реферат история. Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России
Скачать 20.43 Kb.
|
Грибова Евгения, Э202 Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. Духовные ценности общества неотъемлемая составляющая развитого, интеллектуального государства. Трудно не заметить, что увеличивается влияния личности в любой сфере общественной жизни, все чаще встает вопрос о глобальных проблемах развития человечества. Под духовностью можно понимать внутреннее состояние, которое способствует развитию и росту каждого человека. Благодаря духовности мы обладаем самосознанием, видим критические моменты жизни. Именно эта черта сплачивает народ, она является тем фундаментом, на котором основывается межнациональное согласие, и как следствие, гражданский мир. Духовность развивается при желании самого человека, но это не исключает влияния на это развитие государства. Формирование духовных ценностей в нашей стране является значимой проблемой, из-за маленького процента бюджета, которое приходится на культуру. Это проблема реальна, ведь даже в сравнении с «Советской Россией» и количество культурных сооружений, таких как театры, музей, библиотеки, заповедники, и в качественных показателях – восприимчивость к шедеврам искусства, формирование творческих возможностей и нравственные качества современная Россия значительно уступает. Существует несколько проблем, которые мешают нашему обществу в духовном развитии, такие как кризис целей, мировоззрения и кризис воспитания, также «навязывание бездуховности», подмена ценностей человека. Можно заметить снижение численности населения с каждым годом, на что тоже влияет кризис в духовности и нравственности. Россия обладает многовековой историей и огромным опытом, которые формируют систему мировоззренческих и духовно-нравственных ценности, но в современном мире процесс глобализации приводит к ослаблению национальных традиций и привычек, молодежь начинает ориентироваться на западные ценности. Настолько изменчивый мир уже не воспринимает такие качества, как скромность, коллективизм, альтруизм положительными. Массовая культура, с которой не может конкурировать даже семья и школа, создала свои понятия, ценящиеся сегодня: разумный эгоизм, активизм, предприимчивость и так далее. Те ценности, которые сформировывались столетиями, уходят на задний план, находясь под угрозой исчезновения. Поэтому в данный момент формирование духовности очень трудоемкий и сложный процесс для создания высоконравственного, ответственного творческого и инициативного гражданина, в котором особую роль принадлежит культурным учреждениям: библиотекам, музеям, образовательным учреждениям. В России духовно-нравственное развитие происходит как в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений, так и в сфере государственных отношений. По пути культурного формирования как личности есть тенденции: самосовершенствования, важности морали, нравственности и совести, отстаивания своей позиции, жизненный оптимизм, трудолюбие и понимание ценности окружающих людей и многое другое. В обществе, как месте самовыражения, коммуникации и развития личности существует свой путь нравственно-духовного развития. Это происходит благодаря: развитию патриотизма и гражданской солидарности, представления семьи, как первоосновы социальной жизни, уважительное и бережное отношение к жизни человека, духовной, социальной и культурной преемственности поколений. Последний, но очень важный для страны путь формирования духовных ценностей - в сфере государственных отношений. Активное, ответственное отношение к участию в жизни общества и государства, помощь в умножении эффективности страны, направленные на модернизацию государства, доверие к государственным институтам, а также укрепление национальной безопасности говорят о высокодуховных ценностях гражданина своей страны. Именно семья дает ту основу, тот базис, нужный для формирования личности каждого. Уже после, в педагогическом организованном процессе детских садов, школ, образовательных учреждений, проходят пути формирования духовных ценностей общества, осуществляющихся на основе: Примера педагога, ведь нельзя заставлять делать детей то, что вы выполняют более взрослое поколение. Никакие, как бы хорошо не организованные программы по развитию человека, не будут эффективны, если педагог, несущий в массу эти знания, не будет для обучающихся примером в своем поведении. Поддержка в самоопределении, личностное развитие служат одними из важных средств в развитии человека. Это все помогает для успешной социализации и развития зрелой личности. Человек образованный, но бездуховный не может называться полноценным, ведь незнание добра, бесчувственность и равнодушие деформирует сознание человека. Программы духовного развития могут помочь в духовном развитии нации. Те вопросы самому себе, людям, окружающим нас, возникающие в обществе, должны быть сформированы педагогами и реализованы для понимания базовых ценностей. А система этих ценностей помогает в развитии личности, снимая барьеры и пронизывая всю деятельность человека. Также создание социальной востребованности предполагает ее эффективность. При участии в более взрослом сообществе, социализация человека происходит эффективнее, а духовное развитие не только при информировании о тех или иных ценностях, но и при возможности для поступка, отвечающего всем нормам нравственности и духовности. Именно «соединяясь с жизнью», сталкиваясь с проблемами, которые следует решать на основе полученных знаний духовное развитие и достигает своей высшей степени актуальности. Например, такие организации как волонтерские движения при посильном и добровольном участии помогают духовно развиваться, делая правильный выбор, при решении различных проблем не только сфер жизни, но и социальных институтов. В настоящее время наибольшую опасность для общества представляет не смена политической системы, не экономические трудности, а разрушение человека, его духовности и нравственности. В мире, где над духовным доминирует материальное, над нравственным эгоистичное существуют искаженные представления о добре и зле. Стране необходима система образования, которая обеспечивала бы свободный доступ к культурному и национальному наследию. К сожалению, массовая культура бездуховно воздействует на общество. Но развитие информационно-компьютерных технологий идет очень быстро, общество уже не сможет отказаться от быстроты передачи информации. Социально-культурным институтам остается лишь содействовать и помогать в выборе информации развивающей людей. Не только массовая культура виновник такого равнодушия и безнравственности, человек с первого своего дня помещен в общество, культуру, накопленную и создавшую многовековой опыт. Большее же влияние оказывает культура отдельно взятого региона. Пускай сколько угодно будет прогрессировать культурная коммуникация, а самое большее включение человека в духовное творчество может обеспечить лишь развитие конкретной общности, отдельного региона. Легко понять, что для развития страны необходимо развитие каждого гражданина, проживающего в нем, без человека, его позиции, мотивации, приоритетов в жизни, ориентиров не получится совершенствовать государство. Поэтому формирование духовных ценностей должно стать приоритетным в этой сплошной глобализации, где у каждого человека сформированный образ жизни, внутренний мир и свои ориентиры на дальнейшую жизнь. В современном мире стоит самостоятельно брать ответственность в идентифицировании себя с ценностями культуры в процессе формирования духовного мира повседневности. Возрождая духовные ценности стоит понимать, что это не скопированные ценности известные еще сотни лет назад, это адаптация к ценностям современного мира. Этот огромный груз возложен на образование, которое является одним из важных институтов в жизни человека. Другим одинаково ценным для человека является институт семьи, возрождение которого может означать возможность культурного раскрепощения каждой семьи. Ответ на контрольный вопрос: Я считаю, национальная культура выживет лишь в сформировавшемся духовно-нравственном обществе. Человек духовно развитый и образованный, ценящий свою страну, не сможет отказаться от национальной культуры. К сожалению, полное сохранение многовековых знаний и традиций своей страны невозможно, но часть обязательно останется, даже если в государстве не так много ценящих свою нацию, я верю, что всегда будут люди, которые сумеют спасти национальную культуру. Остается лишь вопрос, сколько таких людей будет. Не бояться вымирания многовековой культуры можно лишь развивая общество своей страны. |