властью считается коррупция, взяточничество. По мнению населения, среди служащих наибольшее распространение получили злоупотребление служебным положением (46,3%), вымогательство взяток и коррупция (31,3%), пренебрежение к законам (25,8%).

    Следует также отметить, что граждане своим поведением сами провоцируют служащих на аморальные поступки. Так, треть опрошенных граждан (34,2%) полагает, что взятка ускоряет решение вопросов. Что касается соблюдения законов, то лишь 40% ответивших считают, что нужно соблюдать дух и букву закона, а остальные предпочитают следовать духу закона (26,5%) либо инструкции (31,0%), что свидетельствует о правовом нигилизме и довольно низкой правовой культуре. Каждый второй опрошенный допускает возможность обходить закон и использовать его в своих интересах.

    Вся борьба с коррупцией, как в России, так и в мире в целом, сводится к борьбе с её проявлениями и её следствиями. Все разговоры на тему коррупции сводятся лишь к выявлению фактов коррупции и определению (в основном "ужесточению") законодательных мер наказания за содеянное. Однако всё это не решает вопрос искоренения коррупции в принципе. 
    Но если только поставить вопрос о причинах коррупции, то сразу всё становится на свои места, поскольку постановка такого вопроса приводит к новым вопросам, ответы на которые раскрывают суть коррупции, её "личико". Зачем человек берёт взятки? Что толкает его на это? Каковы его побудительные мотивы? В чём он видит счастье и смысл жизни? Каковы его жизненные идеалы? О чём он мечтает? Что ему нравится в жизни и что ему не нравится? Вот здесь-то и кроется главное. 
    Нрав, нравится, нравственность - слова однокоренные. И если одному человеку его нравственность (а точнее безнравственность) позволяет за взятки продавать интересы страны, то это уже предатель. Если другой способен обобрать другого до нитки, сделать его нищим и "пустить по миру", то такой человек не просто вор, но он уже и убийца. А оба они - безнравственные люди. И если мы живём среди безнравственных людей, особенно если эти люди - руководители разного уровня, то мы живём в безнравственном обществе. И не изменив безнравственное общество таких с позволения сказать "людей" на общество, где будут жить нравственные люди, и в первую очередь нравственные управленцы, мы ничего не сможем изменить в жизни страны.

    Не изменив нравственности в обществе, решить задачу искоренения коррупции не удастся. Однако ни одна общественная сила, ни одна партия в России не ставит такой задачи.

     Ведь существует всего две системы взглядов на организацию жизни общества и взаимоотношений между людьми. По существу это две концепции управления и самоуправления общественными процессами. Одна система (концепция) управления безнравственная, когда одни "жируют" и благоденствуют за счёт других людей. Другая система управления нравственная, справедливая, когда каждый труд уважаем другими членами общества и этот труд достойно оплачивается, позволяя человеку жить достойно, в достатке, не паразитируя на труде других. 
    При господстве в обществе первой концепции управления добиться искоренения коррупции невозможно, поскольку законодательная база является следствием этой безнравственной концепции управления. То есть законы вторичны по отношению к концепции управления, поскольку их "изобретают" ставленники или непосредственно сторонники той или иной концепции, поэтому при господстве несправедливой концепции "изобретаются" и несправедливые законы. Но при торжестве в обществе справедливой, нравственной концепции законы будут также справедливыми. 
    Эта атмосфера безнравственности во власти способствовала проведению во власть людей, далёких о заботах простого населения, прошлое многих из них имеет криминальный оттенок, и зачастую забывается при вступлении в "партии власти" и тем более при продвижении по её лестнице вверх. 
    Атмосфера вседозволенности и безнаказанности всё более втягивает этих людей в криминальный мир. Вот здесь стоит подумать руководителям и силовым органам, чего они добиваются, покрывая преступников. Ситуация в стране хоть и медленно, но неуклонно меняется. Изменить ситуацию возможно лишь при замене безнравственной, несправедливой концепции на нравственную, справедливую систему отношений в обществе. 
    Начало деятельности Общественного Комитета по борьбе с коррупцией Республики Алтай сразу нашло отражение в аналитических ресурсах Алтайского края, Москвы и Санкт-Петербурга. Идёт постоянный обмен информацией и опытом по всей стране. Идёт набор и обработка информации по коррупции в Республике Алтай. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кто желает встать в ряды борцов за очищение нашего общества от грязи и мерзости, кто желает видеть Россию живущей по законам нравственности и справедливости.

    Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова.

    Юридический факультет

    Реферат

    На тему:

    1.Психологические особенности природы коррупционного поведения

    2.Формирование уровня антикоррупционной культуры

    3. Моральная этическая ответственность за коррупционные деяния в различных целях


    Подготовил:Куандыков Б.О

    Проверила:Аубакирова З.Б

    Оценка_________

    Костанай 2017


    написать администратору сайта