№
п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| Элементы содержания
| Деятельность учащихся
| Планируемы результаты.
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| план
| факт
|
Дизайн и архитектура в жизни человека (34 часа)
|
Художник – дизайн архитектура (9 часов)
|
1
| Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
| 1
| Мир, который создает человек. Конструктивные искусства – архитектура и дизайн. Основа архитектуры и дизайна. Семья пространственных искусств.
| Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
| Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
| стр. 6-11
|
|
|
2
| Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
| 1
| Основа композиции – основа дизайна и архитектуры.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
Симметрия. Асимметрия и динамическое равновесие.
Движение и статика. Ритм.
| Построение композиций из прямоугольников и кругов разного размера.
Поиск зрительного равновесия масс, динамического равновесия в композиции, гармонии сгущенности и разреженности форм.
| Освоение основных типов композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная. Изучение плоскостной композиции.
Развитие интуитивного чувства композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое.
Освоение понятий ритм и движение, разрежённость и сгущённость.
Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций.
| стр. 13-20
Зад. 1-4 стр. 20
|
|
|
3
| Прямые линии и организация пространства.
| 1
| Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
| Построение композиций из прямых линий разной толщины
| Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
| стр. 21-22 Зад. 1-3 стр. 22.
|
|
|
4
| Цвет — элемент композиционного творчества.
| 1
| Цвет - мощное художественно-выразительное средство.
Законы цветовой композиции. Композиционное сочетание цветов. Основы цветоведения. Спектр. Тёплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Локальный цвет. Цветовая гамма. Эмоциональная и психологическая роль цвета в плоскостной композиции.
| Создание композиций, в которых:
- выделена акцентирующая роль цвета (из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка)
- ритмическая организация пространства цветовыми элементами (из цветных линий,
прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма));
– применен принцип цветовой гармонии или контраста (из произвольного количества фигур)
| Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
| стр. 23-24 Зад.
1-3 стр. 24
|
|
|
5
| Свободные формы: линии и пятна.
| 1
| Свободные формы – важный элемент дизайна. Свойства свободных форм – неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен и графическая прихотливость линий. Свободная линия, цветовой или тоновый мазок. Абстрактная композиция.
Её смысл и образная выразительность.
| Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение, предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)
| Формирование навыков по монтажности соединений элементов, порождающей новый образ.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования
| стр. 25-27
Зад.1-2 стр. 27
|
|
|
6
| Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
| 1
| Шрифт. Искусство шрифта. Восприятие шрифта.
Характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный.
Любая буква или иероглиф как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию. Изобразительные возможности шрифта.
Эмблемно-знаковая графика. Обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак.
Эмблема или товарный знак.
| Создание композиций,
- в которых буква – изобразительный элемент композиции (из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой).
- в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.
(Работу можно выполнять на компьютере)
| Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
| стр. 29-31
Зад. 1-4 стр. 31
|
|
|
7
| Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
| 1
| Основа графического дизайна – искусство композиции.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения.
Плакат. Изобразительный язык плаката. Взаимодействие текста и изображения. Синтез изображения и слова. Задача искусства плаката и сферы его применения.
Композиционные принципы макетирования плаката.
Монтаж в плакате – соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости.
| Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст:
а) вместо прямоугольников – фото, вместо линий – строки текста («рыба»).
б) вместо пятен – изображения (фото или рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как строки, из фона;
в) фотография служит фоном для текста («рыба») и других композиционных элементов.
| Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Получение новых знаний: Изображения, используемые в плакате (рисунок, фотография). Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).
| стр. 33-39
Зад. 1-3 стр. 39
|
|
|
8
| В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).
| 1
| Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Книга как синтетическое искусство. Единство литературы, графики и дизайна. Элементы книги: переплёт, форзац, титульный лист, шмуцтитул, разворот. Обложка (переплет) книги или журнала. Дизайн книги и журнала. Изобразительный стиль книги или журнала.
«Мелочи», которые участвуют в ритмической организации композиции: номера страниц, цветовые плашки фона, цвет шрифта в заголовках, стрелки у подписей к иллюстрациям и т. д.
| Графическое макетирование.
Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)».
Дополнительное задание (по желанию)
1.Создать «тематический » алфавит (буквы-животные, буквы-растения, буквы- обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы - архитектурные элементы).
| Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.
| стр. 41-45
Зад. 1-2 стр. 45
|
|
|
Художественных язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (10 часов)
|
9
| Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.
Соразмерность и пропорциональность.
| 1
| Представление о пространственной композиции, о ее восприятии с разных точек зрения. Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве. Главное мерило всему в архитектуре и дизайне – человек.
Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
| Выполнение упражнений на соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве
| Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.
Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.
| стр. 49-53 Зад. 1-3 стр. 53
|
|
|
10
| Архитектура — композиционная организация пространства. Макетные упражнения.
| 1
| Условность и метафоричность выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.
Рельеф. Разновысокие, горизонтальные и вертикальные плоскости как элементы композиционного творчества. Гармония и разнообразие в ритмической организации пространства. Композиция макетов: ориентированная на центр или разомкнутая, построенная по принципу сгущенности и разреженности масс. Ритм вертикалей. Цвет фактура в макете.
| Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).
| Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
| стр. 54-57. Закончить макетные упражнения
|
|
|
11
| Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
| 1
| Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.
Композиционная взаимосвязь объектов в макете.
| Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.
| Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
| стр. 54-57 Зад. стр. 57
|
|
|
12
| Конструкция: часть и целое. Взаимосвязь объектов.
| 1
| Композиционная взаимосвязь объектов в макете. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
| Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.
| Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Развитие образно-ассоциативного мышления. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
| стр. 54-57 Зад. стр. 57
|
|
|
13
| Здание как сочетание различных объемных форм. Модуль.
| 1
| Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
| Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.
| Понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Развитие образно-ассоциативного мышления.
Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.
| стр. 58-64 Зад. 1-3 стр. 64
|
|
|
14
| Важнейшие архитектурные элементы здания.
| 1
| Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
| Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
| Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)
| стр. 65-69 Зад. 1-2 стр. 69
|
|
|
15
| Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального.
| 1
| Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.
| Создание образно-тематической инсталляции.
| Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального.
Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.
| стр. 70-75
Зад. 1-2 стр. 75
|
|
|
16
| Форма и материал.
| 1
| Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
| Проект «Из вещи – вещь»
| Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)
| Зад. 1-2 стр. 81
|
|
|
17
| Цвет в архитектуре и дизайне.
| 1
| Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.
| Выполнить комплект упаковок из 3 предметов
| Реализация понимания учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции.
Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
| стр. 83-87
Зад. 1-2 стр. 87
|
|
|
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (7 часов)
|
18
| Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
| 1
| Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
| Выполнение композиции на тему «Архитектурные образы прошлых эпох»
| Воплощение умения «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком.
Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.). Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
| стр. 89-101 Зад. 1-3 стр. 101
|
|
|
19
| Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
| 1
| Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
| Создание образа современного города и архитектурного стиля будущего.
| Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.
.
| стр. 102-109 Зад. 1-3 стр. 109
|
|
|
20
| Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
| 1
| Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.
| Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
| Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда
| стр. 111-115 Зад. 1-3 стр.115
|
|
|
21
| Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
| 1
| Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.
| Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.
| Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
| стр. 117-119 Зад. 1-2 стр. 119
|
|
|
22
| Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера.
| 1
| Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа)
| Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели
| Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
| стр. 120-125 Зад. 1-2 стр. 125
|
|
|
23
| Природа и архитектура.
| 1
| Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.
| Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и т.д.)
| Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (проволока, ткань, фольга, древесина, стекло и т.д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т.д.)
| стр. 127-131 Зад. 1-3 стр. 131
|
|
|
24
| Ты – архитектор. Проектирование города.
| 1
| Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
| Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»
| Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
| стр. 133-135 Зад. стр. 135
|
|
|
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (8 часов)
|
25
| Мой дом – мой образ жизни.
| 1
| Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
| Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»
| Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
| стр. 139-142 Зад. стр. 142
|
|
|
26
| Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды.
| 1
| Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
| Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
| стр. 143-146 Зад. 1-3 стр. 146
|
|
|
27
| Дизайн и архитектура моего сада.
| 1
| Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.
| Макетирование фрагмента сада из природных материалов
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
| стр. 147-153 Зад. 1-2 стр. 153
|
|
|
28
| Мода, культура и ты.
| 1
| Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
| Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
| стр. 155-161 Зад. 1-2 стр. 161
|
|
|
29
| Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
| 1
| О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и китч.
| Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
| стр. 162-168 Зад. стр. 168
|
|
|
30
| Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
| 1
| Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
| Изменение образа средствами внешней выразительности.
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты
| стр. 169-173 Зад. 1-2 стр. 173
|
|
|
31
| Имидж. Сфера имидж-дизайна.
| 1
| Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд,, определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
| Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»
| Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
| стр. 169-173
|
|
|
32-34
| Моделируя себя – моделируешь мир.
| 1
| Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
| Обобщение темы года. Урок-беседа.
|
|
|
|
|