Документ Microsoft Word. Психологическое значение деятельности русских просветителей
Скачать 23.07 Kb.
|
Психологическое значение деятельности русских просветителей Первые исследования в области психологии были сделаны Н.И. Надеждиным (1804-1856). Так было положено начало формирования объективных представлений о психологии русского человека. Во второй половине XIX века, отечественная психология, начала становиться относительно самостоятельной научной дисциплиной, вышедшая полностью из под влияния философии, но получившая союзника в лице физиологии. Главной задачей российской психологии, стало формирование ее методологического аппарата, выбор ориентации на естественно- научную или гуманитарную парадигмы. Это определило развитие двух параллельных подходов. Антропологического, естественнонаучного подхода Н. Чернышевского, И. Сеченого и религиозно- философского подхода П. Юркевича и В. Соловьева. Основателем "сердечной психологии", провозгласившей основу души сердце человека, стал русский философ П.Д. Юркевич(1826-1874) . Он утверждал, что не мышление образует "сущность" человека, а жизнь его сердца, его непосредственные и глубокие переживания, исходящие от сердца. Основные принципы, которых придерживался В.С. Соловьев (1853-1900): 1. Центральное место в психологии должны занимать проблемы человеческой воли и формирование личности. 2. Непринятие естествознания и их методов. 3. Эмпиризм и рационализм как единственные методы в психололгии, не могут дать полной картины о природе и особенностях человека, должны опираться на другие источники, в частности на веру. 4. Развитие личности понимается с точки зрения ее нравственного становления, должно осуществляться по воле человека. В след за В. Соловьевым, выступил с критикой материализма, позитивизма и абстрактного рационализма как односторонних точек зрения, Л. М. Лопатин (1855-1920). Его идеи, основанные на взглядах В. Соловьева, сводятся к следующим положениям. 1. Человеческое "Я" наделяется качеством духовности и активности. 2. Явления в мире имеют тесную взаимосвязь и обусловленность друг другом, и, исходя из этого, познание может строиться на изучении какого-либо одного явления, что в результате приводит к познанию других явлений. 3. Психология является больше философской, нежели естественнонаучной дисциплиной, поэтому методы физиологии и эксперимента не могут быть для нее единственно верными. 4. Стремления и желания человека имеют внутреннюю природу, а внешними являются препятствия, которые мешают достижению какого-либо желания и стремления. 4. Развитие нравственности тесно связано со свободой волну так как истинная свобода есть не отсутствие или отрицание мотива, но выбор этого мотива самим человеком, а не влияющими на него внешними факторами. 5. Из понятия свободы воли вытекает понятие творчества, которое пронизывает всю духовную жизнь индивида, так как нравственность есть высшее проявление сознательного личного творчества. Понимал человека как обладателя свободы воли, стоящего над природными инстинктами, и профессор Н. О. Лосский (1870—1965). Поддерживая идеи религозно-философского подхода В. Соловьева, Лосский сформулировал концепцию, названную "волюнтаристской психологией", от слова "воля", как центрального понятия, в которой выдвигал следующие основные идеи. 1. Разделение психических состояний на данные человеку (ощущения, восприятия, чувства) и носимые им (акты, стремления, чувствования). 2. Психология понимается как эмпирическая наука, главным методом которой является наблюдение. 3. Воля определяется как творческая энергия личности, так как всегда создает какое-то новое явление. 4. Человек независим от законов природы, и его поведение осуществляется по его духовным законам и в соответствии с его потребностями и желаниями. Последователем Лосского стал С. Л. Франк (1877 1950). Учение Франка о душе содержало следующие идеи. 1. Разведение понятий "душевная жизнь", "душа" и "сознание". 2. Душевная жизнь, имея хаотичную, смутную и не всегда осознаваемую природу, является главным содержанием души и в случае патологии заполняет собой все сознание человека. 3. Предметом психологии как науки о душе является изучение именно бессознательной душевной жизни. Психологическое значение философского наследия И. Канта Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. Кант выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как время или пространство, так же как и другие отвлеченные представления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздействиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний. Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние переживания) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, Кант пришел к тому же выводу, что психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анализируя разные сферы психического - познание, волю и чувство, психология вооружает человека определенными знаниями, которые он может использовать в реальной жизни. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение. Такой подход к месту психологии в системе наук продолжался почти столетие. Он же стимулировал в 19 в. поиски объективных способов исследования психики, которые и привели к появлению экспериментальной психологии, а также к ориентации на естествознание, имеющее статус точной науки. Работы Канта стимулировали исследование важных для психологии проблем (индивидуальных особенностей, природы активности человека, формирования у него целостной картины мира и себя), закладывая в то же время и особый характер подхода к этим проблемам в немецкой психологии. |