Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы технологии формирования имиджа.

  • Типологии имиджей лидера. 1.

  • Работа над своим имиджем

  • Лидерство и диктаторский режим.

  • Механизм страха.

  • Механизм подкупа.

  • Психология политического лидерства. Психология политического лидерства. Природа политического лидерства


    Скачать 190 Kb.
    НазваниеПсихология политического лидерства. Природа политического лидерства
    АнкорПсихология политического лидерства
    Дата10.11.2022
    Размер190 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПсихология политического лидерства.doc
    ТипИсследование
    #780124
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Виды имиджформирующей информации:

    1. Прямая – это та, которую человек получает при непосредственном контакте с Вами. Как правило, эта информация: * об особенностях вашей психики (например, о Вашем характере, темпераменте, интеллекте, установках, мировоззренческих позициях и т.д.); * о Вашей внешности – макияж, прическа, одежда и т.д.

    2. Косвенная – это та информация о человеке, которую люди получают через «третьи руки» (сюда относятся ситуации не только типа ОЖС – одна женщина сказала, но и ряд других, специально организованных).

    Принципы технологии формирования имиджа.

    1. первый принцип формирования имиджа: Воздействуя на людей с целью создания у них «нужного» мнения, необходимо влиять не только на их сознание («Знайте, я хороший человек, и я сейчас это докажу…»), но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вами и Вашим именем.

    2. формируя имидж, следует в большей мере воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание.
    Формирование профессионального имиджа.

    Обретение профессионального имиджа не самоцель для лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику.

    Профессиональный имидж складывается из четырех слагаемых.

    1. Профессионализм и компетентность. Руководитель должен быть талантливой личностью. Управление требует от него динамизма, быстрой реакции на изменившуюся ситуацию и многое другое. Каждый руководитель должен знать, как выполнить свою работу наилучшим способом.

    2. Нравственная надежность лидера предполагает осознание необходимости жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Нравственно надежный руководитель способен на самосовершенствование и, прежде всего – духовное.

    3. Гуманитарная образованность руководителя представлена наличием гуманитарных ценностей, таких как: социальная защищенность людей, их здоровье, экологическая безопасность, их духовное богатство.

    4. Обладание руководителем навыков психотехнологии. Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми (Руденский Е.В.). Психическая деятельность руководителя реализуется в системе управленческого общения и представляет собой систему взаимосвязанных психотехник, направленных на изменение состояний, мотивов, установок у личности, на которую оказывает воздействие руководитель.

    В основу формирования профессионального имиджа могут быть положены следующие принципы:

    • Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.

    • Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: «Это только для вас». Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.

    • Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека

    Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.
    Личностный имидж.



    1. Средовый имидж – созданная человеком среда его обитания (жилище, кабинет, автомобиль,…),

    2. Габитарный имидж – внешность человека (костюм, макияж, прическа, кольца, браслеты, сигареты,…),

    3. Овеществленный имидж – предметы, вещи, которые сделал, создал человек.

    4. Вербальный имидж – что говорит человек, как говорит, что пишет.

    5. Кинетический имидж – кинетика – движение.

    Типологии имиджей лидера.

    1.

    • самоимидж – он вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения.

    • Воспринимаемый – это то, как видят лидера другие. Часто лидер не знает как к нему относятся, как реально о нем отзываются,

    • Требуемый – тот имидж, которого требует положение политика.

    • Идеальный – тот имидж, к которому следует стремиться, он будет соответствовать тем целям, которые поставлены лидером.

    2.С точки зрения функционального подхода выделяют:

    • Сопоставительный имидж – сравниваем имиджевые характеристики двух претендентов.

    • Харизматический – вознесение до образа бога,

    • Закрытый – каждый потребитель может вписывать в него те черты, который сам считает наиболее убедительными. Этот имидж, как «черная дыра» готов принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начнет выглядеть фигура политика.

    • Мифологический – поведение лидера подстраивается под те или иные сложившиеся в данном обществе мифы.

    Работа над своим имиджем предполагает:

    1. Осознание того, какое впечатление ты можешь воспроизвести на ту или иную группу.

    2. Объективная оценка своих возможностей.

    3. Выбор средств построения желаемого образа (изменение одежды, внешности, поведения)

    4. «Вхождение» в образ.


    Вхождение в образ.

    Первый этап: имитационный образ, рисуемый в собственном воображении. Он неоднократно проигрывается в уме, апробируется. Продумываются условия, необходимые для воплощения образа. Анализируются его «плюсы» и «минусы». Вносятся коррективы в образ. Определяются границы совместимости образа с самим собой.

    Второй этап – ролевой образ. Осуществляется практическое освоение образа, приобретается опыт «нахождения в образе». На этом этапе полезно создать «внешнюю оболочку образа» (походка, манера общаться, позы, жесты). Анализируются, обобщаются оценки, мнения окружающих.

    Третий этап – жизненный образ. Вырабатывается стереотип поведения в созданном образе, в итоге образ воспринимается людьми как реальная личность. Происходит слияние личности с образом.

    Лидерство и диктаторский режим.

    Стабильность диктаторского режима подкрепляется психологическими механизмами, не обязательными для демократий.

    1. Один из них – эмоциональный. Само государство и те, кто его персонифицируют, становятся объектами экстатического чувства, чувства любви. Интересно, что если слово любовь практически чуждо политическому словарю демократических стран, то в условиях диктатуры оно одно из самых распространенных. Например, в СССР «любимой и родной» была не только Родина, но и вожди, в том числе и местные, правительство, любой государственный институт, например. Армия и школа, и, разумеется, партия.

    Диктатура нуждается в значительно большей психологической поддержке граждан, чем демократия. Президента демократической страны могут не любить, могут смеяться над ним, но система будет оставаться стабильной и эффективной – рациональные механизмы, заложенные в ее основу, не требуют сильного аффективного подкрепления. Диктатура же, существование которой полностью противоречит интересам подданных, не может выжить без любви и священного трепета – только влюбленный может не замечать бьющих в глаза пороков своей избранницы. Диктатор, на которого рисуют карикатуры, обречен.

    Понимание того, что режим стоит не только на страхе перед террором и уж никак не на уважении граждан к законности и правопорядку, а на иррациональных аффектах, во многом определяет внутреннюю политику диктаторских режимов. Любое государство стремится, в известных пределах, контролировать поведение граждан – следящая за скоростью на дорогах полиция – одно из проявлений такого контроля. Но диктатура стремиться контролировать чувства, наказывая людей за неправильные эмоции и поощряя за правильные. Правильные чувства подданных - любовь, восхищение, благодарность – дают диктаторам ощущение безопасности. Их уже не страшит революция – лишь дворцовый переворот. Они могут не так бояться террористов – преданные им подданные закроют их своими телами. И потому правильные эмоции являются делом государственной важности.

    Конечно, диктаторская власть не может рассчитывать только на любовь подданных. Надо, чтобы люди не только любили, но и боялись.

    2. Механизм страха. Репрессивный аппарат диктатуры никогда не простаивает, выявляя не столько тех, кто против режима – они все уже давно обезврежены – но и тех, кто мог бы быть против.

    3. Механизм подкупа. Одновременно осуществляется широкомасштабный подкуп тех, кто верно служил власти. Это не так трудно сделать даже в абсолютно нищей стране, лишь бы государство имело монополию на распределение всего и вся. Людям ведь не так важно жить хорошо, как жить лучше других.

    К примеру, в советском обществе сложная система всевозможных привилегий была заложена еще при Ленине и с тех пор только расширялась, разделяя людей на категории. Каждый, причастный к власти, даже уборщица, работавшая в здании райкома партии или шофер ил обкомовского гаража, что-то имел – особую поликлинику, более дешевые продукты, возможность без очереди приобрести билеты на поезд. В стране, где слово «купить» было анахронизмом и оказалось вытесненным более адекватным реальности – «достать», все это было исключительно важным. А на более высоком уровне начинались привилегии не столько материальные, сколько психологические, являющиеся символом принадлежности к высшей власти. Например, дача, точно такая же, как и у чиновника рангом ниже, но расположенная в более «закрытом» поселке. Или кабинет, такой же, как раньше, но на другом этаже или с персональным туалетом.

    Однако сколь широко ни были бы распространены системы привилегий, большинство тех, кто поддерживает режим,не может быть ими охвачено. Они не получают от диктатора ничего, кроме нищеты и страданий. Их любовь к диктаторскому государству выглядит патологией и дает некоторым исследователям основания говорить об особом человеческом типе, который и является психологической базой диктатуры и в иных. Демократических условиях жить не способен.
    Идея специфического социально-психологического типа, который соответствует политическому режиму диктатуры, нашла воплощение в концепциях как противников диктатуры, так и ее апологетов. Примером первых может быть модель авторитарной личности Теодора Адорно. Положительное отношение к диктатуре содержится в теориях «человека власти» Э.Шпранглера и «нордического человека» А.Розенберга.

    Теория Т.Адорно. Диктатуре необходим особый человек. Но нет нужды создавать его специально. Он всегда существовал и существует в любой стране, хотя никогда и нигде не был в большинстве. Это человек, которому нравится тоталитарная власть, который благоговеет перед ней и готов служить этому порядку, даже не имея от него выгод лично для себя. Описанные Адорно авторитарные личности и поддерживают любую сильную власть, вне зависимости от того, какие лозунги она пишет на своих знаменах. Диктатура находит таких людей, опирается на них, открывает им «зеленую улицу». Со временем именно такие люди начинают определять лицо общества. В результате складывается впечатление, что это, активное в силу исторических обстоятельств, меньшинство репрезентирует все население страны.

    Если считать любовь к тоталитарной власти патологией, болезнью, то надо сказать, что часть людей лишь притворяются больными. Они участвуют в устраиваемых властью спектаклях – в демонстрациях единства и энтузиазма, либо считая, что так будет выгоднее для них самих и для их семей, либо автоматически – аналогично тому, как нерелигиозные люди могут ходить в церковь просто потому, что так поступают окружающие. Кто-то при этом ненавидя власть, руководствуется принципом «Плетью обуха не перешибешь», кто-то считает сложившийся порядок вещей единственно возможным и обращает на него внимания больше, чем на привычный пейзаж за окном. Когда происходит крушение режима, эти люди без всяких внутренних проблем отказываются от прежних ритуалов, перестав изображать веру в то, во что они, в сущности, никогда не верили.

    Такой сравнительно благополучный вариант не болезни, а лишь ее имитации получает распространение на поздних стадиях существования диктаторского режима, когда слабеющая власть может лишь иногда огрызаться, но уже не способна ни на тотальный контроль, ни на массовые репрессии. Соответственно легкий отказ от навязанной роли верноподданного характерна для сравнительно молодых людей, не имеющих опыта существования при жесткой диктатуре. У старших же поколений, которые этот опыт пережили, маска прирастает к лицу. Тоталитарное государство не оставляет своим подданным места для игры и притворства.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта