Главная страница
Навигация по странице:

  • Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане на изучение данного предмета в 4 « А» классе отводится 3 часа в неделю. Общее количество часов в год – 102 часа.

  • Содержание курса направлено на достижение следующих целей

  • Формы организации обучения: -фронтальная;-парная;-групповая;-индивидуальнаяИспользование педагогических технологий

  • Виды контроля обучения

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Устное народное творчество

  • Социально-бытовая сказка

  • Природа и происхождение жанра пословицы

  • Биография автора художественного произведения

  • Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы умк Перспективная начальная школа


    Скачать 25 Kb.
    НазваниеРабочая программа составлена на основе Примерной программы умк Перспективная начальная школа
    Дата21.04.2022
    Размер25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПояснительная записка.docx
    ТипЗакон
    #488607

    Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования по литературному чтению для начальной школы в соответствии с существующей концепцией начального образования и реализует принцип концентрического построения курса.

    Рабочая программа составлена на основе Примерной программы УМК «Перспективная начальная школа»,авторы: Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с). и полностью соответствует ее содержанию.

    Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ

    1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент)

    2. Закон РФ «Об образовании»

    3. Типовые положения об образовательных учреждениях

    4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начальногообразования по литературному чтению

    5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе

    6. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской,

    7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта

    8. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

    9. Учебный план ГБОУ СОШ №311 с углубленным изучением физики

    Место учебного предмета в учебном плане

    В учебном плане на изучение данного предмета в 4 « А» классе отводится 3 часа в неделю. Общее количество часов в год – 102 часа.

    Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

    1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

    2.приобретения умения работать с разными видами информации;

    3. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

    4.воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

    Задачи:

    1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

    2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

    3. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

    4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе

    Формы организации обучения:

    -фронтальная;

    -парная;

    -групповая;

    -индивидуальная

    Использование педагогических технологий:

    -ИКТ

    -бригадно-индивидуальная технология

    -индивидуально-бригадная технология

    -игровая технология

    - парацентрические технологии

    Виды уроков:

    -изучения и первичного закрепления знаний

    -закрепления новых знаний и выработка умений

    - обобщения и систематизации знаний

    -урок проверки, оценки и контроля знаний

    - комбинированный урок

    - урок практической работы

    - экскурсии

    Виды контроля обучения:

    -контроль проверки правильности и осознанности чтения

    -тематические проверочные работы

    Требования к уровню подготовки учащихся
    по курсу «Литературное чтение»
    к концу четвертого года обучения


    Учащиеся должны знать/понимать:

    • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

    • названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

    • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

    уметь:

    • читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

    • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

    • различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

    • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

    • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

    • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

    • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

    • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

    • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

    • определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

    • самостоятельного чтения выбранных книг;

    • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

    • работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Устное народное творчество

    Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

    Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

    Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках индейцев майя, древнеегипетских сказках, легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам, в старославянских легендах и русских народных сказках.

    Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, чувство юмора.

    Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы.Связь с социально-бытовой сказкой: школа народной мудрости и жизненного опыта. Поговорки, посвященные миру природы и социальным отношениям, из сборника В. Даля.

    Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество). Былина о Святогоре и Илье как промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический (исторический) герой. Былина о Садко как промежуточное явление между волшебной сказкой и историческим повествованием. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

    Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

    Жизнь жанров фольклора во времени

    Взаимоотношения обрядов и праздников.

    Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

    Народная и авторская сказка.

    Пословицы и литературные крылатые выражения.

    Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

    а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

    б) сложность характера героя и развитие его во времени;

    в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»);

    г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

    д) выразительность художественного языка.

    Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

    Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

    Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные

    числа и волшебные слова.

    Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

    Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

    Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

    Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

    Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника).

    Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

    Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

    Лента времени. Формирование целостной пространственно-временной картины мира, включающей взаимосвязь древней модели мировосприятия (время как круг, пространство как два противостоящих мира) и конкретно-исторической современной модели (время как вектор; единое пространство).

    Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

    Представление о биографическом словаре. Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

    Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

    Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

    Формирование культуры предметного общения:

    а) умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

    б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

    в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

    КРУГ ЧТЕНИЯ

    Устное народное творчество

    Мифологические сюжеты: индейцев майя, Древнего Египта, Древней Греции, древних славян.

    Русские народные волшебные сказки:

    «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*; «Семь Симеонов», «Каша из топора».

    Пословицы и поговорки:

    а) русские пословицы и поговорки (сборник В. Даля),

    б) пословицы и поговорки народов мира;

    с) литературные крылатые выражения.

    Былины:

    а) Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;

    б) Новгородского цикла: «Садко».

    Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.

    В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок), «Приход весны»;

    А. Пушкин «Тиха украинская ночь», отрывки из «Евгения Онегина»;

    М. Лермонтов «Парус», «Ветка Палестины», «На севере диком»;

    Ф. Тютчев «Песок сыпучий по колени…», «Как весел грохот…»;

    А. Фет «Это утро, радость эта», «Я жду…», «Соловьиное эхо…», «Я долго стоял неподвижно»;

    И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Еще и холоден и сыр…», «Полями пахнет…»;

    Н. Заболоцкий «Сентябрь»*, «Вечер на Оке»;

    К. Бальмонт «Трудно фее»*,

    С. Есенин «Топи да болота, синий плат небес»;

    В. Хлебников «Мне мало надо», «Кузнечик»;

    В. Маяковский «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям»;

    Б. Пастернак «Опять весна»*, «Осень. Сказочный чертог…»;

    А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»;

    А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении).

    Классики русской литературы второй половины XX в.:

    С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

    Н. Рыленков «К Родине»;

    Н. Рубцов «Душа хранит», «Доволен я буквально всем», «Утро на море»*;

    В. Берестов «Морозный день», «Вот и ландыш отцвел», «Образец»;

    Н. Матвеева «В лощинах снег…»;

    Д. Самойлов «Красная осень»;

    В. Шефнер «Не привыкайте к чудесам»;

    А. Кушнер «Сирень»;

    В. Соколов «Сырые будни. Осени задворки…»;

    К. Некрасова «Весна»*;

    М. Яснов «До неба»;

    Б. Житков «Пудя»;

    К. Паустовский «Приключения жука-носорога»;

    Ю. Коваль «Орехьевна», «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

    И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Как мы ходили в театр», «Бедная Дарья Семеновна»;

    В. Голявкин «Оса»;

    В. Драгунский «Шарик в синем небе», «Девочка на шаре»;

    Л. Петрушевская «Нос»;

    Л. Улицкая «Капустное чудо», «Бумажная победа»;

    М. Вайсман «Шмыгимышь»;

    С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц»;

    Б. Сергуненков «Конь-мотылек».

    Зарубежная литература

    Древнегреческий «Гимн Природе»;

    Авторские волшебные сказки:

    Ш. Перро «Спящая красавица», «Рике с хохолком»;

    Бр. Гримм «Храбрый портной»*;

    Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении), «Огниво»*;

    С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

    А. Сент Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

    Д. Даррелл «Моя семья и другие звери» (отрывок).


    написать администратору сайта