рабочая программа. РП изо 5-8. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе фгос ооо, ооп ооо мкоу Матусовская оош
Скачать 34.53 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС ООО, ООП ООО МКОУ «Матусовская ООШ», учебного плана МКОУ «Матусовская ООШ», типовой учебной программы «Изобразительное искусство»(Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Медкова Е.С.. — М.: Вентана - Граф) Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена. Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно-нравственного, эстетического потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей. Цель уроков изобразительного искусства в основной школе — общее и эстетическое развитие учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство». Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений. Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности. Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными художественными материалами, инструментами, техниками. Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями. Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу во всемирной истории искусства. Эстетическое развитие реализуется в программе через формирование дифференцированного зрения, освоение художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетность самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятие им разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Характерными признаками полихудожественного подхода и развивающего обучения в условиях освоения изобразительного искусства являются следующие. Духовное возвышение учащихся. Необходимость воспитания у подростков духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов как высшей задачи урока искусства и раз вития школьников. Духовная устремлённость помогает развивать в ребёнке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает ему откликаться на возвышенные стимулы жизни. Действие, радость, увлечённость школьника процессом творчества. Изобразительная деятельность должна порождать в ребёнке чувство радости, инициировать самореализацию в творчестве и желание участвовать в коллективном творческом проекте, что является предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний. Живое общение с искусством. На уроках искусства необходимо организовать общение ребёнка с живым словом, музыкой, ритмом, движением, красками, формами: дети должны быть свидетелями и непосредственными участниками в создании творческого продукта. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. В ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся картину мира во всех его проявлениях. Природное окружение, архитектура, произведения искусства, люди с разнообразными характерами и жизненными устремлениями, ближний и дальний космос, Солнце и звёзды, разные страны и континенты должны быть представлены во взаимосвязи и взаимодействии со всеми жизненными ситуациями в обществе. Опора в обучении на региональный компонент художественной культуры. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических характеристик местности, своеобразие художественной культуры региона, которые педагогу важно учитывать и использовать в процессе обучения, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Реализация полихудожественного интегрированного подхода. Полихудожественный подход, в сравнении с монохудожественным, и интегрированные формы организации занятий обладают большим педагогическим и воспитательным потенциалом. Они развивают интерес к искусству, обогащаютэмоциональный опыт, формируют «копилку художественныхобразов». Родство видов искусства помогает учащимся почувствовать художественное явление в разных сенсорных обликах,развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому педагогу следует сознательно планировать в работе с учащимися по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности. Сенсорное насыщение представлений школьников, обогащение чувств и ощущений. Представления школьников нередко односторонни и разрозненны, основаны на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Для многогранного восприятия мира, который познаёт школьник и в котором ему предстоит жить, необходимо развивать все каналы восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние, движение). Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность учащегося должны давать ему возможность раскрыть разнообразные чувства, ощутить полноту жизни за счёт активного развития тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс должен по возможности обеспечивать освоение и порождение учащимися полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны: 1) исполнительская (техническая, механическая) сторона искусства, основанная на многократном повторении, тренинге, научении, расчёте; 2) творческая (образная, неожиданная, инновационная), порождающая открытия, требующая выразительности, одухотворённости, фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности; 3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу духовного наполнения. Активное творчество школьников. Содержание программы 5–8 классов и заложенные в ней педагогические задачи требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление в искусстве и индивидуальное развитие каждого ученика. Всемерное развитие творческих способностей подростков решается в организации их напряжённой работы над выполнением заданий, требующих разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремлённость детей находит разрешение в социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа, его посильного воплощения в художественных работах. Программа опирается на специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через основные направления в освоении выразительных средств искусства (формы, цвета, композиции), а также через развитие пространственного мышления, фантазии и воображения учащихся. Учащийся основной школы не столько зритель, слушатель и наблюдатель, сколько деятель, испытатель, творец. Практическая деятельность основана на интегрированном подходе к организации урока (режиссуре урока), она направлена на формирование универсальных учебных действий в области изобразительного искусства и развитие ведущих компетенций: коммуникативных, социальных, исследовательских, языковых, полихудожественных, предметных и метапредметных. Учебно-методический комплект состоит: Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова, Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5, 6, 7,8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф Срок реализации рабочей программы - 4 года. Согласно учебному плану МКОУ «Матусовская ООШ» на изучение изобразительного искусства в каждом классе основной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 140 ч: 5-8 классах — по 35 ч. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные результаты: 1) социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира; 3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке, творческой работе; 6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии; 7) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства; 8) воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; 9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; 10) бережное отношение к духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения; 3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа; 4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе; 5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; 6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения; 7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи; 8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного вида искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений; 9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории; 10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты; 11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли; 12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства; 13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; 2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края; 3) развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; 4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах; 5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания; 6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства; 7) развитие фантазии и воображения детей; 8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых сочетаний, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов; 9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); 10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению; 11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства; 12) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства. III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Каждый этап обучения в основной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. 5 класс В программе 5 класса содержатся темы, изучение которых расширяет представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры. Существенная часть программы посвящена изучению и освоению средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объёма, пространства и перспективы. Программа предполагает постепенное погружение учащихся в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал — форма — цвет — практическая значимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определённым образом организованное пространство каждого человека. В основе раздела, посвящённого восприятию изобразительного искусства, лежит знакомство с искусством Древней Греции, традиционным народным творчеством России — былинами и сказаниями, ставшими основой национальной образности. В разделе, посвящённом творчеству знаменитых художников, представлены очерки о А. Г. Венецианове, П. П. Кончаловском, Н. К. Рерихе, П. Гогене, П. Сезанне. Понять произведение искусства учащимся помогает осмысление взаимосвязи «природа — человеку, человек — природе»: они знакомятся со своеобразием ландшафта, климатическими особенностями местности разных народов и этнических групп, с их нравственными устоями, национальными и религиозными традициями, особенностями мировосприятия и мировоззрения. Восприятие изобразительного искусства у школьников связано с развитием представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве. 6 класс Содержание программы 6 класса направлено на развитие представлений учащихся об окружающем мире и месте в нём человека, о природе, обществе, культуре; на формирование у школьников представлений о процессах освоения человеком (обживания) окружающего природного ландшафта в разные исторические периоды. Важное место занимает история развития архитектуры (храмовая, дворцовая и замковая архитектура разных стран, дворянские усадьбы России, садово-парковые ансамбли, архитектура будущего) как отражение мировоззрения человека. В тесной связи с окружающей природой, архитектурой, памятниками художественной культуры рассматриваются интерьер, костюм, предметы дворянского и крестьянского быта. Организация внутреннего пространства и его утилитарно-практическая составляющая зависят от назначения помещения, например литературная и музыкальная гостиные в дворянских домах. Особое внимание уделяется становлению представлений о форме и стиле в искусстве. Самостоятельное творчество учащихся направлено на выполнение индивидуальных и коллективных проектов, макетов с учётом взаимосвязей между предметами в заданном пространстве, в том числе с помощью программ Paint, XnView, ASCII artwork. Используется также работа в компьютерных программах с простейшими текстовыми редакторами (Блокнот и WordPad), создание изображений (кадров диафильма) и сопроводительного текста в программе Paint. Раздел восприятия произведений изобразительного искусства направлен на формирование представлений о глубинной взаимосвязи «человек — природа — архитектура». Раскрывается взаимообусловленность формы и характера украшения архитектурного сооружения и «вмещающего ландшафта» (Л. Н. Гумилёв), природных условий. Изучаемые темы дают представление об историческом жанре в изобразительном искусстве, в том числе об историческом портрете, натюрморте, символике в живописи и орнаменте. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Д. Г. Левицкого, В. И. Сурикова, Дж. Моранди, Я. Вермеера Делфтского, М. Эшера. 7 класс В учебнике 7 класса содержится несколько глав, которые позволяют учащимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает процесс художественного творчества, помогает осмыслить и понять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты). Глава «Природа и творчество» посвящена биоархитектуре: мотивам природы в застывших формах, природной форме стилизации, связи природы и дизайна. Большое внимание уделено развитию заинтересованного отношения к природе: природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в природной среде. Работа на уроках направлена на понимание функциональной каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике. Значительное количество времени выделено на изучение изобразительного искусства в театре: сценографию, создание костюма, грима, оформление афиши, пригласительного билета. Завершают курс коллективные творческие проекты, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города. Раздел восприятия представлен очерками о художниках Леонардо да Винчи, Рафаэле Санти, М. А. Врубеле, Ж. П. Сёра, К. С. Петрове-Водкине, П. Пикассо. 8 класс Программа 8 класса, завершающая курс изобразительного искусства в школе, направлена на углубление знаний, полученных в предыдущих классах, и представляет собой начальный курс мировой художественной культуры. На этом этапе вводится понятие стиля в искусстве. В главе «Образы искусства» представлено искусство Древнего Египта и Месопотамии, Античности, европейского Средневековья, Возрождения. И далее —стили и направления: барокко и рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и модерн. Завершает обзор стилей искусство ХХ века (модернизм и постмодернизм). В курсе 8 класса рассматриваются и осваиваются художественно-образные средства искусства: форма, цвет (в живописи и в интерьере), композиция картины, уделяется внимание особенностям восприятия искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства), его пониманию и осмыслению. Раскрывается понятие импровизации в разных видах искусства, рассматриваются взаимосвязи «ритм — мелодия — динамика»; «равновесие — статика — динамика — симметрия», их роль в искусстве. Даётся представление о связи формы и содержания в искусстве. Осваивается взаимосвязь «композиция — конструкция — структура» на плоскости, в объёме, в пространстве. Большое значение в программе 8 класса придаётся самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся, способствующей развитию их творческой инициативы, креативности и социальности. Предлагаются комплексные методики развития у школьников стремления к самообразованию в области искусства. В содержании программы много внимания уделяется взаимодействию искусств, единой природе разных видов художественной деятельности на уровне художественного образа, художественной формы, пространственности, композиции, эмоционально-образной основе всех видов искусства. Творческие задания связаны с созданием пластической формы (живопись, скульптура, дизайн) по мотивам других видов искусства (музыка, литература, танец). В темах, связанных с восприятием искусства, нашли отображение понятия исторического времени и пространства, связь времён в искусстве: пространство прошлого, настоящего, будущего. Формируется представление школьников о том, что художники — это свидетели истории. Подробное знакомство с биографией и творчеством Д. Веласкеса, Рембрандта, Микеланджело Буонарроти, В. В. Кандинского, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Особое внимание следует уделить осмыслению пространственного образа разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, театра, живописи, литературы, музыки; человека в пространстве культуры и времени; зависимости формы, композиции, характера произведения от решаемого пространственного образа. Формируется представление о выражении времени в искусстве: «историческое пространство — человек — среда — искусство». Искусство позиционируется как средство познания и усовершенствования мира. Методической основой преподавания изобразительного искусства является: • опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества; • живое общение с ребёнком с учётом его возрастных особенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фактор); • применение методов проблемного обучения; • развитие наглядно-образного мышления учащихся; • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и отношений человека и природы, человека и культуры, роли личности в культуре, реализации человека в искусстве; • активизация проектного, пространственного, композиционного, аналитического видов мышления как основы укрупнения педагогических задач развития. |