Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Ранняя юность как актуальный период становление идентичности

  • 1800165_1 глава_3. Психологический анализ становления идентичности в юношеском возрасте


    Скачать 76.06 Kb.
    НазваниеПсихологический анализ становления идентичности в юношеском возрасте
    Дата02.03.2023
    Размер76.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1800165_1 глава_3.docx
    ТипРеферат
    #965300
    страница2 из 3
    1   2   3
    1.2 Характеристика основных структурных компонентов идентичности
    Как мы видим, в научной литературе социальная идентичность интерпретируется через группу и социальную общность, поскольку ее функционирование происходит именно в ситуации социального действия. Невозможно представить себе человека вне социального контекста. Сначала это было общением.

    В то время, когда появляется личность, возникает и ее личное психологическое пространство - пространство социальных отношений. Именно через эти социальные отношения, через то, как сообщество реагирует на индивида, определяется нормативность и адекватность человеческого поведения. Социальная идентичность подразумевает переживание человеком принадлежности к определенному социальному сообществу, наличие схожих ценностей и идеалов. Членство в сообществе учит человека социально реагировать на самого себя, дает возможность спровоцировать реакцию, типичную для сообщества, и, как следствие, контролировать его нормы и ценности. Сообщество помогает ощутить человеческие потребности в поддержке и связях или изоляции. Строя собственную жизнь как транслятор приобретенного индивидуального опыта, он во многом воспроизводит опыт сообщества [14, с. 23].

    В рамках нашего исследования изучение жизни молодых людей в городском сообществе предполагает использование понятия социально-территориальной общности (местное сообщество, община или коммьюнити). Для правильного применения этого понятия необходимо обобщить существующие представления о нем, определить основные свойства и характеристики.

    Ф. Теннис, классик немецкой социологии, заинтересовался этой проблемой одним из первых. В работе "Община и общество" он утверждал, что "везде, где люди органически связаны своей волей и взаимным согласием, существует сообщество того или иного рода" [18, с. 6]. Теннис рассматривал сообщества как определенные социально-территориальные образования.

    В самом широком смысле слово "сообщество" обозначает группу или коллективы людей, у которых есть что-то общее. Существуют территориальные (географические) сообщества соседей или граждан государства и родственные сообщества (группы по интересам), которые разделяют одну и ту же культуру.

    Сообщество - это согласно концепции Б. Парыгина, которая характеризует связь людей друг с другом на той или иной основе, подчеркивая важность сознания человека и переживания такой связи с другими участниками взаимодействия. В более узком смысле сообщество относится к группе людей, объединенных стабильными социальными характеристиками, независимо от того, существует ли между ними прямая межличностная связь. Автор отмечает важность внутренней духовной солидарности между представителями сообщества, которая обеспечивает чувство взаимопонимания, сплоченности и внутренней симпатии [14, с. 155].

    В. Вагин определяет общество как группу людей, географически объединенных, которые имеют общую культуру, ценности, а также общие расовые, национальные и социальные характеристики [28, с. 41].

    Анализируя разницу между сообществом и группой, В. Васютинский отмечает, что сообщество - это своего рода группа. Сообщество, в его интерпретации, - это "относительно большая (огромная) номинально реальная социальная группа, характеризующаяся наличием общего признака, который оказывается субъективно значимым для многих или большинства его носителей, и число таких носителей достигает определенного критического уровня" [31, с. 18]. Таким образом, сообщество возникает и существует там, где есть определенный набор человеческих индивидов, которые объединены между собой на определенной основе, в отличие от других сообществ или совокупностей людей, которые не образуют сообщество. Подводя итог теоретическим исследованиям в этом направлении, мы считаем целесообразным использовать определение сообщества, предложенное В. Васютинским.

    Среди других признаков, по которым можно классифицировать сообщества, В. Васютинский приводит следующие четыре группы признаков: биосоциальные, социально-исторические, деятельностные и ценностно-ориентированные [31, с.16-17]. Согласно этой классификации, городские и сельские общины, вероятно, можно отнести к социально-историческим общностям, которые сложились в результате длительного исторического развития. Анализируя разнообразие профессий и видов деятельности, имеющихся в городских и сельских сообществах, особенности ценностно-мотивационных характеристик их представителей, мы также допускаем возможность разделения на основе характеристик деятельности и ценностной ориентации. Что касается биосоциальных признаков, ученые доказывают, что акселерация чаще наблюдается у городских жителей, они более склонны к тревоге и депрессии, в противном случае они испытывают стрессовые ситуации [24].

    Биосоциальные характеристики городских и сельских жителей объясняются различными социальными условиями и условиями окружающей среды.

    Согласно классификациям, представленным различными учеными, сельские и городские сообщества чаще всего относятся к территориальным, а также социально-историческим. Территориальная община часто определяется как сообщество [31, с. 128].

    При изучении территориальных сообществ, таких как сельские и городские общины, важно придерживаться целостного подхода, не отделяя отдельного человека от сообщества, к которому он принадлежит. Необходимо обратить внимание на взаимодействие и взаимовлияние между отдельным членом сообщества и общиной, механизмы взаимного влияния ценностей, взаимный обмен ресурсами, которые обеспечивают воспроизводство сообщества и царят как предпосылка благополучного человеческого существования.

    Сообщество является фундаментальным фактором трансформации: как носитель потребностей и истинный автор социального порядка; как культура, которая определяет ценности индивида и воспроизводит себя через его действия; как чувство общности, включая членство, влияние, интеграцию потребностей и эмоциональные связи; как ресурс, который создает потенциал для удовлетворения потребностей в благополучии и психологическом благополучии членов сообщества. Д. Найденова в своем исследовании подчеркивает роль социального капитала сообщества, его сплоченности и поддержки в обеспечении психологического благополучия человека [19, с. 3].

    На наш взгляд, при изучении этого вопроса стоит сосредоточиться на изучении не самого сообщества как совокупности людей, а системы "человек-общество". Необходимо обратить внимание на то, как индивид соотносится с сообществом, как когнитивные, поведенческие, эмоциональные и мотивационные характеристики человека предопределяются принадлежностью к сообществу, участием в его функционировании, становятся личным вкладом в жизнь сообщества.

    Короче говоря, мы можем сказать, что социальная общность - это совокупность людей, объединенных на основе общих характеристик, ценностей или совместной деятельности в условиях прямого или косвенного взаимодействия, которое является лично значимым для каждого члена сообщества.

    Обзор научной литературы показал, что социально-психологические и структурно-функциональные особенности города и деревни в основном обусловлены историческими предпосылками возникновения этих социальных общностей. Итак, история деревни – это история семьи, но город образовался в результате борьбы буржуазии с феодальным строем. Поэтому город традиционно воспринимается как место рождения новых социально-экономических и культурных центров. Как отмечает А. Шипилов, "если деревня является причиной существования города, то город является целью существования деревни" [21, с. 2].

    Уникальность поселенческих структур заключается в том, что они сохраняют свою целостность как социологические компоненты любого общества. Конечно, город и деревня претерпевают как качественные, так и количественные изменения. Однако они остаются целостными образованиями, сохраняющими естественно возникшую специфику, четко выраженную качественную определенность.

    В научной литературе есть сравнительное исследование деревень и городов, где эти сообщества, как правило, противопоставлены друг другу, и поэтому необходимо отметить полярность их определяющих характеристик, личностных качеств представителей этих сообществ.

    Э. Дюркгейм сравнил два типа социальной жизни и дал им противоположную оценку. Определяя связь между людьми как солидарность, он различал механическую и органическую солидарность. Механическое возникает из-за сходства членов группы и характерно для примитивных обществ. Она формируется на социальной и клановой основе, а затем и на территориальной. Такая солидарность в группах с меньшей численностью и плотностью населения и со слабой функциональной взаимозависимостью индивидов. Общение в таких сообществах строится на эмоциональной основе. Очевидно, что мы можем включить сельскую общину в этот тип сообщества.

    Согласно этой теории, органическая солидарность предполагает существование разделения труда, профессиональной и социальной дифференциации. Она объединяет прежде всего людей в экономических, политических и культурных аспектах и их отношения основаны на социальных функциях, а не на эмоциях [16]. Отражение таких отношений можно наблюдать в городском сообществе.

    Немецкий социолог М. Вебер, развивая понимание типов организации социальной жизни, выделил два типа социальной реальности: традиционную и индустриальную. В традиционном обществе регулятором жизни являются обычай и традиция. В современном мире доминируют расчет и рациональность действий. Особое значение в таком обществе имеет не чувство общности, как в традиционной "сельской" структуре, а рациональные действия, стремящиеся к цели, которая возможна в индустриальном обществе и городском сообществе [14].

    Ф. Теннис рассматривал сообщества как определенные социально-территориальные образования, подчеркивая общность крови (родственники), общность места (соседство) и общность духа (дружба), с пониманием того, что каждый предыдущий вид содержит в себе другой. Соседство, по мнению Ф. Тенниса, является общим признаком совместной жизни в сельской местности, где близость жилищ, общие границы между соседними территориями способствуют многочисленным контактам между людьми и близким знакомствам, что требует совместного взаимодействия. Рядом с деревней развивается город, который в своей идеальной форме собирается не столько благодаря общим природным объектам, сколько благодаря общему духу. В работе исследователя мы находим определение двух "типов воли": инстинктивной (необходимой) и благоразумной (избирательной). Согласно первому, человек действует на основе эмоциональной близости, чувств, привязанности. Второй сориентирует человека на рациональные, целенаправленные действия. В связи с этим возникают два типа социальных отношений. Все виды связей, где преобладает субстанциальная воля, F. Теннис называет сообществом, а те, которые формируются под влиянием избирательной воли, – обществом. Наиболее ярким примером отношений, построенных на инстинктивной воле, является сельская община. Отношения, основанные на рациональном обмене, ради собственной выгоды, наиболее характерны для города, где люди объединяются механически, а не органично, как в сельской местности [18].

    Такое разделение на традиционные и поколенческие действия у Г. Вебера, рациональный и инстинктивный типы воли у Ф. Тенниса и выделение механической и органической солидарности у Э. Дюркгейма актуальны в нашем исследовании для анализа городских и сельских сообществ. Как мы видим, все эти классические теории раскрывают суть различий между традиционным обществом, основой которого является сельская община, и современным обществом, сутью которого является городская община. Эти теории интересны еще и тем, что авторы основывали свое разделение общества на сельские и городские сообщества на качественных характеристиках, а не на структурных, так сказать подготовлено П. Сорокиным и К. Циммерманом в его общей концепции сельско-городского континуума [17].

    Н. Смелзер уделил большое внимание фактору расселения, подчеркнув существенные различия между сельскими и городскими сообществами. Он интерпретировал поселенческую общину как совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и выполняют множество видов деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей [13].

    По словам Л. Вирта, это городская жизнь, основанная на совершенно иных отношениях, чем в сельской местности. Он считал, что сельская община характеризуется отношениями первичных групп или прямыми отношениями, основанными на близости друг к другу. В городских сообществах доминируют вторичные отношения, основанные на временных, формальных и официозных связях [24].

    Изучая психологию города, Дж. Голд отмечает некоторые психологические особенности его жителей. Для них характерны аномия, при которой обычные правила и нормы, регулирующие поведение, теряют свою актуальность; отчуждение как чувство изоляции от окружающих, которое провоцирует появление отклонений в поведении; апатия, стимулирующая безразличие городских жителей друг к другу; городской стресс как недостаток адаптационных способностей организма, который эволюционно настроен на спокойный темп сельской

    Бешеный ритм жизни, эмоциональная и информационная перегрузка провоцируют появление безразличия, агрессии и жизнерадостности горожан по сравнению с сельскими жителями [11].

    А. Шипилов считает систему "город-деревня" традиционной оппозицией. Если город в его понимании предстает как форма организации общества в модальности целого, то деревня – как форма организации общества в модальности единицы. Городское сообщество характеризуется целостностью, формализованной структурностью, иерархической последовательностью и внутренней направленностью социальной активности. Среди отличительных черт сельской общины А. Шипилов различает единообразие (в смысле единого, неделимого), бытие, относительный минимум системности и структурности, а также внешнюю направленность социальной активности [21, с.2-8].

    При изучении менталитета деревни и города А. Лозовая обращает внимание на следующие характеристики городского сообщества: концентрированное расселение людей, их занятость в различных видах деятельности, преобладание антропогенных (рукотворных) элементов окружающей среды. Социальные отношения в городе искусственны, они обладают хорошей способностью выстраиваться и выстраивать иерархию. С другой стороны, деревня кажется малонаселенным поселением, население которого оно в основном занимается тем же видом сельскохозяйственной деятельности. В его окружении преобладают естественные элементы жизни. Социальные отношения - естественный, способный к самообновлению, деградации и даже исчезновению. С точки зрения уровня социальной динамики и мобильности городское сообщество характеризуется культурной и инновационной активностью, в то время как сельское сообщество характеризуется стабильностью, сохранением и передачей традиций от поколения к поколению [17, с. 134-135]. Высокий уровень постоянства сельского общества также доказан российскими учеными Т. Блинова, Р. Кутенков, В. Рубцова [21].

    Как мы видим, все эти подходы к интерпретации социальной общности имеют, скорее, социологическое значение, подчеркивая структурность и функциональность сообщества как определенного социального образования. К сожалению, психологические особенности самих сообществ и людей, вовлеченных в их деятельность, остаются без внимания. В этом смысле, вероятно, более важно учитывать психологическое содержание отношений между людьми, которые являются членами сообщества, а также их обусловленность структурными, функциональными и социально-экономическими характеристиками общества.

    Давайте попробуем составить список характеристик сельских и городских сообществ. Мы выделим их общие и различные черты, а также определим психологические особенности территориальных сообществ в силу их структурных и функциональных особенностей.

    Среди общих черт сельских и городских сообществ необходимо выделить территориальность и выполнение социокультурных функций. Таким образом, территориальность считается основой для разделения общества на сообщества в соответствии с членством членов сообщества на определенной общей территории. Социально-культурные функции сельских и городских сообществ также идентичны. Оба сообщества, как и любое другое, обеспечивают интеграцию людей и их общение.

    Анализируя структурные и функциональные особенности сельских и городских сообществ, можно выявить значительное количество различий, определяющих специфику и уникальность каждого из сообществ. Таким образом, одной из основных характеристик территориальных сообществ является размер территории и, соответственно, плотность населения. Это свойство определяет уровень социальных контактов и внутренних связей между их членами. Чем больше социальное сообщество в количественном выражении, тем слабее внутренние связи между ними и тем менее заметны определенные черты, характеризующие это сообщество. Такие особенности характерны для городских районов. Напротив, степень сложности и компактности сообщества демонстрирует его основные характеристики, характерные для сельской общины. Это свойство, конечно, это определяет проявление таких психологических качеств, как замкнутость и одиночество городского населения, а также искренность и открытость в общении между крестьянами. Согласно С. Милграму, эмоциональная и социальная приватность - это закон городской жизни, который решает компенсировать невозможность физической приватности. Жители города более анонимны, несмотря на то, что каждый день они встречают невероятное количество людей. И такая безличность и обезличивание приводят к нарушениям правил и норм и вандализму [13, с 189].

    Городское сообщество разнообразно как количественно, так и качественно, что определяет более богатую и полноценную жизнь людей, которые связаны с ним и участвуют в его жизнедеятельности. Благодаря высокому уровню динамики и мобильности город развивается как пространство культурной и инновационной деятельности, но деревня развивается как пространство стабильности, сохранения и передачи традиций от поколения к поколению. Этот факт определяет социокультурную неоднородность города и однородность сельского сообщества.

    Как вы знаете, в городской местности проживает большое количество людей с разными вкусами, интересами и ценностями, которые характеризуют город как гетерогенное сообщество, в то время как сельская община представлена более однородным однородным сообществом людей. Жизнь на одной общей территории такого разнообразия людей определяет формирование толерантности, вернее, толерантного и часто безразличного отношения к "другим" людям. По мнению С. Милграма, безразличие является неизбежным следствием урбанизации [11]. Такого рода отклонения от норм и ценностей адекватно воспринимаются в городе, в то время как сельское население не терпит нарушений традиций и обычаев. Город, из-за слабости социального контроля над каждым индивидом, имеет тенденцию к увеличению проявлений как положительных, так и отрицательных вариантов социального поведения населения. Но традиционный тип сельского мировоззрения со стабильным культурно-историческим содержанием сочетается с неоднозначным отношением ко всему новому, тяготеет к однообразию и консерватизму.

    Уровень гетерогенности сообщества определяет его структурную дифференциацию. Чем выше уровень гетерогенности, тем выше степень структурной дифференциации, которая позволяет определенным образом систематизировать общественное пространство в восприятии людей. В городском обществе представлен широкий круг людей разных профессий и социальных статусов, что обеспечивает высокий уровень дифференциации городского населения. Сельская община в этом смысле гораздо более однородна и воспринимается как некое единство. Определенный уровень профессиональной и социальной дифференциации определяет формирование функциональной взаимозависимости членов одного сообщества. Так, в городе этот показатель находится на достаточно высоком уровне, что способствует формированию социальных отношений на рациональной и прибыльной основе. В сельской местности существует слабая функциональная зависимость между членами сообщества, что, конечно же, помогает строить отношения на эмоциональной основе.

    В связи с этим необходимо выделить еще один показатель - формальность интеграции людей в сообщество. Очевидно, что отношения в городском сообществе более формальны, в то время как членство в сельской общине лично значимо для ее членов [13].

    Подводя итог, можно сказать, что сельские и городские сообщества кажутся несколько противоречащими друг другу. Среди их общих черт можно выделить только территориальность и выполнение общих социокультурных функций. Однако различия можно проследить по следующим показателям: размерам территории и плотности населения, динамике и мобильности, неоднородности общества, степени структурной дифференциации в сообществе и функциональной взаимозависимости его членов, степени формальности интеграции людей в сообщества. На психологическом уровне все эти особенности отражаются в таких показателях, как контактность и коммуникабельность членов сообщества, социальная сплоченность, открытость всему новому. Как мы видим, структурные и функциональные особенности городских и сельских сообществ определяют формирование соответствующих психологических особенностей как самого сообщества, так и его представителей.

    Трудно не согласиться с мнением, что городские и сельские сообщества, если и не диаметрально противоположны, то, безусловно, имеют значительное количество различий между собой, что не может не сказаться на формировании психологических характеристик их членов. В связи с этим также понятно, что молодая особа, переехавшая из деревни в город, оказывается в совершенно иных условиях, чем те, которые ей знакомы, что также приводит к конфликту между социальной идентичностью сельской молодежи и реальной социальной ситуацией.
    1.3 Ранняя юность как актуальный период становление идентичности
    В психологии термин "механизм" относится к "системе различных факторов, означает, что она обеспечивает определенный процесс проявления психических свойств, различных психологических изменений и тому подобного" [12, с. 47].

    Анализ литературных источников показал, что определение системы психологических механизмов трансформации идентичности до сих пор не проведено. Вопрос о разработке единого подхода к пониманию и систематизации психологических механизмов также остается открытым. Ученые сегодня не сходятся во мнении о трактовке этого явления, существует непоследовательность даже в понимании его природы и особенностей функционирования. Да, Би Парыгин определяет социально-психологические механизмы как социально-психологические явления, которые возникают в результате взаимного влияния людей друг на друга и непосредственно влияют на уровень их коллективного поведения [14, с. 134]. Психологические механизмы также объясняются как функциональная способность человека реализовывать свою психическую жизнь, которая закреплена в психологической организации [8]. По мнению А. Налчаяна, социально-психологические механизмы представляют собой определенным образом структуру взаимосвязанных психических действий, выполнение которых провоцирует появление конкретного результата [13].

    Рассматривая психологические механизмы развития личности, М. Боришевский определяет психологический механизм как явление, подразумевающее наличие состояния оптимальных взаимоотношений и взаимодействия между структурными элементами (подсистемами) психологической системы, обеспечивающее ее функционирование, формирование и развитие. По мнению ученого, характеристика психологических механизмов может быть основана прежде всего на анализе свойств структурных компонентов этой системы [26, с. 28].

    Поэтому традиционно механизм понимается как определенный способ преобразования того, что есть в одном и нуждается в другом. На психологическом уровне это психические процессы, которые обеспечивают преобразование того, что воспринимает субъект, в его внутреннее содержание. Если психологический механизм - это психологический процесс, то он действует в психологическом, субъективном пространстве.

    Приведенные выше научные представления о психологических механизмах стали основой для формулирования рабочего определения этого термина. Таким образом, в рамках нашего исследования психологический механизм трансформации социальной идентичности будет пониматься как функциональный способ изменения сущности и содержания Когнитивного, аффективного, поведенческого компонентов социальной идентичности, в результате чего обновляются и деобновляются некоторые сферы социальной идентичности, их иерархия и режим функционирования меняется.

    В научной литературе, посвященной проблеме идентичности, можно найти описание некоторых механизмов ее формирования. В отечественной психологии Б. Поршнев впервые обратился к анализу этого феномена. В качестве одного из основных механизмов формирования идентичности он выделяет оппозицию [12, с. 12-14].

    3. Фрейд также тщательно интерпретировал проблему отождествления индивида с группой, связав это явление с противопоставлением привязанности к собственной группе и агрессии по отношению к другим группам [194].

    Таким образом, мы видим, как психоанализ и социальная теория идентичности следуют идее противостояния как основного механизма формирования или трансформации социальной идентичности.

    Представители когнитивной психологии были близки к этому мнению. В рамках этого подхода категоризация считается одним из важнейших механизмов формирования социальной идентичности. В результате социального восприятия люди классифицируют объекты, людей, в том числе и самих себя, не по уникальным свойствам, а по определенным общим или характерным признакам, в результате чего формируется представление об условных аутгруппах. Таким образом, восприятие обезличивается. Как и думал Дж. Тернер, деперсонализация - это фундаментальный процесс, лежащий в основе всех групповых явлений. Это подразумевает явление, когда группа индивидов воспринимает себя не как разных индивидов, а скорее как представителей определенной общей категории. Это приводит к восприятию себя как "мы" и "нас", а не как "я" и "Я". Благодаря этому механизму подчеркиваются различия между входящими и исходящими группами. Следовательно, процесс социальной категоризации - или процесс разделения социальных событий и объектов на группы – необходим человеку для систематизации социального опыта и в то же время ориентации в социальной среде, определения своего конкретного места в обществе.

    На втором этапе (социальная идентификация) люди принимают нормы и традиции группы, к которой они принадлежат. Важен эмоциональный смысл идентификации с группой, самооценка также связана с членством в группе. В психологической литературе социальная идентификация обычно интерпретируется как процесс приравнивания, отождествления индивида с определенным объектом или субъектом, определения себя через членство в определенной группе.

    Заключительным этапом формирования социальной идентичности является социальное сравнение. Когда человек осознает, что он является частью определенного сообщества, он начинает сравнивать свое сообщество с другими. Г. Тейфель утверждал, что удовлетворение и чувство ценности от принадлежности к определенному социальному сообществу важны только по сравнению с другими сообществами [24].

    Рассматривая механизмы трансформации социальной идентичности, стоит обратить внимание на другую модель формирования или трансформации социальной идентичности, предложенную К. Эмиот, Д. Терри, Дж. Смит. Согласно этой модели, процесс формирования или трансформации социальной идентичности состоит из четырех этапов, каждый из которых соответствует определенному механизму. Таким образом, первый этап предварительной категоризации является, так сказать, подготовительным. Это происходит еще до того, как в жизни человека происходят серьезные жизненные перемены, требующие пересмотра идентичности, или он оказывается в новых социальных условиях. На этом этапе человек переносит свои собственные черты и особенности в новые группы, что определяет формирование чувства единства с группой.

    На втором этапе, этапе категоризации, человек сталкивается с изменениями в реальной жизни, связанными с его существованием и взаимодействием с новой социальной группой. В этот период в структуре личной идентичности на первый план выходят те качества и особенности, которые помогают идентифицировать себя с этим конкретным сообществом. В какой-то момент они становятся наиболее релевантными для личности и контролируют все самоощущение.

    Третья стадия развития новой социальной идентичности - это изоляция. На этом этапе человек осознает разнообразие своей старой и новой социальной идентичности и свою собственную принадлежность к разным социальным группам. Таким образом, различные типы социальной идентичности одновременно обновляются, что приводит к возникновению определенных когнитивных связей между различными компонентами самости.

    На четвертом и заключительном этапе происходит интеграция социальной идентичности. На этом этапе человек осознает, что разные социальные идентичности одинаково важны для него [22].

    Как уже упоминалось, социальная идентичность может быть как положительной, так и отрицательной. По словам Г. Тейфела и Дж. Однако для каждого человека Тернера характерно стремление к позитивному представлению о себе. Следовательно, одной из основных закономерностей динамики социальной идентичности является стремление человека достичь позитивная социальная идентичность или ее сохранение и социальная группа понимаются как некое состояние, обеспечивающее определенный уровень комфортного существования [29].

    Согласно теории бихевиоризма, идентификация достигается посредством подкрепления, имитации, обобщения, наблюдения и моделирования [9].

    Идентификация предполагает отождествление субъекта с внешними образцами. Как отмечает А. Злобин, это "неразрывно связано с интроекцией, то есть вовлечением в личностную картину мира значимых для личности элементов внешней реальности" [13, с. 182].

    Среди социально-психологических механизмов формирования сообщества Т. Титаренко определяет подражания как онтогенетически первый механизм подражания поведению значимых взрослых. Другим, но столь же ранним, является механизм внушения, который появляется с момента овладения языком и действует на протяжении всей жизни. Благодаря идентификации, которая является еще одним механизмом формирования сообщества, происходит осознание чувства "мы", противопоставление "мы" и "они", а также сравнения внутри и вне группы и выработка собственных ценностей и норм. Автор подчеркивает, что переориентация человека из одного сообщества в другое обусловлена действием механизма циркуляции, благодаря которому происходят значительные изменения в структуре личности и перестройка ее жизненного мира [14, с. 41].

    Исходя из этих положений, мы предполагаем, что актуализация основных механизмов трансформации социальной идентичности происходит на основе социального сравнения, классификации, имитации, интернализации, идентификации, адаптации, ассимиляции и деперсонализации.

    Социальное сравнение - это сравнение собственных действий и качеств индивида с действиями и качествами других людей. Когда индивид оказывается в новой социальной среде, получает информацию о ней, он может оценить свое собственное соответствие этой среде.

    В процессе социального восприятия люди классифицируют объекты, людей, в том числе и самих себя, по определенным общим или характерным признакам, в результате чего возникают представления об условных аутгруппах, подчеркиваются различия между ними. Этот процесс называется социальной категоризацией, то есть разделением социальных событий и объектов на группы [29, с.28-33]. Его целесообразность обусловлена возможностью систематизировать социальный опыт человека и в то же время ориентировать его в своем социальном окружении, определяя его конкретное место в обществе.

    Другим процессом трансформации социальной идентичности является подражание, которое происходит как произвольное или непроизвольное независимое копирование действий, воспринимаемых от других. Г. Тард утверждал, что подражание – это универсальный закон социальной жизни. "Общество, - сказал он, - это имитация" [12, с. 28]. Д. Уотсон и Э. Торндайк рассматривали имитацию как частный случай условно-рефлекторного поведения [16]. Д. Болдуин определял имитацию как повторение мышления, поведения или того и другого вместе, как воспроизведение копии, как в результате чего формируется способность жить в обществе и ощущение собственной индивидуальности [22, с. 53].

    Интернализация предполагает формирование внутренних категорий индивидуального сознания путем усвоения внешних социальных концепций и ценностей.

    Другим процессом трансформации социальной идентичности является идентификация. Это уподобление, отождествление индивида с определенным субъектом или объектом, часто понимается как синоним подражания. А. Мудрый человек думает идентификация как отдельная категория [12]. Очевидно, что идентификацию следует выделять как отдельный механизм, поскольку, в отличие от имитации, она основана на сознательном усвоении.

    Следующим этапом, на наш взгляд, является адаптация - приспособление к условиям окружающей среды, достижение состояния согласованности между индивидом и окружающей средой. Адаптация как "начальная стадия ассимиляции человека в социальную среду" [10, с. 61] непосредственно связана с идентификацией. В результате действия механизма идентификации один человек отождествляется с другим носителем привлекательных черт, а также эмоционального переживания этой идентичности.

    Основываясь на категориях, усвоенных на внутреннем уровне, объединение групп или индивидов в одну группу с общими характеристиками происходит в результате принятия некоторых из этих ценностей и отказа от их собственных ценностей. Этот механизм называется ассимиляцией.

    Обобщение информации о понимании трансформации социальной идентичности и механизмов, лежащих в ее основе, различными учеными позволило нам создать концептуальную модель трансформации социальной идентичности в условиях миграции сельской молодежи в город.

    В результате такой миграции молодой человек оказывается в совершенно иной социальной ситуации, чем та, в которой он жил раньше. В таких условиях актуализируется процесс социального сравнения (по К. Амиота [225]; Г. Тегефела [249]; Дж. Тернер [252]) сами и другие представители сельской молодежи с городскими сверстниками. Этот процесс сопровождается категоризацией (согласно Г. Тейфела [249]), на основе которого формируются или изменяются представления сельской молодежи о своих группах, которыми является сельская и городская молодежь.

    В результате такого сравнения молодой человек сельского происхождения ощущает определенное несоответствие между его собственными ценностями и нормами, сформированными под влиянием сельской общины, и новой социальной ситуацией, которая может спровоцировать внутренний конфликт. Его опыт может стать угрозой психологическому комфорту сельской молодежи и целостности их социальной идентичности. Желание молодого человека сельского происхождения восстановить позитивную социальную идентичность и сохранить положение в новом сообществе побуждает ее пересмотреть свои жизненные позиции, свое место в социальном мире, что активизирует трансформацию социальной идентичности. В этом процессе задействовано несколько механизмов, определение психологического содержания и характеристик деятельности которых является основной целью данного исследования.

    В результате трансформации социальной идентичности должна произойти идентификация со значимым сообществом. В зависимости от ориентации сельской молодежи на другое место жительства актуализируется тот или иной психологический механизм трансформации социальной идентичности. И в результате может быть отождествлен с новым группой или обновить идентификацию со старой группой путем улучшения ее имиджа и характеристик.

    Рассматривая механизмы трансформации социальной идентичности, мы исходим из следующих положений:

    • трансформация идентичности предполагает наличие ранее установленной идентичности, которая потеряла свою актуальность в новых социальных условиях;

    • трансформация начинается с того момента, когда индивид осознает противоречие между собственными чертами личности и требованиями окружающей среды, а также необходимость что-то изменить;

    • индивид занимает активную позицию в процессе трансформации социальной идентичности.

    Итак, несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема развития и трансформации идентичности в психологии все еще требует дальнейшего изучения, поскольку известные концепции не имеют однозначного ответа на вопрос о природе и законах функционирования механизмов трансформации социальной идентичности, отсутствует единство из взглядов на феноменологию, структуру, состояние и критерии формирования идентичности возникают значительные трудности в объяснении механизмов трансформации идентичности, не существует научно обоснованной стратегии коррекции негативной трансформации идентичности.
    1   2   3


    написать администратору сайта