Главная страница

общая психология 2 семестр. Общая психология (1). Психология индивидуальности и личности


Скачать 44.61 Kb.
НазваниеПсихология индивидуальности и личности
Анкоробщая психология 2 семестр
Дата19.01.2022
Размер44.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОбщая психология (1).docx
ТипДокументы
#335981

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Группа Вл20П172
Студент
Д.А. Шокенова


МОСКВА 2022

Практическое занятие 1 По теме: Психология индивидуальности и личности
Задание 5. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях.
1. Личность – это человек в совокупности его психологических качеств, формирующихся в различных видах деятельности и отношений.

2. Личность – это не только продукт, но и субъект общественных отношений.

3. Понятие индивид выражает неделимость, целостность и генотипические

особенности человека как представителя рода.

4. Особенности индивида образуют характер обусловленную подструктуру личности.

5. Вступая в обществе в новую систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют действительную структуру личности.

Практическое занятие 2 по теме Психология формирования и развития личности

Задание 1: Произведите научный анализ понятий: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».\




«Личность – это „самость“ (эго) человека», – К.Г. Юнг.

Интенциональность в качестве сущностной характеристики человека (западная гуманистическая психология). Интенция (от лат. intentio – намерение, стремление) как имманентная («прерывистая») направленность сознания на «свой» предмет, – безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым.

Научное направление в психологической науке, центральным объектом изучения которого является неповторимая личность человека, – гуманистическая психология . Главный предмет гуманистической психологии – личность как уникальная целостная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология: личность – устремлённость к будущему.

Основные положения гуманистической психологии : 1 ) человек должен изучаться в его целостности; 2 ) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3 ) человек открыт миру; 4 ) переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической индивидуальной реальностью; 5 ) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 6 ) человек наделён потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 7 ) человек обладает определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе; 8 ) человек – физиологически активное существо; 9 ) человек – это интенциональное (изначально – познавательно активное), творческое существо; 10 ) все люди разные («дифференциально разнообразные»).

Разные определения личности психологов-гуманистов: «Личность – это свободная реализация своих потенций» (Г. Олпорт); «Личность – это творческая самоактуализация» (А. Маслоу); «Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения „идеального Я“» (К. Роджерс).

Основы личности : «физическая и психическая активность», «направленность», «интенциональность» (познавательная активность), «креативность» («творческость»), «самосознание личности». Данные основы личности как единение психофилогенетического и психоонтогенетического[2] в системе личности, – по мнению американских психологов-гуманистов (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Базовые качества (свойства) личности : а) отношение к окружающему миру (природная среда, макросоциальная среда), – страх или отсутствие страха; б) отношение к окружающим людям (мезосоциальная среда, микросоциальная среда), – доверие или недоверие; в) отношение к себе, – уверенность или неуверенность в своих силах.

Направленность личности как психическое интегративное качество личности, проявляющееся в смысловой ориентации активности личности и выражающееся в потребностях, мотивах и целях поведения и деятельности личности. Формы («психические измерения») психической направленности личности: потребностно-мотивационная, эмоционально-чувственная, волевая, познавательная, (когнитивная) сферы.

Концепция А.Г. Асмолова о приоритетах в развитии личности («Иметь», «Быть», «Казаться») в качестве модификации научной позиции Э. Фромма («Быть» (являться) или «Иметь» (обладать)).

Два разных подхода в понимании личности. Первый – «когнитивный» – подход: «Личность – это система качеств человека». Второй – «деятельностный» – подход: «Личность – это системное качество человека». Доминирование «деятельностного» подхода.

«Деятельностный» подход к познанию общечеловеческих характеристик развития человеческой психики. Личность как человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Личность как определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (А.Н. Леонтьев). «Личность – это социальная основа человека» (А.Н. Леонтьев). Позиция А.Н. Леонтьева. «Психика личности развивается в деятельности, прежде всего, – в практической деятельности», – А.Н. Леонтьев. Деятельность в качестве основополагающей причины развития личности. Подход А.Н. Леонтьева.

«Личность – это иерархия (система, ядро) мотивов», – Л.И. Божович. 

Личность в качестве конкретного человека, представителя конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность как конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Определение того, что личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых она является. Утверждение того, что в процессе взаимодействия с миром, активно действующая личность выступает как целое, в котором познание окружающего мира осуществляется в единстве с переживанием. Рассмотрение личности в единстве чувственной сущности её носителя, – индивида, и условий социальной среды, т. е. в единстве индивидуального и общественного (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев).

Общение как базовый элемент формирования личности. Концепция А.В. Петровского о развитии личности в общении (через общение) с другими людьми. 

Личность как целостное качество человека (С.Л. Выготский). Личность как системное качество человека (Б.Г. Ананьев). Личность как системное качество человека, являющееся не только единой суммой качеств и свойств индивидуальности, но и их сплавом, интегралом, качественно новым и уникальным целым, отличным от суммы своих частей. Личность как системное социальное качество индивидуальности, как её персонализация, т. е. отражённая субъектность в других людях и в себе самом как в другом человеке (В.Н. Мясищев). Подход В.Н. Мясищева – «психология отношений». Личность в качестве субъекта социальных отношений по В.Н. Мясищеву.

Личность в качестве характеристики социальных отличий между людьми, в качестве разнообразия выполнения ими различных социальных ролей, т. е., в буквальном смысле, как различные по значимости и статусу роли человека в обществе и разный социальный вес личности в обществе. Социальное значение понятия личность в контексте особенностей следования человеком общественным нормам и правилам, а также как значимость (культурное, научное значение) конкретной личности для данного общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность в качестве социальной, общественной характеристики человека, т. е. как значимость (прежде всего, – практическое, «производственное» значение) конкретного человека для общества, для человечества в целом. Личность как человек, имеющий определённое социальное значение, значимость для общества, – человек, приносящий пользу обществу.

Социальные отношения личности, её индивидуальные ( внутриличностные) установки, субъектные диспозиции и аттитюды ( социальные установки).

Понятия: «развитие личности», «формирование личности», «основы личности», «психологические свойства личности», «воспитание качеств личности», «психические новообразования личности».

Основные , общие для всех людей свойства и проявления личности : потребности и мотивация; темперамент и характер; задатки и способности; эмоции, чувства и аффекты; воля, волевые акты и волевые действия. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.

Основные компоненты психики каждой личности: психические процессы (познавательные, эмоциональные, мотивационные, волевые); психические состояния; психологические свойств[3] психические образования;[4] психическая деятельность.[5] «Психическое» как психофилогенетическое, «психологическое» как психоонтогенетическое.[6]

Личность как совокупность социально-психологических свойств и особенностей человека.

Личность в качестве субъекта деятельности и субъекта общения. Личность как субъект восприятия, субъект отношений, субъект познания.

Индивидуально-типическое своеобразие личности (темперамент, характер, индивидуальный стиль деятельности). Социально-психологические особенности личности. Мотивы и цели личности. 

Тесты-опросники личности (личностные тесты-опросники).

Виды личностных тестов-опросников : опросники-анкеты, биографические опросники, опросники интересов, личностные опросники, опросники мотивов, типологические опросники, опросники установок, опросники ценностных ориентаций, опросники черт личности.

Проблемы конструирования и проведения личностных опросников. Требования, предъявляемые к личностным опросникам.

Личностные опросники Г.Ю. Айзенка, его теоретические позиции в отношении личностной типологии.

Задание 2: Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях. Личность — это характеристика и оценка человека.

Главные особеннности личности определяются не столько генетической наследственностью, сколько развитием в ходе жизни.

У человека возникла принципиально новая форма закрепления и передачи опыта старших поколений — через продукты активности, воплощенные в более совершенную систему языка, обогащение знаний, навыков и умений.

Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Задание 3: Прокомментируйте утверждение А.Н. Леонтьева о том, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать человеком.

Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что появившийся на свет человек обладает лишь одной способностью — стать человеком. Личностью не рождаются, а становятся. Возможность стать ею у него есть, но этой возможности нет ни у одного из животных, даже если поместить это животное в самые лучшие социальные условия, и это связано с природными предпосылками, с которыми человек рождается. Под влиянием обстоятельств, сопутствующих истории жизни человека, биологически обусловленные психологические особенности изменяются, формируются качественно новые психические образования и психическая деятельность постепенно все больше подчиняется социально обусловленным психологическим закономерностям, формирующимся свойствам личности. Как это происходит физиологически, научно объясняет физиология высшей нервной деятельности.

Задание 5. Воспользуйтесь приведенной ниже схемой Э.Локка для описания современной личности русского человека и американца. Английский этнограф Э. Локк предложил для описания личности концепцию, в которой перекрещиваются несколько различных параметров: 1. Внутренний или внешний локус контроля – представление о положении индивида в его поведенческой среде. 2. Активное или пассивное начало – воспринимается ли «Я» в качестве контролирующей или подконтрольной инстанции. 3. Время – мыслится ли источник человеческого поведения находящимся в прошлом, настоящем или будущем. 4. Пространство – где именно локализуется «Я».

Испанский писатель Хавьер Мариас говорит в одном из своих эссе: «Я не верю, будто способность помнить гарантирует человеку, что он останется одним и тем же в разные времена и в разных местах»203. Своим высказыванием Мариас ставит под сомнение тезис, выдвинутый впервые английским философом Джоном Локком. К своему сочинению «Опыт о человеческом разумении» («Concerning Human Understanding») он добавил главу под названием «О тождестве и различии» («Of Identity and Diversity»)204. На пороге Нового времени Локк обратился в ней к различным концепциям тождества, чтобы дополнить их более современной теорией. Локк значительно расширил прежние представления о тождестве, добавив, по словам Поля Рикёра, к «idem-идентичности» (идентичность субстанционального тождества) «ipse-идентичность» (идентичность самости)205. «Idem-идентичностью» характеризуются предметы, полностью тождественные друг другу, как два экземпляра одной и той же книги или два автомобиля, сошедшие с одного конвейера. Напротив, понятие «ipse-идентичность» применимо только к человеку, обладающему сознанием. Эта форма тождества изначально предполагает временную протяженность, эволюцию, а также способность к самореференции и самосознанию. Локк констатировал, что в ходе времени человек бывает очень разным, однако несмотря на перемены осознает себя тем же самым человеком; более того, именно различные ипостаси составляют суть его тождества. Локк задался вопросом: в чем же состоит это эволюционирующее тождество? И чем определяется ее единство?

По мысли Локка, наряду с общим сознанием человек обладает особой способностью производить обращенное на самое себя рефлексивное знание. Поэтому тождество личности Локк определяет как рефлексивную самосоотнесенность, которая не только рациональна, но прежде всего реляционна. Человек, физически появившись на свет как рациональное существо, должен создать собственную идентичность и нести за нее личную ответственность. Локк работал на заре гражданской эры, то есть в исторической ситуации, когда зарождалась современная бюрократия идентичности с привычными для нас сегодня персональными учетными данными: дата и место рождения, имя и фамилия родителей, пол, цвет глаз и тому подобное206. Однако, отвлекаясь от внешних факторов персональной идентификации, Локк обосновал тождество личности исключительно посредством внутренней самореференции207. Ее важнейшей предпосылкой служит для Локка сознание, которое можно отождествить и с памятью, ибо сознание является для него ретроспективной проекцией в прошлое. Тождество личности – идентичность – возникает благодаря тому, что индивидуум сознает свою самость в ходе времени. Понятие личности означает у Локка:

«Я думаю, личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных местах только благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления и, на мой взгляд, существенно для мышления <…>

И насколько это сознание может быть направлено назад, к какому-нибудь прошлому действию или мысли, настолько простирается тождество этой личности; эта личность есть теперь то же самое Я, что и тогда, и действие было совершено индивидуальностью, тождественной с теперешним Я и в настоящее время размышляющей об этом действии»208.

Разрабатывая теорию тождества личности, Локк способствовал созданию новой антропологии человека как гражданина. Не следует забывать, что теория Локка имела долгую предысторию в виде культурной практики пуританских автобиографий XVI и XVII веков. Поэтому применительно к Локку можно говорить о «рождении личности из духа ответственности». Локк понимает личность как юридическую категорию, с которой соотносятся цели и последствия поступков. Он определяет людей как «разумных существ, знающих, что такое закон, счастье и несчастье»209. Предпосылкой того, чтобы человек стал гражданином, является его правовая вменяемость. Она служит основой для стремления к счастью и успеху. Лишь тот, кто может быть признан виновным, может рассчитывать на экономический успех, и лишь тот, кто способен страдать, может стремиться к счастью. Сознание и память занимают у Локка место, принадлежавшее раньше внешним нормам и силам; теперь личность наделяется тождеством, то есть базируется на осознанной самости внутренне когерентной жизни индивидуума.

Задание 10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Личностные свойства, обусловленные социально, — это: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Личность — это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других; б) комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) рефлексивный образ «Я»; г) индивидуально выраженное всеобщее; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 6

4. Человека можно считать сложившейся личностью, если: а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Процесс социализации состоит в следующем: а) привитии ребенку нравственных норм; б) усвоении ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил; г) познании действительности (особенно социальной); д) все ответы верны; е) все ответы неверны,

6. Источниками социализации выступают: а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. В становлении личности участвуют механизмы: а) сдвига мотива на цель; б) идентификации; в) освоения социальных ролей; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Практическое занятие 3.

Аналитическая характеристика одного из направлений теории личности (психоаналитическое, гуманистическое, диспозиционное, социально-когнитивное, бихевиоральное), включая тезисы работ, цитаты представителей данного направления

2. Характеристика гуманистической теории личности

Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.

В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к 6v дущему, к максимальнойсамореализации (самоактуализации). [4, стр.45]

В понимании гуманистической теории личности, природа человека, в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек - активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы.

Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

В развитии личности, согласно гуманистической теории, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. [11, стр.254]

Согласно гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: "полноценнофункционирующая личность" и "неприспособленная личность".

1. Признание того, что человек стремится к самоактуализации, то есть, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

2. Признание приоритета творческой стороны в человеке, которая присутствует в каждом из нас от рождения.

3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии.

4. Внимание к настоящему опыту. Признание влияния прогнозов на поведение человека. [10, стр.54]

Природа человеческих затруднений связана с фрустрацией базовых потребностей в детстве, а также потребностей в любви и самоуважении.

Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило, такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детские годы.

Основной подход терапии - клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения. [10, стр.108]

Достоинства гуманистической теории личности

Ориентация на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

Недостатки:

Индетерминизм. Игнорирование естественной обусловленности человеческого бытия.

3. Психоаналитическая теория личности

Уже в начале века венский психиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

Дискуссии, связанные с анализом и оценкой фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. [4, стр.84]

Инстинктивные влечения оказываются, таким об­разом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу бессознательного, «уходят в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.

Суть его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. [3, стр 74]

По Фрейду, эротическое влечение мальчика в возрасте четырех лет к матери и желание смерти отца (эдипов комплекс) сталкивается с другой силой - страхом перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуаль­ные побуждения (катастрационный комплекс). Стремление Фрейда вывести всю активность личности из одних лишь сексуальных побуждений (потом к ним прибавилось «влечение смерти») встречало возражения у многих психологов, что стало одной из причин зарождения неофрейдизма (К. Хорни и др.), для которого характерно сочетание классического фрейдизма с определенными отступлениями от него. В понимании личности неофрейдисты отказываются от приоритета сексуальных влечений и отходят от биологизации человека. [3, стр.80]

На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется.

Среда проецирует на личность свои важнейшие качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).[3, стр.95]

К.Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. [4, стр.112]

Психоанализу характерна идея о признании бессознательного, как фактора детерминирующего поведение, часто противоположное осознаваемым целям.Признании того, что «вещи не являются такими, какими они кажутся», что человеческое поведение и сознание в высокой степени детерминированы бессознательными мотивами, которые могут пробуждать кажущиеся иррациональными чувства и поведение.

Объяснение продолжающимся влиянием специфики обращения со значимыми другими в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни – психической реальности. [4, стр.110]

Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической защиты, направленной на преодоление внутреннего беспокойства. Практически для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира – установленные в детстве – систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа человеческих затруднений связана с разрешением основного конфликта между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве). [10, стр.117]

Основной метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе ошибок, очиток, оговорок, описок, случайных или симптоматических действий, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное переучивание.

Цель - довести вытесненный, аффективнозаряженный материал бессознательного на свет сознания, с целью включения его энергии в жизненно важную деятельность. Что возможно по-мнению З.Фрейда при эмоциональном отреагировании (катарсисе

Достоинства психоаналитической теории личности:

Исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

Недостатки:

Высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.
Заключение

Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

Им она обязана обращением к области бессознательного, возможностями осуществления широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

Практическое занятие 4 по теме Психология темперамента.

Задание 1: Соотнесите типы ВНД, выделенные И.П. Павловым с типами темперамента в гуморальной теории Гиппократа.

И. П. Павлов считал, что основные типы ВНД, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип – холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип – сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов – флегматическому темпераменту.

Задание 6. Выберите из следующего списка слова, относящиеся к темпераменту. Трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстраверсия, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, острота зрения, леность, медлительность, высокие умственные способности, гениальность, богатство мимики, глубина чувств.

Задание 9. Ниже приведен список утверждений о природе темперамента, принадлежащих разным авторам (Гиппократ, В.Н. Мясищев, Э.Кречмер, У.Шелдон, И.П. Павлов, В.Д. Небылицин, Б.Г. Ананьев, В.М. Русалов). Определите автора каждого из них. Э. Кречмера
2. Эндоморфному, мезоморфному и эктоморфному соматотипам соответствуют висцеротонический, соматотонический и церебротонический типы темперамента. Шелдон

3. Типам нервной системы (высшей нервной деятельности) соответствуют четыре картины поведения или четыре гиппократовых типа темперамента. Ананьев

4. Любое свойство темперамента находится в линейной зависимости от свойств нервной системы. Гиппократ

5. Темперамент есть объем областей свойств личности, ее природная основа.Мясищев

6. Темперамент = тип нервной ситсемы+отношения личности+ситуационные мотивы. Павлов

7. Темперамент – четырехуровневая система формальных поведенческих измерений, отражающих различные блоки функциональных систем.Русалов

Практическое занятие 5 По теме Психология характера
Эрих Фромм рассматривал личность человека в социальном контексте насущных проблем общества потребления, бегства от ответственности и свободы, отчуждения, садомазохистических отношений между эксплуатирующими и эксплуатируемыми и рыночного дискурса современной культуры.

В качестве главных потребностей человека он выделял: 1) потребность в подлинных и наполненных смыслами связях с другими людьми; 2) потребность в том, чтобы превозмогать собственное животное начало; 3) потребность в принадлежности к окружающему миру и укоренённости в нём; 4) потребность в самотождественности и идентичности; 5) потребность в чётко определённой системе ценностных ориентаций.

Поскольку Э. Фромм является неофрейдистом, в основе его типологии характеров лежит стадиальная модель психосексуального развития З. Фрейда, которую Фромм модифицировал, опираясь на гуманистические ценности. Среди всех характеров он выделил четыре деструктивных и один продуктивный тип по принципу способности к любви, подлинности, жизни в модусе бытия, а не обладания и способности к живому обмену с окружающим миром вне культа ценностей рынка, обладания, потребления и эксплуатации. Продуктивный тип является гуманистическим идеалом человека, к которому стоит стремиться, но который вряд ли может быть достижим в полной мере, поскольку конструктивные и деструктивные черты находятся в диалектическом противостоянии в психике человека.

В своей типологии Э. Фромм выделял следующие характерологические типы:

1) Рецептивный тип. В качестве его прототипа выступает оральный тип у Фрейда, который

отличается слабым доступом к собственному ресурсу. Ощущение собственной слабости и беспомощности коррелирует у такого типа со слабостью рук, отмеченной у таких людей психологами биодинамического и телесного направления (А. Лоуэн). У Фромма такой тип личности настроен на пассивное потребление, подобное поведение младенца, который занимается только тем, что пьёт материнское молоко, не проявляя признаков самостоятельности и активной вовлечённости в происходящее. Такой тип склонен впитывать всё, что его окружает, в том числе и информацию, порой не успевая её переваривать и относиться к ней с критикой. Рецептивный тип личности вечно голоден, и это неудовлетворимый голод, похожий на чёрную дыру, в которую без разбора проваливается то, что он поглощает, но оно никогда не насыщает эту болезненную жадность. Характер таких людей часто отличается излишней наивностью и доверчивостью, что подвергает их риску манипуляций со стороны других людей, а также окружающего социума, культуры и средств массовой информации.

Таким людям свойственно искать источник удовлетворения своих потребностей именно вовне, а не внутри себя, надеясь на то, что существует некий более могущественный Другой (человек или Бог), который сможет напитать их энергией. В отношениях с другими рецептивные личности занимают принимающую позицию и, скорее, предпочитают не любить, а быть любимыми, нарушая баланс взаимоотношений.

Людям с оральным или рецептивным характером в большинстве ситуаций сложно принять ответственность за свою жизнь, т.к. в их психике заряжена мечта о вечном рае и «кормящем Другом», который когда-нибудь восполнит их внутренний голод.

Оральным или рецептивным личностям свойственно находить источник успокоения своей тревоги в пищевых, химических зависимостях или созависимых отношений. Их неутолимый голод граничит с депрессивных отчаянием, т.к. его корни уходят в ситуацию раннего опустошения психических ресурсов в попытках добиться материнского тепла и признания.

Во взрослом возрасте такие люди могут быть чрезвычайно коммуникабельны, внимательны, отзывчивы и заботливы по отношению к другим, но часто за этой заботой стоит стремление покрепче привязать к себе других людей, поставив их в зависимость от себя.

2) Эксплуатирующий тип. Эксплуатирующий тип также формируется на оральной стадии развития, но позже, когда у ребёнка уже появляются зубы, и он становится способным к проявлениям оральной агрессии.

Эксплуатирующий тип личности характеризуется высокой степенью подозрительности, недоверия, враждебности и цинизма по отношению к другим людям, что роднит его с паранойяльным или параноидным типом в других типологиях. Такой человек склонен к болезненной зависти, и то, что есть у других, для него всегда куда привлекательнее того, чем он располагает. Людей он оценивает с точки зрения прагматической пользы, которую возможно из них извлечь, и теряет к ним всякий интерес, если не имеет возможности их использовать.

В романтических отношениях эксплуатирующей личности свойственно выбирать партнёров, которые уже вовлечены в другие отношения. Таким людям доставляет удовольствие кого-то у кого-то отнимать, поскольку именно так они утверждают себя.

В интеллектуальной сфере деятельности они нередко крадут чужие идеи, несмотря на то, что способны продуцировать свои собственные. Эксплуататорская ориентация блокирует внутренний творческий ресурс человека из-за тенденции недооценивать собственные возможности и переоценивать то, что есть у других.

В отличие от рецептивного типа характера, эксплуатирующий тип не надеется получать блага чудесным образом волшебного дарения со стороны могущественного Другого, а занимает агрессивную позицию веры в исключительность собственных прав на то, чтобы отнимать чужие ресурсы и пользоваться наработками других людей.

3) Накопительский тип. Во фрейдистской типологии накопительскому типу соответствует анальный тип, который формируется в период приучения ребёнка к горшку. Фиксация на анальной стадии задаёт такие черты характера, как упрямство, закрытость и патологическая жадность. Такой человек крайне болезненно относится к собственным границам и ресурсам, строя защитные стены от внешнего мира и переживая панический ужас перед необходимостью чем-либо с кем-либо делиться.

Накопительский тип страдает от чувства небезопасности окружающего мира в связи с трагическим переживанием ограниченности или конечности ресурса. Такой человек не умеет обмениваться с миром, отдавая и получая, поэтому он боится, что тех ресурсов, которые у него есть, не хватит для его жизни, превращая их защиту в свою жизненную стратегию и жизненный смысл. Накопительский тип не верит, что в случае необходимости он сможет получить некий ресурс, поэтому он редко оказывается в позиции сидящего на закрытом сундуке, не пользуясь тем, что у него есть, и ничего не отдавая другим. Этот человек жаден не только до вещей и денег, его жадность распространяется также на выражение мыслей, чувств и эмоциональную отдачу.

В романтических отношениях накопительскому типу свойственна стратегия обладания. Эти люди живут в модусе «иметь», а не «быть», стремясь полностью завладеть объектом своего обожания и контролировать каждый его шаг. Замечательный пример подобной личности приведёт в книге Дж. Фаулза «Коллекционер», в которой главный герой похищает понравившуюся ему девушку и держит её в заточении в подвале своего дома, не позволяя ей как-либо контактировать с внешним миром и претендуя на исключительное право на владение ей, как одной из своих вещей, венцом своей коллекции. Когда личность с накопительской ориентацией влюбляется в кого-либо или во что-либо, она испытывает потребность заточить то, что она любит, в клетку и закрыть на замок.

За счёт ригидности, косности и страсти к постоянству, упорядоченности и регламентированности жизни личность с накопительской ориентации сохраняет исключительную верность и преданности однажды выбранному ей пути, несмотря на то, что в дальнейшем он может причинять ей значительные неудобства. Из-за страха перед любыми переменами блокируется творческий ресурс накопительской личности, и она становится способной лишь цепляться за прошлое и воспроизводить старое вместо того, чтобы продуцировать новое.

4) Рыночный тип. Человек с рыночной личностной ориентацией близок к истерическому и нарциссическому типам в других типологиях, поскольку ему свойственно и акцентировать внимание на внешнем, обесценивая внутренние переживания и межличностные связи, проявлять демонстративность в том, что касается успеха и социального статуса, а также переживать чувство внутренней пустоты в связи с тем, что такой человек жертвует всем, что есть в нём индивидуального и уникального, для того, чтобы успешно продать себя на рынке товаров и услуг.

Рыночной личности свойственно оценивать себя и другим по критериям успешности, эффективности и производительности, поэтому такой человек не может формировать хоть сколько-нибудь устойчивые внутренние ориентиры и ценности, т.к. он стремится к полному соответствию непостоянной моде, которая подразумевает погоню за чем-то мимолётным и крайне непостоянным, а также жертву своей индивидуальностью в пользу социального признания и получения выгоды.

Данная личность характерна для современной экономической ситуации, в которой для успеха важно уметь обзаводиться полезными социальными связями и использовать любую возможность для извлечения корыстных выгод. Рыночному типу не свойственно строить глубокие и подлинные отношения с другими людьми, поскольку товарно-рыночный подход подразумевает поверхностное взаимодействие на уровне взаимного обмена услугами, после которого функциональный контакт естественным образом исчерпывает себя.

Рыночный тип воспринимает, как товар, не только окружающих людей, но и себя, что порождает отчуждение от своего творческого начала, а также от всего, что делает такой человек. Он стремится выставить себя в выгодном свете, завернуть себя в социально-желательную упаковку, соответствующую изменчивым ценностям общества потребления и спектакля.

5) Продуктивный тип. Продуктивный характер представляет собой гуманистический идеал того, какой должна быть самоактуализирующаяся личность. Этот тип характера близок к тому, что понимал З. Фрейд под генитальным характером, главными критериями которого Фрейд считал умение любить и работать. Такое понимание продуктивности является достаточно упрощённым и схематичным, и Э. Фромм предлагает более широкое описание продуктивного характера.

Согласно Э. Фромму, человек с продуктивной направленностью личности испытывает острую внутреннюю потребность в том, чтобы творить, производить и обмениваться с окружающим миром не только на уровне материального производства, но обмениваться всеми ресурсами, которые у него есть, - мыслями, идеями, чувствами. Он живёт в модусе бытия, а не обладания, не пытаясь расширять своё «эго» за счёт имеющихся у него вещей и статусов, а окружающих людей он воспринимает, как самоценность, не пытаясь властвовать над ними и диктовать им своё восприятие мира. Уважая любую уникальность, самобытность и индивидуальность, он способен к построению искренних и подлинных отношений с другими людьми, основанных на заботе и участии.

Продуктивный тип отличается чутким, внимательным и живым восприятием того, что его окружает, со всей ответственностью, вовлечённостью и осмысленностью. Он открыт по отношению к новому опыту и стремится преобразовывать, совершенствовать, наполнять и обогащать мир своей созидательной деятельностью.

Относясь к другим людям с теплом, принятием и заботой, он преодолевает отчуждение, выстраивая глубокие и эмоционально насыщенные социальные связи. 

Практическое занятие 6 По теме Психология способностей
Задание 1. Способности часто становятся основанием для построения «типологии личностей». И.П. Павлов предлагал выделять лиц художественного, мыслительного и среднего типов. Вставьте названия этих типов в перечисленные описания, сгруппируйте их так, чтобы получить целостную характеристику павловских типов.

1. Лица среднего типа общительны, деятельны, энергичны, достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных качеств», так и в умственной деятельности.

2. Лица художественного типа воспринимают внешний мир непосредственно, сразу не подвергая его анализу.

3. Эмоционально люди художественного типа чувствительны, любят фантазировать, причем легко вживаются в воображаемый образ.

4. При выборе деятельности лица мылительного типа тяготеют к точным наукам, философии; имеют склонность к научной деятельности, живут больше «умом, чем сердцем».

5. О людях мыслительного типа принято говорить, что они больше живут «сердцем, чем умом».

6. Яркость возникающих образов, живость воображения, богатство эмоций облегчают представителям среднего типа освоение творческих видов деятельности (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра).

7. При выборе профессии у лиц художественного типа типа преобладает склонность к выразительной деятельности, и именно в этих областях они добиваются наибольших успехов.

8.Мыслительный тип отличается преобладанием второй сигнальной системы (преобладание сигнала сигналов – речи) над первой, корковой деятельности над подкорковой.

9. В мышлении лиц художественного типа в равной мере выступают аналитическая и синтетическая деятельность.

10. Для представителей среднего типа характерны бедность эмоционального реагирования, сдержанность в общении.

11. Склонность людей художественноготипа к абстракциям, легкость логических построений, тяготение к теоретизированию, детальному анализу изучаемых явлений создают благоприятные условия для деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом (цифрами, схемами).

12. Для среднего типа характерно относительное преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельности над корковой.

13. Лицам мыслительного типа присущи равномерное развитие сигнальных систем, примерно одинаковое соотношение деятельности коры и подкорки.
14. Представители среднего типа действуют после тщательного обдумывания, взвешивания и размышления.

15. Лица художственного типа больше действуют под влиянием чувства, чем доказательств разума.
Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: способности определяются как:

1. индивидуально-психологические особенности человека;

2. индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;

3. особенности, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам;

4. функциональные органы человека;

5. все ответы верны;

6. все ответы неверны.


написать администратору сайта