Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Развитие ребенка как субъекта детской деятельности

  • Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта детской деятельности и последовательную смену этапов деятельности Как связаны социокультурный опыт ребенка и процесс развития деятельности

  • ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

  • Опыт человека

  • 1.3. Портрет ребенка в поликультурном пространстве России.

  • лекция теория. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ. Психологопедагогические основы предшкольной подготовки детей


    Скачать 133.21 Kb.
    НазваниеПсихологопедагогические основы предшкольной подготовки детей
    Анкорлекция теория
    Дата19.10.2022
    Размер133.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.docx
    ТипУчебник
    #741500
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

    Введение

    У вас в руках учебник, посвященный вопросам дошкольной педа-

    гогики и методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    Это не первый и, конечно же, не последний учебник, посвященный

    проблемам развития и воспитания растущего человека в самый важный

    период его становления, который определяет характер всей его после-

    дующей жизнедеятельности, — период дошкольного детства!

    Дошкольное детство — уникальный, самоценный период станов-

    ления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного

    развития, требующий особого психолого-педагогического сопрово-

    ждения и условий.

    Дошкольное детство — целостный феномен, основа, определяю-

    щая развитие человека на протяжении всей его жизни. Мир детей,

    мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков,

    исследующих закономерности развития и становления ребенка, разра-

    батывающих подходы к его воспитанию.

    Ребенок — уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность.

    Его субъектность и самобытность проявляются в желаниях, интересах,

    потребностях, избирательном отношении к миру и людям, в конфлик-

    тах и противоречиях с самим собой и другими, в самостоятельности

    и творчестве в доступных видах деятельности.

    Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуаль-

    ный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобра-

    зуя культуру, привнося в нее элементы своей субкультуры, становясь

    субъектом разных видов деятельности. Дошкольник транслирует наш

    взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками. Это не просто

    отражение — это активная работа чувства и ума, осмысление мощного

    информационного потока, переживание всего того, что он видит и слы-

    шит вокруг себя.

    Помочь ребенку открыть мир для себя и себя — миру призваны

    взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую

    замечательную профессию — педагог!

    Современный этап может быть охарактеризован как время инно-

    ваций и перемен, модернизации отечественного образования и его

    интеграции в мировое образовательное пространство. Это период бы-

    строй смены условий и требований системы, время гибких, адаптивных,

    инициативных и творческих педагогов.

    Вузы России перешли на уровневую модель подготовки специа-

    листов для системы образования — бакалавров и магистров, реализуя

    новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

    Это, несомненно, инновационный этап в развитии высшего профес-

    сионального педагогического образования в нашей стране.

    Профессиональная деятельность современного педагога дошкольно-

    го образования — деятельность, ориентированная на целостное развитие

    и воспитание ребенка в педагогическом процессе, — требует особого,

    нового качества подготовки педагога.

    Инновационность данной системы подготовки определяется:

    ♦ во-первых, обеспечением условий непрерывности образования,

    возможности построения профессиональной карьеры на основе

    получения образовательных степеней — бакалавра и магистра;

    ♦ во-вторых, обеспечением единства целевого, содержательного и тех-

    нологического компонентов образовательного процесса, ориентиро-

    ванных на качество подготовки, показателем которого становится

    профессиональная компетентность будущего педагога.

    Компетентностный подход к анализу профессиональной деятель-

    ности и в целом образованности человека становится ведущим в сов-

    ременной социальной системе.

    Замысел нашего учебника основан на логике компетентностного

    подхода, предполагающего формирование у будущих педагогов педа-

    гогической компетентности как готовности к решению ведущих групп

    задач профессиональной деятельности: диагностических, проектиро-

    вочных, задач самообразования, задач взаимодействия с субъектами

    педагогического процесса.

    Нам кажется, что круг читателей нашего учебника может быть широк.

    Конечно, чтение потребует от вас начальной педагогической обра-

    зованности, а главное — желания размышлять над вопросами, которые

    поднимаются на страницах учебника.

    При этом наш читатель — тот:

    ♦ кому интересны проблемы развития и воспитания ребенка дошколь-

    ного возраста;

    ♦ кто хотел бы помогать растущему человеку открывать мир вокруг

    себя;

    ♦ кто помогает другому освоить такую непростую, но прекрасную

    профессию педагога!

    Нам кажется, что качественная новизна предлагаемого учебника

    определяется следующими причинами.

    Во-первых, это ориентация или даже центрация на самоценности

    периода детства в развитии человека, на уникальности детской культуры

    и субкультуры. В связи с этим в основу учебника положена разрабо-

    танная авторами концепция развития ребенка как субъекта детской

    деятельности и поведения, впервые даются характеристики ценностных

    ориентаций, интересов, размышлений современного дошкольника —

    ребенка XXI века.

    Во-вторых, это признание того, что современный детский сад — это

    уникальное образовательное учреждение нового типа, совершенно

    непохожее на детский сад еще десятилетней давности. В условиях

    модернизации дошкольного образования, принятия Федеральных

    государственных требований к условиям реализации основной обще-

    образовательной программы дошкольного образования, вариативности

    программ и типов дошкольных учреждений все острее встает необходи-

    мость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном

    пространстве форм, средств и способов организации его воспитания,

    обучения, образования. На страницах учебника мы попытались раз-

    работать подход к организации целостного развития детей в условиях

    педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

    Наш учебник базируется на следующих принципах.

    Принцип фундаментальности. Именно этот принцип определил

    логику изложения материала и подчинил ее логике развития педа-

    гогической науки на современном этапе. Поэтому вам предлагается

    многоаспектный анализ разных (философских, психологических,

    педагогических, методических) основ процесса воспитания, обучения,

    образования детей дошкольного возраста.

    Принцип гуманизации. Мы хотим сориентировать наших читателей

    в поликонцептуальном пространстве современного научно-педагоги-

    ческого знания, сопоставить различные теории, концепции, системы.

    Поэтому мы отвергаем догматический подход изложения точки зрения

    авторов как единственно верный и приглашаем вас к дискуссии.

    Принцип активизации индивидуального личностно-профессионального

    потенциала читателя и права на самообразование. Наше пособие вы-

    полняет не только информационную, но и образовательную функцию,

    что позволяет осуществлять самодиагностику и диагностику качества

    образовательных результатов в процессе выполнения разного рода

    заданий, тестов, ответов на вопросы.

    Учебник построен по модульному принципу и включает два модуля.

    1 Дошкольная педагогика (8 кредитов), в котором раскрываются тео-

    ретические основы дошкольной педагогики, вопросы организации

    системы дошкольного образования в России и за рубежом, подходы

    к организации воспитания и обучения ребенка в педагогическом

    процессе дошкольного образовательного учреждения.

    2 Основы методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста

    (12 кредитов). Здесь рассматриваются целевые, содержательные

    и технологические аспекты физического, социально-личностного,

    познавательно-речевого, художественно-эстетического развития

    и воспитания детей; методические вопросы проектирования педа-

    гогического процесса.

    Проблемные вопросы, интегративные задания позволят студентам

    и преподавателям осуществлять контроль и самоконтроль качества

    профессиональной подготовки.

    Содержание учебника ориентировано на формирование следующих

    компетенций студентов бакалавриата по направлению подготовки «Пе-

    дагогическое образование»:

    ♦ готов использовать методы физического воспитания и самовоспи-

    тания для повышения адаптационных резервов организма и укре-

    пления здоровья (ОК-5);

    ♦ способен логически верно строить устную и письменную речь

    (ОК-6);

    ♦ владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

    ♦ способен к подготовке и редактированию текстов профессионального

    и социально значимого содержания (ОПК-6);

    ♦ способен реализовывать учебные программы базовых и элективных

    курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

    ♦ готов применять современные методики и технологии, в том числе

    и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитатель-

    ного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного

    образовательного учреждения (ПК-2);

    ♦ способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспи-

    танников (ПК-6);

    ♦ готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся

    в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

    (ПК-7).

    Авторы учебника — преподаватели кафедры дошкольной педагогики

    Института детства Российского государственного педагогического уни-

    верситета им. А. И. Герцена, старейшей в России кафедры по подготовке

    специалистов для системы дошкольного образования.

    Сотрудники кафедры являются разработчиками ГОС и Основных

    образовательных программ 2-го поколения (направление — «Педагоги-

    ка», профили дошкольного образования), ФГОС и Основных образо-

    вательных программ по направлению «Педагогическое образование».

    Преподаватели кафедры — авторы программно-методического комплекса «Детство», программы дошкольного образования, соответствующей Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    Глава 1. Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен 1.1. Понятие «детство». Философско-педагогические концепции детства Что мы знаем о детстве? В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за этим простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрываются неопознанность и необъяснимость этого феномена. Как справедливо пишет Я. Корчак: «Мы не знаем детей, хуже того — знаем по предрассудкам»1 . Наука предпринимает многочисленные попытки изучить и объянить детство с различных точек зрения: философской, культурологической, психологической, педагогической, исторической, этнографической, социологической, экологической. Каждая из этих наук имеет свой уникальный багаж знаний о детстве, который в перспективе обязательно будет обобщен и позволит всего лишь приблизиться к пониманию данного феномена в развитии человечества.

    Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началу XVIII века. Предшествующий ему XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понималась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался. В истории существовало шесть типов отношения взрослых к детству: ♦ первобытный инфантицид; ♦ бросание взрослыми детей; ♦ восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы; ♦ преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения; ♦ социализация ребенка из «верхов» и «низов» общества XIX века; ♦ помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка во второй половине — конце XX века. Почему же так важно знать современные концепции самоценности детства и их роль в решении задач воспитания и развития ребенкадошкольника? Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Анализ авторских концепций детства позволяет: ♦ определиться в понимании феномена детства и его самоценности, то есть ответить на вопрос: ради чего каждому человеку дается детство?; ♦ выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально-педагогической деятельности, то есть ответить на вопросы: зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка? что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом этого достичь? Какие современные концепции детства будут рассмотрены и почему? Мы постараемся рассмотреть объясняющие феномен детства фундаментальные авторские концепции, рождение которых произошло в недавно закончившемся XX веке. Концепция Д. Б. Эльконина. Обобщив идеи Л. С. Выготского о развитии человека, ученый рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства человека. Рассматривая детство как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученый определяет его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, посредством которого осуществляется развитие человека. Концепция Д. И. Фельдштейна. В его исследованиях детство рассматривается как особое явление социального мира, которое автор определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство — это объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. Концепция Ш. А. Амонашвили. Автор определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Ребенок со своей миссией — это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Есть и общие для всех возможности и способности, но есть и своя изюминка у каждого. Что это за изюминка? Я ее рассматриваю как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в чем-то какое-то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для кого-то соратником, помощником, надеждой. Таких будет большинство. Но будут и такие, которые сотворят, скажем так, “чудо” для всего человечества, и человечество долго будет благодарно им»1 . В концепции В. Т. Кудрявцева уникальность человеческого детства заключается в особом его месте в социокультурной системе. Именно детство, по мнению ученого, определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Следуя утверждению В. И. Вернадского, называвшего детство «планетным явлением», исследователь рассматривает детство как «макрокосмологию», а не «развивающую производную» от «развивающегося социума». Ценность детства, по мнению В. Т. Кудрявцева, заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Отсюда можно вывести две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок, — культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства. Идею становления детской субкультуры разделяют и разрабатывают исследователи В. В. Абраменкова, М. С. Каган, А. В. Петровский, К. Б. Соколов, Е. В. Субботский, Р. М. Чумичева, О. А. Кучерова, С. М. Лойтер, М. В. Осорина. Рассматривая природу культуры детства, М. С. Каган обнаруживает в ней своего рода два слоя. Один из них — непосредственно субкультура детства: среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка. Второй — проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. В связи с этим детская субкультура в широком смысле — это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми. В более узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры, по мнению, В. В. Абраменковой, становятся: игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей. Таким образом, детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по-правдивому» (Р. М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

    В концепции новой психологии детства А. Б. Орлова мир детства наряду с миром взрослости — совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Еще Я. Корчак писал: «Играю ли я или говорю с ребенком — переплелись две одинаково зрелые минуты моей и его жизни…»1 Мир детства, по мнению А. Б. Орлова, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости: концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью (сущностью), то есть духовностью и нравственностью. Мир детства, заключает автор, это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы. Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева позволяет определить самоценность детства, заключающуюся: — в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов; — развитии субъектных средств регуляции поведения: эмоций, воли и способностей; — оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям. Ряд авторов, разделяя данный подход (Н. Н. Авдеева, М. В. Корепанова, Е. О. Смирнова, Р. М. Чумичева), рассматривают самоценность детства в контексте оформления ребенком образа «Я». Исходя из этого, детство определяется как период со-творения ребенком своего «Я», смысл которого заключается в становлении личной, самостоятельной, самобытной и разноцветной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром. Он ищет свой образ «Я» в этом мире, делает «допуск» ко всему, что его окружает, самостоятельно ищет способ строить отношения с миром и предъявляет себя в нем. Концепция В. В. Зеньковского. Очень современно и привлекательно сегодня выглядит опубликованная в 1924 году концепция детства, принадлежащая отечественному философу, богослову, психологу и педагогу В. В. Зеньковскому. «Основная наша ошибка в отношении детей, — пишет В. В. Зеньковский, — заключается в том, что мы считаем детскую душу решительно и во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же психические движения, что и у нас, — только еще неразвитые, позволяющий раскрыть его своеобразие и задачи. Разделяя взгляды К. Гроса, В. В. Зеньковский утверждает, что «…мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии»1 . Основная функция фантазии, воображения заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с «законом двойного выражения чувства», открытого В. В. Зеньковским. Рассмотрим этот закон подробнее. «Всякое чувство ищет своего выражения как в телесной, так и в психической сфере; оба эти выражения чувства взаимно незаменимы и неустранимы, так что подавление одного из них влечет за собой ослабление чувства вообще… Под психическим же выражением чувства следует разуметь ту психическую работу, которая непосредственно примыкает к переживанию чувства и смысл которой заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и закрепить его в системе душевной жизни. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Чувства, которые не могут найти для себя “удачного” психического выражения в образе, остаются как бы неосознанными и не закрепленными — как бы проходя сквозь душу и не оставляя в ней никакого следа»2 . Из процитированного очевидно, что психическим корнем детской игры является эмоциональная сфера, а сама игра выступает посредником телесного и психического выражения чувства. «Игра служит прежде всего запросам чувства…» — пишет В. В. Зеньковский. Итак, эта авторская концепция детства позволяет получить еще один ответ на вопрос: ради чего каждому из нас дано детство? Ради фантазии, а работа фантазии ради игры, а игра ради выражения нашей эмоциональной жизни, ракрытия и осознания чувства, а чувство ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования. Таким образом, детство — уникальный этап в жизни человека, который является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросуслабые. Детская душа с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии»2 . Такой подход ученый определяет как биологический в понимании детства, не.

    1.2. Развитие ребенка как субъекта детской деятельности

    В чем выражаются субъектные проявления дошкольника? Какие качества позволяют ребенку стать субъектом детских видов деятельности? ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Большинство философских и психологических словарей определяют, что субъект — это источник познания и преобразования действительности, носитель активности. Субъект от лат. subjectus — лежащий в основе. Субъект — предметы, всякое лицо, вещь, о коих говорится (В. А. Даль). Субъект — 1) В логике подлежащее суждение, то есть предмет, о котором что-либо говорится или мыслится; в психологии субъект — активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. 2) Субъект в грамматике то же, что подлежащее (Ф. А, Брокгауз и И. А. Ефрон). Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. В категориальной системе психологии субъект имеет характер субстанциональной психологии. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В. А. Петровский). Субъект — индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъект является источником активности, направленной на объект. В современных педагогических исследованиях традиционно ребенок дошкольного возраста рассматривается с позиций субъекта — носителя активности как потребности в деятельности. И хотя обращение к интерпретации детских проявлений с точки зрения субъектности не вызывает споров и противоречий, зачастую декларативное применение этого подхода приводит к схоластическому «вымыванию» ценности и потенциальных возможностей реализации идей развития ребенка как субъекта и в научных исследованиях, и в практике дошкольного образования. Это свидетельствует о необходимости более глубокого, концептуального анализа и понимания сущности и смысла субъектного подхода в дошкольной педагогике. Истоки понимания феномена детской субъектности, несомненно, имеют психологические основания.

    С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность. Модель развития ребенка как субъекта поведения, по Л. С. Выготскому, осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы — механизмы развития ребенка как субъекта поведения следующие: — в раннем возрасте — восприятие; — в дошкольном возрасте — память; — к концу дошкольного детства (7 лет) — мышление. Продолжатели идей Л. С. Выготского, его ученики А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею. Акценты в исследовании ребенка как субъекта деятельности начинают приобретать личностные смыслы деятельности, ее мотивы, строение и формирование предметного действия (ориентировочная и исполнительная часть). С позиции Д. Б. Эльконина развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте — это важнейшая закономерность в развитии субъекта. Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности: 1-й год жизни: ребенок — субъект эмоционального общения; 2-й год жизни: ребенок — субъект предметной деятельности; 3-й год жизни: ребенок — субъект самостоятельной деятельности; 3–5 лет: ребенок — субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности — взрослый); ребенок — субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий; 5 лет: ребенок — субъект общественной деятельности; 6–7 лет: ребенок — субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). В теории развития субъектности в онтогенезе (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Л. М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы. Детско-взрослая событийная общность представляет собой такое совместное бытие взрослых и детей (бытие не рядом, а именно вместе), для которого характерны содействие, сотворчество, сопереживание, учет и принятие интересов и склонностей, особенностей каждого, его желаний, прав и обязанностей. Теория развития субъективной реальности в онтогенезе определяет категориальный статус возраста в психологии и педагогике с точки зрения развития субъективной реальности; интегральную периодизацию развития человеческой субъективности на всем жизненном пути; основные ступени развития субъективной реальности в онтогенезе и психолого-педагогические условия развития субъектной позиции ребенка. Философско-психологические идеи А. В. Брушлинского и Д. И. Фельдштейна определяют детство как субъект отношений современного общества и как субъект социокультурного процесса в целом. Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, то есть желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Качества, характеризующие человека как субъекта деятельности: ценностное отношение; интерес; избирательная направленность; инициативность; свобода выбора; самостоятельность; автономность; творчество. Исследования второй половины XX века утвердительно ответили на вопрос: правомерно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения? Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. В фундаментальных теоретических работах (В. И. Логинова, М. В. Крулехт, Е. Н. Герасимова) и многочисленных диссертациях (О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, М. Н. Полякова и др.) доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны: — с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; — процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. Принципиально важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру, или мотивационно-потребностная сфера ребенка (Б. Г. Ананьев, Л. И. Бжович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.). Это годы оформляющегося образа «Я», когда самоидентификация, сравнение «Я» и «Другого Я», происходит по начинающей складываться шкале ценностей, ценностных отношений, ориентаций. Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных для него видах деятельности и общения. Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственнопрактическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. Как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности? Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка: — эмоционально-субъектные; — деятельностно-субъектные. Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать. Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым). Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности. Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности. В чем специфика детской деятельности и каков генезис деятельности в дошкольном возрасте? Генезис развития деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс. Напомним, что тип отношения к миру у дошкольника и формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собственное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно.

    Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта детской деятельности и последовательную смену этапов деятельности? Как связаны социокультурный опыт ребенка и процесс развития деятельности?

    ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

    Опыт — содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма и результат освоения человеком действительности во всем ее многообразии (И. В. Блауберг, Э. Н. Гусинский, Л.М. Кантор, В. А. Лекторский, Ю. И.Турчанинова и др.).

    Опыт человека — это индивидуальная интерпретация всей совокупности взаимодействий с внешним миром, которая выражается в индивидуально-личностных смыслах, переживаниях, ценностях, способах деятельности и общения.

    Опыт — важнейшее условие развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Адлер, Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.).

    Опыт личности как совокупность ее внутреннего социокультурного содержания выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности, то есть направленность и качество личностного развития. Опыт предопределяет субъектность человека, поскольку «мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону»

    Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.1 Социокультурный опыт как «воплощение культуры» (И. Я. Лернер) и «совокупность исторически накопленных деятельностей» включает: — опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре; — опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве; — опыт умения взаимодействовать с миром и культурой; — опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание. Рассмотрим подробнее каждый компонент. Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре отражается в возникающих у ребенка интересах к деятельности, дифференцированных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости продуктов деятельности. Опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве складывается из кругозора и эрудиции ребенка. Опыт умения взаимодействовать с миром и культурой включает две группы умений: — 1-я группа — умения, которые могут быть обозначены как обобщенные способы деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде деятельности, позволяющие ребенку: — определять цель и задачи деятельности; — выбирать адекватные задачам способы действий; — оценивать полученные результаты деятельности. — 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах деятельности: игровой, трудовой, художественной, познавательной др. Опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание, накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах деятельности; переноса умений в новые условия; решения возникающих нестандартных задач деятельности. Таким образом, накопление и обогащение социокультурного опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта детских видов деятельности.

    1.3. Портрет ребенка в поликультурном пространстве России.

    Данный параграф написан по результатам исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России, которое проводилось в течение 2008–2010 годов на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Детство… Дошкольное детство… Ребенок… Дети… Какие они — самые маленькие граждане России? Что им интересно, чем они занимаются, о чем думают, как размышляют? Эти вопросы привлекают многих — и тех, кто воспитывает детей, родителей и педагогов; и ученых, изучающих феномен детства; и тех, кто выбрал эту удивительную профессию — помогать растущему человеку познавать мир. Образование ребенка дошкольного возраста происходит в широкой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества. Как может быть организовано исследование проблем современного детства? В рамках решения проблемы исследования феномена дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России решались задачи: — разработки исследовательской программы и методики исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве регионов России; — выявления и ранжирования социокультурных проблем дошкольного детства; — определения факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на появление типичных для дошкольного детства проблем. Участники исследования: дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет; методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетирование, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос). Диагностические методики для детей представлены семью блоками: «Я и мои ценности», «Я и другие люди», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и мир вокруг меня». Диагностические методики для педагогов и родителей включают анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей дошкольного возраста и их проблем.

    Исследование проведено как межрегиональное. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения в следующих регионах РФ: мегаполисе — г. Санкт-Петербург, республиканской столице — г. Уфа, краевых и областных центрах — г. Барнаул и Псков, крупных промышленных городах — г. Магнитогорск и Тольятти, районных центрах — г. Бокситогорск и Тихвин (Ленинградская обл.), г. Балашов (Саратовская обл.), г. Надым (ЯНАО), г. Пыть-Ях (ХМАО), г. Железногорск (Красноярский край). Всего в исследовании приняли участие более 2500 детей в возрасте от 5,7 до 7 лет, более 1500 родителей и педагогов. Многоаспектный анализ выявленных проблем позволил определить типичные и специфичные для регионов особенности поведения и деятельности детей дошкольного возраста в изменяющемся поликультурном пространстве современной России. Какие ценности присущи современным дошкольникам? Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи абсолютной устойчивости ценностных ориентаций, примерно 1–2 ребенка на 25–27 детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная. Современные дошкольники 5–7 лет хорошо ориентируются в социальных категориях, в целом направлены на простые человеческие качества, такие как доброта, забота, внимание, защита, дружба. Дети оценивают сверстника по личностным качествам и свойствам и по достижениям в деятельности. Представления о человеке, о том, кто он есть, — один из самых сложных моментов для современных детей. Хочет ли современный ребенок общаться со взрослыми и сверстниками? Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содежательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности. Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми. Современный старший дошкольник проявляет особый интерес к взрослым, родителям, педагогам. Ограничение возможности постоянного и содержательного личностного, делового и познавательного общения со взрослыми в семье и детском саду становится причиной острых переживаний ребенка. Проблема обогащения и развития личностно-ориентированных, доверительных, информационно-насыщенных контактов взрослых с ребенком в семье и детском саду представляет несомненную проблему, требующую решения как на социальном уровне общества, так и на уровне теории и практики дошкольного образования. Отношения современного дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности. Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде свестников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте. Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети. Любит ли ребенок детский сад? В целом следует отметить положительное отношение детей к детскому саду, это учреждение они любят, приходят туда с удовольствием. Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение, замечают лучшее в них, идеализируют, некоторых любят, считают своими друзьями. Но отношение взрослых, педагогов и родителей к ребенку прямо пропорционально тому, правильно или неправильно он себя ведет. В противоречие вступают естественная потребность детства — быть разным, всяким, все попробовать, поэкспериментировать и пошалить, побаловаться и поиграть, не послушаться в чем-то взрослого — и непонимание сущности детства взрослым, которого ребенок принимает, уважает и любит. Взрослые в этом недопонимании «ломают» детство, меняют его простые настоящие исходные ценности на ценности ложные, заставляют детей «подстраиваться» под взрослых. В детском саду для ребенка существует много привлекательного. Исследование позволяет определить и ранжировать ценностные предпочтения детей. Самой значимой для детей в детском саду является возможность включаться в разные виды детской деятельности и наличие для этого в детском саду разнообразных игрушек и материалов. Следующим по значимости выступает возможность общения со сверстниками. К сожалению, общение с воспитателем не является значимым и привлекательным в характеристике детского сада глазами детей. Этот факт заставляет предположить, что воспитателям пока еще не удается оптимально для ребенка построить свои отношения с ним. Среди предпочитаемых видов деятельности дети выделяют прежде всего игру. В детских садах России создаются условия для включения детей в разные виды игр. Вместе с тем в исследовании была выявлена общая для всех регионов проблема — отсутствие достаточного времени в педагогическом процессе для организации самостоятельных детских игр и удовлетворения игровых потребностей детей. Главными причинами этого являются: доминирование обучающих занятий в ущерб игровой деятельности детей; использование игры для решения только образовательных задач или регулирования поведения. В современном детском саду создана предметная среда, вызывающая активный интерес детей. Однако в исследовании выявлен факт наличия существенных ограничений детей в использовании этих условий среды. Значителный и не всегда оправданный перечень ограничений препятствует становлению субъектной позиции ребенка, проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, ответственность за предпринятые изменения в пространстве группы, за установленный порядок в группе. Большинство детей любят своих воспитателей. Они видят в педагоге прежде всего учителя, а желали бы взаимодействовать с ним как с личностью, имеющей свои взгляды, интересы, увлечения и проблемы. Человечного, неформального общения с воспитателем не хватает практически каждому современному ребенку. Оценка детского сада глазами ребенка в большей мере зависит от конкретных людей, там работающих, от их отношения к детям и к своим профессиональным обязанностям, от личностных и профессиональных качеств воспитателя. Как чувствует себя ребенок в семье? Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что чем меньше город, тем более выражены ориентиры детей на ценности семейных взаимоотношений. Как показали результаты, наибольшее удовольствие во взаимодествии с ребенком родителям доставляют достижения его развития, изменения, происходящие с ним. Также удовольствие при взаимодействии с ребенком доставляют эмоции, чувства ребенка, разнообразие его проявлений. Важно подчеркнуть, что для современных родителей оказалось легче материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее — быть интересным для ребенка, строить с ним партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересваны в хороших результатах его образования, стремятся развивать его коммуникативные и когнитивные навыки. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Проявления детьми активности, инициативы, настойчивости не доставляют большей части родителей удовольствие, вероятно, потому что не соответствуют представлениям о том, как должен вести себя ребенок. Наблюдается сильная ориентация родителей на видимые результаты воспитания и обучения. Родители понимают свою миссию: обеспечить социализцию ребенка, но не знают, как реализовать ее правильно. Задача современного детского сада — способствовать педагогическому образованию родителей, делая это содержательно, разнообразно и неформально. В какой стране живет современный дошкольник? Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают города, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, знают, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непохожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. Толерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.

    Как современный ребенок ориентируется в мире? Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» связаны с тем, что современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошкольников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта