1800165_1 глава_3. Психологический анализ становления идентичности в юношеском возрасте
Скачать 76.06 Kb.
|
Психологический анализ становления идентичности в юношеском возрасте СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ В условиях современного общества вопрос о формировании личности, становление ее ценностно-смысловой сферы, навыков целеполагания и деятельного отношения к жизни является актуальным и жизненно важным. Успешное функционирование и рост всех сфер общественной жизни в значительной степени определяется личностными качествами, способностями, притязаниями и ценностями конкретного человека, который способен противопоставлять социуму свою волю и свои желания, способен защитить свои права и осуществлять сознательный жизненный выбор. Поэтому актуальность на сегодняшний день приобретает вопрос формирования и развития личности, становления ее идентичности. Идентичность – это осознание самотождественности, целостности и непрерывности во времени собственной личности. Это – сердцевина, что обеспечивает постоянство личности при изменениях в окружающем мире и при изменении собственных взглядов, установок и возможностей. Вопросы содержания и механизмов становления идентичности рассматривали многие авторы (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Кеттел, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон, Э. Фром, И. С. Кон). Идентичность определяется как центральный конструкт самосознания, детерминирует особенности самовосприятия и самоконтроля, отношение к другим людям и поведение личности. Механизмом формирования идентичности в онтогенезе является идентификация, как процесс самоотождествления с другим человеком, группой и ценностями, существующими в обществе. То есть, становление идентичности происходит в общественном контексте с учетом всех обстоятельств жизни конкретного человека. Исследования А. Д. Андреевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Е. И. Головахи, И. В. Дубровиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Кона, О. А. Кроника, Б. С. Круглова, К. Левина, О. М. Леонтьева, В. С. Мерлина, Ж. Пиаже, О. М. Прихожан, Д. И. Фельдштейна и других свидетельствуют, что ранняя юность является периодом самоопределения, теоретизирование и развитие рефлексии, становление идентичности, что дает личности возможность обдумывать, структурировать, планировать свой жизненный путь. Важнейшим новообразованием раннего юношеского возраста является готовность к жизненному самоопределению. Его предпосылкой является развитие познавательной, эмоционально-волевой, ценностной сфер личности, а также становление адекватной и позитивной идентичности. Новые когнитивные возможности личности в ранней юности придают рефлексивный характер самосознанию. Развиваются рефлексивные составляющие, а именно личностная рефлексия, содержание представлений о Я, механизмы дифференциации и интеграции индивидуального опыта. Такие характеристики предопределяют развитие адекватной идентичности в ранней юности, которая в значительной мере будет определять всю последующую жизнь индивида. Процесс становления идентичности предполагает высокий уровень развития личностной рефлексии, на основе которой в процессе идентификации с ценностями формируется у индивида представление о своем Я. Новые интеллектуальные способности и приобретенный опыт дают возможность формировать индивидуальную систему ценностных ориентаций на основе представлений о своем Я. Есть категория молодых людей, у которых становление идентичности проходит со значительными трудностями. Это обусловлено тем, что личность в период ранней юности, когда выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается не готовой к этому, поскольку несформированность рефлексивных составляющих самосознания усложняет процесс становления индивидуальной системы ценностных ориентаций, что приводит к аномальным линий развития идентичности. В такой ситуации молодой человек не может выработать систему целей, планов, идеалов, завершить психологическое самоопределение. В силу указанных обстоятельств вопрос становления идентичности в ранней юности представляет не только теоретический, но и практический интерес, что обусловило выбор темы нашего исследования: « Психологический анализ становления идентичности в юношеском возрасте». Актуальность изучения взаимосвязи гендеров людей и психологических защит, относящихся к ним, в юношеском возрасте достаточно насущна, поскольку приводит к решению научно-практических проблем, относящихся к решению вопросов социализации, регуляции поведения индивидов, психологическому здоровью, социально-психологической адаптации. Важно выявить взаимосвязь гендерной идентичности и психологических защит, потому что нездоровая идентификация может привести к смещению социальных ролей, что может быть фактором, который подтолкнет человека к криминальному поведению. На данный момент в научной литературе имеются исследования половых различий механизмов психологических защит в младшем школьном, старшем подростковом и раннем юношеском возрастах. Цель исследования: определение психологических условий становления структурных компонентов идентичности в ранней юности. Задачи исследования: изучить сущность и содержание понятия «идентичность»; изучить характеристику основных структурных компонентов идентичности; исследовать раннюю юность как актуальный период становления идентичности; провести методики изучения структуры идентичности и особенностей ее становления в юности; выявить особенности содержания идентичности в ранней юности; исследовать содержание образа Я в юношестве; определить аффективный компонент идентичности у старшеклассников. Объектом исследования является становление структуры идентичности в ранней юности. Предметом – психологические факторы формирования идентичности в раннем юношеском возрасте. Гипотеза исследования. Рабочей гипотезой послужило предположение о том, что независимо от пола существует связь между гендерной идентичностью и психологическими защитами. Частной гипотезой является предположение о том, что есть различия психологических защит у людей юношеского возраста разного пола. Теоретическое значение работы: систематизированы взгляды на структуру и этапы становления идентичности, которые существуют в психологической науке, осуществлен анализ механизмов формирования структурных компонентов идентичности; раскрыты особенности становления идентичности в ранней юности. Практическое значение: проанализированы особенности и благоприятные факторы становления идентичности в ранней юности на экспериментальном материале; апробирована система диагностики особенностей становления адекватной идентичности в ранней юности; получены результаты, которые дают возможность углубить понимание проблемы личностного самоопределения в ранней юности. Психодиагностические методики исследования: тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс Жизненного Стиля» Келлермана-Плутчика-Конте (адаптация Л.Р. Гребенникова), методика МиФ» (маскулинность и фемининность) (Н.В. Дворянчиков). Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно проводилось с новой возрастной группой – юношеским возрастом. Ранее были исследования взаимосвязи гендерной идентичности и психологических защит у подростковой возрастной группы и исследования связи пола с психологическими защитами. Также мы использовали новый инструментарий, а именно методику «МиФ» (маскулинность и фемининность) (Н.В. Дворянчиков), которую ранее в данной теме никто не использовал. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут иметь выраженное практическое значение для разработки программ профилактики, тренингов по психологическим защитам, потому как учитывают их гендерную специфику. Структура данной работы представлена: введением, теоретической частью, эмпирическим исследованием, результатами, выводом, заключением, списком используемой литературы и приложение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 1.1 Сущность и содержание понятия «идентичность» Идентичность человека как проблема широко изучалась отечественными и зарубежными исследователями. На протяжении веков многие выдающиеся ученые разгадывали взаимосвязь между понятиями «идентичность» и «Я-концепция», «самосознание», «Я», «Я»; определяли ситуативность, постоянство или стабильность/динамику различных типов идентичности, произвольность или неуверенность в идентичности. Изучены факторы, определяющие формирование и развитие идентичности в процессе онтогенеза и психогенеза человека. Взгляды на структуру идентичности и взаимосвязи ее компонентов широко представлены в научных работах. Некоторые исследователи отождествляют понятия «идентичность» и «идентификация», хотя, на наш взгляд, между ними существует существенная разница: когда они говорят об идентичности, они имеют в виду определенное состояние как относительно конечный результат самоидентификации. Идентификация - это процесс, при котором человек, благодаря социально-психологическим механизмам, попадает в это состояние. Представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания, независимости и того, как одним из аспектов проблемы я-концепции является образ самого себя (А. Алексеева, Н. Антонова, Г. Брейкуэлл, А. Уотерман, П. Гнатенко, С. Максименко, Дж. Мид, В. Москаленко, Э. Эриксон, Л. Орбан-Лембрик, В. Павленко, М. Пирен, В. Романова, В. Столин, Т. Титаренко, З. Фрейд, Ю. Хабермас, Н. Чепелева и др.). Как социально-психологическая реальность идентичность представлена в работах У. Джеймса, О. Дюркгейма, К. Боллса, Д. Марсии, С. Московичи, Х. Ремштидта, Х. Тейфеля, Дж. Тернер и др.). В рамках изучения проблем социальных групп и процессов идентификации, особенностей этнической, национальной, гендерной, политической идентичности, а также профессиональной идентичности (А. Бохонюк, М. Варбан, М. Кривоконь, Л. Шнайдер, Е. Черный). Изучение личностной идентичности на научном уровне начинается с работ профессора Гарвардского университета У. Джеймса, который в конце XIX века (1890, «Принципы психологии») разработал концепцию понимания человеком своей идентичности, своих границ и места в мире. Согласно Джеймсу, человек думает о себе в двух плоскостях: в личном «Я», где формируется личная идентичность; и во всех остальных «Я», где формируется совокупность социального Я индивида. Эти две плоскости являются сторонами одного целостного образования «Я». Более чем столетняя работа над проблемами идентичности привела исследователей к выявлению следующих аспектов содержания термина «идентичность». Прежде всего, переживание идентичности собственной личности: постоянство личности во времени; переживание высших моментов личного существования, сопровождаемое ощущением «это настоящий я». Во-вторых, целостное индивидуальное и личностное самоопределение: осознание уникальности и в то же время последовательная идентификация; осознание собственных целей, ценностей, идеалов, которые организуются уверенностью в себе. И в-третьих, развитие высшего уровня личностной саморегуляции: аутентичности, аутентичности поведения, соответствия внешних проявлений личности ее внутреннему миру. Таким образом, основные аспекты формирования идентичности связаны со стремлением человека к личной стабильности, целостности, включенности в мир при сохранении собственной уникальности. Анализ научных работ в области исследования личности, самости, идентичности позволяет выделить ряд теоретических подходов, составляющих историю возникновения этой проблемы: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсия, А. Уотерман); символический интеракционизм (К. Мид, И. Гоффман, Г. Фогельсон, Л. Краппман, Ю. Хаберманс); бихевиористский подход (М. Шериф, С. Шериф); когнитивный подход (Г. Тегефель, Дж. Тернер, Д. Абрамс, М. Хогг); доступ к деятельности (В. С. Агеев); феноменологическая социология (М. Хайдеггер, Т. Парсонс, Г. Салливан); я не знаю, - сказал он, - но я не знаю, как это сделать. В отличие от других психологических подходов, нарративный подход основан на определении личности как само–нарратива - самосознания. В центре внимания этого направления находится проблема «я», я-идентичности, Я-концепции. Как отмечает Н.В. Чепелева, самоконцепция рассматривается как повествовательная конфигурация, благодаря которой различные жизненные события и эпизоды структурируются в единое целое. Чтобы сохранить и развить самоидентичность, люди реконструируют истории своей собственной жизни, используя сформированную в процессе усвоения культуры способность рассказывать другим о событиях собственной жизни, а также воспринимать истории других, строя на их основе представление о собственном «я» и обучаясь понимать других, эффективно общаться с другими [8, с. 6-7]. Нарратив (нарратив - «сюжет», «история») - это специфический дискурс, текст, который последовательно разворачивается во времени, пространстве и взаимодействии с другими персонажами. Самая важная история для каждого человека - это история его жизни. Именно благодаря ей она не только моделирует реальный мир, но и влияет на уникальность и неповторимость своего собственного существа. Концепции текста, нарратива и дискурса занимают центральное место в философии постмодерна, основанной на концепциях языка как основного средства моделирования реальности, в частности, реальности личного опыта человека. Современная западная философия фокусируется на проблеме вербальной природы сознания, а также человеческой деятельности как дискурсивной практики. «Мир как текст» - один из самых известных тезисов постмодернизма [7]. Способность человека описывать себя и действительность в форме связного повествования, построенного по законам жанровой организации художественного текста, является постмодернистской интерпретацией сознания речи (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко). На уровне индивида жизнь как единое и целостное явление разворачивается и конституируется с помощью автобиографического повествования, в котором жизненные события постепенно выстраиваются в определенный сюжет. Репертуар сюжетов, которые субъекты используют для организации событий своей собственной жизни во временной последовательности, задан социокультурными традициями. Любая личная история строится по отношению к историям культуры; благодаря нашему собственному творчеству мы конструируем себя как часть нашего собственного мира, мы создаем нашу собственную уникальность в каждый момент. Как австралийский нарративный психотерапевт М.Уайт – «на самом деле жизнь человека состоит из большого количества событий, порой слишком противоречивых, чтобы на их основе можно было построить однозначный последовательный сюжет. Поэтому человек обращает внимание на те события, которые подтверждают уже выстроенные доминирующие рассказы о нем» [12]. Основным положением нарративной психологии и психотерапии является идея о том, что жизни и отношения людей формируются знаниями и историями, созданными сообществами людей, и эти люди привлекают их к пониманию и описанию своего опыта; определенными практиками «Я» и отношениями, в которых образ жизни связан с это знания и истории. По словам М. Уайт - это основные, общепринятые идеи, которые люди обычно воспринимают как универсальные ценности и неизменные истины, фактически, доминирующие истории нашей культуры. Люди усваивают доминирующие истории своей культуры и верят, что они содержат правду об их идентичности. Ребенок легко соглашается с тем, что родители и взрослые знают правду о том, кто она такая, как понять ее опыт и какой она должна быть. Таким образом, выбор основных жизненных сюжетов отнесен к раннему периоду жизни человека. Идентичность - это то, чего человек достигает всю свою жизнь. Проявления функционирования зрелой личности должны быть автором их собственного доминирующего повествования, которое они предпочитают, а не тогда, когда они активно участвуют в реализации историй, которые являются бесполезным. Нарративный подход рассматривается в контексте идеи о том, что идентичность человека находится в постоянной ситуации изменения, обновления. Самомотивация человека - это, по определению Н.В. Писаренко, «то, к чему человек стремился всю свою жизнь, а ее самоописания - это своего рода индивидуальный сюжет, охватывающий ситуативные, но значимые фрагменты реального «Я» [6, с.604]. Исходя из позиции нарративизации сознания, личного опыта, человек способен построить новый «сюжет», новую жизненную «историю», жизненную концепцию. Благодаря нарративному способу самопонимания человек приходит к более целостному и позитивному, оптимистичному восприятию своей жизни и самого себя [9]. Таким образом, рождение истории - это средство организовать свою жизнь, и то, как именно структурирована история, какие аспекты индивидуального опыта она содержит, влияет на то, что мы чувствуем, о чем мы думаем и как мы действуем. На наш взгляд, построение более продуктивной жизненной «истории», без внутренних противоречий и конфликтов, обязательно приводит к позитивной трансформации идентичности индивида. Поэтому нельзя не согласиться с мнением О. Жужи, где озвучен тезис о формировании особого вида нарративной идентичности – текстуального способа существования идентичности индивида, где происходит самопознание (создается и утверждается эго-идентичность) и самовыражение (созданная и утвержденная социальная идентичность) одновременно переформулируются, образуя единую конструкцию. Его целостность соответствует концептуальной целостности субъективной реальности индивида. Как отмечает О. Жужа, нарративная идентичность выполняет следующие функции: 1. Представляя личный нарратив, субъект создает в своем пространстве особую нарративную идентичность индивида, которая служит моделью для изучения его системы. 2. В процессе повествования психологическая реальность субъекта и реальность текста становятся идентичными. 3. Нарративная идентичность конструируется как феномен бытия личности, неотделимый от жизненного процесса. 4. Нарративная идентичность представляет наиболее значимые для человека идентичности во всей полноте их взаимосвязей и взаимоотношений с качественной определенностью. 5. Личное повествование, вписанное в нарратив этнической принадлежности и культуры, позволяет выявить этнические и культурные детерминанты нарративной идентичности [2, с.50]. Идентичность рождается и действует уже погруженной в личную историю. Соответственно, сама наша история определенным образом организует опыт каждого из нас. Согласно Уилеру, «переживание всегда происходит внутри интерпретируемого контекста, то есть внутри истории» [7]. Итак, личность человека выясняется и трансформируется в процессе рассказывания о себе, когда он начинает смотреть на себя в соответствии со своим собственным сюжетом. Следовательно, согласно нарративному подходу, «я» выступает и как участник, и как автор истории своей жизни; нарративный подход также проясняет общую тенденцию становления человека как субъекта собственной жизни: это постепенное повышение осознания своего места и предназначения в мире, организация и переосмысление своей деятельности и значимости событий собственной жизни в соответствии с пониманием настоящего, уместно и возможно. |